Galyshenkaвсе записи автора
После поста Дуделки, сопелки, звучалки.... о всяческих дудочках сразу вспомнилась легенда о Крысолове. По меткому выражению автора этого поста КЛИМ1, захотелось вслед за крысами и детьми прогуляться за знаменитым дудочником из Гамельна , только не исчезая конечно.
Гамельнский Крысолов является известнейшим из немецких сказочных образов во всём мире. Легенда переведена почти на 30 языков и включена в школьную программу во многих странах мира.
Легенда о крысолове в самом известном варианте читается так: однажды город Гамельн подвергся крысиному нашествию. Никакие ухищрения не помогали избавиться от грызунов, наглевших с каждым днём вплоть до того, что стали сами нападать на кошек и собак, а также кусать младенцев в люльках. Отчаявшийся магистрат объявил о награде любому, кто поможет избавить город от крыс. «В день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня», появился «одетый в пестрые покровы флейтист». Неизвестно, кем он был на самом деле и откуда появился. Получив от магистрата обещание выплатить ему в качестве вознаграждения «столько золота, сколько он сможет унести», он вынул из кармана волшебную флейту, под звуки которой все городские крысы сбежались к нему, он же вывел околдованных животных прочь из города и утопил их всех в реке Везере.
Магистрат, однако же, успел пожалеть о данном им обещании, и когда флейтист вернулся за наградой, отказал ему наотрез. Музыкант через какое-то время вернулся в город уже в костюме охотника и красной шляпе и вновь заиграл на волшебной флейте, но на этот раз к нему сбежались все городские дети, в то время как околдованные взрослые не могли этому помешать. Так же, как ранее крыс, флейтист вывел их из города — и утопил в реке (или, как гласит легенда, «вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали»)..
Ещё позднее этот последний вариант был переделан: нечистый, притворившийся крысоловом, не сумел погубить невинных детей, и перевалив через горы, они обосновались где-то в Трансильвании, в нынешней Румынии.
Вероятно, несколько позднее к легенде было добавлено, что от общего шествия отстали два мальчика — устав от долгого пути, они плелись позади процессии и потому сумели остаться в живых. Позднее, якобы, один из них ослеп, другой — онемел.
Ещё один вариант легенды рассказывает об одном отставшем — хромом ребёнке, который сумел вернуться в город и рассказать о произошедшем. Именно этот вариант положил позднее в основу своей поэмы о Крысолове Роберт Браунинг.
Третий вариант рассказывает, что отставших было трое: слепой мальчик, заблудившийся в пути, ведший его глухой, который не мог слышать музыки и потому избежал колдовства, и, наконец, третий, выскочивший из дома полуодетым, который, устыдившись затем собственного вида, вернулся и потому остался жив.
Но будем надеяться, что Крысолов всё же он привёл детей в страну радости и счастья. Такая версия тоже имеется.
С тех пор минули века, но легенда продолжает жить в памяти современного города Гамельн.
По воскресеньям действие легенды разыгрывают перед дворцом Бракосочетаний. В спектакле играют и дети, и взрослые.
Hameln
Хамельн, устаревшее написание Гамельн, реже Гаммельн (нем. и н.-нем. Hameln) — небольшой городок в Германии, в земле Нижняя Саксония с населением в 56 тыс.человек.
Ратуша
Старый город
Гамельн. Около 1662 г.
В средние века Гамельн разбогател на торговле хлебом, который выращивали на окрестных полях; это получило отражение даже в древнейшем городском гербе, на котором изображены были мельничные жернова. С 1277 года, то есть за год до времени, указываемого легендой, он превратился в вольный город. Полагают, что именно зависть соседей к богатому купеческому Гамельну во многом обусловила изменение первоначальной легенды, так что в неё был добавлен мотив обмана, которому подвергся герой со стороны местных старшин
Дом Крысолова
Дом Крысолова. Гамельн Остерштрассе, 28, фасадом на Бунгелозенштрассе
Дом получил своё название из-за того, что во время ремонта, проводившегося в XX столетии, была найдена знаменитая табличка с историей похищения детей крысоловом, которая затем была вызолочена и вновь прикреплена к фасаду.
Надпись на балке Дома Крысолова (Гамельн) гласит:
«В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали.»
Сейчас в нём гостиница и ресторан. Конечно же, в нём все связано с любимой городской легендой. Можно посетить «Комнату флейтиста», «Гамельнскую комнату» или «Крысиную нору». Посетители рассматривают вырезанную из дерева группу скульптур, изображающую Крысолова, выводящего детей из города. Блюда меню имеют экзотические и колоритные названия, например, «Крысиный хвост», «Шнапс крысолова», «Обед для флейтиста».
Улица Молчания, на которой запрещено музицировать, плясать и веселиться, так как именно по этой улице вёл за собой детей коварный флейтист. Правило это далеко не шуточное, даже свадебные кортежи не ездят по улице Молчания.
Приезжающих в город, прямо на вокзале встречает панно, на котором изображён легендарный крысолов. К центру ведут указатели, имеющие форму крысиного силуэта. Есть рядом с ратушей и фонтан Крысолова, с фигурами детей и флейтиста, ещё один фонтан по той же тематике находится на самой Остерштрассе.
На Дворце Бракосочетания есть механические часы, и вот три раза в сутки, они разыгрывают небольшой спектакль: из дверки появляется флейтист и уводит за собой крыс и детей. В другое время часы исполняют песню Крысолова и песню реки. Такими часы стали в 1964 году, и они исправляют легенду, по их версии всё заканчивается хорошо, флейтист получают свою плату и дети остаются живы.
В городе скульптур крыс, наверное, не меньше, чем в Санкт-Петербурге львов. Они очень разные, можно встретить особи в цветочках и узорах. Местное законодательство разрешает каждому горожанину купить один квадратный метр земли в городе для того, чтобы украсить это место статуей крысы, разрисовав её на своей вкус.
Маленькое расследование легенды о Крысолове
Во первых, свидетельства о том, что Гамельн в 1284 году пострадал от чумы, отсутствуют в местных хрониках, появляясь в оных лишь в период 1348-1350 годов - как раз тогда, когда и во всей остальной Европе свирепствовала «черная смерть». Отсюда вывод - крыс в городе действительно истребили.
Якобы упоминание этой истории есть в в документах - так называемый "Люнебургский манускрипт!»
Речь идет о документе, созданном как раз в XIII веке. Однако стоит копнуть поглубже, и выяснится: Люнебургских манускриптов известно как минимум два.
Так вот, в том из них, который создан в XIII веке нет ни слова о губителе крыс и детей.
В Люнебургском манускрипте (около 1440-1450 годов), написанном без малого спустя 200 лет после легендарного события упоминается: «В году 1284, в день святых Иоанна и Павла, 26 июня, волынщик, облаченный в разноцветные одежды, обольстил 130 детей, рожденных в Гамельне, и вывел их на Коппен, где они пропали».
Тут странно все. И пестрота одеяния героя - в противовес традиционным черным облачениям странствующих крысоловов. И термин «обольстил» вкупе с упоминанием довольно глухого местечка Коппен близ Кальварии - излюбленной в те годы вотчины преступников всех мастей. И всякое отсутствие упоминания о крысах, профессии «обольстителя детей», его мести скаредному главе магистрата.
Почтовая открытка
Отсутствие достоверных исторических сведений о Гамельнском крысолове порождает многочисленные версии относительно этой легенды.
Одни современные немецкие исследователи полагают, что речь может идти даже о «средневековом серийном педофиле», чарующей музыкой заманившем детишек Гамельна в свои сети.
Другие настаивают на версии, что в указанной легенде сокрыт сакральный смысл: дескать, Крысолов - всего лишь собирательный образ, архетип смерти.
Третьи и вовсе полагают, будто в легенде зашифровано послание о трагической судьбе участников Крестового похода детей.
Четвертые предпочитают сугубо местный колорит, ища доказательства того, что странный волынщик был всего лишь организатором так называемого остзидлунг - переселения немцев, колонизировавших в те времена Восточную Европу.
Связь с «Крысоловом» могла возникнуть из-за повторяющихся в те времена нашествий крыс, которых уничтожали крысоловы, но конечно же реальными для того времени методами, а не как в легенде. Оба события могли срастись в легенду и так передаваться из поколения в поколение.
немецкая почтовая марка
Хочется справедливости ради всё же объяснить основную причину нашествия крыс. В средневековой Германии кошек в какой-то момент стали считать перевоплощением ведьм, участвовавших в шабашах, а потому - с подачи инквизиции - почти полностью их истребили, подобно тому, как это случилось уже на нашей памяти с несчастными мурками в маоистском Китае (там считали, будто они своим «Мяу!» глумятся над именем «великого кормчего»). К XIV веку некогда многочисленное племя кошачьих было истреблено в Германии практически повсеместно. А не истребляли бы кошек и Крысолов бы не потребовался! Правда и с Крысоловами тоже обращались как с кошками, считая их подручными дьявола. Обвинить в колдовстве было намного проще, чем расплатиться за выполненную работу.
В общем, совершенно не понятно, чем бы жил город Гамельн, если б не это происшествие, случившееся в нём более 725 лет назад.
"Крыски" в кроссовках такие милые, а вот фонтан с детьми не понравился вовсе. Они какие то изможденные все...
А вообще город очень милый, чистые, ухоженный и красивый.
Не знаю что хотел сказать скульптор, да и принявшее такой вид фонтана руководство города, но вид фонтана выпадает из общего вида города. Да и не эстетичный он... ИМХО конечно.
Елок, за этой фотографией охотилась наверное более получаса. Её нет нигде практически нет, видимо действительно путешествующим этот памятник не нравится. Но из песни слов не выкинешь. Всегда стараюсь как можно полнее информацию давать для более полного представления.
babeta-liza, добрый вечер, Лиза. Вроде бы многое знакомо с детства, но на месте история смотрится по-другому. С одной стороны не так жутко, а с другой -гораздо более реалистичнее. Понимаешь, что это действительно могло произойти.
izogradinka, согласна. Из. Путешествия - не моя тема. Раньше старалась никогда не касаться тех мест, где не была. Но куда же деваться - благо информации в интернете много. Путешествую виртуально...хотя это действительно не моё. А что моё, уже и не помню