-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234564


Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко?

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 07:59 + в цитатник
Gelena_3 все записи автора Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко?

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.
Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу.
Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?
Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?
Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.
Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?
В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.
Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»
В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один (sic!) не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания.
Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию. С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.
Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.
Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.
Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.
А воот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?
Нарушая законы жанра, я, к сожалению, не могу ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи. Пусть он присоединится к двум другим любимым вопросам русской реальности «Что делать?» и «Кто виноват?». Думаю, что обсуждение Профессионалов — подскажет)
PS По поводу украинских спекуляций на его национальности. Кто читал Педагогическую поэму, у того вопросов нет — там позиция самого Макаренко относительно «самостийных» четка и двусмысленно нетолкуема. Сохранились и письма самого А.С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А.М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. Антон Семёнович пишет: «Дорогой Алексей Максимович. […] И ещё одно — мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю.»
Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано: "Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю.
Правление Союза Советских писателей БССР"

Автор:Игорь Цесельский
Рубрики:  история/Жизнь Замечательных Людей
Взрослым о детях
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 19 пользователям

sundeliver   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 09:56 (ссылка)
Огромнейшее спасибо за Макаренко!
Ответить С цитатой В цитатник
олег_из_Киева   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 11:20 (ссылка)
"Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко"
- А потому, что двум гениям в одной Украине стало тесно...
СЕНЯ ЯЙЦЕНЮХ (669x700, 135Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 11:38ссылка
олег_из_Киева, Если бы вы были не из Украины. то ваш комментарий был бы удален. Мы стараемся не касаться политических лидеров, т.к. в политика чистыми руками не делается никогда и нигде, и дай бог, что бы они еще не были бы замараны кровью.

Не согласна так же с позицией автора поста о выяснении национальности Макаренко. Неужели этот вопрос является краеугольным!
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 12:30ссылка
Просто всё познаётся в сравнении... Антон Семенович в тяжелейшие годы разрухи тихо и скромно занимался действительно государственным делом. Он очень здорово описывает таких вот "незалэжныкив"!
А этот глист, рядясь под патриота "незалэжной Украйины", разрушает остатки страны, на полном серьёзе считает себя порядочным человеком, при этом не стесняясь набивать собственные бездонные карманы. Ещё наверное радуется, что успел в последний момент ухватить и свой кусок...
Такие вот разные патриоты!
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 12:40ссылка
олег_из_Киева, Видимо любое устройство общества, даже самое демократическое, имеет и отрицательные черты. Ненавидим СССР, но и там были светлые моенты. Вперед в капитализм - а простые люди как?
Общественных Утопий не бывает, увы.

Макаренко очень уважали, его книгой зачитывались. Потом, как обычно начали мазать черной краской, Ах он и педофилом был и т.д. и т.п.
Уж лучше забыть, чем гадить на такого человека.
Золотая_Кобра   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 11:23 (ссылка)
Времена другие. Мы отказались от идеи ТРУДА РАДИ СВЕТЛОГО ЗАВТРА, нас гораздо больше волнует СЕГОДНЯ, что вполне понятно. Но Макаренко БЫЛ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 12:50ссылка
"нас гораздо больше волнует СЕГОДНЯ, что вполне понятно".
- А мне не хочется быть "НАМИ" в том смысле, чтобы правили моей страной и от моего-же имени подобные выродки! С самого начала "незалэжности" и даже ещё раньше, даже до "перестройки" - МНЕ ЭТОГО НЕ ХОЧЕТСЯ! И я не один такой - пусть все эти глисты об этом знают!!!
Золотая_Кобра   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 12:56 (ссылка)
Простите, не хотела задеть... От себя скажу, что, как учитель, позицию А.С.Макаренко принимаю отнюдь не всецело, хотя она не лишена здравого смысла.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 12:58ссылка
Да ладно, какие обиды? Вы же недаром хоть и Кобра, но Золотая же!!!
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:33ссылка
подумалось главное не забывать, что на всякую кобру пусть и золотую найдется серенький Рики-тики-тави....
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:57ссылка
Как тот Кот Матроскин из Простоквашина:
- А нашу птичку я попросил бы не обижать!
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 18:14ссылка
не совсем догнал кто есть птичка....
кстати о птичках....
вспомнилось из рассказов Ма о скубенческой жизни в ее время реплика с комсомольского собрания " Гусь свинье не товарищ, а кто гусь, а кто свинья решит собрание".....
Золотая_Кобра   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 12:59 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
татьяна_магаева   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 13:12 (ссылка)
Макаренко был замечательный педагог и он много детей спас в прямом и переносном смысле и нынешним педагогам есть чему у него поучиться(например как находить подход к трудным подросткам),а то в последние годы все западную методику воспитания и образования внедряем,забывая о методиках наших русских выдающихся Педагогов и Учителей....а его "Педагогическую поэму"я в юности запоем прочитала - мне очень понравился этот роман и по содержанию и по стилю...кстати,актриса Екатерина Васильева его внучатая племянница...
Ответить С цитатой В цитатник
КЛИМ1   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:31 (ссылка)
" Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.
Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин."
--------------------------------------------------
истинная правда....
как многие люди такого телосложения и здоровья и такого психотипа- имел комплекс наполеона, имел склонность к садизму и был по просто говоря бабником...
в системе колоний созданных им в полтавской губернии процветали телесные наказания, "дедощина", "стукачество" и тд короче все как в обычной зоне включая и трудовую повинность....
как-то тахо .....
сведения можно сказать из уст очевидца....
мой дед одно время работам в одном из филиалов первичной колонии зам. директора....
могут мне возразить мол время было такое и контингент такой....
имха сие есть типичная отмазка....
так как не надо путать жесткость с жестокостью....
да кстати о пичках справедливости ради надо сказать что педофилом Макаренко не был....
таком наш примар....
Ответить С цитатой В цитатник
Олюнь   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:46 (ссылка)
Я в юности зачитывалась "Педагогической поэмой"!
Ответить С цитатой В цитатник
tashka24   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 19:57 (ссылка)
Перечитывала его поэму много-много раз... Методику создания коллектива использовала - вычленение ядра активистов и работа с основной массой через актив, создание традиций и проч. Срабатывало... Умный был человек. И героев произведения помню - Антон Братченко с его любовью к лошадям, Александр Задорнов, Семен Карабанов, Шере с его "осторожнее, осторожнее, может начаться омертвение"( это про буряк, т.е. про свеклу)... И подумать страшно в наши дни - колония жила на самоокупаемости... А сейчас выходцы из детского дома ставят чайник с водой на плиту и удивляются, почему из носика не бежит крепко заваренный чай сразу с сахаром, сладкий...
Что имеем - не храним...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку