" Афины сотворили скульптуру,
Рим измыслил право,
Париж изобрел революцию,
Германия открыла мистицизм.
А Лиссабон что же создал? – Фаду!"
(португальский писатель Эса де Кейруш)
Сегодня поговорим о судьбе, о ее музыкальных "транскрипциях". Сегодня будет удивительная музыка Португалии - ФАДУ.
"Fados" ("Фадо" - более точная транскрипция - "фаду": это слово значит то же самое, что латинское fatum ). Фаду - значит судьба, фатум. Но, на мой взгляд, это не понимание кармы - это, скорее, поэзия страданий за судьбу любимого, родных и милых сердцу...
Фаду называют и "португальским блюзом", и "песнями португальской бедноты", и "жестоким романсом". Исполнителем фаду может быть кто угодно: и мужчина в расцвете - или на закате - лет, и трогательная юная девушка, и отвязный подросток.
Мариу Пашеку за португальской гитарой слева.
Фаду - душевная музыка португальского сердца. Это старейшая в мире народная мелодия городских улиц и бедных кварталов. Жанр впитал романтику греческих баллад, арабских вариаций и бразильского темперамента. Фаду разграничила буйные испанские ритмы и мягкий характер португальского народа.
Матросы, портовые рабочие и другие небогатые люди собирались по вечерам в кабаках и пели песни собственного сочинения о своей жизни. Жизнь у них была нелегкая, поэтому и песни получались невеселые. Изначально это было что-то типа городского романса. О португальской гитаре.
Жанр возникает в в двух центрах: Коимбре и Лиссабоне, и распространяется по всей Португалии. Как ни странно, в Коимбре (где песня была академической), более утонченные мелодии звучат в вокальном исполнении только лишь мужчин, которые подыгрывают себе на гитаре (это один из первых стилей романса - мужского романса). В Лиссабоне же, песни рождались в бедных кварталах, их здесь распевали мужчины и женщины в сопровождении двух или трех гитаристов.
В этом ансамбле обязательно присутствовала португальская гитара. Этот уникальный инструмент имеет грушевидный корпус и плоский гриф с шестью струнами. Первые гитары имели 10-12 струн, две из которых были одинарными, а четыре - сдвоенные. Сейчас все струны сдвоены, и в некоторых моделях последние струны строены.
Эту гитару делят две абсолютно разные школы гитаристов и композиторов. Первая связана непосредственно с фаду, где инструмен служит и подчиняется голoсу фадишта. У второй царит звук гитары, которым наслаждются виртуозы, такие как Карлуш Паредеш.
Ricardo Ribeiro (Рикардо Рибейро, на мой взгляд лучший из мужчин-фадиштов) поет изумительное фаду "отмеченная судьбой". Эта песня родилась в сердце моряка. Он грустно расставался со своей любимой, обещая вернуться, если только на этот раз море не станет для него последним домом… Фаду – плач людей, чьи корни затеряны в прошлых веках.
Ее еще называют песней боли и описывают португальским словом saudade, что можно перевести как одиночество, ностальгия, тоска по прошлому, любовное томление...
Гитара, поющая голосом "саудаде" (saudade), неотделима от мелодий фаду. Слова и музыка передают неодолимую тоску по нереализованным мечтам о море, любви и родному дому. Если исполнитель не убеждает зрителей в искренности чувств, то его выступление воспринимается как недостоверное. Вот почему у слушателей фаду на глазах часто появляются слезы.
Этот музыкальный стиль в Португалии начал свое формирование в 12 веке, во времена французских трубадуров, позже вобрал черты греческого романса, арабской, романской и бразильской музыки и окончательно сформировавшись в 19 веке в Лиссабоне до сих пор популярен в Португалии.
Местные жители считают, что первой фадиштой (исполнительницей романса) в мире стала проститутка, обладавшая яркой красотой, Мария Севера. Печальная судьба Марии стала основой легенды фаду, передающейся из поколения в поколение. На свою беду красавица была влюблена в родственника португальского короля, для которого была лишь мимолетным увлечением. Любовь к высокопоставленной особе не имела будущего и обернулась трагедией для бедной девушки. Мария Севера умерла очень молодой, ей было всего 26 лет. Бедность, разврат и разбитое сердце стали причинами гибели маленькой фадишты. Несмотря на печальную историю, фаду не всегда представляет собой грустную песню. Этот жанр сравнивают с португальским темпераментом, настроение которого меняется так же быстро и непредсказуемо. Этот жанр – неотъемлемая и уникальная часть португальской культуры, которую невозможно встретить в таком исполнении ни в одной стране мира.
(Сто лет назад был снят немой фильм "Севера", Северу с тех пор представляют так, как с афиши этого фильма).
Самое сильное португальское впечатление происходит на мысах береговой линии Португалии, будто специально спроектирован гениальным архитектором так, чтобы все окружающее говорило: все, дальше ничего нет и не может быть. Конец Европы, край света!
А маринейру (мореход, рыбак) и фадишта — главные персонажи португальской жизни.
Самой известной исполнительницей португальского фаду стала Амалия Родригеш (1920-1999гг.), одевшая черную шаль как символ фаду.
"Королева фаду", "голос Португалии", единственная, трижды награждавшаяся национальным Орденом Сантьяго, единственная женщина Португалии, которая похоронена в Национальном Пантеоне Португалии... - это все Амалия Родригеш.
Речь идет не только о невероятной популярности: она являет мифическую и мистическую глубину единства голоса, слова и музыки. И сама черная шаль, в которой выступала Амалия, символизирует тайну этого чарующего триединства.
Амалия Родригес говорила: "фаду - это жизнь, выраженная в музыке. В фаду неважно, кто ты - мужчина или женщина. Важно лишь, умеешь ли ты слушать и сопереживать тому, что слышишь".
Одиночество
Одиночество кого приводит в трепет,
Искушением небес,
И чарами, данными мне небом
Что ж буду я
Под покрывалами из слез
Не зная как выплакать грех
Дрожа умолять небеса закрыться,
Грусть приносит любовь, чья-та любовь,
Когда у тебя есть другая любовь,
Покинув меня, не покидала меня
Для меня уже никого
уже нет на этом пути
С удивлением "раскопала" вот такую информацию!: в 1969 году, 20 дней в мае, Амалия выступала в пяти городах СССР — Ленинграде, Москве, Ереване, Тбилиси, Баку. В Ленинграде она выступала целую неделю, а в остальных городах по два дня.
Архивные кадры с певицей вошли в фильм Карлоса Сауры "Фаду" (фильм прилагается ниже).
...Настоящее фаду в Португалии можно найти в маленьких тавернах старых кварталов. Это маленькие театры, поскольку фаду не для большой аудитории, это интимная музыка...
Вот так выглядят лиссабонские дома-фаду (Casa de Fado)
(прилагаю фото из своего "архива", на самом деле там гораздо темнее по свету).
...Два гитариста садятся у большого камина... Звон приборов затихает, разговоры смолкают, на секунду воцаряется тишина, раздаются первые звуки гитары, появляется фадишта... и перед вами разворачивается настоящий спектакль чувств. Исполнение фаду отличает яркая эмоциональность, передаваемая мелодией, интонациями, мимикой, жестами. Эти песни пробирают до глубины души, даже если слушатель не понимает ни слова по-португальски. В них каким-то невероятным образом сочетаются страсть, смятение и смирение, что так близко русскому романсу.
Для меня, как любителя испанской культуры, всегда оставался вопрос: как между Испанией и Португалией возможны "границы" между культурами?
Но не зря говорят: "Если изменила возлюбленная, то испанец убьет ее, а португалец сядет в лодку и уплывет в море страдать..."
Кажется, что только мастеру фильмов про фламенко - Карлосу Сауре - удалось ответить неким симбиозом на мой вопрос о фаду.
Привожу потрясающий по голосам отрывок из фильма Карлоса Сауры "FADOS" - протяжную песню "судьба моя" - исполняют: фадишта Мериза (в настоящее время "принцесса фаду") и певец фламенко Мигель Поведа
Необыкновенное соответствие голосов Меризы и Поведы обеспечивает диалог между фламенко и фадо.
Карлос Саура: "Когда мне предложили снять фильм о фаду, я ни минуты не колебался. Словно то, что я хранил в уголке своего сердца, теперь надо было достать из шкатулки памяти... Я сдул пыль с пластинок и кассет и перед тем, как дать ответ, вновь погрузился в мир фаду. Позже мои продюсеры прислали мне огромное количество звукового и литературного материала, и, как оказалось, мне еще многое предстояло открыть для себя. Теперь мои частые поездки в Лиссабон и в места, где царит фаду, позволили мне познакомиться с такими замечательными исполнителями, как Карлуш ду-Карму, Мариза и Каманэ. Поразительные голоса... Я также открыл для себя Лусилию ду-Карму, Тересу де-Норонью и многих других великих исполнителей фаду. И это дало мне возможность узнать другую Португалию, современную Португалию."
Карлос Саура "FADOS".
(Очень сожалею, что все ресурсы, имеющие этот фильм недоступны, поскольку защита прав на такие фильмы идет полным ходом с этого года. Посмотреть можно только в ВК, если тут фильм для вас не доступен)
Вы любите море? Море как символ вечного, беспредельного, до конца не познанного. Море как стихия, с которой человек сражается тысячелетиями. Сколько песен складывалось у моря, о море. Да и сам шум набегающей на берег волны разве не песня? Фаду "Песнь моря" (Cancao do Mar) - пару слов о самом исполняемом в музыкальном мире фаду.
Это знаменитое фаду "Одиночество" Амалии Родригеш другая фадиштка Дульсе Понтеш записала кавер-версию в 1993 году в рамках альбома Lágrimas (Слезы) с новым текстом - "Cancao do Mar" (Песнь моря). В 1996 году песня стала саундтреком к американскому фильму "Первобытный страх" с Ричардом Гиром в главной роли.
Песня моря
Я одна у кромки волн,
Машу тебе, танцую и зову тебя, а мне
Океан ревет, что я
Взяла его добычу.
Он уже не сможет ничего,
Я тебя спасла из рук его!
И пришла
В последний раз,
Чтоб взять тебя и увести с собой
В наш светлый дом
В сад из роз,
Где скоро ты
Забудешь песню моря.
Океан не сможет ничего:
Я свой мир спасла из рук его!
И пришла
В последний раз,
Чтоб взять тебя и увести с собой
В наш светлый дом
В сад из роз, где скоро ты
Забудешь песню моря.
Я скажу ему, что я пела, улыбалась,
танцевала и жила, мечтая о нас
Сложно перечислить всех известных фадиштов страны, но вот в таком порядке называется несколько имен:
Амалия Родригеш, Дулсе Понтеш, Карлуш ду Карму, Аржентина Сантуш, Криштина Бранку, Мариза, Камане, Мизия, Сезария Эвора, Ана Моура... (- о каждом из них нужно писать отдельно).
Была удивлена красотой этого фаду в исполнении Пелагеи и Эльмиры:
В полумраке, без всяких микрофонов девушка пела так, что сердце останавливалось. Ни слова не понятно, но музыка проникает прямо в душу... до слез...
Доброго дня, дорогая Майя!
(я просто сейчас живу как "Фигаро":))) - читаю ЛиРу "по диагонали"...
Но дойду - верю что дойду до комментов в постах...)
Хорошей недели, Майя!
Спасибо Вам за комментарий. Если говорить о Сезарии, то она всегда пела босиком, но ее стиль все же особенный - индивидуальный (больше склонялась к стилю морна и джазу). Но про нее нужно написать отдельно...
Спасибо за интересный рассказ. В прошлом году была в Португалии, наслушалась фадо. Гиды ставили в автобусах при переездах. У них сейчас первая звезда Мариза, в основном ее песни везде. Мы ее видели, прогуливающейся по Лиссабону.
Натали, спасибо Вам за комментарий.
Вот для этого и существует сообщество - поправить наши "пробелы" в тех или иных областях.:)
Хорошего Вам дня и настроения!
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью -
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая.
Спасибо. Как всегда глубоко, познавательно и увлекательно. Новый для меня пласт культуры. Сколько эмоций, какие разные исполнители. У каждого своё лицо. Приятно, что Пелагея такая талантливая и смогла вжиться в такой необычный жанр. Л.
Лариса, доброго дня!
Талант Пелагеи, действительно, не оспорим. Данный романс Пелагея взяла для победы своей подопечной Эльмиры (нужно было покорить публику необычайным голосом).
Второе место в конкурсе "Голос" 2012 (первой была Гарипова).
Приятного вечера!
Клим, привет!:)
Очень рада повидаться! К слову: "Бег" - как роман и как фильм считаю гениальными.
Что удивляет - замахнуться на новую экранизацию после такого актерского "букета" даже не пытались - что и радует:)
Ну а Лиссабон и сама Португалия сейчас живут трудно и не потому что санкции... - ну не будем о грустном, поскольку сам португальский романс тоже грустный...
Сама же очень рада была порадовать этой грустной темой:)))...
Уже?! это я про Сервантеса:)
А про Вильяма я иронизирую от "берегись автомобиля":)
Это я о том, что я "замахиваюсь", а потом месяц пишу....:) что не факт, что это будут читать:)
С "Берегись автомобиля! все понятно. Тоже своего рода классика.
По поводу "будут читать или нет" - никогда не задумываюсь, т.к. делаю для посты для себя, если честно.
Но по поводу Шекспира, могу сказать, что мне бы это было очень интересно - загадочная личность, наверное даже самая загадочная в мировой литературе. Так что один читатель у тебя уже есть.
Исходное сообщение Лулу_Прада
Клим, привет!:)
Очень рада повидаться! К слову: "Бег" - как роман и как фильм считаю гениальными.
Что удивляет - замахнуться на новую экранизацию после такого актерского "букета" даже не пытались - что и радует:)
Ну а Лиссабон и сама Португалия сейчас живут трудно и не потому что санкции... - ну не будем о грустном, поскольку сам португальский романс тоже грустный...
Сама же очень рада была порадовать этой грустной темой:)))...
Алов и Наумов имха уникальное явление кино СиСиСиПи....
имха они были кинемаграфическими " Ильфом и Петровым".....
до сих пор пересматриваю "Бег", "Легeнда о Тиле" даже "Тегеран-43 и Берег".....
именно они открыли для кинематографа Дворжецкого младшего, у них даже "толстолобикова" тьфу Белохвостикова
прилично смотрелась....
... интересно... как совпадают мнения.
и сравнения с Ильфом и Петровым, и даже Белохвостикову я тоже "допустила" бы видеть в "Тиле" и "Тегеране":)
(Из Дворжецких, все же младшим был Евгений Дворжецкий, сводный брат и тоже актер)..
Из, я иногда пропускаю огромное количество постов!!! (Особенно, когда езжу к маме в Россию, у нее и инета нет и не до него...)
Иногда времени хватает только просто пробежаться с почты...
К слову - На реальную жизнь тоже не хватает времени:))))
Понравилось, понравилось, понравилось! И пост, и комментарии... Вообще слова не всегда могут передать ЧУВСТВА. С гитарой знаком с десятого класса, но после ЭТОГО не могу сказать, что умею играть. Цитирую, с благодарностью
Уважаемая Лулу! Просмотрел присланные Вами посты. Я люблю гитару (сам немного играю), с удовольствием смотрю как танцуют танго профессионалы, музыка - моё многолетнее увлечение. Но у меня есть и другие интересы, о которых я написал Вам пару слов, но Вы никак не отреагировали. Новостной листок я смотрю очень редко. Мне очень понравилось как Вы пишите. Но обмен комментариями в постах занимает много время и сужает круг интересов. Вас СООБЩЕСТВО поглотило, у Вас нет свободного время и даже круг тем обязателен - это уже работа, а не увлечение. Любому человеку очень трудно найти СВОЁ место в жизни. Общение необходимо, но оно часто "связывает по рукам", диктует какие-то правила. Я постепенно стал общаться реже. Много читаю и изучаю. Мне это интересно... Рад, что с Вами познакомился. Желаю Вам творческих успехов...
КЛИМ1. Три года подсматривал и - очередное "ИМХА"!
Чего орал, куражился, на драку лез, анафема. Пойди скорей, да хрюкалом в канаву ляг, воды испей.
Авось соскочит дурь!
Лу я конечна дико извиняюсь, но пассажир то все вываливает в открытом режиме....
какое на подслушивание.....
просто остальные имха хихикают в сторонке...
Походу кукушка упала у него совсем.....