liudmila_letoвсе записи автора
Лирический тенор Сергея Яковлевича, поражающий редким богатством красок и благородством тембра, стал одним из символов русского вокального искусства.
Сергей Яковлевич Лемешев
10 Июля 1902 - 26 Июня 1977
Судьба великого певца Сергея Яковлевича Лемешева удивительна: она напоминает луч света, расходящийся от маленькой точки до ослепительного сияния.
Небольшая деревушка Старое Князево в Тверской губернии ничем не отличалась от сотен тысяч других русских деревень и посёлков. Но именно ей суждено было стать родиной выдающегося артиста. Лемешев так вспоминал свои детские годы: «Ещё до революции деревня отличалась от города тем, что она пела. Народные песни звучали всюду: и в избах, и на улице, в поле, и пели их мои земляки выразительно, проникновенно, задушевно, а случалось – и очень весело».
На протяжении уже 30 лет в деревне Князево Калининского района проходят музыкальные праздники «Вижу чудное приволье», посвященные Сергею Лемешеву.
Родина (Вижу чудное приволье)
Музыка Абрам Полячек (1889 - 1976), слова Феодосий Савинов (1865 - 1915).
Ансамбль домристов ВРК п/у Н.Некрасова.
Картины художника Дмитрия Лёвина.
Русская глубинка всегда славилась хорошими голосами.И тем не менее, для того, чтобы из простого крестьянского мальчугана Лемешев превратился в великого певца, необходимо было чудо. Оно произошло: Лемешев стал студентом Московской консерватории. Ему было тогда 19 лет. Консерватории предшествовали выступления в клубах, общение с семьёй Квашниных, поселивших в Лемешеве мечту об опере, обучение в кавлерийской школе, командир которой и отправил молодого курсанта в Консерваторию.
«С безудержной энергией, жадностью к знаниям, в каком-то головокружительном вихре я вступил в новую, сказочную жизнь. И на всё у меня хватало времени: на трудные, непривычные занятия по специальности у профессора Райского, и на ещё более сложные теоретические предметы». Так Лемешев вспоминал о своих консерваторских годах. В его жизнь прочно вошли частые походы в Большой театр и на концерты в Большой зал консерватории. Студенты – обычно самые строгие судьи, но когда звучал голос Собинова, или Евлахова, или Петрова – никто не отваживался высказать хотя бы самое маленькое замечание. Лемешев и его друзья затаив дыхание ловили каждый звук, каждую ноту, спетую этими выдающимися артистами. А на концертах Фёдора Ивановича Шаляпина, по признанию Лемешева, он от восторга иногда забывал дышать.
Ария Неморино из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток»
Изменчивый, красочный мир театра неудержимо влёк певца. Не забудем – 20-е годы ХХ столетия – это время, когда десятки всё новых и новых театральных течений сталкивались друг с другом, кружились в бурных водоворотах и затягивали в свои пучины молодых артистов, постоянно ищущих чего-то необычного. Именно в эти годы возникла студия Константина Сергеевича Станиславского. В её стенах вскоре оказался и Лемешев, так и не окончивший полного курса Консерватории. И вскоре – постановка «Евгения Онегина» Чайковского. Партию Ленского поёт Сергей Лемешев. Это был его дебют в студии великого режиссёра. «Не гримируйте его, он в жизни – Ленский» – сказал перед спектаклем Станиславский. И не ошибся: образ молодого поэта, этот «юноша бледный со взором смущённым», был с Лемешевым всегда и повсюду. Где бы артист не выступал, он пел Ленского.
Прошло 10 лет с того момента, как Лемешев приехал в столицу – и его мечта сбылась. Отныне он – солист Большого театра. Его дебютными партиями стали Царь Берендей в «Снегурочке» Римского-Корсакова и Джеральд в опере Делиба «Лакме». Лемешев воспринял своё поступление в театр как ещё одно чудо. Он писал: «Шутка ли сказать! Всего каких-нибудь 10 лет назад я был деревенским парнем, а теперь, получив высшее образование, стал артистом лучшего в стране оперного театра». Ленский в «Евгении Онегине», Герцог в «Риголето» Верди, Звездочёт в «Золотом петушке» Римского-Корсакова, Рудольф в «Богеме» Пуччини, Дубровский в одноименной опере Направника – таковы наиболее значительные партии, спетые Лемешевым в стенах Большого театра в довоенные годы.
"Серенада".Ф.Шуберт
Однако, овладев таким солидным оперным репертуаром, артист столкнулся с неожиданной для него самого проблемой: «Я мог лишь совершенствовать свои старые роли, а мне хотелось новой работы, хотелось узнавать незнакомое, преодолевать новые трудности» - писал Лемешев. И тогда у певца возник интерес к концертной эстраде. Помогли годы, проведённые в студии Станиславского: Константин Сергеевич нередко работал с артистами над камерным репертуаром, обучая их общаться с воображаемыми собеседниками и обращая внимание на прочувствованное произнесение текста. И в 1936 году в стенах Большого зала консерватории состоялся цикл концертов, который был посвящён романсам Петра Ильича Чайковского.
Лемешев был единственным, кто в цикле из пяти концертов исполнил абсолютно все романсы Петра Ильича Чайковского, открыв для слушателей удивительный мир камерного творчества великого русского композитора (помимо романсов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и других).
Отныне Лемешев регулярно выступал с программами из вокальных миниатюр этого композитора, а так же – Римского-Корсакова, Баликирева и многих других.
Но началась война. Лемешев вместе с другими артистами Большого театра выступал во фронтовых концертах.
Из фильма-концерта "Киноконцерт". 1941 г.
Сцена из оперы "Риголетто". Музыка - Дж. Верди.
Баллада герцога
Песенка герцога
А в 1943 Большой возобновил работу. Звучала опера Глинки «Иван Сусанин». С этого дня певец не покидал сцены на протяжении более чем 20-ти лет.
Из трёх десятков партий, спетых Лемешевым, он сам выделял две – Альфреда в «Травиате» Верди и Ленского в «Евгении Онегине». В молодости артист подчёркивал сходства двух молодых людей; в зрелом возрасте – пришёл к почти противоположной трактовке образов Альфреда и Ленского. Именно Ленский был любимым героем Лемешева. «Сколько с ним связано впечатлений, чувств, раздумий! Ведь арию Ленского(которую он исполнил 500 раз) я пел с самой ранней юности, и музыкальный образ пушкинского героя уже волновал меня» - вспоминал певец.
Ария Ленского и сцена дуэли из оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин".
Запись 1960 г. (ТВ), Онегин - Евгений Белов, Зарецкий - Игорь Михайлов.
«Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил артист. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». Его голос, лирический тенор редкой красоты и обаяния, был словно создан для образа юного влюбленного поэта.
Выступал он и как эстрадный певец, исполняя лучшие песни М.И. Блантера, Т.Н. Хренникова, Б.А. Мокроусова, А.Г. Новикова, Н.В. Богословского.
В качестве оперного режиссёра Лемешев дебютировал в 1951 году постановкой оперы «Травиата» на сцене Ленинградского малого оперного театра. В 1957 г. выступил в Большом театре как режиссёр-постановщик оперы «Вертер» Ж. Массне.
В 1951—1961 руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969—1971 — кафедрой сольного пения в Московской консерватории. Вёл циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы. Автор книги «Путь к искусству» (1968).
В своей книге «Путь к искусству», в главе «Вам, молодые певцы» Лемешев пишет: «Настоящий успех не приходит к артисту сам собой, он дается не только талантом, но и большим трудом. Искусство требует жертв! Как правильна эта крылатая фраза!» А ведь мало кто знал, что с 1942 по 1948 год, артист работал и пел «на одном легком», ведь второе было отключено пневмотораксом после сильнейшей простуды. Но не теряя даром времени, Лемешевым были подготовлены новые сценические образы: Фра-Дьяволо из одноименной комической оперы Обера, Афанасий Иванович из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, романтичный Вертер из оперы Массне. Лемешев вспоминал: «Поначалу я не мог петь, задыхался – ведь работало одно легкое. Врачи разрешили одно-два выступления в месяц, однако, я приспособился и пел три-четыре спектакля в месяц до 1948 года». А разве это не подвиг, а разве это не жертва?
ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ...
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
"Скажите, девушки, подружке вашей"
Музыка Р. Фальво, русский текст М. Улицкий.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
"Снегурочка"
Музыка А. Пахмутовой, слова - С. Гребенников, Н. Добронравов.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
"Одинокая гармонь"
Музыка Борис Мокроусов, слова Михаил Исаковский.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Песня индийского гостя из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Садко" .
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Ария Надира из оперы Ж.Бизе "Ловцы жемчуга"
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
"Музыкальная история"— художественный музыкальный фильм (1940)
Теплый, истинно русский тембр голоса Лемешева, был неповторим, а искренность и ответственность исполнения всегда выделяли его из общего ряда певцов. Имя Сергея Яковлевича Лемешева стоит в почетном ряде имен, которые являются нашим достоянием в истории нашей русской культуры.
Вот никогда не понимал протиивостояния фанатов великих артистов. А "лемешихи" и "козлихи" дамы весьма культурные и даже временами интеллигентные, говорят порой доходили до целых баталий .
Ужель так гипнотически талант на души женские влияет?)))
Да дело в том, что фанаты а особенно фанату ки, люди очень целеустремлённые. Им внешняя эпатажная сторона не важна. И важен сам процесс поклонения Идолу.
И никакой толерантности в отношении адептов другого Кумира.
Какая чёрствость и толстокожесть?Что Вы!Эмоций всегда много,часто не выскажешь их,а просто плачешь от потрясения,впечатления.И переживаешь в душе.
Только фанатам этого не объяснишь...
У меня бабушка была поклонницей Лемешева!Дома всегда звучали его пластинки!Я выросла на прекрасной музыке.По рассказам бабушки ,у нас была квартира у Большого театра ,было видно ,что вытворяли его "фанатки",они не давали выйти после спектакля ,рвали на нем одежду ,доходило до безумия. Спасибо,за прекрасный пост!
Спасибо большое ,вот и вспомнили великого артиста.Сегодня только старшее поколение помнит Лемешева,НО "Одинокую гармонь" должны знать.В нашей семье пелись эти песни и любили Лемешева.
Прекраснейший и обстоятельный и хорошо проиллюстрированный пост о великом русском теноре!!! Первые наши пластинки для проигрывателей того времени были именно певца Лемешева. Давно уже не слышала ничего в исполнении Лемешева. Спасибо за доставленное громадное удовольствие!!!