К юбилею любимой Нины Николаевны Усатовой |
Феномен Нины Усатовой в том, что ей никогда не нужно было специально рядиться в народность, она генетически несет в себе корневую русскую традицию вместе с ее историческими трагедиями и победами. Ее предельно натуральный, моментально притягивающий образ уникален, он обогатил палитру многих современных режиссеров: Владимира Хотиненко, Дмитрия Месхиева, Юрия Мамина, Александра Прошкина, Алексея Балабанова, Сергея Овчарова...
Народная артистка России, лауреат премий «Ника», «Золотой орел» и многих других наград Нина Усатова относится к той категории актрис, которых телезрители считают своими, родными, из народа.
За свою карьеру Нина Усатова дважды являлась лауреатом премии "Ника"
Нина Усатова родилась 1 октября 1951 года в селе Малиновое Озеро Алтайского края, уже долгие годы живет и работает в Санкт-Петербурге.
С огромной любовью и трепетом вспоминает Нина Усатова свою малую родину, детство, родителей, годы учебы, спектакли, роли в кино. Ее театральный дебют состоялся, когда она училась в седьмом классе. Это была роль госпожи Простаковой в школьной постановке «Недоросль». Спектакль был подготовлен специально для родителей. Мама шила костюм, бабушка дала красивые коралловые бусы. «Мои родители уселись на первый ряд, – вспоминает актриса. – Я вышла, увидела их и забыла весь текст. Тогда срочно закрыли занавес и меня отколотили мои же одноклассники – да так, что бусы рассыпались! Я немного порыдала, а когда снова открыли занавес, все пошло нормально», – вспоминает актриса.
К своим неудачам Усатова относится с юмором. Например, как пять раз поступала на актерский факультет в Театральное училище имени Б. Щукина, так и не поступила, и в итоге пошла на режиссерский – на курс Бориса Захавы и Марианны Тер-Захаровой. По окончании учебы в течение года она проходила практику в городе Котлас Архангельской области.
В 1980 начинающая актриса вошла в труппу только что открывшегося Молодежного театра в Ленинграде, проработав там 10 лет, а в 1989-м ее пригласил Кирилл Лавров в Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. «Я тогда работала в Молодежном театре, и мы переживали безвременье: Ефима Михайловича Падве уже не было, а Семен Яковлевич Спивак еще не пришел, – рассказывает Нина Усатова. – И я даже не сомневалась: в БДТ второй раз не приглашают». В театре она служит по сей день и задействована в его лучших спектаклях.
Всенародной любимицей Нина Усатова стала благодаря своим киноролям, которых в ее копилке почти сотня. Сейчас в это трудно поверить, но первое знакомство актрисы с кино состоялось, когда на станцию ее родного села по узкоколейной железной дороге приехал вагон-клуб и привез фильм. Она вспоминает, как ее поразили «живые черно-белые картинки», как она во что бы то ни стало решила узнать, как это делается. Позже она пересмотрела все фильмы с участием Нонны Мордюковой, которая казалась такой родной, как мама. Именно это родное ощущение станет характерной особенностью и самой Нины Усатовой, именно его она всегда будет вкладывать в своих героинь. Вот почему они никого никогда не оставляют равнодушными.
Первой ролью Усатовой в кино стала роль портнихи в фильме «Куда исчез Фоменко?» в 1981, а ее эпизод в фильме «Мой друг Иван Лапшин» режиссер Алексей Герман назвал настоящим рывком в кинематограф. Первую свою главную роль Нина Усатова сыграла в картине Георгия Буркова «Байка».
Всенародная известность пришла к Нине Николаевне Усатовой в 1987 после роли глухонемой в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…».
«Именно этот фильм и дал мне настоящую путевку в киножизнь. У меня родился сын. Я ехала в троллейбусе, замученная бессонными ночами, как все молодые мамаши, ко мне подошли два парня и попросили автограф. Помню, как у меня даже спина побледнела…».
В послужном списке актрисы – самые разные роли, некоторые она вспоминает с неохотой. Но есть и такие, которые, что называется, берут за душу. Одна из них – роль матушки Алевтины в художественном фильме "Поп" Владимира Хотиненко, за которую Нина Усатова получила премию «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (2010).
"Характер у меня иногда такой неунывающий, что некоторые плачут. Перцу задаю всем! Я считаю, что такой быть и надо. А что толку ныть? В жизни всякое бывает, но лучше не расстраиваться, а искать выход".
Советы от Нины Николаевны Усатовой
В детстве Нина закопала в землю "секретик" – две бусины и золотистую обертку от конфеты – и загадала желание: "Хочу стать актрисой!" Уже будучи знаменитой, Усатова вернулась в родные края и нашла свой клад целым и невредимым. Выходит, волшебство подействовало! Но тогда для ребенка из затерянного на Алтае села эта мечта представлялась практически несбыточной, поэтому о своем желании Нина никому не рассказывала. "Хотя я всё время дома выступала, частушки пела, песни разные. Меня и звали в детстве артисткой, но не всерьез, а дразнили просто: "Ну-ка давай рассмеши нас, артистка!" Ну я и смешила. Никто и не думал, что именно так и будет называться моя профессия", – рассказывает актриса. О мечте Нины Николаевны знала только мама. Во многом благодаря ее поддержке Усатова и решилась ехать в Москву поступать в театральный. И не раскисла, когда с первого раза не получилось. А когда вместо вожделенного театрального пришлось идти на ткацкую фабрику, и оттуда сумела вынести полезный для актрисы опыт.
"Я стала сновальщицей: следила за тем, чтобы множество катушек не запутывалось, Потом стала руководить хором фабрики в клубе. Я ходила по бабулям, которые жили в общежитии ткачих. Чайку попью, а заодно и уговорю: "Давайте ко мне на хор!" И все ко мне приходили. Дирижировать я не умела, но была хорошим организатором. Надо мной народ смеялся, когда я объясняла хору задачу. А на самом деле чего им показывать? Они сами певуньи, всё знают, душой поют. Нам сшили красивые сарафаны, и мы на всех праздниках так народ радовали! А поскольку Москва была недалеко, к нам приезжали педагоги по речи и по вокалу. Благодаря им я и подготовилась к поступлению в театральный".
К своей мечте – поступлению в Щукинское театральное училище – Нина Усатова шла целых пять лет. Когда возраст перестал соответствовать требованиям для актерского факультета, подала документы на режиссерский. И там ей наконец улыбнулась удача. Впрочем, и за это пришлось побороться.
"Снова экзамены. Подготовила я что-то по режиссерской части. Вижу, опять "не кажусь" я комиссии. Сидят они и перед ними папочки со списками поступающих, справками. И тут от отчаяния что-то на меня нашло. Подошла я к столу, дрожащими руками собираю свои бумажки и их заодно. Прижала эту кипу к себе и такую речь закатила! "Я знаю, почему вы меня не принимаете. Я деревенская, я из леса. Я никогда больше не приеду в Москву! Я никогда больше к вам не приду!" Выскочила за дверь, разрыдалась. Через несколько дней мне бабушка говорит: "Нина, из училища звонили". А я думаю: "Это чтобы я документы забирала". Опять звонок: "Где вы там бродите? Срочно в училище!" Мы с подругой опрометью туда. И узнаем: приняли!"
Так в 27 лет Усатова всё-таки стала студенткой. Кстати, быть режиссером она не собиралась ни секунды, в чем честно признается сейчас Нина Николаевна.
Усатова очень серьезно подходит к созданию образа. Это началось с первой же роли в Молодежном театре, куда актриса поступила после окончания вуза. "Моя героиня в пьесе "Отпуск по ранению" весь спектакль стирает солдатские гимнастерки и кальсоны. А я всегда стараюсь войти в образ. Поэтому вода на сцене была горячая, в руках я держала хозяйственное мыло. А когда моя партнерша по сцене начинала строчить на машинке "Зингер", я поперек такта водила пуговицей на кальсонах по стиральной доске – это была реалистическая нота, которая задавала тон. Однажды посмотреть постановку пришел профессор Петров, преподававший в Академии театрального искусства. А после спектакля и говорит: "Нина, маленькая неправда рождает большую ложь. И вы, и художник должны были знать одну важную вещь. На солдатских кальсонах во время войны были не пуговицы, а завязки". Я подумала: "Какой ужас!" Тут же побежала в костюмерную, оторвала все пуговицы от кальсон и пришила к ним завязки".
Нина Николаевна Усатова много лет живет в Санкт-Петербурге, храня очень бережно память о родном селе.
"Моя генетическая память не раз помогала мне в работе. В спектакле "Беда" я должна была играть старуху, хотя мне было не больше 30. Съездила домой на Алтай, нашла бабушкин сундучок с удивительными вещами: простой тужуркой с фланелевой подкладкой, юбкой, ботами "прощай, молодость"... Всё это я увезла в Ленинград и прожила в этих вещах месяц. А на репетиции встала и пошла по сцене походкой моей бабушки. Точно такая же история была и на съемках "Мусульманина" Хотиненко. Я весь фильм хожу в халате, который носила моя мама. И только посмотрев картину, вдруг осознала, что я играла не абстрактную героиню, а свою мать..."
"У меня было две мечты. Первая – стать артисткой. А вторая –если не получится актрисой, то домохозяйкой".
Подробностями семейной жизни Нина Николаевна делится редко и о своем муже не рассказывает. А вот сына Николая она порой хвалит и перед журналистами. Молодой человек окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и работает в адвокатской конторе. Но радует знаменитую маму не только этим.
"Он очень остроумный. Я уважаю людей с юмором. Как начнет говорить текст Игоря Скляра из наших спектаклей – один в один. Я ему: "Колька, подсиживаешь?" Он все мои спектакли наизусть знает. Мои фильмы разбирает очень хорошо. Доверяю сыну как самому непредвзятому критику. Он такой, как… "Контрольная закупка". У него есть чутье и вкус". Говорят, для полного счастья Нине Николаевне не хватает только внуков. Все друзья актрисы уверены: из нее получится лучшая на свете бабушка.
Рубрики: | искусство/Театр Кинематограф/Любимые артисты (наши) |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |