-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234440


Живопись - Мужской портрет или *История в лицах* (ч.1)

Пятница, 13 Июня 2014 г. 10:43 + в цитатник
klassika все записи автора
0_7ae02_cd0c3c2d_L (500x59, 24Kb)


 

Прослушать запись Скачать файл
Gioacchino Rossini *Magpie Thief (overture)*



Робер Лефевр - Доминик Виван (1747-1825), барон Денон

Доминик Виван, более известный по титулу барон Денон (1747 — 1825) — французский гравёр, египтолог-любитель, основатель и первый директор Луврского музея.
Виван учился на юриста, но в 23 года написал весьма успешную комедию и роман эротического свойства, после чего решил посвятить себя искусству. По заданию Людовика XVI подбирал для его собрания драгоценные камеи. С 1772 по 1787 годы состоял на дипломатической службе при посольствах в Петербурге и Стокгольме, а также в Неаполе, где живо интересовался раскопками Помпей. Во время Французской революции его спасло от гильотины заступничество Давида.
В 1798 году Виван сопровождал Наполеона в Египетском походе. Его зарисовки древних памятников, выполненные чуть ли не под огнём противника, вышли в Париже в 1802 году под названием «Путешествия по Нижнему и Верхнему Египту». Виван насытил французский имперский стиль (ампир) древнеегипетскими мотивами, и во многом благодаря нему Европу захлестнула так называемая египтомания (сменившая увлечение предыдущего поколения «китайщиной»). Египетский сервиз, выполненный по эскизам Денона, Наполеон преподнёс в дар русскому царю.
В 1804 году Наполеон назначил Денона директором Наполеоновского музея, позднее переименованного в Лувр. Помимо древностей, вывезенных из Египта, Денон обогатил его собрание произведениями искусства, награбленными французами в Австрии, Испании, Польше и особенно Италии, откуда он вывез несколько возов, гружённых шедеврами кватроченто. В поисках новых экспонатов он исколесил в свите императора всю Европу. После «Ста дней» Денон ушёл в отставку, чтобы полностью посвятить себя давнему увлечению литографией. Могилу Денона на кладбище Пер-Лашез украшает памятник, а его имя носит один из павильонов Лувра.


Этьен Обри - Скульптор Луи-Клод Вассе

Французский скульптор (1716-1772), сын скульптора Франсуа Антуан Vasse. Он был членом Императорской Академии во Флоренции.

Филипп Виньон - Скульптор Филипп де Бейстер

 

Аделаида Лабий-Гийар - Художник Шарль ван Ло

Шарль-Андре ван Лоо (1705 — 1765) — французский придворный художник эпохи рококо, любимец маркизы де Помпадур, «первый художник» при дворе Людовика XV. В 1736 ван Лоо украшает картинами с охотничьими сценками залы Версальского дворца. В 1744 он рисует сценки для кабинета дофина в Версале. В 1754 он избирается ректором Академии, в 1763 — её директором. В 1750 художник был возведён в дворянское звание, в в 1751 — награждён орденом св. Михаила. В июне 1762 ему присваивается титул первого художника короля. В 1764 году ван Лоо предпринимает поездку в Лондон, и годом позднее умирает, в зените своего успеха.

Аделаида Лабий-Гийар - Принц Шарль-Роже де Боффремон

 

Александр Рослин - Франсуа Буше

Франсуа Буше (1703 — 1770) — французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо. Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Мольера, Боккаччо, Овидия. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п. Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты. Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». За несколько месяцев до смерти его избирают почетным членом Петербургской академии художеств. 30 мая 1770 г. Буше скончался.

Анри-Пьер Данлу - Жан-Батист Кантаней, камердинер Людовика XVI

 

Жак-Франсуа Делиан - Гийом Кусту (1677-1746)

Французский скульптор. Мастер декоративной скульптуры для дворцов и парков Версаля, Марли.
Кусту - семья французских художников и скульпторов, деятельность которых пришлась на конец 17 – начало 18 в. Самые известные из них – скульпторы Никола Кусту (1658–1733) и Гийом, оба учились у своего дяди, Антуана Куазевокса (1640–1720), а впоследствии работали вместе с ним.
Гийом Кусту с 1696 работал в Риме вместе с Пьером Легро над скульптурными группами для украшения церкви Иль Джезу. В 1704 он стал членом Королевской академии, с 1733 – ее ректором, а в 1735 – директором. Наиболее значительное произведение Гийома Кусту – две скульптурные группы укротителей коней для замка Марли (1740–1745, позднее установлены на площади Согласия в Париже).
Гийомом была завершена последняя работа Никола Кусту – большой рельеф «Людовик XV пересекает Рейн» (Версаль, вестибюль).



Джованни Баттиста Гаули, Бачиччьо - Эммануэль-Теодоз де ла Тур д’Овернь (1643-1715), кардинал де Буйон

Человек был образованный, учился в Сорбонне, получил степень... Избрал духовную карьеру, 24-х лет стал кардиналом. Имел должности, был большой дипломат - то на пользу двору, то против него... Бывал изгнан и наоборот в чести... имущество его пару раз конфисковывали и возвращали...возглавлял аббатство Клюни (которое, правда к конце концов подало в парламент прошение об освобождении от Буйонов)... умер в Риме, в доме иезуитов, где на тот момент жил как гость - там и похоронен.

Жак-Андре-Жозеф Авед - Портрет Саида Паши, посла султана Махмуда I

 

Жак-Луи Давид - Александр Ленуар, основатель французского музея исторических памятников

 

Анри-Пьер Данлу - Луи, маркиз де Фонтан (1757-1821), великий магистр университета

маркиз Луи де Фонтан (1757—1821) — французский писатель и политический деятель. Отправившись искать счастья в Париж (1777), долго там боролся с нуждой. В начале революции сочувственно отнесся к крушению старого порядка, но в то же время возмущался анархией и требовал порядка и уважения к законам. В начале 1790-х гг. он принимал участие в издании газеты умеренного направления «Modérateur».После падения монархии удалился в Лион и едва спасся от казни, когда возмущение Лиона против конвента было подавлено. В том же году (1793) написал от имени лионцев петицию в конвент, в которой говорилось о неистовствах Колло д’Эрбуа и других комиссаров конвента. Вскоре после этого Фонтан снова попал в список осужденных и спасся от гильотины только тем, что успел скрыться. В 1796 г. он был назначен профессором литературы в Ecole Centrale. Вместе с Лагарпом он издавал газету «Mémorial», высказывавшуюся против политики Директории, поэтому он был исключен из института и осужден на изгнание. Он бежал в Англию и там подружился с Шатобрианом. Затем они оба вернулись во Францию и стали издавать газету реакционного направления «Mercure de France», в которой сотрудничали также Лагарп и Бональд. В 1800 г., на празднестве, устроенном первым консулом в годовщину смерти Вашингтона, Фонтан произнес похвальную речь последнему. Благодаря ходатайству сестры Наполеона, Элизы Бачиокки, Фонтан в 1802 г. сделался членом законодательного корпуса. После реорганизации института в 1803 г. он стал его членом. В 1804 г. был избран президентом законодательного корпуса и исполнял эти обязанности до 1808 г. При открытии или закрытии сессий он произносил обыкновенно блестящие речи в честь Наполеона. В 1808 г. при реорганизации «Университета» Наполеон назначил его великим его магистром. В этой должности Фонтан старался смягчить чисто военный характер школьного воспитания применением моральных и религиозных начал. В 1810 г. Фонтан был назначен сенатором и получил титул графа.
Когда падение Наполеона сделалось неизбежным, Фонтан перешел на сторону Бурбонов и участвовал в низложении Наполеона сенатом. Людовик XVIII назначил его пэром и дал титул маркиза. В палате пэров он играл ту же роль официального оратора по отношению к Людовику XVIII, как раньше по отношению к Наполеону.

Жозеф Дюкре - Граф Луи-Антуан де Буженвиль (1729-1811)

Луи Антуан де Бугенвиль (Bougainville) (1729-1811) - французский мореплаватель. Родился в Париже в семье известного нотариуса. Получил прекрасное образование. С детства проявлял большие способности к наукам. Ему прочили будущее литератора, когда еще в коллеже он написал редкое по глубине анализа эссе по истории римской поэзии. Он же по настоянию отца избрал юриспруденцию и стал адвокатом судейской коллегии Парижского парламента, продолжая увлеченно заниматься математикой. В двадцать три года опубликовал блестящий "Трактат об интегральном исчислении", сразу же отмеченный ученой общественностью. Он мог стать великим математиком, а стал... королевским мушкетером в 1754 году. Оставаясь на мушкетерской службе, поехал в Лондон, чтобы занять должность секретаря французского посольства. Здесь его "Трактат" был широко известен, и молодого дипломата приняли в члены Королевского научного общества.
В 1756 году, в начале Семилетней войны, он в чине драгунского капитана отправился в Канаду, где стал адъютантом командующего французскими войсками генерала Монкальма де Сен-Верана. Во время сражения при Квебеке генерал Монкальм был смертельно ранен, и молодой адъютант взял командование на себя. Закончил войну уже в Европе, на Рейне, в чине полковника.
В 1763 году возник проект расширения французских владений в Тихом океане. Дипломат и военный, Бугенвиль подходил для этой миссии как нельзя лучше. Его назначили капитаном фрегата и отправили на Фолклендские острова для организации там французской колонии.
В 1766 году первый министр Людовика XV Шуазель назначил Бугенвиля руководителем морской экспедиции, которой поручалось обследовать океан от западного побережья Южной Америки до Ост-Индии, а заодно отыскать Землю Духа Святого, которая, с подачи испанского мореплавателя XVI века Педро Фернандеса Кироса, считалась частью Южного материка.
В Бугенвиле тотчас проснулся ученый, и он предложил расширить программу экспедиции изучением морских течений, ветров, магнитных явлений и составлением точных карт Магелланова пролива.
В ноябре 1766 года фрегат "Будёз" под командованием Бугенвиля вышел в море и начал первое французское кругосветное плавание. В Рио-де-Жанейро к экспедиции присоедилось транспортного судно "Этуаль". Завершив исследования в Магеллановом проливе, Бугенвиль вышел в Тихий океан, открыл несколько новых островов в архипелаге Туамоту, пробыл некоторое время на Таити, изучая климат, природу острова, уклад жизни его обитателей, и отправился дальше на запад. Побывал на островах Самоа, открыл четыре новых острова и обнаружил неизвестную гористую землю - ту самую Землю Духа Святого (Новые Гебриды), которая и была главной целью его экспедиции. Бугенвиль детально ее обследовал, убедился, что она представляет собой остров, а не часть материка, как утверждал Кирос. Открыл новый архипелаг и назвал его Большими Кикладами. Затем "Будёз" обогнул юго-восточную часть Новой Гвинеи. Здесь Бугенвиль обнаружил архипелаг, состоящий из множества небольших островков, которые назвал Луизиада. А еще несколько дней спустя нашел Соломоновы острова, открытые за двести лет до того испанцем Альваро Менданья и с тех пор никем больше не обнаруженные. Обследовал их, открыл три новых острова и, посчитав свою миссию выполненной, взял курс на родину.
Возвратившись в 1769 году во Францию он написал книгу "Кругосветное путешествие на фрегате "Будёз" и транспорте "Этуаль" в 1766-1769 годах", в которой, рассуждая о природе открытий, сказал: "Я путешественник и моряк, то есть лгун и глупец в глазах той клики ленивых и надменных писак, которые в тиши своих кабинетов бесконечно философствуют о мире и его обитателях и упорно пытаются подчинить природу своим вымыслам. Между тем география - наука фактов".
Во время войны за независимость в Северной Америке Бугенвиль воевал на стороне американцев. Разгромил английскую эскадру возле острова Мартиника. Был назначен главнокомандующим французскими и сухопутными экспедиционными силами.
По возвращении в Париж произведен в вице-адмиралы (1791) и избран в "бессмертные", то есть в академики Парижской академии наук (1795). Прожил долгую жизнь и умер на 83 году в Париже.
Именем Бугенвиля назван вулканический остров в Тихом океане, крупнейший в группе Соломоновых островов.

Жан-Пьер Франк - Луи-Антуан, граф Буженвилль

Поль Деларош - Папа Григорий XVI (1765-1846)

Бартоломео Каппеллари происходил из благородного семейства. В восемнадцать лет, преодолев сопротивление родственников, он вступил в монашеский орден камальдулов, взяв имя Мауро. У молодого монаха проявились значительные интеллектуальные способности. Изучив философию и богословие, Каппеллари сам стал преподавать. В 1790 г. он стал цензором ордена, а пять лет спустя перебрался в Рим. Это были неблагоприятные для папства времена, но дом Мауро отважился на публикацию своего труда, защищавшего постулат о непогрешимости папы и его светский суверенитет. Вскоре Каппеллари вернулся в Венецию. В смутные времена он преподавал философию студентам камальдулианского колледжа в Мурано, но сразу после падения Наполеона дом Мауро был возвращен в Рим. Там он участвовал в работе нескольких конгрегаций и возглавлял аббатство Сан-Грегорио. Дважды ему предлагали возглавить епархию, и дважды он отказывался. В 1826 Каппеллари был возведен в сан кардинала и возглавил конгрегацию Пропаганды веры. Конклав, начавшийся вскоре после смерти Льва XII, избрал его папой. В честь Григория XV, основателя конгрегации Пропаганды веры, Каппеллари взял имя Григорий XVI. Он стал последним папой, не имевшим до избрания епископского сана. Шел 1831 г., время, когда во всей Европе начало разгораться пламя Революции. Перемены не обошли стороной и Италию. Уже на следующий день после избрания восстал Реджо, а затем Болонья. В течение двух недель почти все города Папского государства аннулировали суверенитет понтифика. Видя неспособность своей армии справиться с восстанием, Григорий призвал на помощь австрийцев. В течение месяца бунт был подавлен, а его главари бежали из Италии. В апреле того же года представители пяти держав, Австрии, Франции, Пруссии, Англии и России встретились в Риме, чтобы обсудить будущее Папского государства. Итогом встречи стал меморандум, целью которого было убедить папу в необходимости реформы суда, включении светских лиц в администрацию и проведения выборов в органы местного самоуправления. Григорий согласился пойти на административные реформы, но от идеи привлечения мирян к управлению государством отказался. В 1831 г. папа выпустил серию указов, учреждавших сложную иерархию органов власти. В их главе должны были стоять назначенные папой легаты, губернаторы и мэры. Был положен конец запутанной системе судебных трибуналов и учреждены три суда: один для Болоньи и дипломатических миссий, другой для Романьи и Анконы и третий для Рима. Дело, рассмотренное в одном из этих судов, не могло быть повторно рассмотрено в другом. Для судопроизводства были привлечены квалифицированные юристы из числа мирян. Несмотря на проведенные реформы, революционеры не были удовлетворены. Как только австрийские войска покинули Папское государство в декабре 1831 г., в нем снова вспыхнуло восстание. Австрии пришлось вернуть армию, чтобы отбить захваченную повстанцами Болонью. Но тут неожиданно вмешалась Франция, которая, опасаясь усиления влияния Австрии на Апеннинах, захватила Анкону. Французы удерживали город вплоть до 1838 г., пока австрийская армия не покинула Папское государство. Даже в такой сложной политической ситуации Григорий не забывал о делах веры. 15 августа 1832 г. он опубликовал энциклику "Mirari vos", в которой осудил доктрину либерализма, пропагандировавшуюся тогда во Франции выдающимся католическим философом священником Фелисите Ламенне. Не менее решительно папа боролся с антиклерикальными течениями в Германии, Испании и Португалии. В Польше российские власти с невероятной настойчивостью переманивали униатов обратно в православную церквоь. Несогласных сажали в тюрьмы или ссылали в Сибирь. Той же участи подвергались католики. На встрече с Николаем I в Риме в 1845 г. папа упрекал императора за жестокость, и тот обещал смягчить меры, но своих слов не сдержал. К концу своего правления престарелый понтифик стал постепенно отходить от дел. Власть стала концентрироваться в руках кардинала Ламбрускини, тирана и контрреволюционера. Его правление стало вызывать недовольство в народе, и во многих городах Италии вновь вспыхнули восстания Складывалось впечатление, что Папское государство вряд ли намного переживет больного раком Григория XVI.

Луи Финсон - Николя-Клод Фабри де Пейрес, астроном и канцлер прованского парламента

Никола-Клод Фабри, сеньор де Пейреск — французский астроном, антиквар и полимат, поддерживавший обширную переписку с крупнейшими учёными своего времени. Его исследования включали, но не ограничивались, наблюдениями спутников Юпитера, картографией лунной поверхности. Его исторические исследования были посвящены римским, византийским и древнеегипетским древностям. Им был описан ряд растений и животных, включая вымершую к настоящему времени нубийскую газель.
Семья Фабри, благородная и довольно состоятельная, происходила из Пизы.В возрасте десяти лет Никола-Клод отправился в Авиньон, где провёл пять лет в колледже иезуитов, изучая гуманитарные науки, после чего отправился в Экс изучать философию. Одновременно с этим он изучал благородные искусства танцев, верховой езды и толкования гербов. В 1596 году он был послан для завершения обучения философии в заведение иезуитов в Турноне. В то же время он проявлял интерес к математике и космографии. В 1597 году дядя вызвал его обратно в Экс, где молодой Фабри изучал право. В следующем году он вновь отправился в Авиньон, где изучал юриспруденцию у частного учителя.В сентябре 1599 года Никола-Клод вместе с младшим братом отправились по поручению своего дяди в Италию в поисках редкостей и древностей. Посетив Флоренцию, Болонью, Феррару и Венецию, братья остановились в Падуе, в университете которой Никола-Клод завершил своё юридическое образование. После годичного пребывания в этом городе, в октябре 1600 братья приехали на празднование юбилейного года в Рим. Там они провели несколько месяцев, изучая достопримечательности, после чего, посетив Неаполь, вернулись в Палую в июне 1601 года. Там Фабри вновь изучае право, а также языки, которые могли бы оказаться полезными при переводе надписях на старинных медалях и монетах. Около 1602 года он покинул Италию, и через Женеву и Лион прибыл в Монпелье, в университете которого он совершенствуется в правоведении под руководством Юлиуса Париуса. Поскольку он должен был наследовать своему дяде в сенаторском звании, Никола-Клод озаботился получением королевского патента, для чего необходимым уловием было обладание степенью доктора права, которая и была получена 18 января 1604 года. В этом же году он унаследовал Пейреск и стал именоваться по этому своему имению.В 1605 году он сопровождал в Париж своего покровителя, Гийома Дю Вэра, президента экского сената. Оттуда, сопровождая французского посла, отправился в Англию, где был принят королём Яковом I. Посетив Оксфорд, Антверпен и Брюссель, Пейреск успел вернуться в Париж на церемонию крещения дофина, состоявшуюся 24 августа 1606 года. В 1607 году он купил баронство Риан. Вскоре после этого, по ходатайству своего дяди, он получил сенаторское звание, и 1 июля вступил в должность. В 1616 году он вновь сопровождает дю Вэра в Париж, где прожил более семи лет. Около 1622 года Пейреску пришлось вернуться в Экс, заняв пост отца в парламенте Прованса, скончавшегося три года спустя. В этот период он стал покровителем местных искусств, изучал окаменелости. В 1631 году, организовав брак племянника Клода, сына своего младшего брата Пеламеда, он уступил ему баронство Риан и сенаторское звание, оставив себе право пользования ими в течение трёх лет.
С 1634 по 1637 у него жил астроном Гассенди, оставивший биографию своего покровителя.
Не менее важными являются его заслуги в естественных науках. В 1610 году, используя телескоп, учёный открывает туманность Ориона. Кроме этого, Пейреск занимается расшифровкой древнеегипетских иероглифов. Часть своего собрания египетских древностей он дарит иезуиту Атанасиусу Кирхеру; она стала основой римского музея Кирхерианум.
Учёный собирал античные геммы и монеты. Его дом в Экс-ан-Провансе представлял собой настоящий музей — одна лишь коллекция монет и медалей его превышала 18.000 штук. Де Пейреск оказывал постоянную помощь молодым художникам и скульпторам, обеспечивая их заказами. Так, он поручал им, кроме прочего, делать точнейшие рисунки и отливки с античных предметов. Кроме этого Пейреск собрал обширную коллекцию живописи XVI—XVII веков, в том числе произведения С.Вуэ, К.Меллана, Адриена де Фриза и др.
Пейреском была собрана обширная библиотека по всем областям знаний на многих языках, включающая печатные издания, манускрипты, собственные заметки учёного. Согласно его завещанию, библиотека досталась младшему брату, Пеламеду. Пеламед Пейреск, скончавшийся около 1645 года оставил библиотеку в неприкосновенности, однако, после его смерти, его сын и наследник Клод сразу же занялся поисками покупателей для всего собрания. Находившейся в переписке с Пейреском кардинал Мазарини изъявил через своего библиотекаря Габриэля Нодэ желание приобрести только рукописи, которые и были перевезены в Париж в 1647 году и были включены в библиотеку кардинала.

Жан-Эдуар Лакретелль - Николя Фуке, министр финансов

Николя Фуке (1615 — 1680) — выходец из третьего сословия, который в первые годы правления Людовика XIV был одним из самых могущественных и богатых людей Франции. Он занимал должность суперинтенданта (министра) финансов, приобрёл титулы виконт де Мёлен и де Во, маркиз де Бель-Иль. Фуке построил для себя дворец Во-ле-Виконт, ставший вехой в истории европейской архитектуры. В 1661 году по приказу короля был арестован и остаток жизни провёл в заточении.
Родился в семье советника парламента Бретани. Был интендантом сначала в Дофинэ, потом при армиях в Каталонии и Фландрии, а во время Фронды в Париже. В этой последней должности он помогал правительству в борьбе с парламентом, воспрепятствовал конфискации имущества кардинала Мазарини и содействовал его возвращению в Париж.
В 1650 году Фуке купил себе должность главного прокурора при парижском парламенте. Мазарини сделал в 1653 году Фуке суперинтендантом финансов. Управление Фуке ознаменовалось приведением финансов в полное расстройство и систематическим расхищением государственной казны. Сначала его сдерживал другой суперинтендант, Сервиен, но после смерти последнего в 1659 году грабежу уже не было больше пределов.
Фуке выдавал ассигновки на уплату из той или другой статьи государственных доходов, но из фондов, уже истраченных. Лица, получавшие ассигновки, продавали их за бесценок крупным финансистам, которые переводили их на действительные фонды и получали громадные барыши, причём значительную долю прибыли уступали Фуке. Для покрытия расходов Фуке часто прибегал к займам за большие проценты, от 20 до 25%.Чтобы скрыть эти проценты, он в отчетах показывал цифру занятого капитала выше действительной. Кредиторами государства, кроме крупных финансистов, оказывались Мазарини, сам Фуке и толпа его прихлебателей. При сдаче налогов на откуп происходили страшные злоупотребления; откупщики обязаны были платить ежегодную пенсию не только самому Фуке, но и его любовницам и приближённым.С 1654 года Фуке перестал вести ведомость получаемых доходов, тратя громадные суммы на постройки, празднества, любовниц и шпионов. В Во-ле-Виконт на берегу Сены недалеко от Фонтенбло он выстроил себе великолепный дворец и вёл там образ жизни, как бы предварявший будущий Версальский двор Людовика XIV. Его окружали художники и писатели, которым он покровительствовал (Лебрен, Ленотр, Мольер, Лафонтен и др.). Хорошие отношения между Фуке и Мазарини расстроились к концу жизни последнего. Фуке стал готовить себе путь к власти на случай смерти Мазарини и вместе с тем принимал меры против возможного преследования. Он купил остров Бель-Иль и стал превращать его в неприступную крепость; тогда же Фуке составил для своих приверженцев план сопротивления на случай его ареста. При дворе он сорил деньгами и создал себе партию; его уже называли L’Avenir. Он подкупил духовника королевы-матери и этим привлёк её на свою сторону; пробовал подкупить и духовника самого короля. Перед смертью Мазарини, рекомендуя Людовику XIV Кольбера, по-видимому, посоветовал королю отделаться от Фуке. Фуке посылал королю финансовые ведомости, уменьшая цифры расходов и увеличивая цифры доходов, и не подозревал, что король вместе с Кольбером тщательно проверяет эти ведомости. Судьба Фуке была решена; но как генеральный прокурор, он мог быть судим только парламентом и поэтому предание его суду могло окончиться оправданием. Кольбер уговорил Фуке продать должность прокурора, а вырученную сумму поднести королю, чтобы упрочить за собой его благоволение. Фуке согласился. Тогда Людовик XIV решил арестовать Фуке во время пышных празднеств, которые он устроил в честь короля в Во-ле-Виконт 17 августа 1661 года (присутствовали 600 приглашенных); но арест, по просьбе Анны Австрийской, был отложен. Решимость короля, помимо убеждения в виновности Фуке, усугублялась и личным его нерасположением к Фуке, который оскорблял самолюбие короля чрезмерным великолепием и вдобавок имел неосторожность ухаживать за фавориткой короля Луизой де Лавальер. Король отправился в Нант; Фуке сопровождал его. 5 сентября 1661 года он по обыкновению присутствовал в королевском совете, но при выходе из совета был арестован лейтенантом королевских мушкетеров д'Артаньяном на площади перед собором святых Петра и Павла и отвезен в Венсеннский замок, а оттуда в 1663 году в Бастилию. На его имущество были наложены печати. Белль-Иль сдался королевским войскам без сопротивления. В числе бумаг, взятых у Фуке, находились шкатулка с громадным количеством писем, открывших перед королём всю сеть придворных интриг и план сопротивления. Ближайшие сотрудники и приверженцы Фуке тоже были арестованы и привлечены к ответственности, родственники и друзья — удалены от двора. 21 декабря 1664 года состоялся приговор: большинством 13 голосов против 9, подавших голос за смертную казнь, Фуке был присужден к вечному изгнанию и конфискации имущества. Король нашёл приговор слишком мягким и заменил вечное изгнание пожизненным заключением. Фуке был отвезен в замок Пиньероль, где и прожил остальные 15 лет своей жизни. Его держали очень строго: ему не позволяли писать, запрещены были всякие сношения с людьми и даже прогулки. Только в 1672 году его участь была немного облегчена; в 1679 году ему впервые было разрешено свидание с женой и детьми. В 1680 году король готов был уже разрешить ему поехать для поправления здоровья на воды, когда получено было известие о его смерти.

Жан-Эдуар Лакретелль - Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо́ (1712 — 1778) — французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также дилетант-музыковед, композитор и ботаник. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743—44 секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762, после выхода в свет педагогического романа "Эмиль" и политического трактата "Об общественном договоре", опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. В 1770 он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы жизни провёл в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Р. были перенесены в Пантеон. Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».
Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.
Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.
Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.
Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
Благодаря сочетанию страсти с искусством, никто из писателей XVIII в. не имел такого влияния на Францию и Европу, как Руссо. Он преобразовал умы и сердца людей своего века тем, чем он был, и ещё более тем, чем казался.

Антуан-Франсуа Калле - Шарль Гравье, граф де Верженн, министр иностранных дел в царствование Людовика XVI

Шарль Гравье́, граф де Верже́нн (1719 — 1787 ) — французский дипломат и государственный деятель; государственный секретарь по иностранным делам Людовика XVI с 1774 года до своей смерти. В ранней юности вступил на дипломатическое поприще и обучался под руководством Шавиньи, французского посланника в Лиссабоне. В 1739 году был секретарём посольства. В 1750 году назначен посланником в Трир, где служил до 1754 года; на следующий год отправлен чрезвычайным посланником в Константинополь. С 1755 года утверждён полномочным послом при Оттоманской Порте — в должности весьма затруднительной: Фридрих Великий искал союза с Турцией, чтобы противостоять России и Австрии, а Верженн старался и смог сохранить дружественное расположение султана к Франции и союзным ей державам, что было особенно затруднительно в 1760-61 гг., когда между Турцией и Францией возникли сильные недоразумения. В 1771 году Верженн в том же звании был отправлен в Швецию, где советами Густаву III содействовал совершению переворота в образе правления. Когда Людовик XVI вступил на престол (1774) и сменил всех министров, он вызвал графа Верженна из Стокгольма и назначил его министром иностранных дел, которыми тот управлял до своей смерти (февраль 1787).

Жозеф Бозе - Оноре-Габриэль Рикети, маркиз Мирабо

Один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции. Граф. Избирался в Генеральные штаты от 3-го сословия (1789). Приобрел популярность обличениями абсолютизма. По мере развития революции Мирабо, сторонник конституционной монархии, стал лидером крупной буржуазии. Тайный агент королевского двора (1790–1791). Он родился с искривленной ногой и в 3-летнем возрасте чуть не умер от оспы, которая оставила глубокие следы на его лице; безобразие его искупалось, однако, красивыми, блестящими глазами и необыкновенной подвижностью и выразительностью лица. Порывистый, своевольный характер соединялся в нём с жаждой знания, быстротой соображения и упорством в труде, приводившими в восторг его преподавателей. Его непокорный нрав приводил к столкновениям между ним и отцом, который с ранних лет возненавидел своего сына и всячески преследовал его. «Это — чудовище в физическом и нравственном отношении, — писал он о десятилетнем мальчике, — все пороки соединяются в нём».
Великий трибун был очень некрасив. Лицо его было изъедено оспой. Тем не менее он пользовался необыкновенным успехом у женщин, которые не замечали его уродства, а видели в нем гения, а в словах и движениях — поэтическую душу и сильные страсти. Мирабо, возможно, стал бы величайшим поэтом Франции, если бы его не увлекли идеи революции. Любовная карьера Габриэля началась в тринадцать лет: во время игры в прятки он лишил девственности дочь своего наставника. Впоследствии благодаря своему бурному темпераменту он совершил подвиги, о которых население Экса вспоминает до сих пор.
В восемнадцать лет ему пришлось покинуть свой полк: пообещав одной девице жениться, он вступил с ней в связь. Вспыхнул грандиозный скандал, и рассерженный маркиз де Мирабо потребовал, чтобы сына ради чести семьи на какое-то время упрятали в крепость острова Ре. Затворничество не усмирило темпераментного кавалера — ему удалось соблазнить сестру стражника…
Однако через несколько месяцев Габриэль заскучал. Он подал просьбу и получил разрешение участвовать в экспедиции на Корсику. Отец поставил ему одно условие: он будет носить имя Пьер Бюффье, пока не окажется достойным носить имя де Мирабо. В апреле 1769 года в чине младшего лейтенанта Габриэль высадился на корсиканской земле. Однако военные баталии не слишком интересовали Габриэля, — его взор загорался лишь при виде молоденьких местных жительниц. Он начал с того, что стал любовником очаровательной девушки по имени Мариа-Анжела. Продолжая делить с ней ложе, он вскоре увлекся молодой женщиной, некоей мадам С., принадлежавшей к крупной корсиканской буржуазии. На этот раз дама сама сделала первые шаги к сближению… Они встречались в невысокой башне монастыря, куда Мирабо попадал при помощи веревочной лестницы. «На этот раз я встретил настоящую, пылкую итальянку», — говорил он… Мариа-Анжела вознамерилась убить любовника, и тому пришлось укрыться от гнева разъяренной корсиканки в Бастиа, где он вскоре нашел утешение в объятиях распутной экономки Шардон. Затем он продолжил свое завоевание Корсики: по очереди он становился любовником экономки, вдовы, замужней женщины, «нескольких гризеток», жены булочника, дочери ростовщика, многих девиц и своей хозяйки. Наконец он познакомился с одной римлянкой по имени Карли, обладавшей поистине вулканическим темпераментом. В 1771 году Мирабо покинул фамильный замок и направился в Париж. В столице он с неистовством бросился на завоевание придворных дам и стал любовником бесчисленного множества красавиц. Впрочем, все были для него хороши: маркизы, горожанки, куртизанки, служанки… Жажда обладания толкала его на связь с любой миловидной женщиной, что позволяло «погасить на несколько секунд без конца возникающий вновь огонь желания». В конце 1771 года Мирабо покинул Версаль, оставив шестьдесят семь восхищенных им женщин, и вернулся в Прованс. Здесь он решил жениться на 20-летней Эмилии де Кове, единственной дочери маркиза де Мариняна, владельца золотых приисков. Девушка не отличалась красотой, однако богатство с лихвой компенсировало этот недостаток. Мирабо сообразил, что для победы необходимо поторопиться. Он встретился с Эмилией, соблазнил ее, стал ее любовником и позаботился о том, чтобы это стало общеизвестным…23 июня 1772 года любовники отпраздновали в Эксе свадьбу. Однако этот союз был обречен: Мирабо изменял Эмилии со всякой попадающейся под руку женщиной. Да и новобрачная вскоре обзавелась любовником. К тому же у супругов возникли проблемы с деньгами: Габриэль, любитель роскоши, занимал огромные суммы у ростовщиков. Счета, разумеется, он не мог оплатить. В 1773 году у него было 220 тысяч ливров долга, кредиторы осаждали его дом.
Молодой граф, желая избежать скандала, попросил у министра де ла Врийера выдать ему королевский указ о заточении без суда и следствия, что сделало бы его недосягаемым и прекратило бы всякие преследования. Министр был другом семьи Мирабо, и Габриэль без труда получил разрешение выехать в фамильный замок, где он принялся торговать отцовским состоянием. Рассерженный маркиз де Мирабо отослал своего сына в Маноск. Габриэль недолго там оставался, — за драку с бароном де Вильнев он был заключен в замок Иф. Однако и там соблазнитель не остался без развлечений. Он становится любовником жены стражника мадам Муре. Она была в восторге от любовных талантов Габриэля и решила бежать с ним за границу. Поощряемая Мирабо, она украла сбережения своего мужа, четыре тысячи ливров, и укрылась у маркизы де Кабри, но ее вскоре нашли. А Габриэля к концу мая 1775 года перевели в замок Жу. Летом Людовик XVI вступил на престол. Вся страна шумно и радостно праздновала это событие. Де Сен-Морри организовал ужин в честь Людовика XVI, изменивший все существование Мирабо. На ужине присутствовала Софи де Монье, очаровательная супруга первого почетного председателя графской палаты Доля. Мирабо и Софи полюбили друг друга с первого взгляда.
Мирабо, не имея средств к существованию, стал зарабатывать на жизнь в революционно настроенных изданиях. Он написал памфлет «Немецкие правители продают Англии свой народ», имевший огромный успех. 14 мая 1777 года Габриэля и Софи выследили и препроводили в Париж, где им было объявлено о заочном решении суда. Мирабо приговорили за побег и обольщение Софи к смертной казни, а Софи — к лишению всех прав в качестве жены или вдовы маркиза Монье, пожизненному содержанию под арестом в Мезансонсе, штрафу в 10 луидоров и позорному ношению внешних знаков проституток: одежды из волосяной ткани и подстриженных волос. Мирабо должен был также уплатить штрафы и возместить судебные издержки. София хотела отравиться, но Габриэль умолял ее отказаться от этой страшной мысли. Ее отправили в монастырь, откуда она начала писать пламенные письма к возлюбленному, заключенному тем временем в Венсенне. Наконец отец Мирабо смягчился и заявил, что простит сына, если тот откажется от Софи. Габриэль условия этого не принял и, представ вновь перед судом в Понтарлие, произнес замечательную речь. В результате ему был вынесен оправдательный приговор, а Софи избежала позорного наказания. Молодая женщина была беременна. До родов ей позволили находиться в исправительном заведении на улице Шарон. Мирабо заточили в Венсеннскую башню, откуда он вскоре нашел способ посылать Софи эротические пассажи. Она отвечала ему тем же.
По иронии судьбы в Венсеннском замке встретились двое мужчин, любовная жизнь которых имела много общего. В соседней камере находился маркиз де Сад, наводивший ужас на окружающих после известных скандальных оргий.
В 1781 году, после трех лет заточения, Габриэлю удалось освободиться, он сразу же переоделся в костюм торговца образами и направился к Софи в Жьен. В ночь с 3 на 4 июля псевдоторговец благодаря участию одной монахини проник в монастырь, а затем и в келью своей возлюбленной. Увы, она так сильно изменилась, причем не в лучшую сторону, что Мирабо поспешил уехать. Через несколько дней несчастная получила письмо с известием об окончательном разрыве, что повергло ее в бесконечную тоску. В 1783 году она овдовела. Софи решила выйти замуж за капитана кавалерии, но незадолго до свадьбы молодой человек неожиданно скончался. Тогда Софи в отчаянии отравилась угарным газом. Мирабо узнал о ее смерти, когда поднимался на трибуну, но ни один мускул не дрогнул на его лице.
В 1788 году Мирабо продолжал вести бесцельную жизнь. Но в это время Людовик XVI решил созвать Генеральные штаты. Молодой провансалец сразу же понял, что у него появляется шанс через политику добиться славы, о которой он мечтал. Он решил стать депутатом от Экса. Расходы на выборы оплатила, конечно же, преданная ему Амелия. В конце года Мирабо был избран от Экса и Марселя… Благодаря женщине ему было суждено войти в историю. 30 марта 1791 года изумленные парижане узнали, что Мирабо тяжело болен. Тысячи женщин немедленно устремились к дверям его дома на Шоссе-д'Антенн, чтобы узнать новости. 2 апреля, в восемь часов утра, вышедший к толпе лакей сообщил, что Мирабо умер. По столице распространился слух об отравлении. Только потом стала известна истинная причина смерти великого трибуна. Мирабо умер, захотев проявить слишком большую доблесть в постели сразу с двумя дамами…А ведь в это время Мирабо, приобретший необыкновенное влияние на Собрание сблизился с двором и вел тайные переговоры с королем, надеясь договориться о примирении. После его смерти революция была неизбежна…

Иасент Риго - Филипп де Куркийон, маркиз Данжо

Филипп де Курсийон, маркиз де Данжо (1638—1720) — французский военный и дипломат, известный главным образом как автор знаменитых в своё время мемуаров.
Родился в семье кальвинистов, владевших замком Курсийон. В детстве вместе со своим братом Луи (который позже станет аббатом Данжо) был обращен в католицизм. Военную карьеру начал во Фландрии под командованием Тюренна; после заключения Пиренейского мира служил в Испании.
В 1663 г. стал командиром полка, а затем адъютантом Людовика XIV и сопровождал его во всех военных кампаниях; одновременно преуспел и как придворный — во многом благодаря тому, что разговаривал с королевами Анной Австрийской и Марией Терезой на их родном языке и с легкостью сочинял стихи. В 1668 г. стал кавалером ордена Святого Духа.
Женой маркиза Данжо была дочь немецкого графа Лёвенштейна, а его дочь была выдана замуж за герцога Шеврёза, одного из богатейших вельмож Франции.
Данжо оставил интереснейшие мемуары («Дневник двора Людовика XIV» — «Journal de la cour de Louis XIV»), охватывающие период с 1684 по 1720 гг.

Карло Маратти - Андре ле Нотр (1613-1700)

Андре Ленотр (1613 — 1700) французский ландшафтный архитектор, сын главного садовника Тюильри Жана Ленотра — придворный садовод Людовика XIV, с 1657 года — генеральный контролер королевских зданий. Прежде всего он известен как автор проекта создания и последующих реконструкций королевских садов и парка в Версале. Еще до своей работы над садами Версаля, Ленотр совместно с Луи Лево и Шарлем Лебреном трудился над созданием парка в Во-ле-Виконт. Среди других его работ можно отметить планирование и создание парка в Фонтенбло, Шантийи, замке Сен-Клу, Сен-Жерменском дворце. Также он является автором проектов Сент-Джеймсского парка в Лондоне и Гринвичского парка. Ленотр считается признанным создателем системы французского регулярного парка, господствовавшей в Европе до середины XVIII века. Наряду с этим он внёс большой вклад в практику градостроительства: он расширил аллеи Тюильри в западном направлении, где позже появилась улица Елисейские Поля, и внёс свой вклад в создание исторической оси Парижа.
Андре Ленотр получил очень широкую известность при дворе и, вместе с этим, он приобрёл большую благосклонность короля Людовика XIV, который называл его «наш добрейший Ленотр». Ленотр держался в стороне от придворных интриг и сосредоточился на служении королю, сильно увлечённому садово-парковым искусством.
Андре Ленотр родился в Париже в семье мастеров озеленения. Его дедом, по всей вероятности, был Пьер Ленотр, сначала поставлявший семена растений и навоз ко двору Марии Медичи, а затем с 1572 года ставший садовником дворца Тюильри. Отец Андре, Жан Ленотр, также отвечал за часть участков садов Тюильри, поначалу под присмотром Клода Молле, а затем и в качестве главного садовника в эпоху правления Людовика XIII. Дом его семьи находился непосредственно в Тюильри и Андре, всё своё детство наблюдавший за процессами возделывания садов, быстро освоил теоретические и практические основы садоводства. Такое расположение дома впоследствии позволило ему учиться поблизости от королевского дворца, под крышей которого впоследствии была открыта Академия искусств. Он изучал математику, живопись и архитектуру и поступил в художественную мастерскую Симона Вуэ, первого художника Людовика XIII, где он познакомился и подружился с художником Шарлем Лебрёном. Он изучал античное искусство и теорию представления предметов на плоскости, а также в течение нескольких лет был учеником друга Лебрёна, архитектора Франсуа Мансара.
В 1635 году, когда Ленотру исполнилось 22 года, его назначили главным садовником Гастона, герцога Орлеанского, брата короля Людовика XIII. А с 26 июня 1637 года Ленотр назначается главным садовником Тюильри, занимая должность отца. Он отвечал в первую очередь за участки сада, прилегающие ко дворцу, включая оранжерею, возведённую Симоном Бушаром. В 1643 году его назначают "проектировщиком газонов и насаждений" при королеве-матери Анне Австрийской, а с 1645 года по 1646 год он трудился над реконструкцией садов дворца Фонтенбло. Позже он был поставлен во главе всех королевских садов Франции, купив в 1657 году дополнительную должность генерального контролёра королевских зданий. Имеется совсем немного непосредственных упоминаний Ленотра в королевских учетных документах, а сам Ленотр крайне редко переносил на бумагу свои идеи или соображения по устройству садов. Он выражал свой внутренний мир исключительно посредством своих садов. Он сумел стать доверенным советником Людовика XIV, и в 1675 году, по достижении 62 летнего возраста, Ленотр был возведён королем в дворянское достоинство. Однажды он вместе с Лебрёном даже был включен в королевский двор; это случилось в 1677 году когда Людовик XIV осаждал город Камбре на севере Франции. Ленотр был удостоен королём звания кавалера Ордена Святого Михаила и в 1681 году звания кавалера Ордена Святого Лазаря.
16 января 1640 года Андре Ленотр женился на Франсуазе Ланглуа. У них родилось трое детей, но все они умерли в младенческом возрасте.

Клод Арнульфи - Франсуа Шикуано, королевский медик, министр медицины

Шоссье Франсуа (Chaussicr Francois, 1746—1828) — французский хирург и анатом. Родился в Дижоне. Профессор анатомии медицинского факультета Парижского университета, а впоследствии — профессор анатомии в Париже. Изучал анатомию мышц и сосудов тела. В 1789 году выпустил в свет монографию «Общий обзор мышц человеческого тела».

Клод Лефевр - Портрет Жана Батиста Кольбера

Жан-Батист Кольбер был сыном зажиточного купца из Реймса. Получив доступ на государственную службу, он вскоре обратил на себя внимание Мазарини, назначившего его своим управляющим. На этом посту Кольбер с такой ревностью и изобретательностью отстаивал интересы своего патрона, что тот усердно рекомендовал его Людовику XIV. Молодой король назначил Кольбера интендантом финансов. В этой должности Кольбер открыл ряд злоупотреблений главного интенданта Фуке и стал в 1661 году его фактическим, хотя и не номинальным преемником (лишь восемь лет спустя он стал государственным министром). В то же время он был главным интендантом королевских построек, изящных искусств и фабрик. Он работал до пятнадцати часов ежедневно, не обращал внимания на придворный мир и мнения света, ходил пешком к королю и т. п. Не имея увлечений, он, однако, обладал широким кругозором, привык ставить себе высокие цели, но в то же время был упрям, суров до жестокости и, в общем, проникнут политико-экономическими воззрениями своего времени. Прежде всего, он обращал внимание на злоупотребления в финансовых делах. Особая судебная палата занималась их расследованием и поступала с виновными без малейшего снисхождения. Откупщики налогов, фискальные чиновники и т. п. облагались громадными штрафами; менее высоко стоявшие преступники приговаривались к смерти. В 1662 и 1663 годах у этих финансистов было отобрано более 70 млн ливров; когда в 1669 году упомянутая судебная палата была распущена, она успела доставить казне 110 млн ливров от 500 человек. Педантическая регламентация и тирания правительства во всех мелочах жизни сильно ожесточили население против Кольбера. В Голландии печатались массами памфлеты против него, но направлению его политики они не в состоянии были помешать. Действуя от имени короля, Кольбер, несмотря на плебейское своё происхождение, легко мог сломить и противодействие аристократии там, где оно ещё давало себя чувствовать. С клиром Кольбер вёл постоянную борьбу за права государства. Численность духовенства он тщетно пытался уменьшить; зато ему удалось из 44 менее важных церковных праздников добиться отмены 17-ти.
Кольбер ревностно старался содействовать поднятию искусств и наук. В 1663 году им основана была академия надписей, тремя годами позже — Академия наук и в 1667, 1671 и 1672 годах — академия пластических искусств и музыки. Он увеличил королевскую библиотеку, ботанический сад, устроил и снабдил средствами обсерваторию, ввёл размежевание земли и снаряжал экспедиции учёных, особенно натуралистов.
Разорительные войны уничтожили плоды его долголетних трудов и ему пришлось под конец жизни убедиться в несовместимости выстроенной им экономической системы с внешней политикой Людовика.
Когда он, сломленный этой неудачей, борьбой с Лувуа и будучи в немилости у короля, умер 6 сентября 1683 года, народ, ожесточённый тяжкими налогами, напал на похоронное шествие, и военной охране пришлось защищать от народной злобы его гроб.

Жан-Марк Наттье - Жан-Батист Кольбер (1651-1690), Маркиз де Сейнёле

Николя де Ларжильер - Автопортрет работающим над Благовещением

Отец Никола де Ларжильера, торговец, взял трёхлетнего сына в Антверпен; позднее Никола около двух лет прожил в Лондоне. Отец желал, чтобы мальчик пошёл по торговой части, но тот проявил склонность к рисованию и по возвращении в Антверпен с 1668 г. начал учёбу в мастерской Антони Губо. В 1672 г. принят в антверпенскую гильдию св. Луки. В восемнадцатилетнем возрасте вновь отправился в Англию, свёл знакомство с Питером Лели, под руководством которого в 1675—1679 гг. производил (вместе с Антонио Веррио) реставрацию картин в Виндзорском замке и создавал собственные произведения исторического содержания, а также писал натюрморты и портреты; испытал влияние Рубенса и ван Дейка. Блестящее владение цветом и живость мазка привлекали в его студию многих тогдашних знаменитостей: актрис, общественных деятелей, известных проповедников. Среди самых известных моделей живописца были Пьер Даниэль Юэ, епископ Авраншский, кардинал де Ноай, семейство Дюкло и президент Ламбер с семьёй.
Иаков II, воцарившийся в Англии в 1685 г., вызвал художника к себе и предложил пост хранителя королевских коллекций, но художник предложения не принял, всё ещё находясь под впечателением событий двухлетней давности. За время пребывания в Лондоне он написал портрет Карла II и начал портрет королевы.
Вернувшись в начале 1686 г. в Париж, стал почётным членом Французской академии. В качестве вступительного произведения он представил портрет Лебрёна — одну из вершин своего творчества. Портретируемый представлен за работой, в окружении классических бюстов и статуэток. В 1690 г. Ларжильер внесён в списки членов Академии как исторический живописец. Высшим достижением его в этой области являются многофигурные композиции, созданные для парижской церкви Сен Этьен дю Мон в 1694 г. Ещё одно историко-библейское полотно, появившееся позже, в 1720 г. («Въезд Христа в Иерусалим»), свидетельствует, помимо всего прочего, о незаурядном даровании пейзажиста. В портретных произведениях Ларжильера, как и у других его коллег того времени, пейзаж также играл важную роль и использовался как задний план для фигур. Пейзажные фоны и переливчатый пастельный колорит у Ларжильера предвосхищают искусство рококо. Три разных жанра, в которых преуспел художник, воплотились в 1710 г. в картине «Людовик XIV с семьёй». 1718 г. — год создания знаменитого портрета Вольтера. Успех сопутствовал и карьерному росту. В 1722 г. художник стал директором, а в 1743 г., за три года до смерти, — канцлером Академии. После смерти Ларжильера стали известны широкой публике некоторые его пейзажи и натюрморты; лучшая из этих работ — «Лесной пейзаж».

Филипп де Шампень - Исаак-Луи ле Мэтр де Саси

Саси Луи-Исаак (1613—1684) — франц. богослов и писатель, ученик и последователь Дювержье-де-Горанна. 37 лет от роду принял священство и сделался духовником в Пор-Рояле. Когда в 1661 г. началось преследование отцов Пор-Рояля, Саси вынужден был скрыться, но не прерывал сношений с Пор-Роялем; в 1666 г. был заключен в Бастилию. Во время трехлетнего своего заключения Саси приступил к переводу на франц. яз. Библии; сотрудниками его в этом дели были брат его, известный оратор Антуан Леметр, Арно, Николь и герцог де-Люинь. Мягкий и осторожный в жизни, Саси отличался стойкостью убеждений. Большой эрудицией и критическим талантом он не обладал, плохо знал как еврейский, так и греч. языки и в своем переводе Библии следовал Вульгате. Стихотворные опыты его посредственны. Саси перевел также псалмы Давида (1696), несколько латинских сочинений и "Подражание Христу" Фомы Кемпийского. Последний перевод, более изящный, нежели точный, выдержал свыше 150 изданий и впервые появился в 1662 г.

Филипп де Шампень - Жак Лемерсье, архитектор, на фоне Сорбоннской капеллы

Жак Лемерсье́ (1585 — 1654) — первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, умело соединявший в своём творчестве принципы классицизма и барокко.
Жак Лемерсье принадлежал к семье архитекторов и мастеров каменной кладки, уже прославившейся в Иль-де-Франс. Его дед Пьер Ле Мерсье и отец Николай Ле Мерсье руководили большими стройками в Понтуазе (Сен-Маклу, Нотр-Дам).
После длительного обучения в Риме (в годы правления Генриха IV) Жак Лемерсье, пользуясь протекцией Марии Медичи и кардинала Ришельё, становится первым королевским архитектором Людовика XIII.
Помимо основной работы архитектором, проявил себя также как градостроитель, декоратор и садовый архитектор. Для покровительствовавшего ему кардинала Ришелье архитектор построил Палас-Кардиналь (впоследствии переименованный в Пале-Рояль), в Париже (1629). Его амфитеатр был одной из первых структур во Франции, построенных исключительно для театральных целей. Также для Ришелье Лемерсье построил церковь Сорбонны (начата в 1626), вероятно, первое французское здание, которое имело купол, размещенный на самом высоком цилиндре. Наиболее амбициозный проект, созданный для его покровителя, — конструкция шато (замка) и окружающего городка близ Ришелье в Индр-ет-Луар (сейчас практически полностью разрушен). С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра, начатое более чем за 50 лет до этого Пьером Леско. Лемерсье принадлежит идея расширения старого луврского внутреннего двора (сейчас Кур-Карре), и с этой целью построил павильон де Л'Хорлог (павильон Часов) и примыкающие крылья с северной стороны. Другой важной работой Лемерсье явилось строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем — Версальского дворца, составившее первый этап создания позже грандиозной королевской резиденции. Лемерсье умер вскоре после начала строительства церкви Сен-Рок (1653), которая стала основной парижской церковью начала XVIII века.

Франсуа-Ксавье Фабр - Жак-Жозеф Куани

 

Франсуа-Эдуар Пико - Генрих II, герцог Монморанси, адмирал Франции

Герцог Анри II де Монморанси (1595 — 1632) — внук коннетабля Анна де Монморанси, сын коннетабля Анри де Монморанси, последний представитель знаменитого рода Монморанси из Шантийи.
Крёстный сын короля Генриха IV, будущий герцог Монморанси был назван в его честь. Уже в 17 лет получил звание адмирала. В 1625 г. флот под его командованием очистил от гугенотов Иль-де-Ре и Олерон. Позднее ему было даровано и звание маршала Франции — за победы над гугенотами Анри де Рогана в Лангедоке, где он сменил отца в качестве наместника с весьма широкими полномочиями. В 1629-30 гг. он успешно действовал против савойцев в Пьемонте, пленил командующего Дориа и взял Салуццо (некогда обещанный королём его отцу). В 1632 году брат короля, Гастон Орлеанский, поднял восстание против кардинала Ришелье. Несмотря на увещевания жены, итальянки из рода Орсини (и двоюродной сестры королевы Марии Медичи), Монморанси примкнул к восставшим и дал мятежному Гастону убежище в Лангедоке. В сентябре он за полчаса был разбит верным королю маршалом Шомбергом под Кастельнодари. В этой схватке Монморанси был ранен и попал в плен к королевским войскам. Тулузский парламент признал его виновным в оскорблении величества и приговорил к смертной казни. Истинной причиной королевского гнева было плохо скрываемое стремление Монморанси к образованию независимого княжества на итало-французской границе. Приговор был исполнен в Тулузе; все титулы и владения Монморанси были конфискованы (позднее их выпросил себе его шурин, принц Конде). Расправа над Монморанси обозначила наступление во Франции эпохи абсолютизма.
Имя Анри де Монморанси носят водопады, открытые Шампленом в Канаде в бытность герцога наместником Новой Франции (1620-25).

Николя де Ларжильер - Карл Французский, герцог де Берри

Карл или Шарль де Бурбон (1686 — 1714) — внук Людовика XIV, герцог Беррийский и герцог Алансонский. Младший сын Людовика Великого Дофина и Марии Анны Баварской. С рождения получил титул герцога Беррийского, незадолго до смерти король пожаловал ему также титулы герцога Алансонского и Ангулемского. Кроме этого, носил титул графа Понтье.
6 июля 1710 женился на своей троюродной сестре Марии Луизе Орлеанской, дочери Филиппа II Орлеанского. У них родилось трое детей, но ни один не прожил больше года.
После того, как
Рубрики:  живопись, графика, акварель/Портрет
Метки:  

Процитировано 17 раз
Понравилось: 13 пользователям

мария_карчина   обратиться по имени Пятница, 13 Июня 2014 г. 11:36 (ссылка)
Великолепный пост! Очень интересная подборка портретов! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Феникс_94   обратиться по имени Пятница, 13 Июня 2014 г. 15:20 (ссылка)
Благодарю Вас! Сочетание очень познавательного ,любопытного текста(это Ваш текст?) и прекрасных мужских портретов делает пост очень интересным!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 13 Июня 2014 г. 17:41ссылка
Львица-49,
Благодарю за отзыв и комментарий!... Тексты все из инета, но компоновала и редактировала сама.... Если учесть, что тема на 4 поста, то время ушло очень много....Кстати, вот ссылка на всю тему в моем дневе.....
http://www.liveinternet.ru/users/3383678/rubric/5035428/
Перейти к дневнику

Пятница, 13 Июня 2014 г. 18:25ссылка
Спасибо за ссылку.обязательно посмотрю.Прекрасного вечера!
Юрий-Киев   обратиться по имени Суббота, 14 Июня 2014 г. 08:49 (ссылка)
Очень интересно и познавательно. Отлично показано и рассказано... Огромное Вам спасибо за пост.
Ответить С цитатой В цитатник
rinagit   обратиться по имени Суббота, 14 Июня 2014 г. 17:56 (ссылка)
klassika, Спасибо за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку