Соккар все записи автора
Миф о появлении на свет Афины - взрослой женщины в полном боевом вооружении из головы Зевса - большинство филологов предлагает понимать как метафору: рождение молнии и грома из грозовой тучи. Но кем тогда нужно считать Прометея? Метиду? Зачем вообще грекам нужны такие сложные ассоциации? Подобное толкование не решает загадку рождения Афины. Да и нет нужды зашифровывать таким образом природные явления, которые столь явны и очевидны. Зачем в руках богини копьё и щит, а на голове шлем? Зачем её сопровождают сова и змея? Почему к рождению Афины причастна именно Метида, а не другие женщины царя богов? Ни одно из обстоятельств и противоречий этого небольшого мифа не находит объяснение при подобном подходе.
Многочисленные любовные похождения главы пантеона древнегреческих богов удивляют всех знатоков мифологии. Складывается впечатление, что для Зевса это самое главное занятие. Список увлечений царя богов поражает не только количеством лиц прекрасного пола, но и их специфической избирательностью.
Аполлодор "Мифологическая библиотека", книга I:
"Зевс вступил в брак с Герой, и от этого брака родились Геба, Эйлития, Арес. Сходился он и со многими смертными женщинами и богинями. От Фемиды, дочери Урана, родились у Зевса дочери Оры — Эйрена, Эвномия и Дика, затем Мойры — Клото, Лахесис и Атропос. От Дионы родилась Афродита; от Эвриномы, дочери Океана, — Хариты: Аглая, Эвфросина и Талия; от Стикс — Персефона; от Мнемосины — Музы, первая Каллиопа, затем Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Урания, Талия, Полимния".
Если к ним добавить ещё и беременную Афиной Метиду, которую проглотил Зевс, то, исходя из этого перечня, жёнами Зевса формально были: родная сестра (Гера), двоюродные сёстры (Эвриномия, Стикс, Метида) и "бабушки" (Фемида, Диона, Мнемосина). Для трёх последних Зевс был внучатым племянником. Почему же Зевс предпочитает родственниц? Если их всех считать живыми реальными существами, то удивляет плодовитость двух "бабушек" (Фемиды и Мнемосины), родивших пятнадцать (!) детей из двадцати четырёх. Но ведь и потомки титанов заключают также близкородственные браки. Боги и титаны не обременяют себя табу, законы генетики им неизвестны. Что скрывается за этим, страсть или выгода? Я склоняюсь ко второму. Но всегда ли это живые люди или персонифицированные явления и понятия? Ответ очень не прост. И каждое "сожительство" Зевса стоит отдельного расследования. Но наш рассказ о рождении Афины.
Аполлодор "Мифологическая библиотека", книга I:
"Зевс сошелся с Метидой, принимавшей различные образы, чтобы избежать его любви. Когда она оказалась беременной, Зевс проглотил ее прежде, чем она родила, ибо она обещала, после того как вначале родит деву, произвести на свет сына, который станет властителем неба. Испугавшись этого, Зевс и пожрал ее. Когда же наступило время родов, Прометей ударил Зевса по голове топором (некоторые называют и Гефеста). Из головы выскочила в полном вооружении Афина, и это произошло у реки Тритона".
Всё у богов не так как у людей! Зачем Зевсу добиваться любви Метиды, если он сам может родить женщину? Подобно своему предшественнику на троне Крону, Зевс тоже боится утратить власть. Но пожирает он не своих детей, как Крон, а уже Метиду, которая всего лишь только обещает родить девочку, а потом мальчика-наследника. Метида ему опасна? И снова пожирание... Что это, дурная наследственность или неурегулированность закона о престолонаследии? Скорее второе, чем первое. Способ появления на свет Афины уникален: нет у богов органа для рождения - ничего страшного. Благодаря импровизации Прометея можно забыть о законах природы, логике, биологии и решить любую проблему. Титан узнаёт о муках Зевса, наносит удар топором по голове - и вот оно чудо: на свет появляется взрослая женщина в полном вооружении. "Врач" совершает кесарево сечение мужчине... Да здравствует Афина! Слава великому акушеру! И прочь здравый смысл...
И тем не менее, несмотря на явный абсурд происходящего, миф о рождении Афины имеет какой-то смысл. Метида оказала помощь Зевсу при захвате власти, но отношения у них не складываются. Они не любовники, а союзники поневоле. Метида не желает близости с ловеласом. И как только она забеременела, Зевс потерял покой. Он проглатывает её, чтобы теперь уж... "забеременеть" самому. Беременность - это проблема. Вопрос о власти - вот причина "интересного" положения Зевса! И "беременность" Зевса легко объяснима если признать, что рождение Афины - это появление на свет какого-то замысла, принятие решения. Новой власти не хватало авторитета. Метида зародила сомнение, но Прометей, как повивальная бабка, освободил его от этих сомнений. После обретения власти Зевс принимает решение о создании Афины - военного совета: повелитель богов родил мысль подобно женщине, разрешающейся от бремени ребёнком! Именно поэтому новорождённая Афина не младенец, а уже зрелая женщина с копьём, щитом и шлемом. Членов совета трое - Зевс, Посейдон и Плутон, вот почему Гесиод называет Афину Тритогенеей!, то есть Триждырождённой. Победители Крона и титанов, как говорит Аполлодор, "разделили власть". Отныне Зевсу уже не нужны его прежние союзники по отстранению Крона от власти: ни Метида, ни Прометей. Амбиции первой и заслуги второго только помеха для новой власти.
Атрибутами Афины наряду с копьём, шлемом и щитом являются сова и змея. Что же они символизируют? Традиционно сову и змею считают символами... мудрости. В действительности же среди пернатых и пресмыкающихся совы и змеи не "умнее" прочих своих сородичей. А вот образ жизни и тактика охоты выделяют их среди других хищников. Они убивают бесшумно. Это "тихие" убийцы, невидимые и неслышимые для своих жертв. Совы - ночные хищники, хорошо видящие в темноте, обладающие острым слухом. Многочисленные виды змей субтропического пояса - источник сильных ядов. И те, и другие убивают без свидетелей.
Побеждая всех врагов и навязывая народам свою власть, военный совет трёх (Афина Тритогенея) прибегает к любым методам: ночным убийствам (подобно совам), отравлению (яд змей), прямой военной угрозе (копьё, щит и шлем). Именно они являются символом новой власти - Афины Тритогенеи.