Суббота, 06 Декабря 2014 г. 13:57
ссылка
Семья Терещенко: Николай Артемович, Федор Артемович и Иван Николаевич, были серьезными конкурентами венценосного Александра III и московского филантропа П. Третьякова в области сбора произведений передвижников. И именно благодаря ним Киев теперь имеет богатейшие собрания четырех государственных музеев: Т. Г. Шевченко, Национального художественного, Русского искусства, Западного и восточного искусства. Три из них находятся в домах, которые принадлежали семье Терещенко, а четвертое построено с их участием. Впервые картины выставлялись в 1877 году в зале Дворянского собрания с целью финансовой поддержки Киевской рисовальной школы М. Мурашко. Ради своей коллекции Федор Артемович построил дом-дворец на улице Алексеевской № 9 (в настоящее время Терещенковская), где в настоящий момент и расположен музей русского искусства. Периодически он открывал галерею для свободного просмотра.
Свыше четверти века собирал меценат полотна отечественных мастеров кисти: И. Айвазовского, В. Васнецова, В. Верещагина, Н. Ге, П. Клодта, И. Крамского, И. Куинджи, И. Левитана, В. Маковского, В. Перова, Х. Платонова, В. Поленова, И. Репина, К. Савицкого, А. Саврасова, Г. Семирадского, К. Трутовского, И. Шишкина, Н. Ярошенко и других. С некоторыми он был знаком лично.
Федор Артемович и Николай Артемович входили в состав инициативной группы почитателей древностей и искусства, которые создали в Киеве городской музей. Дочь Николая Артемовича Ольга продолжила дело отца. Она собирала не только картины отечественных и иностранных мастеров, но и фарфор, бронзу, серебро. Ее брат Иван известен как коллекционер полотен русских и украинских художников. Некоторые из них мечтал получить П. Третьяков. После смерти Ивана Николаевича его жена Елизавета Михайловна пополнила коллекцию почти двумя сотнями рисунков М. Врубеля.
К сожалению, художественное собрание Н. Терещенко ожидала драматичная судьба. В 1917 голу его дом на Бибиковском бульваре отобрали большевики. Сваленная в комнате коллекция во время обстрела Киева в 1918 году была разграблена; часть картин уничтожили. То, что уцелело, отправили в Петроград. Некоторые произведения объединили с коллекцией Федора Артемовича. Впоследствии музею удалось пополнить свою коллекцию поступлениями из разных источников; это становилось возможным благодаря государственным закупкам и перераспределению экспонатов между киевскими хранилищами.
С началом войны музей начал подготовку к эвакуации ценностей в ограниченном количестве. Пришлось срочно решать нелегкое задание: что именно вывозить? Небольшими партиями картины перевозили к Днепру, где вместе с экспонатами других киевских музеев грузили на баржу, которая доставила их к Днепропетровску, а оттуда они железной дорогой добирались до конечного пункта – Уфы.
Между тем кольцо окружения вокруг Киева сжималось. Значительную часть собрания живописи и графики, коллекцию западноевропейского фарфора спасти так и не удалось. Полотна, которые не удалось эвакуировать, оккупанты вывезли в Кенигсберг, затем коллекцию переправили в замок Вильденгоф, где она погибла во время пожара.
После трехлетнего пребывания в Уфе экспонаты художественных музеев Украины в декабре 1944 года вернулось в киевские музеи – украинского, русского и западного и восточного искусства. Восстановление музейной коллекции проходило при значительной поддержке государства, безвозмездной помощи ведущих музеев Ленинграда и Москвы. Из последних очень важных и существенных пополнений следует упомянуть поступление в музейную коллекцию в 1986 году по завещанию киевского врача Д. Сигалова свыше 300 живописных и графических работ русских художников конца XIX – начала XX века.