Ида Рубинштейн (1883-1960) |
3 октября 1883 года родилась Ида Рубинштейн, экзотическая красавица, наследница огромного состояния, звезда Дягилевских сезонов в Париже.
О себе она говорила: «Я не могу идти рядом с кем бы то ни было, я могу идти только одна».
Специально для блистательной актрисы Ида Рубинштейн были написаны:
Глазуновым - "Саломея" ("Пляска семи покрывал") в 1908;
Дебюсси - "Мученичество Святого Себастьяна" в 1911;
Равелем - знаменитый балет "Болеро" в 1928;
Стравинским - "Персефона" в 1934.
Фокин поставил для нее балеты «Клеопатра» и «Шехеразада».
Кто только не восхищался талантом замечательной танцовщицы Иде Рубинштейн - одной из представительниц русской интеллигенции в Париже.
«Увидеть её - это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить, что такое вообще лицо человека...»
Валентин Серов
Валентин Серов запечатлел ее на знаменитом портрете хранящемся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
«В ней есть что-то таинственное до холода, до озноба», - Александр Бенуа.
Лев Бакст сравнивал Иду Рубинштейн с «тюльпаном, дерзким и ослепительным».
Леон Бакст. Ида Рубинштейн в роли Истар в одноименном балете Венсана д’Энди, 1924
Леон Бакст. Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к мистерии "Мученичество святого Себастьяна", 1911
В 1910 году русский сезон в Париже открылся балетом «Шехерезада». Он тоже ставился для Рубинштейн – она исполнила партию Зобеиды. Великий Вацлав Нижинский, танцевавший вместе с ней, назвал Иду в этой роли совершенно бесподобной, хотя она, строго говоря, не столько танцевала, сколько принимала на сцене эффектные позы в эффектных туалетах.
Поругавшись с Дягилевым, Ида создала во Франции собственный театр. Как бы ни оценивать спектакли этой труппы, она собирала полные залы. Премьеры следовали одна за другой. Игорь Стравинский написал для нее «Персефону» и «Поцелуй феи»,
Ида Рубинштейн подвигнула Равеля на написание "Болеро". Она задумала исполнить на сцене Гранд-Опера в Париже хореографическую композицию на музыку уже тогда написанного "Вальса" Равеля. Но одной этой оркестровой пьесы для того, чтобы представить ее в театральном спектакле, было недостаточно. И тогда она обратилась к Равелю с просьбой, чтобы он написал произведение для этой постановки. Решено было, что это будет "Болеро".
Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный -
Напев волынки скудный и печальный
И эта пляска медленных крестьян...
Испания! Я вновь тобою пьян!
Цветок мечты возвышенной взлелеяв,
Опять твой образ предо мной горит
За отдаленной гранью Пиренеев!
Увы, замолк истерзанный Мадрид,
Весь в отголосках пролетевшей бури,
И нету с ним Долорес Ибаррури!
Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец.
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О, болеро, священный танец боя!
Николай Заболоцкий
Антонио де Ла Гандара "Ида Рубинштейн". 1913
Вторая мировая война изменила многое. Иде, еврейке, оставаться в Париже было небезопасно. И она отправилась в Лондон. Там она пошла работать в госпиталь. После войны Ида поселилась на Французской Ривьере. И осталась там до конца своей жизни.
Смерть Иды Рубинштейн от сердечного приступа наступила неожиданно 20 сентября 1960 года. В ее завещании строго оговаривался вопрос похорон. Та, что так желала славы и ажиотажа вокруг себя, отказывалась от прежних притязаний: запрет на извещение о смерти, полная тайна времени кремации и захоронения, на памятнике никаких надписей, ни имени, ни дат. Только две буквы: I.R.
Рубрики: | искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |