Galyshenkaвсе записи автораКопты (часть 1) Кто это?
Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков.
Именно копты являются потомками древних египтян, о чем и говорит само их название - по арабски قبط, мн. ч. أقباط (кубт, акбат) значит "египтянин".
Когда хотят понять, какими были древние египтяне, как они выглядели внешне, снимают именно коптов. Но как же древние египтяне стали коптами?
Когда в Египте наступила эллинистическая, а затем римская эпоха и Александр Македонский был провозглашен египетским фараоном, в Египте началось распространение греческого языка, и древнеегипетское письмо уступило место греческому алфавиту. Появился алфавит, который мы называем коптским. Вслед за распространением христианства, начиная с конца I — II века н. э., внутри египетской традиции возникает отдельная египетская христианская традиция, постепенно формирующая коптский культурный круг. Он связан с адаптацией христианства на египетской почве.
Спецификой коптской традиции являлось также то, что копты не были очень образованными, это была в основном народная масса.
Весь Египет в римское время делился на Александрию и остальной Египет. Александрия была грекоязычной, остальной Египет был в основном коптоязычный, и впоследствии, когда пришли арабы, он арабизировался.Но арабская оккупация Египта (с 641 г.) не оказала воздействия на жизнь христианских общин. Об этом свидетельствуют многочисленные церкви.
И в столице Египта Каире, и по всему Египту можно найти огромное количество сооружений архитектурного творчества коптов.
В самом центре Каире расположена Подвесная (Висячая) церковь. По преданию, Дева Мария пряталась в стенах этого Храма от преследования израилитян, царя Ирода.
Церковь Святой Девы Марии — коптская церковь на территории Старого Каира, в верхней части Водяных Ворот. Известна также как Подвешенная, или Висячая церковь
Внутри расположен старинный иконостас, сделанный из древесины ливанского кедра и инкрустированный слоновой костью.
Церковь является одним из старейших христианских храмов Египта. Её история восходит к III веку нашей эры. Ранее на этом месте располагался один из бастионов римского форта, послуживший фундаментом.Свой современный вид здание приняло в VII-IX вв. В XI веке здесь располагалась резиденция патриарха Александрийского.
Храм Пресвятой Девы Марии, как его еще называют, является частью коптского монастыря Святого Георгия, расположенного в районе Каира Старый город. Этот монастырь еще называют Храмом «трех религий». Кроме христианского храма здесь также располагается мечеть Амра аль-Аса, возведенная в 642 году. И синагога Бен-Эзры 10 века. Монастырь располагаться в одной из двух оставшихся башен вавилонской крепости. Оттого Храм и получил название «Висячей церкви».
В церкви хранится более 100 икон, старейшие из них датируются VIII веком. Также в храме хранятся и мощи нескольких святых.
Коптские древние иконы
«Архангел», коптская икона XVII в.
Св. Юлий с сыном и братом
Успение Пресвятой Богородицы
Распятие
По соседству с Церковью Святой Девы Марии расположен Коптский музей.
Коптский музей — каирский музей, где собрана самая богатая в мире коллекция произведений коптского искусства.
Музей находится в одном из районов старого Каира, известном в древности как Вавилон Египетский, издавна жили христиане (копты). Расположен в двухэтажном здании между «Подвешенной церковью» и реконструированным римским бастионом.
Основан в 1908 году на базе собрания предметов искусства и культуры, принадлежавших копту Маркусу Симайке, с благословения патриарха Кирилла V. Музей открылся для посещения в 1910 году и поначалу развивался под эгидой коптской патриархии. В 1939 году для музея было выстроено новое здание, которое было впоследствии расширено. В настоящее время площадь территории музея составляет более 8 тыс. м.кв.
Экспонатом коптского искусства служит уже само его здание: двери, балкон, оконные решетки, дверные и оконные запоры взяты из старых коптских домов и церквей.
В 29 залах музея представлены экспонаты, относящиеся к эпохе расцвета коптской церкви — период приблизительно с III по XI век.
В первых залах музея находятся раскрашенные капители и деревянные панели с библейскими сценами. Один из самых редких экспонатов — показательное сочетание языческой и христианской традиций, капитель, на которой вырезаны кресты и присутствует декоративная перевязка «в шашечку», а в углах — резные изображения бога Гора.
В других залах музея выставлены шпалеры, датируемые III веком и позже; такие шпалеры ткали в основном женщины, на них изображены люди и животные, сплетающиеся в затейливые узоры.
В старом крыле музея демонстрируется одно из древнейших египетских изображений распятия
В коллекции музея представлены манускрипты, имеются папирусные свитки с текстами гностических евангелий Наг-Хаммади.
Псалтырь из коллекции музея
Что касается культуры коптов, то самым важным моментом является то, как и через что копты адаптировали грекоязычную библейскую и христианскую традицию. Копты перевели Библию довольно рано.Копты перевели огромное количество житийных текстов.
Благодаря особенностям климата Египта сохранилось значительное число коптских рукописей III—IV веков практически в первозданном виде, а также несколько раннесредневековых книжных собраний, хозяева которых закопали их в песок пустыни, чтобы уберечь от уничтожения.
Монастырские библиотеки
Копты всегда берегли свои книги - были книжные собрания при церквях и монастырях. Ввиду опасности набегов и разграбления ризницы, библиотека содержалась вместе с другими ценностями в укреплённой башне, «касре»
Башня монастыря Макария Великого.
Сохранилось три коптских книжных списка: один на обрывке папируса, делающем невозможным отождествление библиотеки, второй — на остраконе (черепке), третий — на стенах помещения библиотеки.
Двор Белого монастыря.
Белый монастырь расположен в 8 км к северо-западу от Сохага, это один из старейших египетских монастырей: он был основан около 350 году святым Пжолем, дядей знаменитого апы Шенуте. Своё название он получил уже в арабскую эпоху, поскольку был сооружён из тёсаного известняка. Его библиотека, по-видимому, была одной из самых больших, если не самой значительной по объёму коптской библиотекой. Её остатки были обнаружены в 1883 году Г. Масперо.
Вид Белого монастыря с восточной стороны
Масперо не обратил внимания на остатки надписей по стенам библиотеки. Только весной 1903 года английский каноник У. Олдфилд при посещении развалин обители списал граффити и надписи. В маленькой комнате (12,5 кв. м.), расположенной к северо-востоку от церкви, оказался каталог монастырской библиотеки, написанный прямо в книгохранилище на тех местах, где располагались полки и ниши с книгами. Надписи сохранились очень плохо, но позволили понять логику расположения книг и их примерный состав. Так, у северной стены располагались полки с текстами Нового Завета, у восточной стены — гомилетика и церковная история, у западной — агиография. Хотя у южной стены надписи не сохранились, по порядку там должны были располагаться книги Ветхого Завета
Список на остраконе сохранился лучше всего: он был куплен в Луксоре в 1888 году у торговца древностями. Это кусок известняка неправильной формы с максимальными размерами 18,5 Ч 24,5 Ч 2,8 см, исписанный с обеих сторон: на лицевой стороне — в две неправильные колонки, разделённые линией, причём строки идут в направлении наибольшего размера, на обороте — сплошным текстом, причём строки идут в направлении меньшего размера. По палеографическим данным его датируют концом VII — началом VIII века. Составитель его — некто Калапесий. Монастырь, которому принадлежала библиотека, видимо, располагался близ Накады
Коптский текст на деревянных табличках. Римский период, Эль-Харга, археологический музей
Задняя крышка переплёта Кутбертова Евангелия. Британская библиотека
Стела с коптской надписью. Музей Рёмера и Пелицэуса, Хильдесхайм
Коптский остракон VII века. Египетский музей, Лейпциг
Пергаментная рукопись из Вади-Натрун (вероятно, из Монастыря Сирийцев), переписанная между 700 и 900 годами. Коптский текст снабжён арабскими пояснениями. Метрополитен-музей
Евангелист Лука. Коптская миниатюра из евангелиария с арабскими пояснениями, около 1250 года. Библиотека Фельса в Парижском католическом институте
Галочка, спасибо за образовательные посты - многие не знают разницы или связей с церквями такого плана. Я, например, была уверена, что первые церкви св. Марка (покровителя венецианцев) построены в Греции, а Крит полностью коптинский...
В первом посте очень хорошо отображает карта, что касается Австралии - видимо, христианство обязано коптам...
От всей души за труды твои - моя благодарность!
Лулу_Прада, Лу как несостоявшаяся училка по географии, воплощаю свои мечты о преподовании Училась, училась в университете, а работаю не по специальности. Вот мой Географак и пригодился на ЛиРу.
Чем же объяснить, что коптский придел в храме Воскресения Господня в Иерусалиме такой, буквально заброшенный. Когда входишь в него, создается ощущение, что только вчера распяли Господа. Может даже и символично это...
Дедушка_Кузьмич, сразу вам отвечу: не знаю, почему там так заброшено. Вообще копты, очень верующие, и сильно верующие. Возможно из-за недостатка финансирования, или слабой организации. А может быть в вашем вопросе действительно уже есть ответ.
Мне тоже было интересно читать.А икона Девы Марии с пальцем у губ произвела сильное впечатление. Впервые вижу такую. Интересно, есть ли у нее название?
Nadezhdaaa, по поводу этой иконы вы верно подметили, она на многих производит сильное впечатление и очень распространена в сетях как иллюстрация. написано, что коптская икона. но без всяких уточнений.