Майя_Пешкова все записи автора
В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, которые не полностью совпадают с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы. Каждый из этих трёх периодов начинался с заимствования какой-либо их характерных черт французской готики, которая затем трансформировалась в соответствии с местными архитектурными традициями.
Первый период – ранняя готика. 1170-1240. на этом этапе создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора из Санса. Он использовал здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики.
Модель строительства
Второй период называют «украшенной» готикой. 1240-1330. он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались на собор в Реймсе.
Третий, самый продолжительный, период – это период «перпендикулярной» готики. 1330-1530. несмотря на то, что перпендикулярная готика восходит к французскому лучистому стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.
Образец английской готики – собор в Солсбери. Это трёхнефный собор длиной 140 метров с большим хором, двумя трансептами и прямоугольной апсидой. Большой, просторный первый трансепт пересекает здание посередине, снаружи это средокрестие увенчано башней. Башня средокрестия самая высокая в Англии, 135 метров, завершается шатровым покрытием. В восточной части возвышается ещё один трансепт, не столь внушительных размеров.
В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая распластанность здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо общепринятого одного. Как специфически английскую черту можно назвать огромную башню на средокрестии, она является доминантой многих соборов.
Скульптуры восточного фасада
При взгляде на собор в Солсбери средневековый зритель не обнаружил бы открытых контрфорсов, производящих столь эффектное впечатление в образцах французской архитектуры. Первоначально контрфорсы в Солсбери были помещены под крышами боковых нефов, это типично английский строительный приём, который идёт от англо-нормандской традиции.
Скрывать контрфорсы было принято по двум причинам. Во-первых, английские готические постройки были сравнительно низкими, центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25, 6 метров в высоту.
Во-вторых, английские зодчие до последнего сохраняли нормандскую толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленить на слои и пронизывать галереями и коридорами. По этим двум причинам и появлялась возможность строить каменные своды центрального нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов.
Этот метод представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической точки зрения французскому готическому стилю с его постройками головокружительной высоты и каркасной структурой стен.
Аркбутаны, которые мы видим сегодня, были сооружены позднее.
Вернемся от сурового архитектурного описания(может кому-то и пригодится) к истории его строительства...к лирике т.с.
Walking Madonna by Elisabeth Frink
Солсбери – город в Англии в 150 километрах на запад от Лондона. Город расположен у слияния пяти рек – это Наддер, Эббл, Уайли и Бурн которые впадают в Эйвон. Недалеко от города расположен знаменитый Стоунхендж.
Но город знаменит не только каменной постройкой неизвестного происхождения. Достопримечательностью города является самый высокий в Великобритании собор – это готический собор Девы Марии или просто Солсберский собор (Salisbury Cathedral).
Расположен собор не в центре города а в удалении на 3 километра от городской площади, в саду окруженном зеленью. Ранее, еще в железном веке, здесь находилось земляное укрепление, с приходом римлян была построена небольшая каменная крепость. Затем здесь вырастает город, Вильгельм Завоеватель строит здесь замок и собор.
Предшественником солсберийского кафедрального собора является норманнский собор 1190 года в Старом Саруме — ныне несуществующем древнем поселении в двух милях от современного Солсбери. В 1219 году, в связи с разногласиями между шерифом Уилтшира и Епископом Солсберийским, центр епархии был перемещён из городка на близлежащую равнину, где началось возведение нового собора.
Вокруг стройки начал быстро расти город — Новый Сарум, что привело в итоге к упадку его древнего предшественника, дома и стены которого постепенно разбирались на строительный материал.
При этом, если прежний собор был «втиснут» в пределы небольшого замка, возведённого ещё в 1070 году Вильгельмом Завоевателем, — новый кафедрал построили на широкой «ниве». За образец взяли готический кафедрал в Линкольне. Сам же город Новый Сарум впоследствии получил имя Солсбери.
По одной версии место указала пущенная со стен крепости стрела, по другой Сама Пречистая Дева указала место строительства нового собора для епископов. Так со временем Олд Сарем зачах как город и центр местной провинции, а Солсбери стал Нью Саремом и вобрал в себя все привилегии старого города, хотя Олд Сарем даже же будучи небольшим поселением сродни деревне посылал в парламент своих депутатов, скорей как в дань истории а не как провинциальный центр.
Место на котором стоит собор болотистое, да и история постройки такого огромного и высокого храма до наших дней не дошла. Все это обросло мистикой и легендами, и уже в 20-м веке вдохновило английского писателя У. Голдинга написать роман «Шпиль» и в нем высказать свою теорию возникновения и постройки собора на этом месте.
Грандиозность, высота, красота и загадочность собора притягивает к себе не только верующих англичан и паломников, но и немало туристов и зевак. За год собор посещает более 700 тысяч тристов.
Башня над средокресием поставлена позже в 1313 – 1320 годах. Интересно то, что основа башни не более метра, то есть эта башня массой 6000 тонн стоит практически без фундамента, и стоит 7 веков!
Говорят если стать под колоннами поддерживающими центральный шпиль и посмотреть вверх, то можно видеть как они прогнулись под его огромной массой.
Собор часто реставрировали, и не всегда удачно. Он сильно пострадал во времена Реформации – иконоборцы-протестанты посбивали многие скульптурные изображения на стенах храма, сейчас их заменяют современные копии.
Окна собора богато украшены витражами, некоторые из них старинные некоторые заменялись в окнах во время реставрации.
Кроме своей архитектурной особенности собор обладает самым старинным в мире работающим часовым механизмом, и одной из четырех уцелевших экземпляров «Великой хартии вольностей».
В ней регулировалась жизнь государства и граждан, из 63 положений записанных в ней сейчас силу имеют только 3 – меняются люди, меняются ценности, а за ними меняются и законы. Эта, так называемая Магна Карта, являет собой средневековую декларацию прав человека датированную 15 июня 1215 года, оригинал подписанный королем Иоанном не сохранился.
Первый камень собора был заложен в 1220 году, и, несмотря на то что освящён он был в 1258 году, окончательно строительство завершилось лишь в XIV веке. Официальное название Солсберийского собора — собор Девы Марии. Шпиль этого сооружения, который очень любил изображать Джон Констебль в своих работах, является самым высоким в Англии — его высота достигает 123 метров.
Кроме того, собору принадлежит ещё несколько рекордов, среди которых площадь его территории и размер внутреннего двора (это самый большой в Англии внутренний двор, окружённый галереями).
Хотя, конечно, чтобы оценить масштаб здания и понять, насколько он велик, необходимо оказаться рядом с ним. Честно говоря, Вестминстерское аббатство показалось мне очень даже небольшим в сравнении с Солсберийским собором. С внешней стороны его украшают стрельчатые ниши, резьба по камню и многочисленные скульптуры.
По внутреннему двору можно прогуляться бесплатно, но за вход в само здание придётся заплатить. Собор и правда невероятно красивый. Жаль только, что фотографии совсем не передают его внутреннюю атмосферу.
Возможно, в Солсберийском соборе благодаря ощущению огромного пространства мне было легко, комфортно и просто хотелось подольше здесь побыть.
Процесс строительства собора отличался от прочих культовых сооружений, прежде всего, тем, что место было выбрано в некотором отдалении от города, а не в его центре, как это обычно было принято во времена средневековья.
Как это нередко бывает в католических храмах, внутри Солсберийского собора покоятся рыцари, епископы и другие представители знати. Также можно увидеть настоящие боевые знамёна.
Солсберийский собор — строгий, величественный, роскошный и, наверное, совершенный. Привлекая к себе внимание, он не оставит равнодушным никого.
Терминология
Трансепт-
Трансепт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.На схеме розовым цветом.Прямоугольная неокрашенная часть-неф
Неф
Неф — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Контрфорс
Вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
хорошо видны5 контрфорсов с аркбутанами, справа виден угловой контрфорс. Батское аббатство
Аркбутан — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания
Два аркбутана передают нагрузку на один контрфорс
http://art.gothic.ru/
Evans, Sydney. Salisbury Cathedral: A reflective Guide, Michael Russell Publishing, Salisbury. 1985. Martín-Gil, J; Martín-Gil, FJ; Ramos-Sánchez, MC; Martín-Ramos, P. The Orange-Brown Patina of Salisbury Cathedral (West Porch) Surfaces: Evidence of its Man-Made Origin. Environmental Science and Pollution Research, 12(5):285–289. 2005.