-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234052


Музыка, которую любил и которой вдохновлялся Маяковский

Пятница, 21 Июля 2017 г. 07:41 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора
маяк (700x466, 293Kb)


Ко дню рождения В.В.Маяковского - 19 июля - Санк-Петербургская филармония им.Д.Д.Шостаковича совместно с Музеем Маяковского собрали плейлист из музыки, которую любил поэт, и которая его вдохновляла .

Такой музыки было достаточно, о чём осталось множество воспоминаний, поэтому они решили собрать её хотя бы частично, чтобы мы услышали, как чувствовал и каким музыкальным умом обладал поэт.

По своему отношению к музыкальному искусству Маяковский похож на многих из нас — он слушал то, что ему нравится, а то, что не нравится — миновал, порой категорично. Однажды, он «бежал от невыносимой мелодизированной скуки» «Острова мертвых» Рахманинова, «...априорно не любил Стравинского» и считал Прокофьева «настоящим композитором».

В плейлисте (комментарии взятые мной из многих открытых источников):

«Его любимые вещи» (слова Маяковского)



Пьеса С.С.Прокофьева «Наваждение», о которой Маяковский оставил запись во время концерта: «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича».

Прослушать запись Скачать файл

исп.С.С.Прокофьев


Смелая, стихийно мощная и дерзко впечатляющая пьеса — «Наваждение» (ор. 4) (Prestissimo fantastico),написанная в 1907 году. «Страшные всадники степей, подавляющие всякое появление жизни» (Б. Асафьев); «насильственное вторжение злых фантастических сил, враждебных человеку» (И. Нестьев) — так можно ассоциировать этот остро экспрессивный образ захватывающей силы.


• • •

Романс Ф.Шуберта на стихи Г.Гейне «В путь», которую поэт «всегда напевал», отправляясь на прогулку.




• • •

Л.В.Бетховен
«Под камнем могильным»

Прослушать запись Скачать файл

исп.Ф.И.Шаляпин

• • •

Романсы Н.А.Римского-Корсакова на стихи А.С.Пушкина

«Гонец»
Прослушать запись Скачать файл

Исп.А.Пирогов
«Пророк»
Прослушать запись Скачать файл

исп.Ф.Шаляпин


• • •

Р.Шуман
«Я не сержусь»,из вокального цикл "Любовь поэта"

Прослушать запись Скачать файл

исп.И.С.Козловский

• • •

Ф.Шуберт слова Г. Гейне
«Двойник»

Прослушать запись Скачать файл

исп.Ф.Шаляпин

«Двойник» подобен драматическому монологу, в котором тоска одиночества, доходящая до отчаяния, выражена с беспримерным трагизмом. Предельная скупость, аскетическая строгость выразительных средств находятся как бы в обратно пропорциональном отношении к силе выражаемых ими чувств. Здесь уже полный отказ от любимых и часто употребляемых изобразительных приемов в сопровождении, преобладание напряженных декламационных интонаций над лирической распевностью.

• • •

Баллада М.П.Мусоргского
«Забытый» (сл. А. А.Голенищева-Кутузова)

Прослушать запись Скачать файл


Против войн как страшного бича человечества направлена баллада «Забытый».
В 1874 году передовая общественность была взволнована следующим событием: в результате жестокой травли со стороны правительственных кругов известный русский художник Василий Васильевич Верещагин снял с выставки в Петербурге, а затем уничтожил три замечательных своих полотна, в том числе и картину под названием «Забытый».

Дело было в том, что Верещагин выступил с гневным обличением войн. Картина «Забытый» изображала лежащего на опустевшем поле брани русского солдата и стаю круживших над ним воронов. Правдивый рассказ о страданиях, причиненных войной народу, вызвал дикое озлобление правительства.

Уничтоженная картина и вдохновила Мусоргского и Голенищева-Кутузова на сочинение баллады. Поэт и композитор раздвинули рамки сюжета. Образу убитого солдата они противопоставили образ его молодой жены, баюкающей сына и поющей о скором возвращении отца, которому уже не суждено более увидеть родные края. Суров и гневен тон баллады. Драматизм ее обостряется сопоставлением двух предельно контрастных картин: поля боя, о котором повествуется в ритме скорбного марша, и сцены в родном селении, обрисованной ласковой мелодией колыбельной песни...



Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина, которую из оперных арий Маяковский любил больше других.




• • •


Русская народная песня «Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...», которую поэт упомянул в поэме «Хорошо».


Прослушать запись Скачать файл

исп.И. Петров





В 1899 году Глафира Галина написала стихотворение "Бур и его сыновья", которое после соответствующей народной переделки превратилось в известный романс "Трансваль, Трансваль, страна моя, ты вся горишь в огне..."

Песню о чужой войне, отгремевшей где-то далеко-далеко, в Южной Африке, распевала буквально вся Россия!
Но что всей России до англо-бурской войны? До далекой страны Трансвааль, которую мало кто представлял, где вообще она. Почему песня получила такое распространение?
Вот что пишет об этом фольклорист В.С. Бахтин
«Трудно назвать причины популярности песни, неисповедимы пути судьбы, как говорится. Просто очень сочувствовали бурам: маленький народ, свободолюбивый, и Англия, колониальная держава, хочет его угнетать и победить, покорить, сохранить свои владения».
«Даже киевские шарманщики, игравшие до тех пор только «Разлуку», начали играть новую песню: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне». За это мы отдавали им пятаки, припрятанные на мороженое» ( К. Паустовский)
Странное дело: тогда, на рубеже веков и эпох, «передовые люди» многих стран Европы были очень сильно озабочены героической и неравной борьбой двух маленьких бурских республик с огромной сверхдержавой того времени — борьбой за свободу и независимость. Но только лишь в России стихийно появилась народная, совершенно русская песня о той, в общем-то, «не нашей» войне. Только лишь в России песню эту распевали потом в окопах и Первой мировой, и Гражданской, и даже Великой Отечественной, только лишь в России её, однажды услышанную от отцов и дедов, вспоминали потом десятками лет.
Сегодня почти никто не знает о русском добровольческом движении тех лет, россияне в большинстве своем и не слыхивали о Трансваале и павших там русских героях.

• • •


Джазовая композиция «Hard Hearted Hannah» Эллы Фицджеральд. По приезду из США поэт попросил переводчицу и писательницу Риту Райт перевести «привязавшиеся» строки, которые он озвучил так: Хат Хардет Хена // Ди вемп оф совена // Ди вемп оф совена //Джи-эй. Она никак не могла понять, что же он бормочет, пока через много лет случайно не прочла их по-английски и поняла, что Маяковский повторял с «явно негритянским акцентом» «жестокую Ханну, пожирательницу сердец из Саванны».





• • •


Музыка Д.Д.Шостаковича к спектаклю Мейерхольда «Клоп» по пьесе Маяковского, над которой они работали вместе с поэтом. У них состоялся странный разговор: «Маяковский спросил меня: «Вы любите пожарные оркестры?» Я сказал, что иногда люблю, иногда нет. А Маяковский ответил, что он больше любит музыку пожарных, и что следует написать к «Клопу» такую музыку, которую играет оркестр пожарников».

Из музыки к пьесе Маяковского "Клоп". Два марша

Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл


А теперь обратите внимание на фото.
маяк (700x466, 293Kb)
В.Маяковский, А. Родченко (стоят), Д. Шостакович и В. Мейерхольд на репетиции спектакля по пьесе «Клоп» в театре Мейерхольда. Москва. Фото 1929

В начале 1929 года Мейерхольд решает поставить музыкальный спектакль «Клоп» по одноимённой пьесе Маяковского.
Шостакович вспоминал: «Мне казалось, что это неудачное творение Маяковского, но авторитет Мейерхольда, решившего поставить пьесу, был для меня настолько велик, что я не стал выражать своё мнение». Композитор согласился написать музыку к спектаклю. Для художественного оформления первой, «современной», части "Клопа" были приглашены Кукрыниксы. Вторую, «фантастическую», оформлял друг Маяковского Александр Родченко.
Интересен эпизод знакомства Шостаковича с Маяковским. Шостаковича представили поэту как «молодого, подающего надежды автора», и Маяковский величественным жестом протянул ему руку с двумя вытянутыми пальцами. Шостакович, стиснув зубы, подал в ответ один палец. Как рассказывают очевидцы, Маяковский внимательно посмотрел на композитора и сказал: «О, молодой человек, вы, кажется, далеко пойдёте». И подал ему полную ладонь. Позднее Шостакович
вспоминал, что в жизни Маяковский оказался совсем не таким, как на трибуне. «Это был очень мягкий, приятный и внимательный человек. Он любил больше слушать, чем говорить».
После одной из репетиций театральный фотограф и сделал этот снимок.

• • •


Сонаты А.Н.Скрябина. Достоверных сведений, что именно они были близки Маяковскому,не было найдено, но из воспоминаний Шостаковича известно, что «он с большим удовольствием слушает Скрябина», а из воспоминаний архитектора Бронислава Михайловского, что их дружба состоялась как раз из любви к сонатам Скрябина.

Соната для фортепиано № 3 фа-диез минор "Состояния души", op.23



Drammatico (00:00)
Allegretto (5:59)
Andante (8:19)
Presto con fuoco (12:53)

Третья соната была написана в 1897-98 годах и явилась кульминацией раннего периода в творчестве Скрябина. Это монументальное и очень цельное произведение: все его четыре части связаны интонационно, а две последних следуют без перерыва. Главная идея сонаты – становление человеческого духа в испытаниях. К Третьей сонате, которую композитор называл «Состояния души» (Etats d'ame), как нельзя лучше подходит скрябинское изречение: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи». 1. душа свободная, дикая, страстная (Allegro drammatico); 2. душа, утомленная страданиями;она нашла мнимый, кратковременный отдых. (Allegretto); 3. душа полна любви, грусти, неизъяснимых дум. (Andante); 4. в борьбе и буре стихий бьется в упоении душа (Presto) Героическая патетика первой части сменяется пружинистым и изящным Скерцо, божественной красотой третьей, медленной части, чтобы с новой силой выразиться в стремительном финале, который венчается победными фанфарными возгласами.

• • •

маяк (700x466, 293Kb)

Маяковский и музыка


Название этого очерка на первый взгляд может показаться странным. Ведь сам Маяковский говорил: «У меня с музыкой давние контры». Однако это всего лишь скромность и нежелание показаться сентиментальным. Поэт всегда был очень чуток к музыке «хорошей и разной», более того, обладал безупречным музыкальным вкусом и слухом, и по результатам недавних исследований, проведённых с помощью новейших компьютерных технологий, оказался в числе самых «музыкальных» поэтов мира. Маяковский рос в семье, где постоянно музицировали, пели русские, украинские и грузинские песни. Сам поэт впоследствии нередко напевал арии из сочинений своих любимых композиторов Мусоргского и Бородина, песни Шуберта и даже многие свои стихи. Он гордился «Могучей кучкой», нашим балетом, знал русские народные песни и мировую классику. Знаменательно, что молодой поэт напомнил Репину Мусоргского: действительно, духовная и душевная связь поэта и композитора несомненна. В то же время Маяковский терпеть не мог пошлой мещанской музыки, заезженных опер. Известно его неприятие «Острова мёртвых» (самого спорного произведения Рахманинова), сдержанное отношение к музыке модного в Европе неоклассика Стравинского.
Любовь к сонатам Скрябина сблизила поэта с архитектором, художником и музыкантом Б. Б. Малаховским, который играл Скрябина для Маяковского в своей квартире на набережной реки Ждановки, № 3. Однако любимейшим композитором поэта был Сергей Прокофьев, которого он рисовал (рисунок с дарственной надписью не сохранился). Они были очень близки — первый поэт и первый композитор ХХ века. Мне доводилось видеть в Музее Маяковского в Москве одну из его записных книжек с названиями лирических произведений Прокофьева, которые тот играл для поэта в Берлине в 1927 году. Маяковский специально заехал к нему, возвращаясь из Парижа.
Маяковский оценил голос Лемешева, сравнив его с Собиновым (Леонидом Лоэнгринычем в стихотворении «Сергею Есенину»). Из многих иронических высказываний поэта вовсе не следует, что он не ценил своих оппонентов и противников. Маяковский был потрясён гением Шаляпина, а тот сказал ему: «Вы в своём деле тоже Шаляпин».
Под влиянием поэта Шостакович написал музыку к пьесе «Клоп». Маяковский оценил музыку С. Каца к «Левому маршу» (другой вариант был создан Г. Эйслером и звучал в исполнении Э. Буша). В поэзии Маяковского очень много музыкальных тем. Там звучат русские народные и революционные мелодии, мотивы частушек и городских романсов, и, конечно, трагические ноты («Про это»). Постепенно его поэзия приобретает колокольное звучание, вызывая в памяти величавые образы древнерусской литературы и живописи. Д. Олдридж назвал поэзию Маяковского гимном. Русскую национальную основу этой поэзии лучше всех ощутил Г. Свиридов в знаменитой «Патетической оратории». Изумительное мелодическое богатство в поэмах Маяковского — начиная от «Облака в штанах» и «Человека». Все они представляют собой грандиозный, неповторимый сплав слова, цвета и звука. Колокольное звучание поэмы «Во весь голос» соседствует с доверительным «Неоконченным». Поэт мечтал о мире, в котором будет «много стихов и песен». Он тяготел к синтезу искусств, и в этом особенно близок нам сегодня.
http://studiastv.narod.ru/str022.html
Рубрики:  Музыка/Классическая музыка
Музыка/История известных произведений
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 11 пользователям

девулька   обратиться по имени Пятница, 21 Июля 2017 г. 08:58 (ссылка)
Интересно, если бы он жил сегодня, сейчас, какую бы музыку он предпочел?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июля 2017 г. 20:07ссылка
девулька, даже представить не могу...
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:42ссылка
Мне кажется - тяжелый рок
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:48ссылка
девулька, а мне кажется те композиторы,которые бы писали музыку к его произведениям.
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:49ссылка
А к его произведениям, как мне кажется, нужна тяжелая музыка
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:50ссылка
А Вы послушайте "Два марша из музыки к пьесе Маяковского "Клоп".

Скорее сатирическая..
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:59ссылка
Спасибо, послушаю
Ula_El_So   обратиться по имени Пятница, 21 Июля 2017 г. 11:13 (ссылка)
серьезные вещи, однако, он любил.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июля 2017 г. 20:12ссылка
Ula_El_So, да он и был серьезным человеком.

А эти произведения и я очень люблю!
Романс Ф.Шуберта на стихи Г.Гейне «В путь»
Из музыки к пьесе Маяковского "Клоп". Два марша
Русская народная песня «Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...»
Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина
Романс Н.А.Римского-Корсакова на стихи А.С.Пушкина «Пророк»
Sceletonema   обратиться по имени Пятница, 21 Июля 2017 г. 15:06 (ссылка)
а свой талант поставил на службу диаволу!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Июля 2017 г. 19:52ссылка
" Профессор, снимите очки- велосипед! Я сам расскажу о времени и о себе..." В.В.Маяковский.
Leon_Meusi   обратиться по имени Пятница, 21 Июля 2017 г. 21:51 (ссылка)
Великолепное сообщение. Спасибо!

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:33ссылка
Leon_Meusi, рада,что понравилось!
babeta-liza   обратиться по имени Пятница, 21 Июля 2017 г. 22:28 (ссылка)
Очень интересный и разнообразный музыкальный вкус был у Маяковского! Спасибо Люда!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:33ссылка
Лиза,правда неожиданно?Но как интересно!Какие новые грани,как человека,открылись.
Майя_Пешкова   обратиться по имени Пятница, 21 Июля 2017 г. 22:32 (ссылка)
Спасибо,Люда,довольно неожиданно...Никогда не думала,что ему нравились такие вещи,ведь многие из них тяжелы для рядового восприятия...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:31ссылка
Майя, а он и есть не рядовой ...
Я не очень хорошо знаю творчество поэта,но как человека,после этого плейлиста, "чувствую" ближе.
t666aty   обратиться по имени Среда, 26 Июля 2017 г. 10:54 (ссылка)
Благодарю. Уникальный материал, кто любит творчество В.Маяковского.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Июля 2017 г. 13:02ссылка
Да я вот не фанат Маяковского,а по музыкальным пристрастиям он стал мне ближе.
Перейти к дневнику

Среда, 26 Июля 2017 г. 13:28ссылка
Я вообще без фанатизма. У него мне многое-ОЧЕНЬ, но много не понимаю просто. Он мне сам давно интересен. Вот ведь и музыка его достаточно противоречива, есть сентиментальная, ну и музыка его "привычного" лика. Спасибо ещё раз.
Перейти к дневнику

Среда, 26 Июля 2017 г. 13:34ссылка
Спасибо и Вам за внимание и комментарий!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку