-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234052


Приключения иностранцев в России (часть2). Французы-танцмейстер Йогель

Вторник, 05 Июня 2018 г. 08:31 + в цитатник
Galyshenka все записи автора

(часть1). Греки - Максим и Феофан

Несмотря на войну с Наполеоном, французская культура в России была в моде. Что этому способствовало - утонченность манер и этикета, красота французского языка, нашествие на богатые русские хлеба французских учителей-гувернеров? Возможно в дальнейшем и получиться разобраться в этом непростом вопросе, а пока: "Будемте танцевать!"
Балы в среде русского дворянства занимали особое место. Бал служил некой мистической идее -этот мирской церемониал как бы олицетворял на земле бесконечное кружение ангелов, прославляющих Господа и Пресвятую Троицу. Но главное предназначение бала всё же было гораздо понятнее - на балах ведь «делались» браки.
Один из самых знаменитых браков в русской культуре - А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой, тоже был предрешен на балу.
 

2018-06-05_00-30-02 (700x553, 154Kb)


Они познакомились в в 1829 году на «детском балу» у танцмейстера Йогеля, где подростки учились танцевать, а зрелые мужчины приглядывали для себя будущих невест . Натали недавно исполнилось шестнадцать лет, и она только-только начала выходить в свет. На ней было белое платье, а на голове – золотой обруч. По его собственному признанию, он "впервые был робок".
Под впечатлением от встречи он написал изящный экспромт, известный по многочисленным спискам: «Я пленен, я очарован, словом – я огончарован!».

«Никогда ещё с таким грустным чувством не приезжал я на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр Вяземский что – то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее - в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых... Я шагнул на встречу своей судьбе"
 

31.03.200814-11-39_0059 (1) (572x700, 230Kb)


Итак, первая встреча А.С. Пушкина и Натальи Гончаровой произошла на «детском балу» у танцмейстера Йогеля.

0_1d5d36_f2ab3f00_orig (700x466, 211Kb)

Петр Андреевич Йогель (1768-1855) - тот самый легендарный московский танцмейстер, у которого учились танцевать дворянские дети нескольких поколений, в том числе и Пушкин, и будущие декабристы.

2a02f3e9c7e1a33a89ab9aabe7b58c07 (700x495, 109Kb)

О самом Йогеле известно немного, Петр Андреевич, так окрестили его москвичи, был родом из Франции и приехал в Россию в 1798 году по приглашению Гаврилы Ильича Бибикова, чтобы обучить балету артистов крепостного театра имения Бибикова в Гребневе. Через два года он уже перебрался в Москву и открыл танцклассы для детей дворян. Вскоре его уроки приобрели популярность.
 

0_13dbc2_750ec952_orig (519x700, 408Kb)


Детей аристократии обучать танцам начинали с пяти-шести лет, и продолжалось учение до 16-17, когда девочек начинали выдавать замуж.
 

0_31b6fb_d1b6b7e6_orig (486x700, 96Kb)


Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
 

2001171309398 (469x700, 142Kb)


Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.
 

Rusheva_N_YUnye_volnodumcy_A_Delvig_A_Pushkin_I_Pushchin_V_Kyuhelbeker_pered_Derzhavinym_pered_ehkzamenom_v_licee_v_1815_godu_catpage (465x700, 71Kb)


В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

d479e6de31a5d723f1d1176dd46a25e8 (700x466, 70Kb)

Балетмейстер императорских театров Адам Глушковский оставил о Петре Андреевиче прекрасный отзыв: «К достойным особенного внимания старинным учителям бальных танцев в Москве принадлежит Йогель, который в своей молодости получил отличное воспитание: он изучил русский, французский языки и музыку как нельзя лучше, о бальных танцах нечего и говорить; кто в Москве не знает об его таланте? Сквозь его руки прошли три поколения! С искусством Йогель соединяет неоценимые достоинства общежития. Он находчив, остёр, всегда весел и любезен. Бывши во всех аристократических домах учителем, он везде умеет держать себя, как придворный века Людовика XIV, при котором вежливость была доведена до высшей степени.
Йогель не был театральным танцовщиком, но как аматёр изучил бальные танцы до возможного совершенства. Как живописцы разделяются на несколько родов, – на портретных, пейзажных, перспективных и проч, – так можно разделить и танцы на различные роды; Йогеля можно отнести к отличным танцмейстерам».
 

Rusheva_N_Pushkin_v_Odesse_tancuet_s_Amaliej_Riznich_Vtoraya_para_E_Voroncova_i_A_Raevskij (560x700, 111Kb)


Йогель регулярно устраивал балы, для которых снимал залы в Российском благородном собрании, университетском пансионе, в просторных домах вельмож и богатых владельцев.

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов. Бал для дворян был местом отдыха и общения.

Современники вспоминают, что «балы у Йогеля сочетали в себе преимущества общественных балов и частных, отлагая их неудобства. Простота и патриархальность – вот что царству на этих балах, с присоединением искренней веселости».

0_7a744_61a1797e_XL (700x357, 81Kb)

П.А.Йогель жил в приходе церкви Иоанна Богослова, на Бронной и часто устраивал балы в доме Кологривовых на Тверской. В письме к брату А. Булгаков описывал один из таких балов: «Сам я, хотя и нездоровый, поехал на всемирный бал, который Иогель дает всякий год для своих учениц.
Там была бездна — 500 человек. И хотя дом Кологривова на бульваре велик, с двумя залами, было тесно и жарко…»

Москва, 1839 год.
Цитата:
Галатея, 1839, № 4, с. 327
14 января
"Сегодня образователь по крайней мере четырех поколений ног московских, г. Йогель, давал бал в зале благородного собрания. Кто любит Москву и хочет изучить ее в подробностях, - тот непременно должен побывать у г. Йогеля. На всяком другом балу встретишь встретишь круг людей, совершенно отличающихся от прочих ярусов общества: порода, богатство, степень образованности дают каждому кругу свой оттенок; на балу у г. Йогеля эти оттенки слиты. Здесь найдешь модную, знатную барыню, в домашнем неглиже, гордо лорнирующую всех и каждого; рядом с ней полную супругу купца, обвешенную с головы до ног брильянтами; вот тихо гуляет чета мирных жителей хлебородной губернии, приехавших на две недели в столицу, а вот небогатый чиновник, в форменном фраке, робко лепится сзади кадрили, держа обеими руками шляпу. Все они собрались за одним делом: доставить детям своим удовольствие - натанцеваться, потому-то большая часть гостей - дети.
 

65618 (700x463, 242Kb)

35972_html_m493be6c2 (700x517, 51Kb)


Мило смотреть на их хорошенькие, еще не отуманенные заботой лица, когда седой, но веселый и добродушный хозяин бала устанавливает длинный польской: не преимущества общественные сводят тут пары, а - рост! Самые малолетние важно выступают вперед. Будущий министр, генерал или дипломат ласково лепечет со своею дамою - дочерью плебея; красавица, которой, быть может, предназначено блистать не при одном дворе европейском, умильно смотрит на своего кавалера - будущего писца какой-нибудь палаты... Счастливцы не думают о будущем.
 

016d9bdr (445x700, 132Kb)


В задних парах уже не то. Там как раз увидишь дитя лет в семнадцать, одетое девочкою только потому, что старшие три сестры - еще девушки. В ожидании вакансии в комплект взрослых, ей суждено являться на детских балах: таких малюток было не мало. Конечно, у них не было недостатка в кавалерах: много было танцовщиков особого рода - посетителей только танцмейстерских, или пансионных балов. Не знаю, к какому классу принадлежат они в обществе, но как их легко узнать, потому что целую зиму они носят одни перчатки и непременно белые, не пропускают ни одного танца, ангажируют первое встретившееся существо в женском платье и вертятся с ним в кадрили, не выпуская из рук шляпы...

Бал кончился часу во 2-м - котильоном. Впрочем, надо же было чем-нибудь кончить, а то неугомонные гости проплясали бы до обеден."
 

i-310 (377x600, 67Kb)

i-313 (468x598, 81Kb)


На так называемые детские балы Йогеля, где танцевали молодежь, adolescentes (подросточки), учитель всегда приглашал бывших воспитанников. Юные ученики могли показать свои успехи, потанцевать с «настоящими» партнерами, научиться поведению в обществе, умению поддержать разговор.

Детский бал Йогеля описан у Льва Толстого в романе «Война и мир»: «У Иогеля были самые веселые балы в Москве», и собирались на них не только юноши и девушки, «танцевавшие до упаду», но и люди постарше. На одном из этих балов Наташа Ростова танцевала с Денисовым польскую мазурку. «Он неслышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левою ногой подщелкивая правую опять летел по кругу».

doc6yokwczasq8fi5yu17g (700x518, 217Kb)

Итак, на балу у Йогеля А.С.Пушкин встретил юную Наталью Гончарову. Это случилось в 1826-1828 году и вполне могло произойти в доме Кологривовых (дом не сохранился).
Как бывший ученик Йогеля Пушкин был гостем его детских балов.

По воспоминаниям Надежды Еропкиной, «Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Вывозить её стали очень рано, в 14 лет, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей».

2018-06-05_00-01-32 (700x644, 177Kb)

Сын П.А.Вяземского Павел писал, что «Пушкин поражён был красотой Н.Н.Гончаровой с зимы 1828–1829год» и «Холостая жизнь и несоответствующее летам положение в свете надоели Пушкину с зимы 1828–1829г.»
Некоторые исследователи утверждают, что Пушкин впервые обратил внимание на Натали в 1826-м, в 14-летнем возрасте, когда она только начала появляться на балах у Йогеля.
 

Rusheva_N_Natalya_Nikolaevna_Pushkina_catpage (481x700, 548Kb)


В тот вечер, она подобно Наташе Ростовой «робела и старательно выделывала па».
Внучка Натальи Николаевны восторженно описывала тот бал своей бабушки: «Н.Н.Гончаровой только минуло 16лет, когда она впервые встретилась с Пушкиным на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от неё глаз».
 

123121003_35972_html_4d840e1 (563x700, 47Kb)

Шипицова-Пушкин-и-Натали-a.s.pushkinin.n.goncharova201116h18 (700x598, 175Kb)


Танцмейстер же Йогель окончил свой жизненный путь в Москве, оставив многочисленное потомство. Его сыновья Иван Петрович и Константин Петрович честно служили России на достаточно высоких должностях. Внук Йогель Михаил Константинович - писатель, публицист, автор популярных в свое время романов и повестей, автобиографических очерков.
Сам Петр Андреевич был похоронен на Ваганьковском кладбище. Могила по-видимому не сохранилась.

Рисунки Нади Рушевой
https://my.mail.ru/community/lifegp/multipost/620c00006eab080a.html
https://bodhij.livejournal.com/179417.html
https://madikenold.wordpress.com/2012/06/19/кологривовы-и-ко/
http://baza.vgdru.com/1/54956/
https://www.liveinternet.ru/users/panipolak/post169100750/

Серия сообщений "Балы и Бальные танцы":
Часть 1 - Последний бал Империи
Часть 2 - Карнавал английских аристократов (часть1)
...
Часть 16 - «Я помню вальса звук прелестный».Вальс в русской культуре
Часть 17 - В вихре вальса Иоганна Штрауса
Часть 18 - Приключения иностранцев в России (часть2). Французы-танцмейстер Йогель
Часть 19 - Русский вальс о Маньжурских сопках...
Часть 20 - «Амурские волны» любви
...
Часть 22 - Бал дебютанток журнала Tatler — 2019
Часть 23 - В кружении танца
Часть 24 - Вальсы Наташи Ростовой в Международный день кино

Рубрики:  Литература/О ПУШКИНЕ
культура
Танец
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 12 пользователям

Ratsevich_Svetlana   обратиться по имени Вторник, 05 Июня 2018 г. 11:49 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 05 Июня 2018 г. 20:22ссылка
светлана_Рацевич, очень вам рада, Светлана.
babeta-liza   обратиться по имени Вторник, 05 Июня 2018 г. 21:29 (ссылка)
Прекрасное было время! Балы, танцы...изящество, красота, великолепная музыка и галантность...спасибо Галя!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 05 Июня 2018 г. 21:34ссылка
babeta-liza, да, в каждом времени свои замечательные моменты. Можно только представить, как они собирались на бал, как готовились. Наверное в балах был весь смысл их жизни, успехи и неудачи.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку