Госстрой, политические партии, организации, исламские движения, религия. |
В 1957 г. Тунис стал республикой. Тунисская республика представляет собой унитарное государство с либеральным режимом. К власти вместо упраздненной монархии пришла партия Нео-Дестур с ее социалистическим, но не марксистско-социалистическим, уклоном. В 1959 г. была принята Конституция (с последующими изменениями действует и в настоящее время), которая ввела в стране президентское правление. С этого момента и до своего ухода с поста в 1987 г. в результате конституционного переворота президентом страны был Х. Бургиба. В 1987 г. ему на смену пришел Зин аль-Абидин Бен Али, занимавший пост премьер-министр. З. А. Бен Али одновременно возглавил дестуровскую партию. Новый президент стимулировал плавную либерализацию, направив ее по пути, который привел к относительно свободным и честным выборам в 1994 г., что позволило ему утвердить свое политическое влияние как главе государства.
Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. Законодательная власть Палатой депутатов (однопалатным парламентом), избираемой на 5-летний срок.
С 1981 г. в стране введена система многопартийного плюрализма, однако созданные и легализованные в результате этого акта партии пока еще не в состоянии составить серьезную конкуренцию правящей дестуровской. Появление многопартийной системы связано с относительно высокой социально-классовой дифференциацией общества. Таким образом, в настоящее время в Тунисе действует ряд партий. Правящей является Демократическое конституционное объединение (до 1988 г. Социалистическая дестуровская партия). В 1981 г. был снят запрет на деятельность Тунисской коммунистической партии (ТКП), которая с 1963 г. находилась в подполье. После отказа в октябре 1992 г. от марксизма-ленинизма на основе ТКП в апреле 1992 г. была создана новая партия Движение обновления. С ноября 1983 г. была разрешена деятельность еще двух оппозиционных партий Движение демократов-социалистов и Партия народного единства. Осенью 1988 г. были легализованы некоторые другие партии Прогрессивное социалистическое единство, Социалистическая партия прогресса, Юнионистский демократический союз.
В политической жизни Туниса принимают самое активное участие Всеобщее тунисское объединение труда (профсоюзы, созданные в 1919 г.), Национальный союз тунисских женщин, Национальный союз землевладельцев, молодежные, студенческие и другие общественные организации.
Многие легализовавшиеся оппозиционные политические организации обязаны своим появлением перегруппировке политических сил, происшедшей в основном в среднем звене тунисского общества. Одни из них имеют ярко выраженную националистическую направленность, например, такие как Арабское националистическое движение; другие выступают в основном с буржуазно-либеральных, либерально-демократических позиций (Партия на-родного единства). Различаясь своими названиями и некоторыми политическими установками, они имеют одну и ту же социальную базу, основу которой составляют интеллигенция и представители средней и мелкой буржуазии, а их идеологическую платформу в основном определяет стремление привлечь к себе как можно большее число сторонников.
Наиболее влиятельными оппозиционными партиями являются Движение демократов-социалистов, Партия народного единства (ПНЕ), Социалистическая партия прогресса, Юнионистский демократический союз, Прогрессивное социалистическое единство (ПСЕ). По своему социально-политическому положению в тунисском обществе, политическому влиянию и численности эти партии значительно разнятся друг от друга. ПНЕ выступает за право на труд, образование, здравоохранение, поддерживает идею арабского единства и политику неприсоединения. ПСЕ в своей программе уделяет большое внимание сохранению и развитию национальных ценностей арабо-мусульманской культуры, верности принципам экономического, политического и культурного единства стран Магриба.
Французский политолог Р. Лево определял ситуацию конца 80-х, начала 90-х гг. в Тунисе как период замены гражданского, светского авторитаризма, авторитаризмом военным, опирающимся на традиционные религиозные ценности и, одновременно, стремящимся иметь такого соперника, который помог бы ему завоевать власть над обществом и дал возможность держать под контролем общественные процессы .
Следует отметить, что тунисцы, как и все арабы, как правило, не выступают против той социальной структуры, которая существует в стране и покорно воспринимают свою принадлежность к тому социальному классу, к которому относятся по происхождению. Сосуществование и переплетение различных укладов в общественной жизни страны обусловило довольно сложное соотношение социально-классовых сил и особенности их эволюции.
Элиту тунисского общества (высший класс) составляют племенная знать, землевладельческая аристократия, высшие круги национальной интеллигенции и крупные предприниматели. Из высшего класса рекрутируются и правящие круги.
К средним слоям, которые играют все большую роль в жизни Туниса, относятся современная интеллигенция, офицеры армии, низшая и средняя бюрократия различных государственных и частных ведомств, преподаватели, а также небольшое количество преуспевающих торговцев и владельцев земли. Интеллигенцию можно разделить на высшую (элита экономической и политической бюрократии, ученые, специалисты высокой квалификации), интеллигенцию вообще (среднее чиновничество, менеджеры, младшие офицеры) и группу белых воротничков (мелкие чиновники, клерки). Довольно прочные позиции в Тунисе занимает промышленная буржуазия.
Низший класс общества это фермеры, крестьяне городская и деревенская беднота. Разорение городских собственников, наплыв в города разорившихся крестьян привели к росту неимущих и малоимущих социальных слоев и маргиналов.
В последние годы внутриполитическая обстановка в стране была относительно стабильной. Власти продолжали проводить линию дозируемой демократии , диалога с оппозиционными партиями, оставляя за ведущей политической силой страны Демократическим конституционным объединением (ДКО) монопольное право на проведение демократических преобразований.
Кроме того, заметное влияние на эволюцию политической системы Туниса оказывают исламские движения.
На начальном этапе своей деятельности религиозное движение в Тунисе еще не имело политической направленности и не провозглашало каких-либо идеологических принципов, противостоящих официальной идеологии. В основном исламисты протестовали против восприятия тунисским обществом западного образа жизни. Политизация движения началась с того момента, когда в его ряды стала активно вливаться учащаяся, особенно студенческая молодежь. Университет стал локомотивом исламского движения .
Отличительной чертой данного развивающегося направления явилось стремление его идеологов сблизить реалии тунисской действительности с духовными ценностями ислама, соединить религию с национальными проблемами, то есть создать такой синтез, который впоследствии получил название тунисский ислам . Лидер исламского движения в Тунисе Р. Ганнуши отмечал, что их основным стремлением было дистанцироваться от традиционного архаичного восприятия религии, тормозящего развитие нового мышления и порождающего всякого рода консервативные движения типа суфизма, марабутизма, исламских братств, которые, в свою очередь, оказывают негативное воздействие на развитие ситуации в стране.
Вместе с тем, руководство Туниса, оценивая все исламское движение в качестве потенциальной оппозиционной силы, стремится не допускать чрезмерного его влияния, усматривая в нем наиболее реальную для себя угрозу. Так, в начале 1992 г. исламская оппозизонная партия Ан-Нахда , объединяющая около 400 тыс. сторонников и являющаяся одним из наиболее серьезных противников правящей ДКО, сумела сплотить вокруг себя определенную часть населения и организовать столкновения с полицией и армией. В результате выступления были подавлены, а руководство Ан-Нахды арестовано.
Активизация политической деятельности в стране совершенно неизбежно привела к размежеванию исламского движения в Тунисе. Группа исламистов-прогрессистов, понимая политическую деятельность несколько иначе нежели руководство партии Ан-Нахда , отказалось от непосредственной борьбы за власть, считая главной целью доктринальное обновление ислама.
По заявлению одного из лидеров этого направления Х. Ханнафи: Борьба против государства и политической власти это путь безысходности .
Отличительной чертой исламского движения в Тунисе на сегодняшний день является то, что оно имеет наиболее разработанную доктринальную сторону и достаточно хорошо структурировано в обществе. При этом глава страны З. А. Бен Али заявил, что только государство должно заботиться о расцвете и развитии ислама.
Несмотря на то, что Тунис наиболее, чем другие страны Магриба, продвинулся на пути секуляризации общественной жизни, исламская религия это единственный аспект современного арабского мира, который не подвергался и не может быть подвергнут процессу вестернизации. Само слово ислам означает покорность , подчинение воле Бога . А мусульманин это человек, который повинуется Богу. Подавляющее большинство арабов-мусульман относят себя к суннитам, то есть тем, кто признает сунну ( обычай, пример ) как второй после Корана (священная книга мусульман, выступает в качестве неизменного руководства и критерия в жизни мусульманского общества) источник сведений о жизни Мухаммада. Их называют также ортодоксами, ибо они совершают правильные поступки в соответствии с сунной, где деяния Мухаммада трактуются как образец для каждого мусульманина.
В Тунисе исповедуют ислам суннитского толка.
Мусульманское общество во всех своих действиях исходит из предписания шариата (исламского права), которые основаны на Коране и сунне. Однако следует отметить, что правительством Х. Бургибы был принят целый ряд декретов, отменяющих обычные для мусульманских стран, законы и правила. В частности были упразднены суды шариата. Существенные поправки были внесены в гражданский кодекс. Ислам хотя и провозглашен в Тунисе государственной религией, полигамия запрещена законом. Чтобы быть законными, заключение и расторжение брака должны вопреки требованию Корана производиться в бюро записи актов гражданского состояния или в судах. Равноправие женщин гарантировано конституцией.
В Тунисе понимают, что процессы вестернизации или модернизации нельзя остановить. Поэтому здесь заняты поиском таких средств и методов, которые бы позволили двигаться вперед с минимальными потерями для их собственных исламских традиций, важность которых для сохранения их независимого существования в сегодняшнем мире они признают.
Рубрики: | История |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |