-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 235231


История одной книги: «Мастер и Маргарита»

Суббота, 16 Мая 2015 г. 20:07 + в цитатник
Galyshenka все записи автора aif.ru/culture/classic/1110027

«Рукописи не горят», сказал один из героев «Мастера и Маргариты». Писатель знал об этом не понаслышке: как-то сгоряча Михаил Булгаков и сам бросил свое «детище» в печь. А потом начал восстанавливать его заново — по памяти.


Репродукция эскиза к мультфильму «Мастер и Маргарита» художника Сергея Алимова. 1979 год

Судьба романа «Мастер и Маргарита» так же трагична, как и судьба его главных героев. Произведение писалось около двенадцати лет, но так и осталось незаконченным — довести начатое до конца помешала смерть автора. Михаил Булгаков, как и его Мастер, уничтожил рукопись, правда, в отличие от своего персонажа, вновь восстановил по памяти. А после последней авторской правки, которую Булгаков сделал меньше чем за месяц до кончины, «Мастер и Маргарита» пролежал на полке ещё 26 лет. Если бы не старания вдовы писателя, роман так и остался бы безвестным — она сохранила и «спасла» рукописи, как в свое время сделала это Маргарита.


Репродукция иллюстрации художника Андрея Харшака к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1988 год.

В первой редакции роман был совершенно не похож на ту версию «Мастера и Маргариты», которую мы знаем сейчас. Ни Мастера, ни Маргариты тогда и в помине не было. Булгаков задумывал произведение как «роман о дьяволе» и центральным персонажем стал Воланд — правда, его в то время звали Астаротом и путешествовал он без своей «разношёрстной» свиты.Замысел большого романа появился у писателя в 1928-м, когда ему исполнилось 37. К работе он приступил или в том же году, или в следующем — точно сказать невозможно, потому что в разных рукописях сам Булгаков ставил разную датировку. Но известно, что в последний день зимы 1929-го в ОГПУ пришла анонимка. Неизвестный осведомитель сообщал: «М. Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество и это одновременно вместе с опубликованием в урезанном цензурой виде».
В середине марта 1930-го Булгаков уничтожил рукопись. Произошло это после того, как Главный репертуарный комитет запретил к постановке его пьесу «Кабала святош» — хотя до этого драматург прочитал её во МХАТе и театр принял текст. Раздосадованный писатель «отыгрался» на своём новом произведении, а через неделю отправил письмо правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе...».


Репродукция иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Художник Георгий Юдин. 1980 год.

Спустя год после того, как листы погибли в огне, Булгаков вернулся к своему сюжету. Как позже он напишет своему другу, «В меня... вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадёт в Лету!»

Во второй редакции роману повезло больше. Булгаков не стал его жечь и ввёл в повествование новых героев — Маргариту и Мастера. Работа затянулась на пять лет: автору приходилось прерываться, чтобы писать пьесы и сценарии на заказ и хоть как-то держаться на плаву. Сочинение в те годы имело несколько вариантов названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Подкова иностранца» и другие. И только во второй половине 1937-го появился заголовок «Мастер и Маргарита». Булгаков тогда принялся писать уже третью версию произведения.

До конца жизни литератор продолжал «шлифовать» своё творение — постоянно вносил правки и что-то менял. Последний раз он работал над текстом за четыре недели до смерти:


Репродукция иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» работы художника В. Бегиджанова. Гравюра на дереве. 1980 год.

«Мастер и Маргарита» в двух словах

Каждый из булгаковских персонажей является носителем каких-то важных качеств. Мастер — это творец, Маргарита — символ жертвенной любви, образ Иешуа очень похож на Иисуса Христа, и Воланд с его «разношёрстной» свитой — «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Отличительная особенность романа — наличие в нём трёх разных пространственно-временных пластов. Действие происходит в булгаковской Москве 30-х годов, в древнем Ершалаиме и в мистическом мире Воланда. При этом персонажи иногда перемещаются между «измерениями».

Но трёх времён и трёх пространств Булгакову оказалось мало. Его герои, объединяясь какими-то общими чертами, составляют триады. Например, в «ершалаимском» повествовании Воланду соответствует прокурор Понтий Пилат, а в «человеческом» мире — директор психиатрической клиники Стравинский. Все три персонажа обладают властью и «двигают» сюжет — в их мирах «как они скажут, так и будет». Кстати, писатель и сам с благоговением относился к числу 3.


скиз декораций художника Сергея Алимова к мультфильму «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова. Репродукция. 1979 год

Сатира на советский быт

При жизни автор так и не увидел своё самое главное произведение опубликованным. И дело было не только в том, что Булгаков не успел закончить роман и постоянно вносил в него правки. Цензура бы просто не пропустила его. Как сказал один из друзей писателя, которому Булгаков прочитал свою рукопись, «Это напечатать нельзя».

В романе часто звучит политическая сатира. Несмотря на то, что автор постоянно что-то переделывал и убирал наиболее «опасные» места, в «Мастере и Маргарите» всё же высмеиваются советские устои — от отсутствия нарзана и пива в палатке «Пиво и воды» до наказания за владение валютой.


Эскиз Сергея Алимова к мультфильму «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова. Репродукция. 1979 год.

«Завещание» писателя

Предчувствуя смерть, писатель называл свой роман «закатным». Сколько мог, он работал над книгой — даже когда у него начало падать зрение и боли от гипертонического нефросклероза мог снять только морфий, Булгаков диктовал жене и её родной сестре последний вариант произведения. По воспоминаниям вдовы писателя, в конце болезни он практически не владел речью, но как-то указал на рукописи «Мастера и Маргариты» и выдавил из себя: «Чтобы знали, чтобы знали». И Елена Булгакова сделала всё, чтобы «узнали». Она сохранила и перепечатала все сочинения мужа, а спустя 26 лет после его похорон роман, наконец, увидел свет и сделал своего создателя всемирно известным. Но уже посмертно.


Портрет Михаила Булгакова работы художницы Колесовой И. А., 1926 год.

«Мастер и Маргарита» в десяти цитатах.

«Рукописи не горят» (Воланд)

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые» (Иешуа Га-Ноцри)

«Нет документа, нет и человека» (Коровьев)

«Мой друг Азазелло! Где ты? Ты не пришел ко мне на помощь в момент неравного боя. Ты покинул бедного Бегемота, променяв его на стакан — правда, очень хорошего! — коньяку! Ну что же, пусть моя смерть ляжет на твою совесть, а я завещаю тебе мой браунинг... Единственно, что может спасти смертельно раненного кота, — это глоток бензина...» (Бегемот)

«Помилуйте... разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!» (Бегемот)

«Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (рассказчик)

«Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал» (Мастер)

«Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится» (Воланд)

«Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая» (Маргарита)

«...никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» (Воланд)

Серия сообщений "БУЛГАКОВ":
Часть 1 - Киев. Музей Пушкина в доме, в котором жил Булгаков.
Часть 2 - Михаил Булгаков: «Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре»
Часть 3 - История одной книги: «Мастер и Маргарита»
Часть 4 - «Мастер и Маргарита». Фотоиллюстрации Елены Мартынюк
Часть 5 - Вёлунд - прототип Воланда.
...
Часть 14 - Один из самых таинственных романов ХХ века. Музыкальные интерпретации
Часть 15 - Один из самых таинственных романов ХХ века в хореографии
Часть 16 - В Петербургской филармонии - один из самых таинственных романов ХХ века

Рубрики:  Литература/Литературные герои
культура
Метки:  

Процитировано 22 раз
Понравилось: 16 пользователям

Elbette   обратиться по имени Суббота, 16 Мая 2015 г. 20:42 (ссылка)
Какие ты шикарные иллюстрации нашла! Спасибо! Особенно первая. Не видела этого мультфильма. Он вышел?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Мая 2015 г. 21:57ссылка
Оксаночка, я ж не гений, даю ссылочку на Аргументы и факты. Людям же надо что-то о Булгакове. Вчера день рождения был, а мы и так прозевали.
Тамовсянка от нас ушла к сожалению, это ее темы были.
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Мая 2015 г. 22:19ссылка
Да, прошляпили ДР... А Тамовсянка из-за взлома ушла? Вот чего до сиз пор понять не могу!
А чё не гений?)))) Взяла б да написала!)))) Фиг ли нам, красивым бабам!
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Мая 2015 г. 22:23ссылка
Не очень удобно писать, видимо связано со здоровьем.
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Мая 2015 г. 22:29ссылка
Ясно... Дай ей Бог здоровья! Я помню ее посты. Хорошие.
vera_lazareva   обратиться по имени Суббота, 16 Мая 2015 г. 20:58 (ссылка)
Любимое произведение,любимый писатель.
Спасибо!Иллюстрации чудо!
Ответить С цитатой В цитатник
Майя_Пешкова   обратиться по имени Суббота, 16 Мая 2015 г. 22:25 (ссылка)
Привет,Галочка.Шикарный пост,утаскиваю.Кидаю ссылку чудного поста "Бочки меда" я в восторге от фотоиллюстраций
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Мая 2015 г. 22:33ссылка
Спасибо Майя, процитировала в сообщество.
tashka24   обратиться по имени Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 02:57 (ссылка)
"Чего же это у вас чего не спросишь, того и нет?"
"Осетрина второй свежести - это нонсенс. Свежесть бывает только первая, она же и последняя."
"Сдавайте валюту!"
"Тьфу, пакость!"
Много читала о романе, о жизни самого Булгакова... Спасибо за напоминание...
Кстати, первый раз читала роман с купюрами в журнальном варианте. Так странно был издан - в 12 номере одного года и и вторая половина в первом номере уже другого. Специально ходила в читальный зал маленькой библиотеки. В центральной его не выдавали - "Журналы на руках..."
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 07:18ссылка
А я читала фотографические листы, на одном дыхании и практически за ночь. С той поры уже и собрание сочинений Булгакова имею, но увы, почему-то книга не перечитывается. Может быть какой-то внутренний контроль-слишком близко к потусторонности.
нюша3   обратиться по имени Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 05:42 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Ювита   обратиться по имени Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 05:54 (ссылка)
спасибо, любимай книга! !!!!!!!!!!!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
tashka24   обратиться по имени Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 17:45 (ссылка)
Galyshenka,
Ну у нас в Сибири самиздат пресекался быстро и грозил почти тюрьмой. Так что в моем кругу об этом и не слышали. А я перечитываю отдельные места часто. В семье сына она вообще настольная...
Если честно, последнюю, третью жену Михаила Афанасьевича не люблю. Многое о ней читала... Хоть и говорят, что с нее написана Маргарита, для меня Маргарита это скорее Лилия Брик. Вот уж была ведьма, вызывавшая восхищение и в 70 с лишним лет. Но это только мое видение.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 17:57ссылка
Для меня образы Мастера и Маргариты кажутся немного расплывчатыми, нечеткими. Вот нечистая сила действительно ужасает и даже более своей обыденностью.
Главные герои конечно Йешуа и прокуратор Пилат.
Лилия Брик - скорее Гелла.
Роман очень сильный и незабываемый, недаром его окружает какой-то мистический ужас.
На мой взгляд это то произведение, на которое не может быть иллюстраций, поэтому избегаю фильмы и проч. Просто боюсь испортить впечатление.
tashka24   обратиться по имени Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 19:40 (ссылка)
Galyshenka,
Эту книгу экранизировать невозможно, если не преступно... Видела все три попытки и ничего хорошего... Вот фото-иллюстрации были высокого класса, но тоже до первоисточника не дотягивают... В первый раз читала только три главы, связанные с Иешуа. Фантасмагория Москвы не понравилась вообще. Как не нравится Зощенко. Как не нравился быт "Вороньей слободки" и коммуналка в "Гадюке" Толстого... Потом выборочно прочла бал, события в варьете, визит киевского дядюшки. И еще пять лет спустя уже свою книгу прочла медленно, вдумчиво, ничего не пропуская.
Воланд, как и Вилли Старк, убежден, что добро можно делать только из зла... Такое вот странное явление. И особенно милым мне показался Бегемот - красивый и юный печальный паж... Ничего общего с "сижу, никого не трогаю, примус починяю..."
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 19:49ссылка
А меня как раз бегемот ужаснул больше всего именно в образе небесного воина. Я тут делала посты об Архангеле Михаиле и о Георгии-Победоносце -именно бегемот представлялся.
Заколдованная книга и опасная, вам скажу по секрету. Недаром она церковью запрещена.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку