Galyshenkaвсе записи автора8 ноября 1949 в маленьком городке Оргеев Молдавской ССР родилась прославленная артистка оперетты Лилия Яковлевна Амарфий
из воспоминаний Юрия Дмитриевича Субботницкого, школьного друга Лилии Яковлевны Амарфий:
- Еще в детском саду у Лилии проявились Богом данные природные музыкальные способности: слух, голос, природная пластичность, а главное какое-то целеустремленное упорство, желание быть центром внимания и выступать, выступать и выступать. Получать удовольствие от того, что ее песни и танцы нравятся зрителям.
Воспитатели, а затем и преподаватели настоятельно порекомендовали родным Лили уделить более пристальное внимание ее музыкальному развитию и образованию. Когда она подросла и стала ходить в школу, ее отдали учиться и в музыкальную школу. Тщательно все обдумав и рассудив, поднатужившись и приняв посильную помощь и участие многочисленных соседей, купили аккордеон. И, надо сказать, не ошиблись. Решение на все 100% было правильным и удачным, более того этот аккордеон сыграл очень важную роль в жизни Лилиной семьи. Уже занимаясь в старших классах общеобразовательной школы, Лиля сама в качестве музыкального воспитателя стала работать и подрабатывать «на жизнь», обучая оргеевских детишек петь, танцевать и таким образом приобщать прекрасному миру музыки и позволил семье сводить концы с концами.
Представьте себе крохотная девчушка идет из школы, а у нее за спиной на лямках огромный чемодан-футляр с аккордеоном. Дом, где я жил, находился на улице Сергея Лазо и окнами выходил именно на эту улицу. Улица спускалась с большим уклоном к большому лугу, где паслись козы, а уже за этим лугом, на улице Первомайской, находился домик, где жила Лиля. Мы были соседями, это рядом. Жила Лиля с мамой - Марией Ефимовной (тетей Маней) и со старшим братом Вовой. Папа умер рано, я его не помню и никогда не видел.
Зимой улица С. Лазо оледеневала и превращалась к великой радости местной детворы в настоящий каток. Лилия весьма оригинально использовала футляр аккордеона. Она садилась на него верхом и лихо скатывалась вниз как на санках. Моя мама часто говорила мне: «Юра! Быстро подойди к окну, там твоя невеста катается на баяне»....
Ария Сильвы "Частица черта" из оперетты И. Кальмана "Королева Чардаша" (Сильва), фрагмент судебного заседания передачи "Обвиняется оперетта", 1989 г.
...был организован ВИА «Кодру» («Лес»), душой, сердцем, яркой звездой и естественным центром, вокруг которого все вращалось, конечно, была Лиля. Она была настоящим генератором, вечным двигателем разнообразных идей, предложений, любопытных решений, творческих задумок и сумела-таки разбудить вечно сонный провинциально-болотный Оргеев...
...Ансамбль все чаще и чаще стал выступать, давать концерты. И на эти концерты, а вернее и точнее сказать «на Лилю» стало приходить горожан все больше и больше. Вскоре концерты стали настолько популярны, что каждый из них ожидался буквально всем городом с нетерпением. И каждый из них был настоящим событием в жизни города.
Но мне запомнился один концерт, на мой взгляд, как теперь бы сказали судьбоносный. Была подготовлена новая программа. Повсюду в городе были развешаны афиши, и публика, как будто предчувствуя что-то необыкновенное и неординарное, буквально «повалила» на концерт. Достаточно большой зал был полностью заполнен, забит до отказа. Зрителей было так много, что не было свободного места даже в проходах, вдоль стен, а балкон чудом выдерживал непомерный вес пришедших горожан. В это время была необычайно популярна мелодичная и веселая финская песенка «Руды, руды – рикс». Лиля вышла на сцену в костюме красной шапочки. На платьице был красный фартушек в белый горошек, естественно на ней была красная шапочка, а в руках плетенная ивовая корзиночка, в которую она по задумке должна была собирать растравленные по сцене грибы. Зал замер. Допев песенку, Лиля, повертев в руках микрофон, а они тогда были шнуровые, и, не найдя куда его положить, неожиданно засунула его в горловину саксофона, на котором виртуозно наяривал саксофонист Тюля. Саксофон от обиды и такой наглости оглушительно взревел, взвыл, а мощные динамики буквально взорвались многодецибельно усиленным звуком. А Лиля как ни в чем не бывало пустилась танцевать и собирать грибы. Зал сначала замер, затих, а затем охнул и разразился водопадом аплодисментов, восторженными воплями, криками, свистом, топотом ног. Все присутствующие, потеряв самообладание, находились в полном экстазе, попав под влияние настоящего волшебства, которое струилось со сцены. А Лиля на бис пела и танцевала...
попав под влияние настоящего волшебства, которое струилось со сцены. А Лиля на бис пела и танцевала...
Мне кажется, что именно тогда невообразимый рев динамиков и рев зала как бы возвестил и отметил рождение и вспышку новой ярчайшей творческой кометы, имя которой Лилия Амарфий. А многокрасочный и многогранный талант которой впоследствии разгорелся в полную силу. И потом, когда Лилия приезжала с концертами в Кишинев, Оргеев, Черновцы уже в статусе народной артистки России и будучи примой Московского театра и оперетты...
Ария Гризабеллы из мюзикла Э.Л. Уэббера "Cats". Народная артитска России Лилия Амарфий. Телебенефис "Как в старом кино", режиссер Марат Ларин. 1989г.
Танго "Шоколад", композитор А.Вилладо. Народные артисты России Лилия Амарфий и Александр Маркелов. Телебенефис Лилии Амарфий "Как в старом кино", 1989г., режиссер Марат Ларин
Дуэт "Cheek to cheek" (Щека к щеке). Музыка И. Берлина
Народная артистка России Лилия Амарфий и заслуженный артист России Сергей Алимпиев
Телебенефис Л. Амарфий "Как в старом кино", 1989г., режиссер Марат Ларин
Танец Чарльстон. Народная артистка России Лилия Амарфий
Телебенефис Л. Амарфий "Как в старом кино", 1989г., режиссер Марат Ларин
Дуэт из передачи "Любовь и фантазия", народные артисты России Лилия Амарфий и Александр Маркелов. 1990-й год
"Кенгуру" из оперетты П. Абрахама "Бал в Савойе"
народная артистка России, Примадонна Московского театра Оперетты Лилия Амарфий
телебенефис "Приключения в замке", режиссер Марат Ларин, 1976 г.
Ария Танголиты из оперетты П. Абрахама «Бал в Савойе»
Народная артистка России, примадонна Московского театра оперетты Лилия Амарфий
передача «Любителям оперетты», 1974 год, режиссер Марат Ларин
Ария Галатеи из оперетты Ф. Зуппе "Прекрасная Галатея".
Народная артистка России Лилия Амарфий.
гастроли в г. Екатеринбург, 1996г.
В.Купревич, "С первого взгляда", ария Вали
Народная артистка России Лилия Амарфий
Фильм-концерт "Мелодии из оперетт советских композиторов" (1978 г.)
Белые горошины. Дуэт Алексея и Вали из оперетты С.А. Заславского "Искатели сокровищ". Народная артистка России Лилия Амарфий и заслуженный артист РСФСР Николай Коршилов.
Передача "Вас приглашает оперетта", 1985г.
Финал бенефиса актрисы - спектакля по пьесе П. Гаринеи и С. Джованини (музыка Р. Рашеля) «Римская идиллия»
Народная артистка России Лилия Амарфий и заслуженный артист России Сергей Алимпиев, балет театра Московский театр Оперетты
... Я, наверное, единственный в этом мире, а может один из немногих, который видит в тебе сейчас не прекрасную женщину, не знаменитую актрису московской оперетты, не Приму, не народную артистку Росси, а ту крохотную, бедновато одетую (все мы жили тогда не богато) девчушку, с раскрасневшимся от мороза веселым, прекрасным личиком, лихо съезжающую на футляре от аккордеона по ледяному уклону улицы...
Сейчас я сижу за своим письменным столом и перезаписываю из своей памяти на электронные носители информации хрупкие, полуистлевшие, полупрозрачные и выцветшие от времени, стремительно ускользающие в небытие обрывки воспоминаний далекого прошлого и считаю, что мне надо, обязательно надо выполнить свой долг перед светлой памятью Лилии Яковлевны Амарфий и восстановить то, что я еще помню, потому что с моим уходом из этого мира навсегда исчезнут эти запечатленные только в моей памяти мгновения...
Работая над этим текстом, я как будто еще раз снова прожил свою юность, свое отрочество, зрелые годы. Вспоминая и анализируя прожитую жизнь, я с полным откровением могу сказать, что самым ярким, самым светлым, самым прекрасным воспоминанием, как полет бабочки, главным событием и главной составляющей моей жизни было знакомство с Лилией Яковлевной.
Закончить свои воспоминания хочу четверостишием Мирры Лохвицкой:
...О той, которую любил,
Теперь вздохну с печалью тяжкой.
Я жизнь твою боготворил,
И назову ее прекрасной...
Лиличка! Живой тебя представить так легко, что в то, что нет тебя, поверить просто невозможно.
И может быть когда-нибудь где-то там, далеко-далеко, за линией горизонта, в бесконечной, безмерной и бездонной глубине голубого неба, мы встретимся с Лилей, на этот раз — навсегда!
Огромнейшее спасибо за пост о моей любимой актрисе!Боже!Как я была в нее влюблена!Она была просто очаровательна!Талантливая ,красивая,темпераментная!
Жалко,что так рано ушла!
Спасибо. Хороший жизнерадостный пост. Совершенно не знаком с героиней. Мои представления об оперетте окончились вместе с уходом Шмыги. А что творится сейчас с опереттой? Давно не проходил мимо театра. Говорят мюзиклы совсем потеснили ее со сцены. Если это так. Жалко. Хороший был музыкальный жанр. В середине этого поста героиня отплясывает чарльстон. Некоторое время назад была публикация о рег-тайме. Отце всех ритмических танцев. Недавно обнаружил отголосок того ритма у нас на Руси. Можно предложить посмотреть и послушать? Где-то это перекликается с опереттой. Сегодняшней темой.
oberon-00, если звучит народная музыка, то не значит, что еще танец народный - но весело, зажигательно, от души...
Я большая любительница оперетты, но предпочитаю не наши постановки, а например, венгерские...благо в инете можно найти все, да и в живую у них был тур по России в прошлом году, в начале этого с заездом в мою Казань...
КЛИМ1, ну они явно под русских танцуют не смотря на современный прикид и танцевальные движения...Возможно в группе действительно одесситы, живущие в Германии.