Иоганн Штраус и трое его сыновей |
Начало династии известных сочинителей вальсов положил старший Иоганн Штраус, который начинал свою карьеру как виолончелист. Но он был не менее известен как дирижер и композитор. В то время в Австрии и Германии были распространены небольшие, до семи исполнителей, инструментальные ансамбли — так называемые капеллы. Они и стали предшественницами знаменитых венских оркестров. А австрийские народные мелодии — лендлеры, тирольские или штирийские танцы — стали в свою очередь прототипами вальса. Конечно, между ними не прекращалась жесткая конкуренция. Иоганн Штраус-старший был сыном венского трактирщика и с юных лет играл в отцовском заведении.
Иоганн Штраус - отец
В 1825 году после рождения старшего сына, впоследствии вошедшего в историю музыки как Иоганн Штраус Второй, вместе с Д.Ланнером, сыном перчаточника, он организует небольшой струнный оркестр. Вскоре, однако, Ланнер и Штраус расстаются: друзья становятся соперниками. Поскольку Штраус обычно играл в гостиницах и танцевальных залах, созданные им вальсы стали называться по тем местам, где они впервые были исполнены. Так, в 1826 году Штраус сыграл в садах Цвейг Таубена «Таубенский вальс». Легкие и изящные мелодии быстро запоминались, казалось, что под них танцует вся Вена. В начале тридцатых годов он еще больше утверждается в своей репутации сочинителя вальсов, когда стал дирижировать в известном танцевальном зале «Шперль», расположенном в Леопольдштадте. Восторженные почитатели называли его тогда австрийским Наполеоном, признавая, что он просто покорил их своими мелодиями. В 1834 году Штрауса назначают капельмейстером Первого Венского военного оркестра, а через год — директором императорских придворных балов. Среди созданных им восемнадцати маршей наиболее известен «Марш Радецкого». Известность Штрауса перешагнула границы Австрии, и с 1833 года начинаются его успешные зарубежные гастроли по Германии, Франции, Англии. В 1838 году он дирижирует в Лондоне. Полное собрание сочинений Штрауса включает разножанровые произведения — вальсы, галопы, польки, кадрили — все танцы, которые были популярны в его время. В 1889 году Штраус-младший собрал вместе все созданное отцом и опубликовал эти произведения. Собрание танцев Штрауса-старшего составило семь томов, в которые вошло двести пятьдесят произведений. В предисловии к изданию Штраус писал, что вовсе не собирался рекламировать отца, но именно благодаря его деятельности венская танцевальная музыка распространилась по всему миру.
Все сыновья Штрауса отличались музыкальной одаренностью: Йозеф и Эдуард были дирижерами и композиторами.
Но более всех известен старший сын — Иоганн. Он продолжил дело отца, возглавив его оркестр. Иоганн написал множество произведений, но в историю музыки вошел как автор непревзойденных венских вальсов и оперетт, которые до сих пор не сходят со сцены. Казалось, родившийся в музыкальной семье Иоганн- младший тоже должен был пойти по стопам отца. Он начал сочинять музыку в шесть лет и мечтал о свете рампы. Однако отец, знавший, насколько тяжел хлеб музыканта, не хотел, чтобы его сын пошел по этой стезе, поэтому Иоганну пришлось заниматься музыкой тайком. Он учился сначала самостоятельно, а потом брал уроки у Ф.Амона и И.Дрекслера. В 1844 году, когда ему исполнилось всего девятнадцать лет, он набирает музыкантов в свой первый оркестр и устраивает танцевальный вечер.
Иоганн Штраус - сын.
Теперь отец и сын соревнуются на равных, выступая на одних и тех же танцевальных площадках. Соревнование продолжалось с перерывами около пяти лет и прекратилось только со смертью Иоганна-старшего. Уже с 50-х годов Иоганн Штраус-младший приобрел европейскую популярность. Этому, очевидно, способствовала и его обширная концертная деятельность. В течение двенадцати сезонов, с 1855 по 1865 год, а затем в 1869— 1872 годах он гастролировал по России вместе со своим братом Йозефом, талантливым композитором и дирижером. Йозеф нередко писал вместе с братом, известно, что популярная «Полька-пиццикато» принадлежит им обоим. Концерты Штрауса собирали тысячи слушателей. Он исполнял не только венскую музыку, но и был первым исполнителем произведений русских композиторов — Серова и П.Чайковского. Чаще других он играл музыку М.Глинки, в 1864 году даже посвятил ему отдельную программу. В России композитор активно осваивал русские народные песни, включал отдельные мотивы в свои произведения. Некоторые из них были целиком навеяны русскими мотивами, как, например, вальс «Прощание с Петербургом», русская фантазия-марш, фортепианная фантазия «В русской деревне». Всего Иоганн создал более 460 танцевальных пьес, но из них наибольшую известность приобрели его вальсы «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса». Штраус писал музыку и на другие мелодии — польки «Легкая кровь», «Трик-трак», галоп «Вечное движение», «Персидский марш». Но все же главным в его жизни всегда оставался вальс, и не случайно современники прозвали Штрауса королем вальса. Со временем он отказался от гастролей и стал заниматься опереттой.
Только благодаря Штраусу она превращается из чисто развлекательного зрелища в яркое действие со своей интригой, разнообразными танцевальными и вокальными номерами. Сам композитор признавался: «Мелодии текут из меня, как вода из крана». Гораздо хуже обстояло дело с драматургическим содержанием. Недаром Штраус с горечью говорил: «За великолепное либретто я был бы в состоянии принести величайшие жертвы». Очевидно, поэтому из пятнадцати созданных им оперетт чаще всего идут лишь некоторые - «Летучая мышь», «Ночь в Венеции» и «Цыганский барон». В них органично взаимосвязаны все номера партитуры начиная с увертюры, танцевальные номера перемежаются оперными ариями и наслаиваются на
Йозеф Штраус
комическую интригу. Пылкая и романтическая натура Штрауса, красивая внешность привлекали к нему множество поклонниц. Современные кинематографисты создали на основе бытовавших о нем историй несколько кинофильмов — «Прощание с Петербургом» и «Большой вальс», где главную женскую роль сыграла Милица Корьюс. После смерти руководить капеллой Иоганна Штрауса продолжал самый младший из братьев — Эдуард. Правда, он не сразу обратился к музыке: после окончания университета он в течение некоторого времени служил по дипломатической части.
Увидев несомненную одаренность брата, Иоганн убедил его заняться композицией. Эдуард начал брать уроки у известного венского педагога Симона Зехтера, а также стал учиться игре на арфе у знаменитого виртуоза Пэриш-Альвареса. Именно в качестве арфиста Эдуард и начал свою профессиональную карьеру в оркестре Иоганна Штрауса. Однако уже в 1872 году он основал свой собственный оркестр, с которым много гастролировал по Европе и Америке. В 1894 году вместе со своим оркестром Эдуард оказывается в Петербурге. За свою долгую жизнь он написал более 300 различных танцевальных пьес. Он часто откликался на события современности, иронически интерпретируя современные научные достижения. Таковы его вальс «Абоненты» и галоп «Гектограф».
Эдуард Штраус
В 1900 году Эдуард распустил капеллу, которая, изменяясь в своем составе, просуществовала под руководством Штраусов более семидесяти лет.
Абсолютный слух. Иоганн Штраус и трое его сыновей.
Иоганн Штраус - отец. Марш Радецкого.
Йозеф Штраус. Music of the Spheres. Вальс.
Иоганн Штраус - сын. Ария князя Орловского из оперетты "Летучая мышь"
Иоганн Штраус - отец. Цыганский галоп.
Йозеф Штраус. Вальс.
Эдуард Штраус. Вальс оп. 200
Иоганн Штраус - сын. Увертюра к оперетте "Летучая мышь"
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |