Свиток пишется по странично. Каждые четыре страницы сшиваются вместе, образуя `раздел`. Разделы затем сшивают в свиток, концы которого прикрепляются к круглым деревянным валикам, называемым ацей хаим (букв. «Древа Жизни»), с рукоятками по обеим сторонам; между рукоятками и самим валиком надеваются деревянные диски, поддерживающие свиток, когда он находится в вертикальном положении. С помощью ацей хаим священный свиток перематывают, не прикасаясь к нему руками.
Люди, которые переписывают Тору, имеют древнейшую профессию, которая на иврите называется סופר סת"ם софер ста"м, т.е. софер-переписчик (писец), а ста"м сокращение от сефер (книга) Тора, тфилин, мезуза.
Как работает переписчик я увидела на экскурсии в Центральной синагоге города Нацрат-Илит, где Хаим Кениг, переписчик священных тектов, подробно рассказал о своей работе. Это фрагмен из моего старого поста.
На чем пишут?
Начнем с того, что священные тексты пишут на специально выделанной коже кошерного животного, в нашем случае на коже телят. Можно сказать, что в наше время пишут на пергаменте, одном из древнейших носителей информации, ведь пергамент существовал до бумаги.
Священные тексты не терпят исправлений - все должно быть написано начисто, если сделана ошибка, весь текст должен быть переписан заново.
Чем пишут?
![](https://lh5.googleusercontent.com/-YM9O3Ml2z78/UNG9r0PYOhI/AAAAAAAAPI0/t_fsDLPqz6E/s900/IMGP1337b.jpg)
Пишут специальным пером, оно сделано из пера индюка (в наше время). Многие это читающие и не писали такого рода ручкой\пером:) А кое-кто и писать-то уже толком не умеет, а только печатает:)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-BzQwMaVZgM4/UNG9txwrQ4I/AAAAAAAAPJU/8tTUSkF7BgE/s900/IMGP1348b.jpg)
Пишут специальными чернилами, которые готовят по древним рецептам.
Как пишут свиток Торы
![](https://lh4.googleusercontent.com/-DHB5_Wu1PeE/UNG9rmm8bAI/AAAAAAAAPIs/PqfRuGBaDAc/s900/IMGP1327b.jpg)
Хаим Кениг держит в руках одну страницу будущего свитка Торы. Такие страницы будут сшиты между собой и получится целый свиток.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-pHHAoeZCIZI/UNG9thGUNdI/AAAAAAAAPJM/A-6vRdAnqms/s900/IMGP1346b.jpg)
Будем писать?
![](https://lh5.googleusercontent.com/-o94X8kRhoaw/UNG9sRl-okI/AAAAAAAAPJA/utG1JGurjvM/s900/IMGP1341b.jpg)
Отдельный лист, который вы видите, это текст Торы с которого списывает переписчик.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-mbD8aLLWLNc/UNG9zgkf4HI/AAAAAAAAPK4/4GGXnhGAfIo/s900/IMGP1409b.jpg)
Тут он виден спереди.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-FEtdcGTAzuE/UNG9srA90VI/AAAAAAAAPI4/IWvdJX3XOws/s900/IMGP1345b.jpg)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-rzYFSwp1L0Q/UNG9uMXYFgI/AAAAAAAAPJg/hXe4IWILD3c/s900/IMGP1360b.jpg)
Свиток Торы пишется так называемым квадратным («ассирийским») шрифтом, который существует в двух вариантах — ашкеназском, соответствующем описываемому в Талмуде (Шаб. 104а), и сефардском, соответствующем печатному шрифту, используемому при издании священных книг. Толщина линии в начертании буквы разная, поэтому писец должен менять угол, под которым перо касается пергамента. Подробнее см. здесь
![](https://lh5.googleusercontent.com/-_6KrKICypRM/UNG9ucfGAtI/AAAAAAAAPJc/UX9lqPIYzBM/s900/IMGP1363c.jpg)
Вообще, такая работа требует огромной концентрации. Как Хаим писал что-то, когда мы стояли в его комнате в составе целой экскурсионной группы, человек 50...
![](https://lh5.googleusercontent.com/-haz4pAKGc0E/UNG9yXtOCnI/AAAAAAAAPKk/7dWKs2BqGpY/s900/IMGP1401b.jpg)
При написании свитка Торы вы можете купить одну букву она стоит 18 шекелей. Деньги пойдут на развитие синагоги.18 шек. за букву - это тоже не просто так. Число 18 это в гематрии חי (Хай - жив), и используется очень часто в расчете цдаки - пожертвований. Так и говорят - я жертвую חי שקלים или פי כמה חי שקלים
18 шекелей или любое кратное 18.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-j9tAlhDxvy4/UNG9zmcqImI/AAAAAAAAPK8/jNuC6Dw8S2E/s900/IMGP1410d.jpg)
Вот он пишет купленную букву - жаль не видео пишу, а фотографирую. Еврейская каллиграфия красивая, с любой другой может конкурировать:)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-RZT5gaCD1Hw/UNH1PEGwQmI/AAAAAAAAPLw/EoZSX2M19nY/s900/IMGP1400b.jpg)
Фрагмент будущего свитка Торы крупным планом.
Самым старым свитком Торы на сегодняшний является свиток 12 века, находящийся в университетском архиве Болоньи. То что свиток написан в 12 веке выяснилось только в 2013 году. До этого числился в каталоге, как написанный в 17 веке.
Его возрастная принадлежность была определена с помощью текста свитка. Было обнаружено, что он содержит слова и знаки, написание которых было изменено в 12 веке. Свиток находится в прекрасном состоянии. Свиток попал в университет Болоньи из местного доминиканского монастыря, по всей видимости, когда монашеские ордена были упразднены Наполеоном Бонапартом.В период раннего Средневековья христианские и иудейские ученые тесно сотрудничали между собой, поэтому хранение свитка Торы в христианском монастыре было "абсолютно нормальным" явлением.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-MeHgvh9SWF8/U-xt4Xz8GFI/AAAAAAAA0JY/LDOjgP37UHA/s800/IMGP1088-a.jpg)
Сохранилась рукописная Тора Рамхаля написанная чернилами, сделанными из гранатовых корок. Он написал ее собственноручно, где-то 1740е годы. Почему она написано именно гранатовыми чернилами, не знаю.
К сожалению, все-таки три с половиной столетия для гранатовых чернил оказалось слишком много и исчезли целые слова и фразы. Таким образом свиток стал негодным для чтения. Так как свиток очень ценен своей историей, вместо того, чтобы отправить его в генизу (специальное хранилище) он выставлен на всеобщее обозрение в синагоге Рамхаля в Акко.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-ibTHTFEY1O8/VAYMKuDpYMI/AAAAAAAA25E/oZH52j7_8OY/s900/IMGP5559a-a.jpg)
Свиток Торы с указкой из Музея Эрец-Исраэль. Здесь вы видите, что деревянные стержни, на которые наматывается свиток Торы - "ацей хаим" украшены небольшими гранатами.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-xZq6kTwK4Pw/VA23-XEVz2I/AAAAAAAA3QY/nLCF3KxT6J4/s800/IMGP1197b-a.jpg)
По внешнему виду свитка в чехле можно определить в какой традиции написан свиток, в ашкеназийской или сефардской. Чехлы в ашкеназийской традиции тканевые, вышитые. Чехлы сефардские, я бы сказала, футляры, жесткие, оформленные металлом.
Вы видите 4 свитка в ашкеназийской традиции, слева и свиток в сефардской традиции, крайний справа.
Это свитки Торы в Центральной синагоге города Нацрат-Илит.
Свитки Торы принято украшать: гранаты, короны, подносы и указки, сопровождающие их, всегда весьма красивы. Часто изготавливаются или украшаются серебром и золотом.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-WzdnPFbTEr8/UppDlsveuKI/AAAAAAAAk04/ypCs-hWQcFs/s900/IMGP1827a-a.jpg)
Свиток Торы в традиционном сефардском чехле.
Музей Четыре сефардские синагоги
![](https://lh6.googleusercontent.com/-tcE-RPwWlqw/UwpbFS4aloI/AAAAAAAApu8/vXhyMWEyJNk/s800/IMGP2596a-a.jpg)
Свиток Торы и подносы для него.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-rfZe9A8EHmI/VAypuhsvm2I/AAAAAAAA3Pc/XmDQjf9NLiE/s900/IMGP5557a-a.jpg)
Ашкеназийский чехол для Торы и в корона. Ашкеназийские чехлы, обычно, из бархата и других дорогих тканей.
Музей Эрец-Исраэль
![](https://lh3.googleusercontent.com/-NLUoprpTv6w/UwpbDftzazI/AAAAAAAApus/qKHLsagHUiM/s800/IMGP2592a-a.jpg)
Ашкеназийский чехол для Торы
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-6e8yonXs9io/UwpbESUXFkI/AAAAAAAApu0/XDKEPTMzFHs/s800/IMGP2595a-a.jpg)
Ашкеназийский чехол для Торы
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-sACALDhtv4o/UwpbG8tIJsI/AAAAAAAApvE/nGR-PRSof14/s800/IMGP2597a-a.jpg)
Ашкеназийский чехол для Торы
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-M3dNGdkWaLE/UppDsmrJ4_I/AAAAAAAAk1o/8PlYz1s6HEQ/s900/IMGP1840a-a.jpg)
Тканевый чехол для свитка Торы с короной и гранатами. Выставлен в музее Четыре сефардские синагоги. Даже и не знаю, что сказать... Как-то не в сефардской традиции...
![](https://lh4.googleusercontent.com/-hMxDm1t2ipw/Upto43Wt-UI/AAAAAAAAk4I/mY5g0ciUQkU/s900/IMGP1842b-a.jpg)
Сефарский чехол с короной. тут уж не ошибешься:)
Музей Четыре сефардские синагоги.
Ашкеназийские свитки в живописи.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-8ign0NMI9jE/VBxKny9YehI/AAAAAAAA33Q/cNlzf7zjrSc/s900/IMGP0661a-a.jpg)
"Одиночество", Марк Шагал 1933г..
Тель-Авивский художественный музей.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-NGtmoX1CvW4/VBxKptGY73I/AAAAAAAA33g/iUcEafcI1ck/s900/IMGP0592a-a.jpg)
"Еврей со свитком Торы", Марк Шагал 1925г..
Тель-Авивский художественный музей.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-MaQz5SviPD8/URuxcfGUqRI/AAAAAAAAUTc/ebu8HkQYntA/s900/IMGP3248a.jpg)
"Йом Кипур (Судный день)" Мауриций Готтлиб
Тель-Авивский художественный музей
![](https://lh3.googleusercontent.com/-e4KgKjh5UKY/Uwpa7n0WqlI/AAAAAAAApt8/m7KQCzbFaQU/s800/IMGP2582a-a.jpg)
Картина Мане Каца, изображающая предметы иудаики. Свитки Торы явно ашкеназийские, в тканевых чехлах.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-PjJ_M405gUc/Uwpa-cX-RlI/AAAAAAAApuM/rKMX9VBixqk/s800/IMGP2585a-a.jpg)
Поднос для свитка Торы.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика" в музее "Мане Кац" в Хайфе.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-u5jT5HTZ9PU/UppDvc4reTI/AAAAAAAAk14/jw-cfOsuxLo/s900/IMGP1844a-a.jpg)
Поднос для свитка Торы.
Музей Четыре сефардские синагоги.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-rapELs7Aj_s/UppDwoK4CwI/AAAAAAAAk2A/ah7agR19DPM/s900/IMGP1846a-a.jpg)
Корона Торы и гранаты.
Музей Четыре сефардские синагоги.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-5pmFMFKZ2vo/UppDoRWfN6I/AAAAAAAAk1I/7QRKdy29RGw/s900/IMGP1833a-a.jpg)
Указки для свитков Торы, необходимы чтобы не трогать свиток руками.
Музей Четыре сефардские синагоги.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-aI9-EReCCgg/VAyb6ypkPuI/AAAAAAAA3PA/fNqnATmXcM4/s900/IMGP8624-vi-a.jpg)
Свитки Торы, пришедших в негодность, а также священные тексты и их фрагменты, предметы ритуала запрещено уничтожать по религиозными нормами иудаизма. Поэтому имеются специальные места их хранения. На иврите такое место называется гениза (גְּנִיזָה). Обычно такие места не выставляются на показ. Но вот в синагоге Йосефа Каро в Цфате есть шкаф-гениза и в нижнем левом углу мы видим 2 свитка Торы.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-IAYNpgydOcI/VAyb5HWQ_2I/AAAAAAAA3O0/PszZW7MEMyU/s900/IMGP4461a-a.jpg)
В музее Яд Вашем хранятся свитки Торы, пережившие Катастрофу. Свиток, явно, пострадал в огне.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-at71eKZTWVw/VAyb5K7F_9I/AAAAAAAA3Os/E5uVsHn0Ee8/s900/IMGP4547a-a.jpg)
Короны Торы из того же музей, и тоже пострадавшие в огне.
Свиток Торы, дважды спасенный.
Это история началась в маленьком австрийском городке, где были лечебно-оздоровительные источники. Там жила семья доктора Бермана, которая держала гостиницу при этих источниках. Когда нацисты пришли к власти и земля начала гореть под ногами евреев, они отправили старшего сына за границу. В Хрустальную ночь Ривка Берман услышала страшный шум, доносившийся со стороны синагоги, которая находилась рядом с домом Берманов. Она поспешила в синагогу и увидела, что нацисты громят синагогу. Во главе их был офицер, которой знал ее мужа - врача. Она пыталась убедить офицера остановить погром синагоги, но безуспешно. Это был приказ сверху. Тогда Ривка решила хоть что-то спасти, она вынула из Арон Акодеш (Синагогальный Ковчег) свиток Торы и унесла его к себе домой. В эту же ночь синагогу сожгли, а семья Берман запаковала вещи и бежала из дому. Среди ценных вещей находился свиток, спасенный из синагоги. Они бежали в больницу, куда нацисты пока не решались войти, а оттуда, оформив разрешения на въезд, сумели вместе со свитком Торы сумели добраться до Святой Земли. К сожалению, Ривка и ее муж не долго прожили на Святой Земле, быстро умерли.
Их сын присоединился к группе первопроходцев и переехал жить в Гуш Эцион и там женился на Хае. Хая не была знакома со свекровью, но она слышала историю героического спасения свитка Торы.
Не прошло и полугода жизни в Гуш Эционе, как началась Война за независимость и арабы с англичанами напали на Гуш Эцион. У жителей Гуш Эциона было мало оружия и они были вынуждены сдаться. Тот самый свиток Торы, спасенный из сожженной синагоги в Австрии, был бережно упакован накануне и опущен в глубокий колодец.
Часть жителей была убита, а часть взята в плен Иорданской армией. Хая, понимая, что колодец не достаточно надежное место для свитка, так как арабы захватили территорию. Она попросила иорданского легионера взять свиток с собой в плен. Легионер согласился, и Хая ушла в плен неся с собой свиток. В течении года она бережно хранила свиток в плену. По окончании войны свиток вернулся в Израиль и теперь находится в синагоге, где молятся внуки семьи Бергман. На чехле свитка вышито "Памяти Ривки и Йосефа Бергман"
![](https://lh4.googleusercontent.com/-1c_fA9OCuxQ/U2Ub7wpHf5I/AAAAAAAAuKs/SKmAYeC5X6A/s900/IMGP7778a-a.jpg)
Сувенирный свиток из Цфата.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-qJpovQOqivk/UwutlfiXZEI/AAAAAAAAp4g/zyRDVnCz9W0/s900/IMGP0117a-a.jpg)
Свитки Торы на вырезке из бумаги. Авторская работа Якова Неэмана
В праздник Симхат-Тора принято петь и танцевать со свитком Торы.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-CTJmSs9pkEM/VAyb5bKwFMI/AAAAAAAA3O4/N_VuxAVOP8I/s800/IMGP7815c-a.jpg)
Раввин Йосеф Телушкин посетивший Москву в 1970‑х годах, писал:
"Если спросить евреев, какой еврейский праздник самый важный, то в ответ услышишь: Песах или Йом-Кипур. Однако в 60 — 70-е гг. советский еврей мог бы назвать «Симхат-Тора» — праздник, который приходится на конец Сукот и отмечает завершение годового цикла чтения Торы. В соответствии с общепринятой шкалой еврейских религиозных приоритетов Симхат-Тора едва ли относится к наиважнейшим еврейским праздникам: он даже не упоминается в Библии. И все же в течение многих лет в ночь на Симхат-Тора евреи собирались у советских синагог, часами танцевали и пели ивритские и русско-еврейские песни. Лишь в этот день (по причинам, которые до сих пор неизвестны) советские власти разрешали евреям собираться на московской улице Архипова, у Большой синагоги. Здесь собиралось около 30 тысяч евреев, а то и больше. И это в то время, когда нередко каралось любое публичное выражение еврейского самосознания."
В Ленинграде, во дворе синагоги на Лермонтовский в праздник Симхат-Тора собирались люди, пели и танцевали. Было много молодежи. Эти праздники и я помню в конце 80х. А в 70е выгоняли из института за участие в них, так что тогда мы туда ходить боялись.
Инфа:
http://www.makorastam.co.il/141366/
This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/