liudmila_letoвсе записи автора
Какую музыку слушали в начале ХХ века?
Сколько выручали за концерт устроители и какие песни заставляли плакать Николая II?
Музыка того времени и коротко об исполнителях.
Варя Панина
«Как хорошо»
«Не уходи, побудь со мною»
Варвара Панина, цыганка по происхождению, начинала свою карьеру в петербургских и московских ресторанах. В 1902 году она впервые выступила на сцене петербургского Благородного собрания и с тех пор больше не покидала эстраду. Ее голосом, сильным низким контральто, восхищались Лев Толстой, Куприн, Чехов и Блок, а художник Константин Коровин сравнивал Панину с Шаляпиным.
Михаил Вавич
«Грусть и тоска безысходная»
«На сопках Маньчжурии»
Михаил Вавич, выходец из одесской дворянской семьи, стал известен публике после роли виконта Каскада в оперетте «Веселая вдова» Ференца Легара. Впоследствии Вавич был замечен меценатом Тумпаковым, который уговорил его переехать в Москву. В 1907 году артист поразил звукозаписывающие фирмы своим исполнением романса «Очи черные», пластинки и ноты с его портретом расходились громадными тиражами. Яркая внешность Вавича также не осталась без внимания — в период эмиграции он снимался в голливудских фильмах, например в «Двух аравийских рыцарях».
Юрий Морфесси
«Маруся отравилась»
«Глядя на луч пурпурного заката»
Юрий Морфесси родился в Афинах, но уже в семилетнем возрасте переехал вместе с семьей в Одессу. Начинал карьеру в Одесском оперном театре, а затем в Петербурге, где выступал в опереттах. Там он знакомится с Федором Шаляпиным. В Петербурге Морфесси становится известным, в 1915 году он выступает перед императорской семьей на яхте «Полярная звезда». В 1917 году, вернувшись в Петроград с гастролей по Дальнему Востоку, Морфесси, напуганный революцией, уезжает в Одессу и открывает Дом артиста, в котором выступают такие звезды эстрады начала века, как Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский и Леонид Утесов. В 1920-е годы Морфесси эмигрирует в Париж. Во время Второй мировой войны вступает в югославский Русский корпус и дает концерты для участников антикоммунистического Русского освободительного движения
Мария Эмская
«Белой акации гроздья душистые»
«На поле сраженья»
Мария Александровна Эмская в свое время была знаменитой концертной певицей. В ее репертуар входили как оперные арии, так и цыганские романсы и шансонетки. В начале века Эмская ставила рекорды по количеству грамзаписей: у нее их насчитывалось 405.
Надежда Плевицкая
«Чайка»
«Ухарь-купец»
Надежда Плевицкая, урожденная Винникова, начала свою карьеру в Курске, в хоре Свято-Троицкого женского монастыря, где два года жила в качестве послушницы. Крестьянская девушка не умела читать, но обладала удивительно чистым голосом и абсолютным слухом, которые в итоге и привели ее к славе в Москве. Говорят, что пение Надежды Плевицкой заставляло плакать даже императора Николая II. После революции Плевицкая эмигрировала во Францию со своим вторым мужем, белым генералом Скоблиным, продолжала выступать и записываться. Скоблин был дружен с РОВС и белой эмиграцией, которые очень беспокоили руководителей ОГПУ. Осенью 1930 года в Париж приехал агент ИНО Ковальский с целью завербовать Плевицкую и Скоблина для работы в НКВД, что ему с успехом удалось — Ковальский предложил обедневшим супругам ежемесячную плату в 200 долларов. В основном Плевицкая и Скоблин доставали информацию о планах РОВС на случай войны с СССР. В 1937 году супругам поручили похитить главу РОВС Евгения Миллера, который в то время пребывал в Париже. Операция провалилась, а новость об участии Плевицкой в похищении потрясла весь эмигрантский мир. Французский суд приговорил ее к 20 годам в женской колонии, Скоблин же успел бежать в Испанию.
Иза Кремер
«Мадам Лулу»
«Бубенцы»
Изабелла Кремер родилась в Бельцах (современная Молдавия) и с самого детства начала писать и исполнять песни как на русском, так и на идиш — Кремер стала первой эстрадной исполнительницей, которая пела на этом языке. Собрав последние деньги, родители отправили еще юную Изу обучаться вокалу в Милан. Спустя два года артистку позвали в Одессу — исполнять партию Мими в опере Пуччини «Богема». Успех в Москве и Петербурге не заставил себя ждать. После революции артистка эмигрирует во Францию и дает концерты по всему миру.
Анастасия Вяльцева
«Все говорят»
«Опьянела»
Анастасия Вяльцева прошла нелегкий путь от горничной в гостинице до самой богатой артистки России начала века. Выручка устроителей ее выступлений доходила до 20 тысяч рублей за концерт (для сравнения: месячный оклад учителя в то время составлял 45 рублей). Первый успех Вяльцевой принесла роль молодой цыганки в оперетте-мюзикле «Цыганские песни в лицах» (1893). После громкого успеха в петербургском Малом театре Вяльцева отправилась на гастроли. Вскоре артистку полюбила вся Россия, а ее пластинки начали расходиться с небывалым успехом.
Владимир Сабинин
«Гори, гори, моя звезда»
«Сладко пел душа соловушко»
Владимир Сабинин рано начал петь в оперетте, но прославился как автор и исполнитель романсов. Его пластинки выходили на фирмах «Граммофон» и «Экстрафон» и пользовались необычайной популярностью в 1910-е годы. Сабинину принадлежит заслуга в возрождении старого русского романса Петра Булахова «Гори, гори, моя звезда», который был записан в его интерпретации в 1914 году. С тех пор романс не выходил из репертуара русских артистов (в разное время его исполняли Иза Кремер, Федор Шаляпин, Анна Герман, Борис Штоколов). Сабинин был крайне патриотичным человеком — он пошел добровольцем на Первую мировую войну и отказался эмигрировать после революции. Жизнь артиста кончилась трагически — по одной из версий, в 1930 году, исполняя роль Германа в опере Чайковского «Пиковая дама», в сцене самоубийства героя Сабинин застрелился по-настоящему.
нет, подборка совершенно чудесная! Я люблю такие песни и именно в таком исполнении. Потому что при прослушивании складывается такое ощущение, что ты прикасаешься к этой старине и чувствуешь ее. Про Марусю имела в виду то, что песня-то на печальный сюжет, а музыка-то довольно веселая)
у нас тоже есть старые пластинки) А еще помню, как мы с подругой в детстве заводили старый патефон и орали песню про Эх мамочка. на саночках))) И нам было так весело))
А я выставляла патефон на балкон и слушала,слушала.Много патриотических записей-дедушка был военный.
так бы послушать сейчас и сын купил современный проигрыватель,да иголки нынче слабоваты...
Евгений_Ленский, на вкус и цвет,как говорится...
А если бы качество записи тогда было такое как сейчас!Вы можете представить, чтобы мы сегодня слушали!Я нет.
Практически все песни звучали после войны и позже. Для того поколения они были интересны и долго популярны. У меня они все на слуху. Перепевы теми же Лещенко, Козиным, Виноградовым, Юрьевой, Паниной, Лялей Черной и пр. с детства помню и они, конечно же, в звукозаписях уже звучат лучше. Молодым же сегодня сложно воспринимать "не чистые" звуки. ))
Спасибо за память!
Не могу не выразить благодарности за удовольствие! Знаете, для меня,человека весьма немолодого эти старинные романсы, да ещё под шипение граммофонной иглы это и память и ностальгия по прошедшим годам. Вполне допускаю, что современным слушателям эти романсы, да и само звучание-шипение "не по нутру". Что говорить-другие времена, другие песни. Но ведь это тоже наша культура, наше достояние. Спасибо!