Вольный художник из Вены Георг Эммануэль Опиц (1775—1841), вошедший в Париж вместе с австрийскими войсками, оставил немало прелестных гравюр, раскрашенных акварелью. Парижская серия акварелей Опица с изображением казаков дает представление о любопытнейшей странице войны 1812—1814 гг.: воссоздает картину ее победного окончания, ознаменовавшегося вводом союзных войск в Париж, и передает совершенно необычную атмосферу, воцарившуюся в городе во время пребывания армии-победительницы в покоренной столице противника.
Казаков приглашают зайти в кофейню
Николай Бестужев: «Союзники, возникшие для парижан будто из недр земных - так мало они были приготовлены к их появлению; русские, которых они нашли вовсе не такими, как воображали; стройность их полков, блестящая щеголеватость офицеров, говоривших с жителями их языком, красота русского царя, миролюбивые его намерения, кротость в войсках, какой не ожидали, - всё это было так внезапно для парижан, так противоположно тому, что они привыкли воображать».
Конный казак на улице города
Русские казаки на улице «Rue des bons enfans»
Уличная сценка. Казаки в компании парижанок
Галантная сцена с казаками подле бивака
Сценка на улице Парижа: австрийский офицер, казак и русский офицер прогуливаются с двумя парижанками
Как верно заметил всё тот же Бестужев, «Париж такой город, в котором надобно молодому человеку всего более сохранять кошелёк и нравственность». С кошельком у русских всё было в порядке: войскам разом выдали тройное жалованье за 1814 год. С нравственностью было сложнее - это же Париж!
Кукольное представление в кафе
Бесчинства казаков
Офицер русской армии А. Краснокутский так описывал нравы дворца Пале-Рояля, где можно было выпить, сыграть в карты и воспользоваться услугами дам полусвета, как в Париже изящно именовали проституток: «Вдруг являются на сцену обольстительные прелестницы; разряжены в соблазнительных уборах, распрысканы благовоннейшими духами! Они расхаживают с подпрыжками, затрагивают всех мимоходящих, припевая неблагопристойные песни, и толпятся между множеством мужчин, собирающихся в сие время кучами на поприще беззаконных распутств.
Вот как перед отъездом на родину о парижанках вспоминал Фёдор Глинка: «Прощайте, милые, прелестные очаровательницы, которыми так славится Париж… Брадатый казак и плосколицый башкир становились любимцами сердец ваших - за деньги! Вы всегда уважали звенящие добродетели!»
Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинчиками
Игра в карты в игорном доме
Игра в карты в игорном доме
Кроме «девочек» ещё одним увлечением многих русских офицеров стал карточный стол. Генерал Милорадович (тот самый, что спустя 11 лет будет убит во время восстания декабристов) всё своё трёхлетнее жалованье проиграл. Многие офицеры тоже наделали в Париже долгов. Получить кредит весной 1814-го русскому было до смешного просто: достаточно было прийти к любому парижскому банкиру с запиской от командира корпуса, в которой было сказано, что податель сего является человеком чести и деньги непременно вернёт. Когда русская армия окончательно покидала Францию, все офицерские долги на 1,5 млн тогдашних рублей оплатил граф Воронцов.
Русские солдаты и казаки в доме еврея
Башкиры
Лагерь казаков на Елисейских полях
Солдаты развлекались по-другому. Московский генерал-губернатор Фёдор Ростопчин писал: «Старики унтер-офицеры и простые солдаты остаются во Франции… Они уходят к фермерам, которые не только хорошо платят им, но ещё отдают за них своих дочерей». Можно ли их винить за это, если учесть, что сам Ростопчин тоже эмигрировал во Францию? Крестьянский труд одинаков что под Лионом, что под Ярославлем, зато во Франции давно не было крепостного права и даже последнего клошара принято было называть «мсье». К сожалению, подсчитать, какой процент русской крови оставили русские солдаты во Франции, так и не удалось.
Казак раздает парижанам напечатанную декларацию Александра I
Французы с ужасом ожидали мести за московский пожар 1812 г., однако русские пришли в город с миром - так повелел император Александр I. Кстати, он въехал в Париж верхом на жеребце по кличке Эклипс, который был подарен ему Наполеоном в честь заключения Тильзитского мира.
Казаки рассматривают карикатуры на самих себя
Отряд казаков проходит мимо Триумфальной арки
Русские войска простояли в Париже не так уж и долго - всего два месяца. Впрочем, этого времени хватило на то, чтобы русские пропитались духом великого города и, в свою очередь, повлияли на него. Первое, что принесла французам армия из далёкой крепостнической страны, была, как ни странно, свобода. Император Александр издал прокламацию, в которой он предоставил самим французам избрать себе такой род правления, какой им угодно.
Оккупация Парижа в 1814. Казаки проходят через город
Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы «De grammont»
Казаки на рынке
Приготовление мяса в лагере казаков
Не менее важным стало то, что русские стали диктовать Парижу свои нравы. Например, неожиданно модным среди столичного бомонда стало посещение Елисейского дворца, занятого русским императором под штаб-квартиру, и созерцание того, как молится Александр. Современники вспоминали, что на это мероприятие продавали билеты, как в театр. Парижан привлекали красота императора, искренность, с которой он клал земные поклоны, и пышная церковная служба по греческому обряду.
Полковой священник
Казаки на улице, ведущей к Вандомской площади
Не менее неожиданной стала мода на всё казацкое, в том числе на низкорослых и выносливых степных лошадей. Всякий уважающий себя парижанин при деньгах считал своим долгом купить такую для своей конюшни. Поскольку на всех казацких лошадей не хватило, мошенники стали вплетать в хвосты чистокровных французских лошадей крашенную в соответствующий цвет паклю - ведь казаки своим кобылам хвосты не стригли, и те свисали до самой земли.
Купание в Сене коней
Выступление уличного фокусника и предсказателя в центре Парижа
"гравюры, раскрашенные акварелью."
я любуюсь именно акварельным раскрашиванием.
это очень долго! нужно ждать, чтобы подсох каждый
слой, чтобы мокрые краски не слились.большая
аккуратность и терпение.
а сейчас так очень редко кто рисует. намочат бумагу,
зальют краской, наляпают, всё затечёт, а зритель
должен сквозь мазню сам что-то вообразить и
восторгаться!!!
Это такая технология в акварели,обязательно бумага увлажняется, затем ей дают высохнуть,а потом рисуют,вот тогда краска не стекает ,а ложится мазками.Вы зря так,акварель сейчас как и раньше очень востребованный и популярный способ и в мире очень много талантливых акварелистов
прекрасные гравюры... стильные. и раскрашены очень грамотно.
только вот казаки какие-то немного монструозные
и хотя сцены почти все мирные, но вот как-то волнительно за обитателей города Парижска
да я понял могу себе представить бедного немца
да, наши казаки оказались более человечными. я уверен, что казаки бы может и сожгли, а башкирцы распилили бы всех и вся. но офицеры, для которых французы с детства были членами семьи просто не дали это сделать....
Майя_Пешкова, Ой Майечка, в этом посте столько сальных подробностей пропущено, думала гадала - вставить или нет. Потом решила - если вставлю, то придется уже в рубрику "секс" вставлять. Так что наши казачки воевать умеют не только на поле битвы.
Нет-нет, там конечно все на обоюдном согласии и по сходной цене, просто они о назначении некоторых предметов не догадывались - не европейцы же, ну и т.д. в этом же плане.
Спасибо за комментарий. Ваш разговор об акварели очень познавателен.
Майя_Пешкова, что значит "зря"? я учусь рисовать на онлайн вебинарах
уже второй год, есть организованная группа в вконтакте. именно по акварели
в Москве есть Академия акварели художника Андрияки, и ещё несколько художников
давали мастер классы по акварели, но ни один из них не рисовал этим способом.
я много смотрела в инете скачать себе для подражания, нашла только подборку
акварельных картин в этом стиле лишь одного, нерусского художника.
так что я в теме!!!
Я написала по поводу современных авторов акварелей,что их много и очень талантливых.А по поводу влажного листа, я вам написала как учили меня и как я рисовала сама,а вы рисуйте как вас учат в интернете.Ведь у каждого есть свои секретики.Успехов.Да,акварель лучше писать с натуры,копировать легко японскую акварель,попробуйте
Исходное сообщение Майя_Пешкова
Я написала по поводу современных авторов акварелей,что их много и очень талантливых.А по поводу влажного листа, я вам написала как учили меня и как я рисовала сама,а вы рисуйте как вас учат в интернете.Ведь у каждого есть свои секретики.Успехов.Да,акварель лучше писать с натуры,копировать легко японскую акварель,попробуйте
вы меня не понимаете!!! я согласна с тем, что есть талантливые
художники акварелисты, вы же не можете спорить, что способ нанесения
акварельных красок разный, и я знакома с японской и китайской школой,
начинала рисовать с китайских мазков школы У-ШУ, и есть традиционные
английские клубы аквариелистов, но! из всех способов мне нравится способ
нанесения акварели на сухой лист бумаги послойно так, как нарисованы эти гравюры. сегодня ОЧЕНЬ МАЛО ТАКИХ художников.
прошу меня извинить, я ошиблась.сильно болит голова. название китайской
школы живописи У-СИН. название это не международное, придумал его русский художник
Щербаков, но его мастер-классы есть в интернете
, например http://www.liveinternet.ru/users/ninalvovna39/post356764881/.
в моей рубрике РУКОДЕЛИЕ в подрубрике РИСОВАНИЕ
собраны некоторые из мастерклассов, которые я
скачала бесплатно. разные течения. кроме У-СИН
есть китайское ГО-ХУА. далеко не всё, но кое-что
я копировала. полистайте, если захотите.