Мужчина, который любил женщин.Китагава Утамаро |
Сложно найти художника, увлечённого противоположным полом более, чем Китагава Утамаро. Или того, в чьём творчестве было бы такое же изобилие различных изображений женщин: работающих, ожидающих, делающих макияж, расчёсывающих волосы, готовящихся к дневному выступлению или просто думающих, чувствующих, наблюдающих.
Пожалуй, единственный его соперник в этом смысле — Дега, который высоко ценил творчество Утамаро, коллекционировал его гравюры и учился по ним.
Утамаро, скорее всего, родился в 1753 году в Эдо (нынешний Токио)Китагава Утамаро, настоящее имя Нобуёси, а Утамаро является псевдонимом, который художник стал использовать с 1781 г.
Китагава Утамаро жил и работал в столице Эдо, куда переехал после смерти своего отца. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн - художника школы Кано.. Возможно, был женат и жил в одном из лицензированных публичных домов, но совершенно точно умер в 1806 году.
Его слава достигла Запада несколько десятилетий спустя, когда писатели вроде Бодлера и Эдмона де Гонкура начали покупать его гравюры на дереве. За ними последовали Мане, Моне и Тулуз-Лотрек.
Художник изменчивого мира, "укиё-э, в последние несколько лет он подвергся критике искусствоведов, сетующих на то, что Утамаро практически никогда не изображал страдания куртизанок, не рисовал их в бедности и угнетении... Надеюсь, эта статья и коллекция представленных работ художника с иной стороны откроет для вас его творчество, в котором, на самом деле, присутствуют и изображения одиноких ночей куртизанок, и их жестоких клиентов, и даже откровенного насилия.
Картины подобной тематики были отобраны Тимоти Кларком, куратором японского отдела в Британском музее, и художником Джулианом Опи с целью сделать акцент на доминирующем положении женских образов в творчестве японского мастера.
Вот гейша держит письмо... Коралловые рукава чуть подвёрнуты и обнажают бледную кожу запястий. Свиток раскрывается в сторону к зрителю, её тело обращено к письму, а обвивающий узор её платья убегает в обратном направлении. Её губы в форме маленького треугольника как будто что-то шепчут вслух. Драма невидимого мира вся здесь, в малюсеньких уголках её рта.
Другая девушка держит край кимоно в зубах, как будто переходит через реку. Ниспадающие линии её одежд указывают на нижнюю часть картины, где мы и находим отгадку. Она изящно, элегантно, но в то же время зазывающе придерживает материю, смеясь и флиртуя.
Тонкие, изысканные линии Утамаро плывут по странице волнами. Форма женского образа и течение — первое, что видит зритель. Изящные пальцы собирают складки ткани вокруг фигуры, оставляя обнажённым буквально несколько миллиметров тела.
Женщины Утумаро обычно показаны сквозь бумажный экран, кисею или тонкий трикотаж, иногда через прозрачный шифон в горошек. Эффект тумана и вуали создаётся с помощью мелко помолотой слюды. Утамаро использует едва уловимые полутона.
Его цвета простираются в диапазоне от черного к белому, рассыпаясь на оттенки серого, сливового, тёмно-коричневого и цвета охры, создавая ощущение, что всё происходит в мире снов. В каждой гравюре он играет с разными видами изображения.
Будь то силуэт, тень, отражение, иллюзия, реальность, взгляд зрителя неустанно изучает картину, дабы понять истинный смысл рисуемой сцены.
Искусство сокрытия и разоблачения особенно проявилось в работе "Москитная сетка", где одна девушка призрачно виднеется за занавесью, а другая показана на переднем плане. Обе замерли перед чем-то невидимым и не менее загадочным.
Может быть, они проститутки. Может быть, нет. В отличие от проституток Тулуза-Лотрека, проститутки Утамаро обладают тем же достоинством, что и его аристократки. В коллекции шедевров Утамаро есть один особенно красивый образ.
Прекрасная незнакомка в чёрном кимоно, соломенный коврик у неё под рукой указывает на род её занятий. Она ждёт в темноте, задумавшись о чём-то в трагической тоске.
Жил ли Утамаро среди них? Скорее всего, нет. Тем не менее, нас не покидает ощущение, что автор присутствовал там, что он наблюдал за этими женщинами наяву, смотрел из-за их плеча, чувствовал аромат их напудренной кожи, почти касался их пальцев… И это “присутствие” можно расценивать как величайшее из дарований мастера.
Кимоно словно “вытекает” из картины. Рука девушки спрятана за нижней частью картины, за рамой, как будто за прилавком. Мягкие нити расчёсанных волос устремляются вам навстречу.
Утамаро довольно часто изображал фигуры наполовину, предпочитал большие портреты и близкие ракурсы, особенно часто он рисовал официантку Нанивайя Окита и продавщицу Такасима Охиса. Толпы людей приходили посмотреть на девушек на их рабочих местах. Для современного зрителя практически незаметны различия между ними (Утамаро иногда изображал их вместе). Пожалуй, только немного более орлиный нос и менее выгнутые брови у одной их них. Наверное, образы этих красавиц — незначительные вариации в его представлениях о красоте.
Сущность Утамаро заключается как раз в создании малых, но значимых деталей. Замысел художника раскрывается только тогда, когда зритель воспринимает весь образ в совокупности всех мелочей.
Посмотрите на нижнюю губу замужней женщины в работе “Размышляющая любовь”. Ключ к разгадке её характера — в сбритых бровях, которые говорят о том, что она более не свободна. Их почти не видно, они в миллиметр толщиной, но это главная деталь всей картины, дающая понять, что былая любовь подошла к концу.
Самая известная картина Утамаро, ещё и самая эротическая, но не порнографическая (такие картины Утамаро создавал в том числе), рисует мужчину и женщину в комнате наверху.
Два полуобнажённых тела сближаются в порыве, сминая одежды. Её спина обращена к нам, его лицо невидимо, кроме одного глаза, который полностью сосредоточен на женщине. Контуры её подбородка и его, кажется, слились в один силуэт лица. Единственные чёткие жесты во всей картине: её рука, нежно прикасающаяся к его лицу, и его рука, покоящаяся на её обнажённом плече. Акт проникновения завуалирован у женщины прозрачным шифоном, а у мужчины — поднятым веером. На то, что не показано на картине, “намекает” узорная ткань: смешиваясь, скручиваясь, сбиваясь, оборачиваясь в текучей гармонии страстного слияния.
Утагава фактически первым показал женское тело с таким изяществом, элегантностью и с тонким намеком на эротику. Так он стал одним из величайших мастеров направления японского искусства, известного как бидзин-га (bijin-ga).
Источник: Творчество Китагава Утамаро
http://zen-designer.ru/artists/268-kitagawa-utamaro
И еще несколько его интересных картин
Юный самурай
Шельма
Час собаки
Хлопок с цветочным узором
Час змеи
Правительство сёгуна считало работы Утамаро аморальными и издавало один запретительный указ за другим. А ему было плевать на запреты и осуждение. Он не стеснялся зашифровывать в своих гравюрах непристойную сатиру на известных чиновников.
Однако плохие отношения с сёгунатом и погубили Утамаро. В 1804 году он создал картину-триптих «Развлечения Тоётоми Хидэёси и его пяти наложниц к востоку от центра столицы». Тоётоми Хидэёси был крупнейшим политическим деятелем и знаковой фигурой в истории Японии. Его образ было запрещено использовать в легкомысленных гравюрах укиё-э, а также в театральных пьесах и популярной литературе.
Роковой триптих «Развлечения Тоётоми Хидэёси и его пяти наложниц к востоку от центра столицы»
Еще одной скандальной работой Триптих Утамаро была работа, где Хидэёси (его имя было изменено, но на гравюре был изображен герб Хидэёси) был изображен в отвратительном виде - он пристает к своему пажу, а за его спиной слуга домогается женщины.
Герб Хидэёси, который можно увидеть на оскорбительных гравюрах Утамаро.
Учитывая, что под старость Хидэёси окружил себя гаремом из 12-летних наложниц, непристойный смысл гравюры был понятен зрителю.
Гравюры Утамаро, оскорбившие сёгунат.
Эти работы Утамаро были призваны оскорбительными, и художник оказался в тюрьме.
Вскоре, правда, его отпустили под домашний арест, но подвергли страшнейшей для художника пытке – связали руки на пятьдесят дней.
За эти пятьдесят дней он превратился в сломленного, больного человека.
Однако тюремное заключение только подлило масло в огонь его славы. Пытаясь найти забвение в работе, он брал заказ за заказом, не давая себе ни малейшей передышки.
Утамаро безумно много работал.
Спустя два года он скончался от чрезмерного переутомления. Ему было всего пятьдесят четыре года.
Одна из служанок токийского чайного домика - Нанивайя Окита, это ее облик он так любил рисовать, - омывала его тело перед погребением…
Посмертная слава Утамаро невероятна. Ван Гог, Дега, Мане, Тулуз-Лотрек и многие другие новаторы и революционеры в области искусства скупали его гравюры и называли своим учителем. Его работы хранятся во многих музеях по всему миру, некоторые из них не демонстрируются публике из-за чрезвычайно хрупкого пигмента красок.
Он серьезно увлекался поэзией, писал хайку и иронические стихи кёку, рисовал актеров театра Кабуки, но прославился изображениями красавиц - этот жанр называется бидзинга. Впрочем, и увлечение литературой не прошло даром – для своего издателя он выполнил множество иллюстраций с изображениями растений, птиц и насекомых.
Эти работы – тонкие, изящные и очень подробные, взгляд художника пристален и внимателен, каждая деталь имеет значение.
Цикл «Книга насекомых» был по-своему необычен – ранее мастера гравюры не обращались к жизни столь крохотных существ.
Здесь Утамаро вводит и еще одно небольшое новшество – отходит от черного контура, что позволяло сделать изображение максимально реалистичным.
«Это настоящая живопись сердца» - писал о «Книге насекомых» его учитель.
Утамаро был реалистом в изображении животного мира.
После смерти Утамаро, его ученик Коикава Сунчо продолжил его дело, подражая и копируя учителя, вплоть до 1820-го года. В наши дни его работы именуют не иначе, как Утамаро 2. Потом он сменил имя на Китагава Тетсугоро и последующие работы создавал уже под этим именем.
Утамаро сделал в общей сложности более двух тысяч гравюр, а также много картин, суриномо, множество иллюстраций для книг. Утамаро, наряду с Катсусика Хокусай, стал одним из первых великих японских художников, которые стали известны в Европе. Тулуз-Лотрек, кстати, был большим поклонником Утамаро. Его плодовитая карьера и очевидный талант укрепили его место как одного из самых видных японских художников гравюры, а также его заметное влияние на западный мир искусства.
Он единственный из своих современников в жанре укио-э, кто достиг славы национального художника. Его чувственная женская красота в гравюрах считается лучшей из всего направления бидзин-га. Он преуспел в изображении тонких аспектов личности и женщин всех классов, возрастов и обстоятельств жизни. Репутация Утамаро остается неизменной, он считается одним из полдюжины величайших художников укио-э всех времен.
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/100718/39614
https://artchive.ru/artists/6791~
Рубрики: | ВОСТОК- дело тонкое (всё про Азию)/Япония живопись, графика, акварель/Жанровая живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |