Sever-54 все записи автора
B.A.S.E. (Bilding, antena, span, earth) - самый экстремальный вид парашютного спорта
Бейс-Джампинг (англ. «B.A.S.E.-jumping», или «base-jumping»: «base» – сокращ. от «building», «antenna», «span» и «earth + jumping», прыжок) - вид экстремального спорта, прыжки с парашютом с естественных возвышений (скал), а также высотных зданий и сооружений, антенн и мостов. Принципиальное отличие бэйса от других парашютных дисциплин заключается в том, что прыжок осуществляется с неподвижного объекта и с небольших – по сравнению с традиционным парашютным спортом – высот. В состоянии свободного падения спортсмен пребывает совсем недолго: в среднем от двух до пяти секунд, – после чего он должен успеть раскрыть парашют и мягко приземлиться. В экипировке бейсера, как правило, отсутствует запасной парашют. Бэйс считается одной из самых опасных – даже по меркам экстремального спорта – дисциплин. По словам известного российского бэйсера Юрия Кузнецова, бэйс-джампинг скорее «психологический спорт», в то время как обычные прыжки с самолета – сугубо технический вид спорта.
История бейс-джампинга
Первые упоминания о приспособлениях, отдаленно напоминающих современный парашют, относятся к 12 в. К примеру, китайские акробаты использовали их как средство, позволявшее замедлять падение при исполнении головокружительных номеров. В книге итальянца Фаусто Веранцио Machinae Nova, вышедшей в конце 16 в., можно найти рисунок homo volans (человека летающего), спускающегося на парашюте с городской башни. (Предполагают, что на рисунке автор изобразил самого себя.) Сохранилось немало преданий об энтузиастах минувших времен, пытавшихся воплотить подобные замыслы в жизнь. Все они могут считаться предтечами нынешних бэйсеров, поскольку - за неимением летательных аппаратов – осуществляли свои прыжки с неподвижных объектов.
Неофициальный титул отца современного бэйс-джампинга принадлежит американцу Карлу Бенишу, много сделавшему для популяризации этого вида парашютного спорта. В 1960–1970-е годы в США было предпринято несколько попыток совершить прыжок с парашютом со скал и высотных сооружений. Во второй половине 1970-х годов Бениш, к тому времени уже опытный парашютист, произвел необходимые математические расчеты, которые показали: прыжок с неподвижного объекта при последующем достаточно быстром раскрытии парашюта вполне возможен. Бениш собирает команду единомышленников, проводит тренировки и испытывает снаряжение.
8 августа 1978 - день рождения современного бэйс-джампинга. Четверо бэйсеров под руководством Бениша совершили прыжок со знаменитой скалы Эль Капитан в Йосемитском национальном парке США. Чуть позже Бениш придумал название новому виду воздушного экстрима и стал издателем первого специализированного журнала – «BASE Magazine».
Бениш ввел в обиход и так называемые бэйс-номера. Такой номер присваивают спортсмену, совершившему хотя бы по одному прыжку со всех четырех типов бэйс-объектов. У самого Бениша BASE № 4. У его жены и сподвижницы Джины Бениш – BASE № 3. А номер 1 достался спортсмену из Техаса Филу Смиту. В настоящее время в мире насчитывается уже около тысячи спортсменов, имеющих персональные бэйс-номера.
Помимо США, этот вид воздушного экстрима очень популярен в Норвегии, Австралии, Франции, Италии, Мексике, Южной Африке, Бразилии и других странах, где существуют многочисленные объединения бэйс-джамперов. Бэйсеры давно уже освоили известные на весь мир высоты: как природные например, высочайший в мире водопад Анхель в Венесуэле), так и рукотворные (Эйфелева и Пизанская башни, «Эмпайр стэйт билдинг», гигантская статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро).
В августе 2001 в Куала-Лампур (Малайзия) прошел первый в истории чемпионат мира по бэйс-джампингу с участием 50 спортсменов из 16 стран, включая Россию. Бэйсеры прыгали с башен-близнецов «Петронас тауэр» – самого высокого на сегодня небоскреба на Земле, – соревнуясь на точность (надо было попасть в круг диаметром 11 м) и время приземления. Чемпионом стал американец Джонни Уинклкоттер.
Время от времени предпринимаются попытки совместить бэйс-джампинг с другими видами спорта. Бэйсеры прыгают со сноубордами, велосипедами и проч. В последнее время они все активней экспериментируют с так называемыми крылатыми костюмами (wingsuits), которые открывают перед бэйсерами невиданные возможности, прежде всего в области горных прыжков.
Подготовка бэйсера
Бэйс-джампинг возник после изобретения прямоугольного парашютного купола, менее громоздкого и более маневренного относительно ветра, чем сферический купол. Бэйс-джампинг – не просто экстремальная разновидность традиционного парашютного спорта, это, по сути, принципиально новая спортивная дисциплина, выдвигающая особые – порой весьма специфические – требования к снаряжению. Так, например, купол парашюта для бэйс-джампинга должен быть не только большим и прочным, но и по возможности легким, чтобы его несложно было поднять к месту прыжка. В настоящее время в разных странах (прежде всего, в США) есть немало фирм, специализирующихся на производстве бэйс-снаряжения.
Для занятий бэйс-джампингом требуется опыт обычных прыжков с парашютом: в большинстве бэйс-ассоциаций этот минимум составляет 100–150 прыжков (хотя зафиксировано несколько уникальных случаев, когда у бэйсера-новичка было в активе менее 10 прыжков). Существуют и возрастные ограничения: как правило, лиц моложе 18 лет к занятиям бэйс-джампингом не допускают. В программу стандартного подготовительного курса входит не только детальное знакомство с соответствующей экипировкой и поэтапная отработка техники прыжка (отделение от объекта – падение – открытие парашюта – приземление). Не менее важно для бэйсера умение верно оценить объект с точки зрения его пригодности для прыжка и погодные условия. Тип и индивидуальные особенности сооружения, с которого будет производиться прыжок, а также сила и направление ветра во многом определяют действия спортсмен
Сами по себе скалы и высотные сооружения, а также места для приземления у их подножия по большей части мало пригодны для прыжков. По подсчетам бэйсеров, чаще всего причиной гибели их товарищей оказывается столкновение с объектом. (Именно так погиб в 1984 основоположник бэйс-джампинга Карл Бениш – после прыжка со скалы в Норвегии.) Кроме того, существует риск сорваться со склона скалы или стены здания во время подъема к месту для прыжка. Поэтому бэйсер должен обладать определенными навыками в скалолазании.
Юридические аспекты бейс-джампинга
В сравнительно короткой истории бэйс-джампинга было немало конфликтов с законом. Например, в США большинство подходящих для бэйсеров скал находятся на территории национальных парков, а потому прыгать с них категорически запрещено. Представители Национальной парковой службы (НПС) ведут непримиримую борьбу с нарушителями. Американские бэйсеры устраивают тайные вылазки на заповедную территорию и одновременно «осваивают» скалы в других странах, где к горным прыжкам относятся более терпимо. Одно из немногих исключений из строгого правила в самих США – так называемый Праздник моста в штате Западная Виргиния. Это крупнейшее в мире легальное бэйс-мероприятие на мосту Жорж-бридж ежегодно собирает несколько сот спортсменов из разных стран.
Еще более сложные отношения у бэйсеров с властями крупных городов. Для некоторых спортсменов, задержанных на месте «преступления» в разных уголках мира, дело не ограничилось одним лишь арестом и последующим устным внушением.
Любовь бэйсеров к антенным сооружениям объясняется не только их притягательной высотой (в среднем 300 м и выше), но и выгодным расположением: как правило, в удаленных местах и с минимумом охраны. Чаще всего бэйсеры отправляются на прыжки в одиночку или небольшими группами, а информацию о вновь найденных подходящих объектах распространяют только среди своих. В настоящее время бэйс-ассоциации ведут борьбу за официальное признание своего вида спорта. А организаторы прошлогоднего чемпионата мира надеются уже в ближайшем будущем расширить его географию и сделать подобные соревнования ежегодными.
Бэйс-джампинг в России
В России бэйс-джампинг по-прежнему имеет полулегальный статус. Прыжки с высотных зданий, телерадиомачт, промышленных сооружений и прочих объектов формально подпадают под статью УК РФ о мелком хулиганстве. Тем не менее число отечественных бэйсеров постепенно растет. Они не раз уже принимали участие в различных международных мероприятиях. Среди российских бэйс-джамперов – поистине легендарные личности: такие, как Дмитрий Киселев или Юрий Кузнецов, которого хорошо знают далеко за пределами страны благодаря отснятым им во время прыжков фото- и видеоматериалам.
Снаряжение для B.A.S.E.
Для прыжков с неподвижных объектов в условиях малых высот и непосредственной близости к самому объекту, - нами была создана специальная парашютная система "Фишик". Уже около 5 лет на ней с успехом прыгают наши ведущие бейсеры.
В состав системы входит купол "Универсал" площадью 20 м2 или 23 м2 и ранец.
Ранцы выпускаются двух типов: - с двухшпилечной расчековкой клапанов и с клапанами на текстильных застежках ("липучках"). Ранец с двухшпилечной расчековкой клапанов применяется в основном при прыжках с больших скал, с задержкой в раскрытии парашюта больше 5 секунд, а также при прыжках в специальном комбинезоне с крыльями.
Ранец с клапанами на текстильных застежках - для прыжков с малых высот.
Ранцы имеют оригинальный дизайн. Цветовое решение - любое, в соответсвии с Вашими эстетическими запросами. Сейчас в моде темные тона ткани, в том числе - камуфлированные.
Парашютная система комплектуется мягкими вытяжными парашютами трех размеров, а также сетчатым и простым слайдерами. Купола изготавливаются из ткани F-111 , имеют дополнительный силовой каркас на нижней оболочке. Стропы изготовлены из дакронового шнура DACRON 600. На куполах установлена система "TL-pocket" и "TL-gate" для укладки строп.
Все парашюты уже многократно проверены на скалах, антеннах, домах и мостах Норвегии, Италии, Франции, Америки и у нас дома. Все они имеют стабильное и ровное открытие. При соблюдении правил укладки и прыжка - открытие парашюта происходит ровно без закруток точно по направлению падения парашютиста.
Парящие над смертью
BASE-джампинг: Бэтмен отдыхает
Поздравим себя: сбылась вековая мечта прогрессивного человечества! Сколько отчаянного народа замучили-затравили темные силы за попытку воспарить в небе, за заранее обреченный шаг в пространство полета. А сколько жизней унесла эта тысячелетняя идея научиться летать - и вспомнить страшно. И все же покорили люди небеса обетованные - правда, хитростью, призвав на помощь свой технический гений. Сначала изобрели цеппелины, потом в воздух поднялись винтокрылые машины и самолеты, наконец, человек вырвался и на космическую орбиту. Но научиться летать самому - никому не удавалось. Так, чтобы не падать камнем, - какой это полет! - а парить свободно, как птица.
И вот свершилось! Теперь вопрос - почему мы не летаем? - уже не актуален или требует разделения этого "мы". Мы - это те, кто действительно не летает и вряд ли хоть однажды ощутит незабываемый миг слияния с небом и ветром. И - ОНИ, те, кто стал-таки человеком-птицей.
ВЫБОР ЦЕЛИ
Для начала необходимый ликбез. Что собственно, означает base? Bcе очень просто - площадка, база, которые могут располагаться на здании, мосту, скале - короче, всюду, откуда начинают свой полет настоящие бэйсджампингисты. Лидером еще совсем молодого ROC- российского бэйс-движения стала компания "Русский Экстремальный Проект" (РЭП), организованная в феврале 2000 года Валерием Розовым. Уроженец Нижнего Новгорода - известнейшая личность в мире экстремалов. Профессиональный альпинист, чемпион мира 99 чемпион по парашютному спорту (больше 4000 прыжков), чемпион X-games, чемпион мира-98 по скайсерфингу, серебряный призер Всемирных авиаигр-2001.
В его компании профессиональных парашютистов и альпинистов объединились лучшие из лучших. "РЭП" проводит по всему миру уникальные акции, носящие предельно экстремальный характер. Но идеология "Розова и К°" категорически отвергает бездумный и неоправданный риск - шампанское, конечно, все любят, но жизнь ребятам пока все-таки еще не опостылела. Их кредо - высший профессионализм. Пожалуй, это единственно верный подход к делу, где не только испытываешь запредельно острые ощущения, но и постоянно балансируешь на лезвии косы костлявой старухи. Парашютизм - исключительно опасный спорт. За последние три года смерть под куполом только в России настигла 42 спортсменов. Последней жертвой стала Олеся Шумакова из Софрино. Ее летальный прыжок случился 22 июля 2001 года...
Но не будем о грустном. В начале июля состоялась очередная суперакция компании "Русский Экстремальный Проект". Команда из четырех человек: бэйсджамперы Валерий Розов и Денис (Дэн) Ленчевский, оператор Лев Дорфман и фотокорреспондент SL, автор этих строк - отправилась в Швейцарию, в Бернские Альпы, чтобы совершить бэйс-прыжок с северной стены культовой альпийской вершины - Эйгер. А спонсором экспедиции выступила компания "Даичи", официальный дистрибьютор "DAIKIN". Кстати, именно Валера и Дэн снимались в потрясающе эффектном рекламном ролике новой газировки Mountain Dew. Помните?
А предыстория затеи такова. В конце прошлого года в телефонном разговоре наш швейцарский друг Томас Ульрих похвастался, что открыл на горе новое место и он со своим знакомым Уле Гегейншацем уже совершили первые бэйс-прыжки. Валера эту информацию воспринял как вызов и предложил организовать экспедицию на Эйгер, чтобы сделать то, что никому в мире еще не удавалось. До нас с предвершинного северо-западного гребня рискнули спрыгнуть только три человека. Но! На exit - точку прыжка - их доставляли вертолетом. А Розов поставил перед нашей экспедицией задачу гораздо более сложную. Чтобы полностью соблюсти "чистоту эксперимента", решили весь цикл пройти безо всякой посторонней помощи: самостоятельное восхождение по горе - прыжок - полет на место приземления.
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ЗОНА НЕБА
Высота Эйгера - 3985 м с перепадом высот - 1700 м, а нам предстояло подняться до отметки 3300. Отвесный участок стены здесь тянется на 700 метров, далее идет склон под углом 60 градусов. Замечу, что таких мест, где можно выполнять бэйс-прыжки в реальных горах, а не с обычных, легко доступных скал, - на пальцах одной руки пересчитать. А по труднодоступности, исключительно сложным погодным условиям, многим другим параметрам северная стена Эйгера просто уникальна.
Как это часто бывает, русских экстремалов природа решила проэкзаменовать по полной программе. Перед нашим приездом городок Лаутербрюнер, где мы сняли себе небольшую квартирку в интерлагере, купался в летнем солнышке и наслаждался чудесной погодой. Но стоило подъехать нашей команде - нагрянул циклон, который "гостеприимно" встретил россиян затяжными, холодными дождями. А в горах и вовсе пошел снег, и температура воздуха упала до минус 5. Впрочем, такие дурные шутки небесной канцелярии нас, разумеется, остановить не могли. Вообще я уже к этому привык: всегда, когда кто-то бросает перчатку судьбе и стихии, природа моментально забывает правила "фэйр плей". Впрочем, это и понятно: в очередной раз "прогибаться" перед человеком - очень неприятно и, наверное, унизительно. А придется, голубушка, никуда ты не денешься!
Хотя первая попытка все-таки сорвалась. Когда мы уже достигли точки, взбеленился ветер, достигший прямо-таки шквальной силы - прыгать было просто нереально. В надежде поймать "окно" мы просидели часов пять, но на этот раз столь яростной атаке матушки-природы вынуждены были уступить.
Восхождение совершали без веревок, в режиме повышенного риска. Пошли на это сознательно, потому что народ собрался бывалый. Отступать было особенно обидно, потому что все работали четко и слаженно, но главное - подъем получался быстрым, и мы намного выигрывали по времени. А в горах иметь лишние часы или даже минуты всегда очень важно. Маршрут до exit мы проходили за час пятьдесят минут, а со страховочными веревками на это потребовалось бы более четырех часов.
КРОВАВЫЙ ГРИБ
Зато вторая - и последняя - попытка оказалась успешной. Нам все-таки удалось подловить светлое "окно" в мокрой пелене дождей и достичь нужного места на северо-западном гребне, известного под названием Машрум (Гриб). Но прежде чем совершить бэйс-джамп, Валере и Дэну пришлось опровергнуть, казалось бы, вечную аксиому: нельзя перепрыгнуть пропасть в два прыжка. Можно, господа, можно! И то ведь верно; на свете нет ничего невозможного. Особенно, если за дело берутся горячие русские парни.
Точка прыжка представляет собой непонятно как образовавшийся откол от стены в форме гриба. Попасть на него можно только с гребня, где нельзя разбежаться, - лишь два шага, чтобы оттолкнуться и скакнуть на три метра до грибочка. Но шляпка-то у него, как положено, выпуклая. При этом каменная площадка размером чуть больше письменного стола искорежена так, что наждак в сравнении с ней покажется вам туалетной бумагой. А между ножкой этого гриба и стеной - сужающийся провал 70 метров. Если упадешь туда - всего порвет и заклинит намертво. А уж, не приведи Господь, сорвешься, то через 3300 метров тебя ждет встреча со старушкой, той, что с косой...
Ну что, господа хорошие, кто у нас первый в списке желающих запрыгнуть на этот симпатичный боровичок?! То-то.
Первым пошел Дэн. Риск запредельный: или - пан, или - пропал...
И - и - раз - два - хоп! Допрыгнул! Казалось, вцепился "четырьмя точками" в каменные ребра, но тут срывается левая рука и его тянет назад, в провал! Мы разом оглушаем горы: "Дер-р-ржи-и-ись!!!" Диким усилием ему удается сместить центр тяжести и вновь ухватиться левой за режущий выступ. Теперь - фиксация. Е-е-есть! Красавец! Дэн встает и вскидывает руки. "Ты - лучший!" - радуемся в один голос. И только сейчас видим: камень, за который он держался, весь в крови, перчатка защитная разорвана и ладонь вспорота до мяса... А ведь на руках у него была суперпрочная защита от Dainese protective gear с двумя слоями толстой кожи. Уже на земле выяснилось, что Дэн получил и сильнейший ушиб голеностопа - гематома выползла с хороший грейпфрут. И если бы не специальные горные ботинки Salomon, которые надежно и плотно держат стопу, - перелома не избежать. Но у этих ребят явно занижен порог чувствительности, и вопрос - прыгать или нет с такими травмами - даже не возникал. Ушиб, понятно, дело поправимое, а вот семисантиметровый шрам на ладони останется навсегда. На долгую память о боровичке... Кстати, Денис потом признался, что этот прыжок выполнить было даже сложнее, чем бэйсджампинг.
Затем он закрепил на шляпке веревку, и Валера по ней аккуратно спустился на точку прыжка. А теперь вперед - вдогонку за птицами!
КРЫЛАТЫЙ КОСТЮМ
Отдельного описания, несомненно, требует специальный крылатый костюм для бэйсджампинга - Morinas Droplet Wing Suit. Его с полным правом можно считать самым маленьким летательным аппаратом в мире. Главная особенность его конструкции - крылья, большие перепонки между руками и ногами. Кстати, в свободном полете силуэт бэйсера абсолютно похож на фигуру американского киноклоуна Бэтмена. Разница только в том, что на голове у экстремала - специальный шлем с видеокамерой, а прическа "летучего мышонка" обтянута резиновой шапочкой для плавания на мелководье. Так вот. Если под обычным куполом спортсмен рулит руками, ногами и телом, то Wing Suit управляется изменением плоскости крыльев. Это совершенно другая и намного более сложная техника работы парашютиста. Никаких специальных механизмов нет - только меняя углы наклона и натяжение перепонок, ты задаешь оптимальный угол атаки, учитывая при этом подъемную силу воздушного потока. Бэйсер в горах должен уметь точно понимать и даже предчувствовать любые возможные пируэты ветра и, мгновенно реагируя на новую ситуацию, молниеносно корректировать направление полета. Очень помогают в этом птицы, которые, паря на динамических струях воздуха, с опережением подсказывают тебе "план действий". А разглядеть их стремительные маневры в очках Oakley особого труда, к счастью, не составляет. Кстати, без них мы бы точно "сожгли" себе глаза, потому
что часть горного маршрута проходила через ледник, а летом солнце там палит беспощадно. Во время первого восхождения у всех жутко обгорели лица. Мы даже предположить не могли, что бывает такой солнечный огонь, и не взяли с собой никаких специальных кремов. И попали...
Крылатые костюмы принципиально отличаются от обычных парашютов и в режиме полета. Перепонки создают большую дополнительную площадь, поэтому при вертикальном падении бэйсер летит намного медленнее, чем по горизонту. Опускаясь, его скорость не превышает 70-80 км/ч, а в горизонтальной плоскости до раскрытия парашюта он с невероятной быстротой достигает отметки 150! И в таком свободном планировании бэйсмен может пролететь несколько километров! Правда, наши ребята ограничились тысячей метров - это максимум, что позволяют здешние условия.
РУССКИЕ В НЕБЕ - БЭТМЕН ОТДЫХАЕТ
В бэйс они ушли вместе. Дэн летел чуть впереди, и его камера смотрела назад. На "хвосте" планировал Валера, постоянно державший партнера в фокусе видеошлема. Первая ступень смертельной опасности - отрыв, то есть отделение от точки прыжка. Если что-то сделал нечетко или того хуже - поскользнулся, можешь тут же свалиться в БП - беспорядочное падение. Это жуткая штука, когда тебя начинает колбасить-крутить-вер-теть, как лягушонка, который попал в жерло торнадо. Настроение радостно-приподнятое: уже не соображаешь, где земля, где небо, где ноги-руки и куда тебя несет воздушный зверь. Вырулить из этого мертвого пике удается очень немногим. А если представить, что рухнул в крылатом костюме, когда связан по рукам и ногам перепонками, и летишь в паре метров от скалы...
Но наши бэйсеры без ошибок сорвались в пропасть и, приняв максимально обтекаемую позу ракеты, устремились вперед-вниз. 1000 метров небесной дороги. Я вижу парящих в свободном полете людей-птиц. Они закладывают виражи, выписывая замысловатую параболу, и выходят на терминальную - предельную - скорость - 150 км/ч! И на сумасшедшей скорости нужно мгновенно реагировать на изменения рельефа стены - проморгаешь "полку" в 3-5 метров, и твои мозги на лету склюют горные галки. Свободный полет ребят кажется бесконечно долгим, но секундомер фиксирует реальное время - 42 секунды. В небе время течет иначе. И если бы Штирлиц на эти 42 секунды стал человеком-птицей, то приземлившись, наверняка, был бы уверен, что его внутренние часы отмерили известные 30 минут. Но полковнику Исаеву, увы, не суждено было увидеть бэйсеров в полете. Зато удача улыбнулась группе японских туристов, которые, прогуливаясь по склону горы, буквально остолбенели, увидев пролетающих в 50 метрах от них людей. Но шок быстро сменился пулеметной очередью щелкающих "мыльниц" и не по-японски эмоциональными возгласами приветствия.
Теперь - открытие парашюта. Когда летишь вдоль длинного горизонтального склона, купол открывается не вертикально, как при обычном прыжке, а вырывается вдоль тела. И возникает реальная опасность зацепа - за руку или за ногу. Если это случится - все, конец. Запасного парашюта у бэйсеров нет. Но и это еще не все. Нужно подловить единственно точное мгновение, когда его выдернуть, потому что в момент открытия парашют дает просадку, и, если не рассчитаешь, тебя расплющит о стену. При этом все нужно делать абсолютно синхронно, чтобы "верхний" бэйсмен не пробил парашют "нижнего". Дэн и Валера блестяще исполнили этот сложнейший элемент полета и улетели в долину - приземляться.
И тут произошел забавный эпизод. Ребята опустились на частную ферму и тут же увидели бегущего к ним хозяина. Швейцарец громко ругался и размахивал кулаками, мол, ах негодяи, вы перетопчите мне весь урожай! Но разобравшись, кто перед ним, сменил гнев на милость и потребовал в качестве компенсации 5 франков на пиво. У ребят денег в парашютах почему-то не оказалось... Но на следующий день они заглянули на ферму и в отсутствие хозяина положили пятерку на сиденье трактора. У нас все честно! И оставили записку: когда полетим в следующий раз, захватим с собой в небо ящик пива. Так, на всякий пожарный.
стырено отсюда - http://slim-extremal.narod.ru/B.A.S.E.-Jamping.html