-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 235086


Памяти Николая Степановича Гумилева (1886 - 1921)

Понедельник, 24 Августа 2015 г. 16:25 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


  Николай Степанович Гумилев родился в 1886 году в Кронштадте в семье корабельного врача. В 1906 он окончил Николаевскую Царскосельскую гимназию.

  Первое стихотворение Гумилева «Я в лес бежал из городов...» было опубликовано в 1902 в «Тифлисском листке», первая книга «Путь конквистадоров» - в 1905. С тех пор поэтические сборники следовали один за другим: 1908 - «Романтические цветы», 1910 - «Жемчуга».

...Юноша был тонок, строен, в элегантном университетском сюртуке с очень высоким, темно-синим воротником (тогдашняя мода), и причесан на пробор тщательно. Но лицо его благообразием не отличалось: бесформенно-мягкий нос, толстоватые бледные губы и немного косящий взгляд (белые точеные руки я заметил не сразу). Портил его и недостаток речи: Николай Степанович плохо произносил некоторые буквы, как-то особенно заметно шепелявил, вместо «вчера» выходило у него — «вцера»

С. К. Маковский. "На Парнасе серебряного века"

У камина


Наплывала тень... Догорал камин,

Руки на груди, он стоял один,

Неподвижный взор устремляя вдаль,

Горько говоря про свою печаль:

"Я пробрался в глубь неизвестных стран,

Восемьдесят дней шел мой караван;

Цепи грозных гор, лес, а иногда

Странные вдали чьи-то города,

И не раз из них в тишине ночной

В лагерь долетал непонятный вой.

Мы рубили лес, мы копали рвы,

Вечерами к нам подходили львы.

Но трусливых душ не было меж нас,

Мы стреляли в них, целясь между глаз.

Древний я отрыл храм из-под песка,

Именем моим названа река.

И в стране озер пять больших племен

Слушались меня, чтили мой закон.

Но теперь я слаб, как во власти сна,

И больна душа, тягостно больна;

Я узнал, узнал, что такое страх,

Погребенный здесь, в четырех стенах;

Даже блеск ружья, даже плеск волны

Эту цепь порвать ныне не вольны..."

И, тая в глазах злое торжество,

Женщина в углу слушала его.


<1911> 


1912 - «Чужое небо», 1916 - «Колчан», 1918 - «Костер», «Фарфоровый павильон» и поэма «Мик», 1921 - «Шатер», «Огненный столп».
«Темно-зеленая, чуть тронутая позолотой книжка, скорей даже тетрадка Николая Гумилева прочитывается быстро. Вы выпиваете её, как глоток зеленого шартреза», - писал Ин. Анненский в рецензии на «Романтические цветы».



 

  Каждая публикация Гумилева резко критиковалась современниками. Так, Вяч. Вс. Иванов рекомендовал читателям не обставлять знакомство с ним «академически, в хронологическом порядке первых сборников, которые могут только от него оттолкнуть...». Он предлагает сразу открыть «Огненный столп», начиная разговор непосредственно с «Заблудившегося трамвая» - самого знаменитого стихотворения книги, и в дальнейшем останавливаясь исключительно на позднем Гумилеве, его связях как с русской, так и с мировой культурой.
   Вяч. Иванов, с легкостью перемещаясь вслед за своим героем во времени и пространстве, естественно, касается и отношений Гумилева с русским символизмом, с Блоком в частности. Тщательно фиксируя и подробно разбирая совпадения между поэтами, Иванов почему-то оставляет в стороне полемику между ними, в последние годы особенно напряженную. И интересную читателям прежде всего потому, что именно в этой полемике Гумилев обретает отчетливый гражданский темперамент, в чем ему принято - с легкой руки того же Блока - решительно отказывать.

  Гумилев считал Блока величайшим современным поэтом, учился у него, но был резко не согласен с важнейшими идеями Блока, получившими завершение после революции. И это несогласие выплескивалось не только в прямые, спонтанно вспыхивающие споры, о которых в один голос вспоминают современники, но и в стихи, потом составившие «Огненный столп».



   Гумилев был приверженцем идей акмеизма (от греч. a k m e - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - течения в русской поэзии 1910-х. Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Этому течению присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности, поэтизации чувств первозданного человека.

  ок» («Христос сказал: убогие блаженны, завиден рок слепцов, калек и нищих...») отражает эти раздумья. Резко выделяясь медлительной, тяжелой интонацией на фоне брызжущих весельем стихов «Чужого неба», стихотворение как бы дает толчок той незаметной поначалу, но неуклонной переориентации, что происходит в поэзии Гумилева.



 

Цветение не только плоти, но в первую очередь духа («Расцветает дух, как роза мая, как огонь, он разрывает тьму, тело, ничего не понимая, слепо повинуется ему») будет все более занимать поэта, становясь темой многих поздних стихов, в одном из которых Гумилев непосредственно приходит к церковным дверям:


«Я дверь толкнул. Мне ясно было, -


Здесь не откажут пришлецу,

Так может мертвый лечь в могилу,


Так может сын войти к отцу...»


С волнением Гумилев внимает мелодиям в

«евангелической церкви»:


«А снизу шум взносился многий,


То пела за скамьей скамья,


И был пред ними некто строгий,


Читавший книгу Бытия.


И в тот же самый миг безмерность


Мне в грудь плеснула, как волна,


И понял я, что достоверность


Теперь навек обретена».


Этим «мелодиям» Гумилев внимал и раньше. Ими определялось неустанное движение его поэтического характера, та «смена душ», о которой говорится в стихотворении «Память». Ими же исподволь внушено и представление о человеческой и поэтической миссии:


«Я - угрюмый и упрямый зодчий


Храма, восстающего во мгле,


Я возревновал о Славе Отчей,


Как на небесах, и на земле».



   Внимательное чтение гумилевских сборников убеждает, что поэт имел сложившуюся концепцию русской и европейской жизни (1921).

   Гумилева не страшит перспектива перерождения «культуры» в «цивилизацию», поэт вообще не понимает, почему эти понятия надо противопоставлять. За всеми этими абстракциями он видит просто жизнь - «жестокую, милую жизнь», как говорится в стихотворении «Мои читатели», видит «родную, странную землю» - и именно они имеют для него абсолютную ценность.
   Если чего и боится этот храбрый человек, то только того, что отвлеченная идея, пусть самая высокая и заманчивая, возьмет и восторжествует над жизнью, пусть жестокой, несовершенной. От чего он и предостерегает в поэме «Звездный ужас». И вовсе не случайно, что «звезды» называются там чужими, - ведь это символистские «кормчие звезды». А вот«ужас» - свой, акмеистский, гумилевский ужас, как и плач по «прежнему» времени. И это сам Гумилев вместе с одним из героев поэмы восклицает: «Горе! горе! Страх, петля и яма для того, кто на земле родился».
«Звездным ужасом» завершается «Огненный столп», последний сборник, который Гумилев составлял самолично, хотя вышел он уже после смерти поэта.



Рыцарь счастья


Как в этом мире дышится легко!

Скажите мне, кто жизнью недоволен,

Скажите, кто вздыхает глубоко,

Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придёт, я расскажу ему

Про девушку с зелёными глазами,

Про голубую утреннюю тьму,

Пронзённую лучами и стихами.

Пусть он придёт! я должен рассказать,

Я должен рассказать опять и снова,

Как сладко жить, как сладко побеждать

Моря и девушек, врагов и слово.

А если всё-таки он не поймёт,

Мою прекрасную не примет веру

И будет жаловаться в свой черёд

На мировую скорбь, на боль — к барьеру!

июнь 1917

    «Я знаю главные темы Гумилева. И главное - его тайнопись. В последнем издании Струве отдал его на растерзание двум людям, из которых один его не понимал (Брюсов), а другой (Вяч. Иванов) - ненавидел. Невнимание критиков (и читателей) безгранично. Что они вычитывают из молодого Гумилева, кроме озера Чад, жирафа, капитанов и прочей маскарадной рухляди? Ни одна его тема не прослежена, не угадана, не названа. Чем он жил, к чему шел ? Как случилось, что из всего вышеназванного образовался большой замечательный поэт, творец стихотворений: «Памяти», «Шестого чувства», «Трамвая».
      Фразы вроде «Я люблю только «Огненный столп»», отнесение стих «Рабочий» к годам Революции и т.д. ввергают меня в полное уныние, а их слышишь каждый день... Дело в том, что и поэзия, и любовь были для Гумилева всегда трагедией. Оттого и «Волшебная скрипка» перерастает в «Гондолу».
    Оттого и бесчисленное количество любовных стихов кончается гибелью (почти все «Ром цветы»), а война была для него эпосом, Гомером. И когда он шел в тюрьму, то взял с собой «Илиаду»».

Анна Ахматова, 1963

ШЕСТОЕ ЧУВСТВО


Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.


Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?


Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.


Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;


Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;


Так век за веком - скоро ли, Господь? -

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

1921

   Гумилев был бездоказательно причислен к участникам контрреволюционного заговора.  Его участие в заговоре строятся лишь на двух упоминаниях  – Одоевцевой и Таганцева. Одоевцеву, впрочем, не допрашивали. А Таганцев в показаниях дважды говорил о близости Николая Гумилева к советским идеям. Однако, следователь Якобсон записал: «Гражданин Гумилев утверждал курьеру финской контрразведки, что Гумилев связан с группой интеллигентов, которой последний  может распоряжаться и которая в случае выступления готова выйти  на улицу для активной  борьбы с  большевиками, желал  бы иметь в  распоряжении  некоторую сумму для технических надобностей». Николай Степанович умел создавать мифы, а еще не боялся смерти, она казалась ему занимательной. Никто не стал защищать Гумилева (кроме Горького, у которого ничего не вышло), никто даже не установил, а участвовал ли поэт, в котором Честертон  незадолго до ареста увидел коммуниста,  в Таганцевском заговоре. Герой, одержимый любовью к слову, красоте, опасностям и странствиям – Гумилев накликал смерть. Гумилева

   24 августа 1921 года Николай Степанович Гумилев был расстрелян.


KazEdu.kzreferat/28880


 В духовном развитии нашего общества мы бесконечно многое потеряли в сравнении с пушкинским и гумилёвским романтизмом. Гумилёв погиб потому, что был, как и его великий предшественник, невольником чести.
Владислав Ходасевич



Николай Гумилёв. "Идти по линии наибольшего сопротивления"

Послесловие

   В Санкт-Петербурге историки установили точную дату гибели поэта Николая Гумилева. При работе с документами о расстрелах в период с 1918 по 1941 год, ученым удалось обнаружить отметки о выдаче поэта для исполнения смертного приговора. Гумилева расстреляли в ночь на 26 августа 1921 года в числе 57 осужденных по делу о заговоре против советской власти.

  «До сих пор годовщиной гибели поэта считалось либо 24 августа, когда был вынесен приговор, либо 25 августа, потому что обычно приговоры приводились в исполнение на следующий день. Теперь же у нас есть две отметки на актах о выдаче и расстреле, которые дают точную информацию», — сообщил руководитель центра «Возвращенные имена», редактор книги памяти «Ленинградский мартиролог» Анатолий Разумов, обнаруживший свидетельства.

  Место расстрела и захоронения поэта до сих пор считаются неизвестными: «Ни в одном из документов той поры не отмечались места расстрела и погребения. По каким-то причинам это было не принято» — говорит ученый.

http://lenta.ru/news/2014/10/27/gumilev/

Серия сообщений "АХМАТОВА":
Часть 1 - За "особливо мужественный поступок" на Первой мировой
Часть 2 - «История часто бывает несправедлива, особенно когда ее трактуют поэты». Лев Гумилев
...
Часть 5 - Антитеррористическая операция против Ахматовой.
Часть 6 - Ко дню рождения Анны Андреевны Ахматовой
Часть 7 - Памяти Николая Степановича Гумилева (1886 - 1921)
Часть 8 - Сердце материнское (часть третья)Анна Ахматова, мать Льва Гумилева
Часть 9 - Причитание о ленинградской беде
...
Часть 21 - О любви:Николай Пунин и Анна Ахматова
Часть 22 - "Черную и прочную разлуку я несу с тобою наравне". Анна Ахматова и Исайя Берлин
Часть 23 - «Она одна со мною говорит». Анна Ахматова и музыка

Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 20 пользователям

mng52   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 16:43 (ссылка)
светлая память
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:21ссылка
Да! Незабываемый поэт!
_Lana_Svet   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 16:53 (ссылка)
Томочка, доброго вечера. Спасибо...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:23ссылка
Радостных неожиданностей, Светочка!
Люлямал   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 19:13 (ссылка)
Спасибо,Тамара!Ошеломляющий пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:20ссылка
Спасибо, Людочка, за ошеломительный отзыв!
KPbICA   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 19:20 (ссылка)
Блестящего поэта-романтика шлёпнули походя, не особо заморачиваясь с уликами. Достаточно было офицерства... Страшное время, страшные люди. И, главное, в любые времена находятся убийцы для поэтов...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:18ссылка
Вот именно! Не время страшное, а люди. Убийцы всегда не ко времени
урлауб   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 19:42 (ссылка)
Погиб поэт - невольник чести...Светлая память...
Тамарочка, благодарю за интереснейший пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:13ссылка
Спасибо Вам за интерес! Пусть утро будет приятным, а день продуктивным
Сергей_Удачин   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 21:53 (ссылка)
Сердечно благодарю Вас за прекрасный пост о замечательном поэте!))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:10ссылка
Спасибо, Сергей, на добром слове! Всего наилучшего Вам!
mihal_vlad   обратиться по имени ТАЙНА ИМЕНИ Понедельник, 24 Августа 2015 г. 22:12 (ссылка)
ТАЙНА ИМЕНИ

…а надо всем поднимается сердце
лютой любовью вдвойне пронзено.
Н. Гумилёв


«Дорогой мой…
Любимый мой…
Милый… Желанный…
Единственный…»

долетает из тьмы до меня —
этот голос таинственный

только пальцы дрожат
этот зыбкий мираж —

не удерживая

тихо треснуло зеркало —
сеткой морщин —

всё лицо перечерчивая

пенье слышится мне
и высокое — «La-a!» —

вверх возносится

имя слышу своё…
голос тот же… из ночи доносится

он всё шепчет роняя
заклятье имён заколдованных

Что же — это ? Не — знаю!
любовь — не моя…

нецелованная

это — тонкая нить
от случайного вскрика оборванная

нам ли соединить
что под корень тогда было сорвано

пусть сестра тьмы — печаль
одарит их столетьем молчания

Кто запомнит имён
двух летящих во мраке — звучание?


22 ноября 1986

Михал Влад
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:08ссылка
Спасибо, Влад, что поделились стихами! Творческих удач Вам!
fragonaria   обратиться по имени Понедельник, 24 Августа 2015 г. 23:01 (ссылка)
Мой кумир!.. Как жаль, что его жизнь была так коротка...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:04ссылка
Спасибо за сочувствие!
Юрий-Киев   обратиться по имени Вторник, 25 Августа 2015 г. 06:55 (ссылка)
Огромное Вам Тамара спасибо за такой интереснейший пост памяти Гумилёва. Такие преступления большевикам нельзя прощать...

Расстрел (памяти Гумилёва)

Расстреляли меня на рассвете,
(приговор приведен в исполненье…),
И теперь я уже не в ответе
За дальнейшее жизни движенье…

Впилась пуля, урча, в межреберье,
Захлебнулась горячим потоком;
Я и веру прошел, и неверье
В этом мире прекрасно-жестоком…

Мешковатое тело осело,
(ведь движенья у Смерти хмельные),
И рванулось пронзительно-смело
Попрощаться – в объятья земные.

И глаза, стекленея, узрели,
Сбросив путы житейского груза,
Как за толстыми лапами елей
Обо мне плачет юная Муза…
http://stihidl.ru/poem/148639/
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:03ссылка
Спасибо, Юрий, за одобрение и ободрение!!
нюша3   обратиться по имени Вторник, 25 Августа 2015 г. 08:28 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
ЛысыйКамрад   обратиться по имени Вторник, 25 Августа 2015 г. 18:44 (ссылка)
Спасибо, что напомнили нам о Гумилеве. Я со скептицизмом отношусь к наследию его сына и историка (без сомнения талантливого) Льва Гумилева, но преклоняю колени перед гением Поэта. "Шестое чувство", "Слово" и еще несколько его стихов заслуживают место среди лучших шедевров русской поэзии. Как непросто складывается жизнь. Два великих и абсолютно разных поэта (моих любимых) Блок и Гумилев. Одному - все дано от рождения, а другой взбираетсЯ на вершину шаг за шагом. И оба - вне конкуенции. Их нельзя сравнивать, но... это лучшие стихи начала ХХ века.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Августа 2015 г. 20:00ссылка
Я люблю Тютчева и Гумилёв боготворил его поэзию. Люблю Блока (последнее время "Возмездие") и у Гумилёва он был учителем первое время, но потом он повзрослев, к сожалению, плохо относился к Блоку. Не дали нехорошие люди лететь Гумилёву. на взлёте подстрелили, он ведь только начал бессмертные стихи писать. И Льву я очень симпатизирую и творчество его уважаю
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку