Аноним (AIC) все записи автора
Посвящается Лэйну Стэйли: Другому Величайшему Сиэтловскому Музыканту, умершему 5 апреля.
Возможно, это просто трагическое совпадение, но: 5 апреля 2002 года, ровно через 8 лет после самоубийства Курта Кобэйна, еще одно потрясение всколыхнуло музыкальную сцену Сиэтла.
После долгих лет наркотической зависимости 34-х летний Лэйн Стэйли умер от передозировки смесью героина и кокаина. Но если смерть Кобэйна была встречена массовой общественной скорбью, то кончину Стэйли, как бы, практически и не заметили, так как его группа за долгое время бездействия уже была списана со счетов, и, всем казалось, что сам Лэйн уже давно умер, как исполнитель.
Конечно, факт известный, что или неспособность, или нежелание Лэйна завязать с наркотиками способствовало развалу группы. Но, все же, почему его наркотическая зависимость заставила людей позабыть его вклад в музыку, и всего только 200 фэнов несли бессменную вахту после его смерти?
Саунд Alice In Chains - это мрачный мелодичный голос Стэйли и минорные гитарные гармонии совместно с жужжанием опущенных струн, послужившие основой творчества таким новых командам, как Godsmack, Taproot, Puddle of Mudd, Smile Empty Soul, Cold and Tantric. Даже Metallica, которые всегда хотели побывать в туре с Alice In Chains, использовали некоторые «закосы» под Лэйна в своем последнем альбоме St. Anger. А песни AIC, такие как Them Bones, Grind, Would?, и конечно же Man In The Box продолжают крутить по рок-радио станциям.
Музыка Alice In Chains стала популярной в большей степени благодаря замешанным в одном котле элементам классического рока и металла и страстным, хорошо сложенным текстах. Также всех захватывали образ жизни и поведение музыкантов. Если Nirvana наслаждались разрушением, то Alice воплощали его красоту. Их песни были мрачными, дерзкими, абразивными и конфронтационными, и Стэйли часто пел про то, каково быть под властью героина. Но в Лэйне было еще что-то большее, чем просто неизлечимая зависимость, тексты, полные страданий и неповторимый голос.
К концу 1995 года, когда последний одноименный альбом Alice In Chains уже был выпущен в продажу, я отправился в Сиэтл для того, чтобы взять интервью у команды для журнала Rolling Stones. Вначале, Лэйн был не разговорчив. Его уже много раз поливали грязью в прессе, и поэтому молчание было в его собственных интересах. Однако, журнал не опубликовал бы статью без интервью с Лэйном, и только после долгих просьб со стороны членов группы, он согласился на разговор. Я провел с ним около 15 часов в общении и нашел его теплым, дружелюбным и искренне забавным человеком. Лэйн не был главным остряком в школе, он был скорее тем чуваком, который говорит следующую шутку после того, как остряк получает всеобщее внимание.
Фанаты могли насладиться кретиническим чувством юмора Alice In Chains по фото сессиям для журнала Headbangers Ball в аквапарке. Музыканты предстали в шапочках для плавания, ластах и с надувными игрушками в форме разных зверушек. Потом еще Стэйли пробовал ловить на удочку рыбу в аквариуме, а Кантрелл был благополучно сброшен в бассейн. После этих событий группу любезно попросили покинуть аквапарк.
За время пребывания в Сиэтле мне пришлось увидеть и обратную, извращенную сторону юмора Лэйна, когда за трапезой в итальянской забегаловке он с радостным упоением рассказывал историю про девушку, которую разорвало на части во время занятия секса со своим парнем.
Иногда казалось, что фронтмэн Alice In Chains был похож на маленького вредного ребенка, попавшего в тело страдающего творца. Лэйн никогда не расставался со своим Game Boy и играл в него каждую свободную минуту.
Во время прогулки по Pike Place Market он рассказал мне, как растратил все деньги со своей первой кредитки в магазине игрушек, и как он дома в перерывах между видеоиграми проводит время за многочасовыми просмотрами профессионального реслинга и мультфильмов. Еще Стэйли любил изобразительное искусство и на первом интервью он гордо продемонстрировал на себе майку со своим автопортретом. Также его работой является обложка для альбома Above проекта Mad Season, в котором он принимал непосредственное участие.
Мягкость характера Лэйна сильно контрастировала с его жестким вокалом и проникновенными текстами. Он любил играть со своими кошками и рассуждать про то, что когда-нибудь по уши влюбится, и у него будут дети. Лэйн чуть не расплакался, рассказывая о своих внезапно умерших друзьях, и выразил огромнейшее сострадание мне, после моего рассказа о тяжелой потере в моей семье. Но жестокие условия шоу-бизнеса оказывали на Стэйли огромное давление, популярность пугала его.
Как и Кобэйн, он не любил быть в центре общественного внимания. Больше всего Лэйн ненавидел, когда масс-медиа охарактеризовывали его, как закоренелого героинщика – но не потому что это было правдой, а, прежде всего из-за того, что это пугало его родных и близких. Стэйли не мог смириться со своей зависимостью, но был убежден, что его таланты и индивидуальность определены его характером, а не приобретенными привычками. Он очень злился на статьи про его наркоманию, которые пугали его мать и сестру и представляли его фанатам героин, как вещь занятную и интересную.
Как и многие наркоманы, Стэйли исчез из поля зрения перед своей смертью.
Спустя неделю, после первого моего с ним интервью, я отчаянно пытался найти Лэйна, чтобы задать еще парочку вопросов для статьи, пока она не была опубликована. Я уже бросил это занятие, как однажды в 4 утра раздался телефонный звонок у меня дома, и вялый голос на другом конце провода пробормотал: «Это Лэйн. Извините, что потревожил Ваш сон». Я сразу же сказал, что это не проблема, и что, хотел быть задать ему еще парочку коротких вопросов. «Нет, я все-таки Вас разбудил…», - сказал он. Потом добавил: «Я и сам сейчас собираюсь поспать, как и Вы. Перезвоните мне попозже». Связь оборвалась.
Я не думаю, что он тоже потом пошел спать. С чувством выполненного долга я лег рядом со своей спящей женой. Это было похоже на Лэйна, который всегда был не доволен собой, и чувствовавшим себя вечно одиноким. Это и является причиной того, что его пение отражало и всю его мощь, и всю его боль одновременно.
Начало конца Лэйна наступило в октябре 1996, когда умерла от инфекции, вызванной приемом наркотиков, его девушка Дэмри Пэррот. После этого потрясения, он почти бросил употреблять наркотики и пообещал мне, что больше не будет этого делать – и ради этой цели он уединился от всех.
В песне Sickman из альбома Dirt 1992 года Стэйли пел: «Я вижу, что конец всему близок, но я не отправлюсь на покой, пока мне все не станет ясно». Печально, но через 9 с половиной лет тело Лэйна Стэйли было отправлено на покой под толстый слой земли.
By Jon Wiederhorn for MTV News.
Перевод Angry Basrvisal
2005