-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234609


Архитектурно наследие Петербурга:дом барона Кельха

Вторник, 14 Марта 2017 г. 15:07 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Наследнице сибирских миллионов построил дом её супруг, барон. И блеском интерьеров эталонныx был Петербург державный ослеплён. Там готика соседствует с модерном, а классицизм оправлен в рококо. И белой ночью в сумраке неверном в реальность проникают сны легко. История владельцев позабыта – ни встреч, ни расставаний нет следов,но особняк блистает знаменитый, не замечая грузный xод веков.
 Лика Янич

 

В сложившейся за XVIII-XIX века на ближайших к левому берегу Невы застройке улиц выделяются (особняки) фасады, радующие глаз изысканной отделкой. Стремление архитектора выразить тот или иной ушедший и ставший историческим стиль, часто имеющий локальные признаки - флорентийского возрождения или французского рококо - оживило и обогатило облик Петербурга. На смену наскучившим уже ордерным однообразием классицизму и ампиру приходят историзм и романтизм в архитектуре. Свобода, сложность и разнообразие архитектурных форм сочетается со стилистической точностью воспроизводимых исторических стилей. 

Особняк Кельха является ярким представителем этого романтического направления в архитектуре.

Особняк А.Ф. Кельха, располагающийся на ул. Чайковского (бывш. Сергиевской) дом 28, находится в той части городского центра, где сконцентрировано много зданий ,построенных для аристократических и деловых кругов петербургской элиты. 

Дом  , принадлежавшем в середине XVIII века дочери купца Ивана Бротера, занимавшего пост бургомистра.В XVIII веке купец Иван Бротер выкупает для своей любимой дочери участок на улице Чайковского, но ничего не строит... На протяжении целого столетия эта земля переходит из рук в руки: когда в 1858 году его приобрёл греческий консул Кондоянаки, там располагался непримечательный двухэтажный дом. За год архитектор А. К. Кольман превратил его в особняк, выполненный в лучших традициях барокко.

Выходящий на улицу фасад здания выдержан в стиле французского возрождения. Облицовка выполнена из натурально камня - в цоколе розоватого, а в верхних этажах желтого песчаника. Первый этаж оформлен рустом, второй - пилястрами ионического ордера между окон арочного типа. Второй этаж выделятся центральным эркером который симметрично дополняли боковые правый и левый эркеры. Правый эркер был разрушен во время Второй мировой войны и не был впоследствии восстановлен. Богато украшенный декором центральный эркер имеет развернутые боковые грани

Фронтон над эркером развитой сложной формы образует композиционное единство с аттиком, по обеим сторонам которого выстроена балюстрада, и который в свою очередь увенчан своеобразным портиком со скульптурой в нише. Высокая шатровая пирамидальная кровля с мелким чешуйчатым рисунком завершает композицию лицевого фасада

Участок неоднократно менял хозяев. В 1790-х годах он был разделён, до того составлял единое домовладение между Сергиевской (Чайковского) и Захарьевской улицами. До середины XIX века здесь сохранялся двухэтажный дом с каменным первым этажом и деревянным вторым.

. Трехэтажные дворовые фасады выполнены уже в стиле неоготики. Служебный флигель замыкает перспективу внутреннего двора. В нем находится готический павильон, украшенный скульптурой. Строительство нового здания велось также при участии архитектора К.К. Шмидта, и было полностью закончено в 1903 году. Особняк А.Ф. Кельха является выдающимся памятником архитектуры поздней эклектики.


 

А теперь – к Кельхам.
Папа Сашеньки Кельха занимался народным образованием. И баронский титул получил не просто так, по рождению, а исключительно благодаря приложенным усилиям. Кавалер множества орденов – и Владимира, и Анны, и с бантами, и с подвязками – в расцвете карьеры был пожалован баронским титулом и званием «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Так что Александр Кельх был дворянином не так уж и давно – только во втором поколении.

Три брата получили прекрасное образование . Николай (старший) и Александр стали промышленниками, Владимир – художником. А образование они получали в Московском университете, действительными студентами коего и являлись. Вот это-то и наложило заметный отпечаток на семейную жизнь Николая и Александра. Студенчество, в смысле.

Отползем ненадолго в Сибирь. А именно – в Иркутск. Там жила семья богатейших золотопромышленников Базановых. После смерти главы семейства, Ивана Базанова , а позже и зятя его, камергера двора – Петра Сиверса, все состояние, включавшее в себя не только золотые прииски, но и Ленско-Витимское парходство, досталось Юлии Базановой и дочери ее Варваре.

Юлия Базанова – «мать студенчества», дама, славившаяся своей благотворительной деятельностью. Рано овдовев, она занималась постройкой больниц, бибилиотек, курировала учебные заведения в Иркутске, а также следила за судьбой сибирских студентов в Москве. За свою жизнь она, владелица огромного состояния, потратила на благотворительность около 2000000 рублей. Вы только вдумайтесь – более 2 миллионов – это сопоставимо с госбюджетом!

Дочка Варенька пошла по маминым стопам. И, отправившись как-то раз по делам в Московский университет, встретила Николая Кельха. Ну, дело молодое, страстная любовь, почти моментальная свадьба.Все слишком прекрасное быстро кончается – через два года Николай умирает. Причем о том, что стало причиной такой скоропостижной кончины, не знает никто до сих пор.

Сразу после смерти Николая, Варваре делает предложение его младший брат – Александр. И она соглашается. А Александр становится управляющим огромного состояния своей жены.Кстати, говорят, что Варвара Кельх (Базанова) была прелестным созданием. Но при этом никакой не кисейной барышней, а, наоборот, подобием всем известного типажа – Вассы Железновой. 

Значит, так – замуж за Николая в 1892 году. Овдовела в 1894. И сразу же выскочила замуж второй раз.

И решила – жить молодая семья будет в самом оригинальном доме в Петербурге. Для этих целей у греческого консула – Ивана Кондоянаки - они покупают в 1896 году дом на Сергиевской улице (двухэтажный особняк в стиле необарокко) и начинают его реконструкцию.Для этих целей нанимают двух архитекторов – Владимира Чагина и Василия Шене и дают им карт-бланш, в том числе и финансовый. Если учесть, что оба архитектора были просто неприлично молоды – до тридцати, то порезвились они всласть. Внутренние интерьеры особняка поражают не только богатством отделки, но и, самое главное, неожиданностью интерьеров. Не только эклектичностью, тем более, что каждое помещение производит очень целостное в стилевом плане ощущение, а вот именно неожиданностью.

 

Все материалы, которые использовались для работ, были только высшего качества – Александр Фердинандович на счета не смотрел – он их подписывал. И, надо заметить, результат получился поражающий. 

 За два года архитекторами был построен лицевой корпус. Для этого особняк Кондоянаки был снесён, а на его фундаменте построили новое здание в стиле французского ренессанса. Работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх.

По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.

 

Чрезвычайно богато был оформлен не только фасад дома, но и его интерьеры. Семья Кельх была клиентом фирмы Фаберже, заказывала пасхальные яйца, столовые приборы, драгоценные украшения. Именно в их Жёлтой гостиной выставлялись знаменитые пасхальные яйца, изготовленные фирмой Фаберже.

 

К 1905 году Варвара Петровна и Александр Фёдорович Кельх развелись. Особняк пришлось заложить, а затем и продать. Варвара Петровна навсегда уехала в Париж, Александр Фёдорович пытался начать новую жизнь. После 1917 года его бывшая жена высылала ему деньги. От такой помощи, несмотря на второй брак, он не отказывался. По всей видимости это сказалось на судьбе Александра Фёдоровича Кельха. В 1930 году он был арестован, сослан в лагеря, далее его судьба неизвестна.

 


17 марта 1919 года в особняке открылась Школа экранного искусства - первое в мире кинематографическое учебное заведение. Здесь обучали актёрскому мастерству, режиссуре. С 1922 года учебное заведение получило статус института. В 1924 году одним из выпускников института стал Сергей Дмитриевич Васильев - создатель популярного советского фильма "Чапаев". Учащиеся называли особняк Кельха "Ледяным домом". В здании не работало отопление, из-за чего приходилось пользоваться каминами.

В 1936 году в Ленинграде появился Дзержинский район. Его основное руководящее учреждение (ВКП(б) КПСС) расположилось в особняке Кельха. Здесь утверждались руководители большинства предприятий, принимали новых членов партии.

 

В 1941 году часть здания с левым эркером разрушила фугасная бомба. Восстанавливали здание в 1944-1945 годах, эркер однако не воссоздали. Утрачеными также оказались и интерьеры, находившиеся в левой части особняка.


В декабре 1991 года здание передали двум организациям - петербургскому центру в поддержку ЮНЕСКО и Оргкомитету по подготовке банковского конгресса 1992 года. В последствии эти две организации спорили между собой за владение особняком. До 1998 года особняк Кельха пустовал. В 1998 году здание передали юридическому факультету Петербургского университета в безвозмездное пользование. С тех пор здание получило имя Дома юриста.

В цокольном этаже работает ресторан. Он был открыт для привлечения средств, необходимых для реставрации особняка Кельха. Но впоследствии руководство ресторана не нашло общего языка с юридическим факультетом университета и заведение стало работать самостоятельно.

 

Парадная лестница и Вестибюль.

 

Потолок парадной лестницы оформлен живописными арабесками и гипсовой лепниной в ренессансном стиле. По изящной мраморной лестнице с грифонами посетитель попадает в роскошный вестибюль, украшенный скульптурами - копиями работ Кановы - «Пробуждение» и «Венера Италийская». Обратив взор вверх он увидит световой фонарь выполненный в виде витража в той же ренессансной манере. Переход из вестибюля в парадные залы выполнен в в виде ренессансной аркады с арабесками.

В 2010 году дом Кельха был закрыт на реставрацию. В 2011 году было принято решение о его передаче Министерству Юстиции.

Столовая.

Реминисценция в готическом стиле. Стеновые панели, мебель, обрамление проемов и потолок выполнены из орехового дерева. Готические альковы стен, большой камин декорированы тончайшей работы резьбой с характерными для этого стиля скульптурами. Узкие окна украшают витражи с цветным стеклом, проходя через которые свет наполняет помещение сказочной атмосферой. Можно представить какое чудесное впечатление оказывало это помещение на посетителей, когда в его стенах начинал звучать орган, скрытый за антресолями.

 А лесенка ведет наверх, где раньше стоял органчик.

Из готической столовой – в дубовую курительную. И опять – резьба на потолке кА-а-а-ак прыгнет! Там и серп, и лопата, и грабли. И еще что-то очень похожее на вантуз. В курительной, конечно, тоже камин, как без него – скопированный по заказу. Увидел Александр Фердинандыч где-то в Италии в замке такой камин – и заказал, потому что – понравился. А ему и сделали. 

 

Да,  эта тетка на витраже – это Варенька и есть.

 

 

Белый зал.

Дизайн интерьера этого роскошного зала выдержан в стиле барокко. Пилястры, обрамления дверей, и вся нижняя часть стены выполнены из мрамора. Стеновые панели декорированы лепниной из гипса в виде композиций, характерных для французского барокко.
Особую неповторимость интерьеру придает великолепный камин светло-серого итальянского мрамора, выполненный по эскизу Марии Львовны Диллон (1858–1932) в 1899 г. в итальянских камнерезных мастерских. Мария Диллон - первая женщина в России, окончившая Академию художеств по классу скульптуры. Наибольшую известность и славу ей принес памятник В. Ф. Комиссаржевской (находящийся в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры), созданный в 1915 году и признанный одним из самых заметных явлений в художественной жизни России того периода. Камин Белого зала – более раннее произведение М. Л. Диллон, но не менее интересное. Сложный многофигурный барельеф камина «Пробуждение весны» - воплощает нежные чувства и счастливые моменты любви... Свидетельство выдающегося таланта скульптора-женщины.

рабочий кабинет Александра Фердинандовича. Там все строго. Хозяин дома очень любил карельскую березу, поэтому карельская береза на потолке, соседствует на стенах с персиковыми шелковыми обоями, из нее сделаны книжный шкаф и обрамление камина. 

В соседней комнате – алькове – комнате для отдыха – обои темно-зеленые и даже сохранились те, которые натягивали изначально. Потолок красного дерева с золочеными бронзовыми вставками, камин (кстати, правило – подоконники в комнате ровно из того же камня, что и камин. Желательно, из одного монолита). Шкафы для книг тоже из красного дерева.

Экскурсовод, делает легкое движение рукой – и шкаф открывает не только дверцы, но и задверные пространства. Тайники, которых во дворце Кельха немеряно. И вот за этими вторыми дверями – не только сейфы, не только полости для хранения крупных вещей, но и потайной ход. И вообще говорят, что сейчас-то его замуровали, а раньше он вел к 2-й линии метро.
Кстати, за тем книжным шкафчиком, который в кабинете – тоже кое-что есть!

Особняк вообще напичкан тайниками - в спальне тоже хитрый шкафчик. Зайдя в него, можно по винтовой лестнице подняться на второй этаж, по другой спуститься опять на первый, повернуть нужную деталь декора – и вот она, бронированная комната – огромная, около тридцати метров, стены метровой толщины, сейфовые замки (скажу сразу, нас туда не водили, потому что там сейчас живет архив юрфака, которому принадлежит здание, просто рассказали), но я верю.

А хранили Кельхи там что? Правильно, золото-брульянты. Одно колье Варвары Петровны стоило 35000 рублей. И брульянт в нем был тридцатикаратный, для тех, кто понимает. И еще там хранилось то, что вызывало зависть у всего великосветского Петербурга. Пасхальные яйца Фаберже. Несмотря на то, что Карл ваял свои подарочки только для членов царской семьи, были, были исключения. Это были герцогиня Мальборо, Ротшильд, Феликс Юсупов и Альфред Нобель. И Варвара Кельх, для которой ювелир сделал аж семь яиц. Почему государь допустил такой конфуз неизвестно, но вспомнив о суммах, потраченных Базановыми на благотворительность, мы уже не так терзаемся этим вопросом.

 

лучше увидеть один раз...чем читать




http://www.panoramio.com/photo/75032907 http://walkspb.ru/zd/chaikovskogo28.html

Адрес: Чайковского ул., 28
Ближайшие станции метро: Чернышевская

Рубрики:  архитектура/Дворцы
архитектура/Города и достопримечательности
архитектура/Интерьеры
По России/Петербург-Петроград-Ленинград
Метки:  

Процитировано 59 раз
Понравилось: 57 пользователям

ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ   обратиться по имени Вторник, 14 Марта 2017 г. 15:21 (ссылка)
ОгромАднейшАя благодарность !!! Потрясающая экскурсия !!!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Марта 2017 г. 18:23ссылка
Благодарю сердечно
Даат   обратиться по имени Вторник, 14 Марта 2017 г. 15:39 (ссылка)
Спасибо. Хороший пост.
Мда-с, в Петербурге 18 000 исторических зданий, но пишут все об одном и том же.*брюзжу"
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Марта 2017 г. 18:26ссылка
Благодарю...брюзжите на здоровье...
у меня много постов о питерских дворцах,домах,исторических памятниках,связанных с разными династиями и семьями,бывшими на слуху в свое время,вот и поддержали бы,написали в сообщество о каких-либо нам неизвестных исторических памятниках
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Марта 2017 г. 23:21ссылка
Майя_Пешкова, а я и пишу потихоньку, только у себя. Далеко не о каждом интересном здании Петербурга можно набрать информации на "большую простыню", чтоб не каждый осилил.))
Перейти к дневнику

Среда, 15 Марта 2017 г. 01:57ссылка
все намного проще...кто не может осилить простыни мои ...просто их не читает...элементарно,Ватсон...да и к вам с пистолетом не приставали...не у всех есть возможность увидеть вживую питерские шедевры...даже пусть и в количестве одного читателя...уж не взыщите,что не ориентировались на Ваш вкус
Перейти к дневнику

Среда, 15 Марта 2017 г. 10:03ссылка
Майя_Пешкова, а Вы точно мой комментарий прочитали? У меня есть стойко ощущение, что толи Вы отвечаете кому-то другому, толи я не по-русски пишу.
Золотая_Кобра   обратиться по имени Вторник, 14 Марта 2017 г. 15:40 (ссылка)
...каменная сказка...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Mjja   обратиться по имени Вторник, 14 Марта 2017 г. 15:56 (ссылка)
спасибо очень интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Galyshenka   обратиться по имени Вторник, 14 Марта 2017 г. 16:02 (ссылка)
Майя_Пешкова, Спасибо, Майечка. Сказочный, удивительно раскошный дворец! Всё как следует прочту вечерочком.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Марта 2017 г. 18:28ссылка
Не дворец...просто дом
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Марта 2017 г. 21:24ссылка
Майя_Пешкова, да, очень простой домик... ощущение царской кладовой - чего там только нет, вплоть до органа. Повезло юристам! И действительно собор католический напоминает -несколько странно для жилого дома, но юристы, думаю, там хорошо устроились.
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Марта 2017 г. 22:35ссылка
туда и экскурсии водят
Sofija_Dubrovina   обратиться по имени Вторник, 14 Марта 2017 г. 16:12 (ссылка)
Шикарный особняк. Спасибо за сообщение.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Марта 2017 г. 18:28ссылка
да...выпадает из общего ряда
mrsFridayKruzo   обратиться по имени Вторник, 14 Марта 2017 г. 16:43 (ссылка)
замечательный рассказ! и фото впечатляют! благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Эолинда   обратиться по имени Вторник, 14 Марта 2017 г. 20:08 (ссылка)
Удивительно красивый дом! Спасибо огромное! Столько души вложено и в сам дом и в его дизайн, глубина, покой и мощность.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Марта 2017 г. 23:06ссылка
Это Вам - спасибо! Так меня порадовали!
Лулу_Прада   обратиться по имени Вторник, 14 Марта 2017 г. 22:56 (ссылка)
Мая, спасибо!!!!!!
Спасибо за "сумасшедший" пост, за такую информацию, которую будешь доставать неделю.
Если честно, то твои посты как диссертации.
Спасибо за удовольствие просмотра вне места, ведь вряд ли наша аудитория (во всяком случае бОльшая ее часть) может позволить бывать в этих местах.
Очередной шедевр с рассказом об обитателях - спасибо огромное!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 15 Марта 2017 г. 01:34ссылка
спасибо...моя,дорогая,Лу...прямо в краску ввела
babeta-liza   обратиться по имени Среда, 15 Марта 2017 г. 00:54 (ссылка)
Благодарю Майя за интереснейший рассказ о таком красивом доме! Не дом, а сказка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 15 Марта 2017 г. 01:35ссылка
Спасибо,Лизочка...жаль что полностью не отдадут под музей
otech35879   обратиться по имени Среда, 15 Марта 2017 г. 05:08 (ссылка)
Спасибо !!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 15 Марта 2017 г. 11:15ссылка
Приятно Ваше внимание
ЛВ_Шестакова   обратиться по имени Среда, 15 Марта 2017 г. 09:54 (ссылка)
Спасибо! В очередной приезд обязательно схожу, Время посещения?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 15 Марта 2017 г. 11:22ссылка
Посетить можно только с экскурсией,расписание у разных турфирм разное вот одна из них
https://vk.com/event117931764
http://excurspb.ru/sobytija/club/524-lektsija-po-osobnjaku-kelha.html

Экскурсии в ближайшие время в особняк Кельха не будет по причине реставрации лицевого фасада здания и крыши
Волга_Матушка   обратиться по имени Среда, 15 Марта 2017 г. 11:03 (ссылка)
Спасибо огромное! Замечательный пост! Выставлю в ФБ, можно?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 15 Марта 2017 г. 11:14ссылка
Благодарю.Да,пожалуйста...
viktin11   обратиться по имени Среда, 15 Марта 2017 г. 13:58 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Alexander_Kaliinin   обратиться по имени Среда, 15 Марта 2017 г. 19:08 (ссылка)
Бессчётное число раз я стоял против этого особняка и пытался вообразить, что же там внутри. Но воображение каждый раз затухало, споткнувшись о тот факт, что внутри райком партии. И ещё, представьте себе, санэпидстанция Дзержинского района. Так что доступ туда простым смертным был заказан. Работники СЭС входили в здание через отдельный подъезд и располагались в бывших помещениях прислуги, поэтому тоже не имели представления о той роскоши, которая находилась рядом с ними. Общая с райкомовскими у них была только столовая, но она была разделена турникетом на две части так, чтобы нельзя было подсмотреть как питаются и за какую цену небожители. Не знаю, в какой степени доступен этот дворец сейчас, но благодаря данному сообщению этот пробел для меня восполнен. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
I-rina-91   обратиться по имени Четверг, 16 Марта 2017 г. 07:48 (ссылка)
Спасибо! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
zionica   обратиться по имени Четверг, 16 Марта 2017 г. 11:10 (ссылка)
Большое спасибо,было оооооочень интнресно!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 17 Марта 2017 г. 00:09 (ссылка)
Спасибо автору за огромный труд и возможность увидеть внутри этот прекрасный
особняк, мимо которого часто проходила, прожив в С-Пб 68 лет. Красотища!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ГалКон   обратиться по имени Понедельник, 03 Декабря 2018 г. 02:51 (ссылка)
Преогромнейшее спасибо за то, что дали возможность посмотреть такую красоту и узнать историю великолепнейшего особняка!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку