VinKen все записи автора
Рыцарь и улитка. Миниатюра из генеалогической рукописи английских королей, 4-й четверти 13 века, Royal MS 14 BV.
▼ Наверно каждый читал в детстве стихи Маршака и знаком с его переводом этой английской песенки:
Однажды двадцать пять портных
Вступили в бой с улиткой.
В руках у каждого из них
Была иголка с ниткой.
Но еле ноги унесли,
Спасаясь от врага,
Когда завидели вдали
Улиткины рога.
Портные удрали от улиток...Смешно.
Мало кто знает, что песня сия тянется корнями от позднего Средневековья.
А тогда и смысл её был иной, да и улитки были совсем другие.
▼ Улитка из «Псалтыря Лутрелла»/Luttrell Psalter, 14th century, England/.
Что может быть безобиднее?
Так-то оно так. Но художники - миниатюристы, работавшие над Часословом из Меца были совсем иного мнения./около 1300-1310, Франция/
Улитка - враг человека!??
Оказалось, что так и есть.
Ведь разглядывая книжные миниатюры, видишь, что этот сюжет повторяется неоднократно.
Атака улиток(от Псалтыря Queen Mary).Англия, 1310-1320 г.
Extreme Jousting (from Brunetto Latini's Li Livres dou Tresor, France (Picardy), c. 1315-1325, Yates Thompson MS 19, f. 65r)
Маргинальные изображения улиток есть во многих рукописях.
Британские медиевисты, изучавшие генеалогическую рукопись конца 13 века(Royal MS 14 BV), написанную на англо-норманнском, отметили, что там полно изображений вооружённых рыцарей, или обычных людей, ведущих бой с улитами.
У учёных была долгая дискуссия о том, что такие картины может означать, почему этот образ стал настолько популярным в кулуарах текстов, таких как Псалтырь или Часослов.
Битва на полях рукописи (от Gorleston Псалтырь, Англия (Саффолк), 1310-1324 гг.
Неужто поражение?(от Gorleston Псалтырь, Англия (Саффолк), 1310-1324 гг.
Поклонение улитке. /Йетс Томпсон MS 27 f. 31br/
Край непуганых улиток. Франция, Коньяк. f. 4v. Secrets de l’histoire naturelle, 1428 год.
Улиточная романтика.
Bibliothèque municipale de Lyon,Часослов, Шалон-сюр-Сон. XV век
Много версий выдвигалось. Некоторые медиевисты описывали это, как попытку борьбы народа против репрессивной аристократии (пародия на горожан, которые надеясь на стены своего города(панцирь) вступают в конфликт с сеньором и хвалятся победить рыцарей.
Улитку считали образчиком лени и битва с ними рассматривалась, как битва с грехом лености и праздности.
Выдвигались и версия иного склада: дерзкий символ женской сексуальности.
Ну ооочень ленивый человек.
The Evil Escargot The Maastricht Hours, c 14th century, Stowe MS 17, f. 8r, The British library.
Тоже полное поражение человека улитке показано на развороте книги(Часослов, Англия (Лондон), с 1320-с 1330,.. Harley MS 6563 , FF 62v-63r).
Держись, браток, не сдавайся слизняку.
Additional 62925, деталь f. 48r. Псалтырь, Use of Sarum The Rutland Psalter 1260 г.
Улитка - как средство передвижения.
Франция, конец 15 в., деталь f. 59v. Pierre Michault, Le Doctrinal rural and La Dance aux aveigles
И напоследок сюрреалистичное:
Человек-улитка преследует человека-молоко.Часослов 1500 г, Невшатель, Швейцария.
Всё на вроде.
Всем удачных выходных.
Серия сообщений "Миниатюра":
Часть 1 - Лица Средневековья.
Часть 2 - Книжная миниатюра, сборник
Часть 3 - Улиткам бой!
Часть 4 - François L'Anglois, Livre de Fleurs (1620) - французский художник-гравёр.
Часть 5 - Лаковая миниатюра.
...
Часть 18 - СКРЫТЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА ОБРЕЗАХ СТАРИННЫХ КНИГ
Часть 19 - Цветы в сердце babeta-liza
Часть 20 - Сказки Пушкина