Umo4ka (ЕГИПЕТ) все записи автора
В колонках играет - Sting-fragileИсточники изучения Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностъю изложения,, в основном, это разнообразные религиозные тексты. Египетская мифология стала формироваться в VI — VI тысячелетиях до н.э., когда в каждой области (номе) складывался, свой пантеон местных богов. В результате общий пантеон египетских богов получился очень большим, а их культ восходит к первобытыным временам, когда поклонялись Тотему - зверю-покровителю племени. Именно поэтому многие боги египтян зверолики.
Впоследствии из бесчисленного множества богов были «выдвинуты» главные, среди которых первое место занял бог солнца Ра. Культ солнца полностью установился при V династии, когда сыновья главной жрицы Ра стали фараонами.
Фараону поклонялись как богу, и, кроме того, он был для своих подданных воплощением любого местного бога.
В Среднем Царстве распространился культ Амона. С середины III века до н.э. главным богом стал Осирис. Важнейшей частью религии Древнего Египта являлись представления о загробном мире: египтяне верили, что смерть - лишь граница, отделяющая одну жизнь от другой. Считалось, что умершие переселяются, в загробное царство, предварительно представ перед судом Осириса, который мог и не пустить их, если умерший вел на земле неправедную жизнь. Египтяне считали, что души умерших, допущенные в загробное царство, странствуют по небу или появляются на земле, «вмешиваясь» в жизнь своих родственников.
Во многих городах были некрополи, города мертвых, самый большой из которых находится на левом берегу Нила в Фивах (Фусксоре).
При XVIII династии жрецы постарались привести пантеон многочисленных богов в стройную систему: большинство богов стали считаться, родителями, детьми или родственниками друг друга.
Хронология истории Древнего Египта выглядит следующим образом:
Древнее царство 2900-2270 гг. до н.э.
правление I-VI династий
Среднее царство 2100-1700гг. до н.э.
правление XI-XIII династий
Новое царство 1555-1090гг. до н.э.
правление XVIII-XX династий
В промежутке между Древним и Средним царствами Египет переживал период распада на отдельные номы, а между Новым и Средним царствами находился под владычеством гиксосов и тоже был децентрализован.
Амон — имеет облик человека с высокой короной из перьев на голове. В левой руке он держит царский скипетр «УАС» — символ вечного спокойствия (этот знак исключительная принадлежность фараонов фиванских династий). В правой руке у Лиона — ключ — символ вечной жизни. Главный и могущественнейший из богов (Амон-Ре). Особенно почитался в Фивах, где ему посвящено несколько огромных храмов (Карнак и др.). Первоначально считался богом ветра — «его голос слышат не созерцая его», «ни одна вещь не является внутри пустой — он, Амон, в ней» — выражения его всеобщего присутствия. Перья на голове — символ ветра. Гуси и бараны приносятся ему в жертву как священные животные.
Амон являлся мужем богини Мут и отцом Хонса. Царствующий фараон в народном поверьи считался сыном Амона.
Анубис — бог смерти с головой шакала, имел дело с умершими. Часто изображался чернокожим, рядом с мумией. Его рельефы присутствуют во всех гробницах — он стережет их вход. Особенно почитался в городе Асыоте. У фараона жрец в маске Анубиса исполнял обязанности палача.
Апис — бог плодородия, бог реки Нила (по египетски Хари), изображался в виде быка с солнечным диском между рогами. Особенно почитался в Мемфисе.
Существовал очень древний культ Аписа. Основанием культа Аписа было верование, что в него переселилась душа Осириса, принесшего себя в жертву и согласившегося жить на земле в образе животного.
В Мемфисе найден некрополь Аписов — Серапиум, где было с большими почестями погребено множество священных быков. Нового быка искали очень долго (иногда десятки лет), так как он должен был удовлетворять 28 требованиям, известным только жрецам. Соединившись, бог Осирис и Апис (Серапис) был божеством подземных богатств.
Атон — бог солнца — изображался в виде солнечного диска с лучами, переходящими в руки. Во времена фараона Эхнатона почитался в его столице Ахетатоне, как единственное и главное божество. Эхнатон считался сыном Атона. Все остальные боги в это время были упразднены. Изображение Атона встречается очень редко, так какпосле смерти фараона Эхнатона его объявили еретиком и все изображения Атона уничтожили.
Атум, или Атум-Ре — внешне похож на Амона, только на голове у него не перья, а корона объединенного Верхнего и Нижнего Египта. Тоже бог солнца. Его называют еще «тот, кто сам себя создал» и «всеобщим господином». Его культ довольно редкий.
Бастет — изображалась в виде женщины с головой кошки — богиня радости, веселья, любви. Ее священное животное — кошка. Особо почиталась в Бубастисе.
Бастет — светлая, радостная богиня, она любит шумные праздники с хмельным опьянением. Существовал обычай мумифицировать кошек. Приравнивалась к греческой Артемиде.
Бес — изображался карликом в страшной львиной маске с перьями на голове. Покровительствовал молодым матерям и новорожденным (его уродливая внешность должна была отпугивать злых духов от матери и ребенка).
В последующее время бог Бес стал богом семьи и дома, а также веселья. Кроме того считался богом одежды (особенно женского туалета).
Горус (Гор) — бог восходящего солнца — один из старейших и виднейших богов. Изображался в виде человека с соколиной головой в объединенной короне Верхнего и Нижнего Египта. Считался сыном Осириса и Изиды. Почитался в нескольких формах. В Гелиополисе в соединении с Ре известен как Ре-Харахете, как сын Изиды назывался Харпекратис, как мститель за своего отца Осириса (см. легенду о Осирисе) — как Харандотус и т.п. Играл видную роль во всех официальных церемониях фараона. Особенно почитался в Эдфу, где ему построен великолепный храм.
Ихи — бог музыкантов. Изображался мужчиной в объединенной короне Верхнего и Нижнего Египта. Этот мальчик — сын Хатор. Часто рисовался с детскими локонами. Особенно почитался в Дендерах.
Имхатеп — обожествленная реальная личность — главный строитель пирамид в Саккаре. В последствии удостоен божеских почестей. Считался сыном бога Птаха. Чтился как бог медицины и здоровья. Греки приравнивали его к Асклепису. В Саккаре был «санаторий» Асклепийанос, куда стекались лечиться больные со всей страны. Имхатеп изображен читающим свиток папируса.
Изис (Изида) — одна из главных богинь Египта (да и многих стран мира) — богиня небес и земли. Ее имя обозначает «сидящая на троне».
Изображалась в виде молодой женщины, держащей в правой руке ключи жизни. На голове у нее корона в виде солнечного диска с рогами Хатор и сверху священный иероглиф) в виде трона. Считалась дочерью Нут, матерью Хоруса, и сестрой-супругой Осириса. Почиталась как универсальная богиня. Изображенная в виде матери, кормящей своего сына Харпократиса, является прообразом античных мадонн. Ее призывали па помощь больным (особенно детям). Священной птицей Изис был гриф.
Маат — богиня правды и порядка. Изображалась в виде женщины с пером на голове. Считалась дочерью Ре. В настоящее время богиня Маат является символом археологических экспедиции в Египте. Изображение пера богини Маат символизируют правду и справедливость. Имеются очень хорошо сохранившиеся изображения этой богини в Луксорском некрополе.
Мин — бог производящих сил, бог плодородия — это бог-творец. Изображался в высокой шапке Амона из перьев, с одной рукой, в которой он держал плеть — символ власти. Греками приравнивался к богу Пану. В его праздниках принимал непосредственное участие сам фараон. Он во главе большой процессии начинал уборку урожая.
Мут — супруга Амона и мать Хонса, изображалась вначале с головой коршуна, затем в облике женщины с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта на голове. Являлась матерью мира.
Нейтх — богиня войны. Отождествлялась с греческой богиней Афиной. В правой руке держит символ жизни, в левой — лук и две перекрещенные стрелы. На голове корона Нижнего Египта.
Нефтис — изображена в виде женщины с символом очага на голове. Считалась богиней очага и гробниц. В легенде об Осирисе она является женой Сета и матерью Аиубиса. Вместе с Изис она оплакивает убитого Осириса. Это богиня не что иное как мыслимое Осирисом дуалистическое дополнение Изис.
Нут — богиня неба, мать солнца и звезд, ежедневно проглатывающая светило (при заходе) и заново рождающая его (при восходе). Неестественно растянутая, она охраняет своим телом гробницы фараонов или стоит коленопреклоненная с ключами жизни в руках.
Осирис — одно из главных божеств Египта. Его имя «Ус-Ири», что в иероглифах значит троит глаз, т.е. «занимающий троп». Сын Времени и Необъятности небесной, Осирис был братом и мужем Изиды (душа которой пребывает на звезде Сириус). Бог добра, он дал Египту законы, научил его земледелию, строительному искусству, семейным и гражданским добродетелям и справедливости. Он был властителем Большого Нила (Нила в паводок). После того как брат Осириса, злой Сет убил его, а благодаря силе своей любви Изида воскресила Осириса, он становится главным судьей в загробном мире. Изображался в нескольких видах. В короне из перьев с опахалами, атрибутами царской власти в руках: в правой руке — кнут — отличительный знак Осириса (который в руках фараона становится эмблемой управления и покровительства, а не наказания), в левой — же.чл — второй отличительный знак Осириса — символ правления, попечения, сдерживания (это отголосок пастушечьей жизни — посоха пастуха). В другом виде Осирис изображается с царским скипетром (Уасом) — символом вечного спокойствия.
Культ Осириса нашел признание у греков. Наиболее значительный храм Осириса в Абидосе, где, по преданию, есть его могила (там похоронена голова Осириса), есть могила Осириса и в Асуане на острове Бигге (Абатсн).
Птах — бог покровитель служителей искусства и ремесленников — бог творческого созидания и разума. Он был главным божеством в древней столице Египта — Мемфисе. Изображался в образе человека с лысой головой и бородкой, с жезлом в руках и нерасчлененным телом. Считался мужем богини Сехмет и отцом многих богов. Его священное животное — бык.
Ра — бог солнца города Гелиополиса — владыка мирового порядка и верховный судья. Внешне похож на Горуса, но изображался не с короной на соколиной голове, а с диском солнца, обвитым священным уреем-коброй — знаком царской власти.
Селькис — богиня-защитница жизни. Почиталась в Нижнем Египте. I Ьображалась в виде женщины со скорпионом на голове.
Cерапuc — божество, очень почитавшееся во времена Птолемеев. Объединяло культ Осириса и Аписа (отсюда и название Серапис). Ему поклонялись египтяне, греки и римляне. Серапис — бог блаженства после смерти.
Сехмет — богиня войны и охоты. Изображалась женщиной с головой львицы. Являлась супругой бога Птаха.
Сешат — богиня искусства письма, родственная с Тотом. На голове символ коронования, в руках письменные принадлежности. Отождествлялась с греческой богиней Музой.
Cет — бог зла, брат Осириса, бог пустыни, чужбины, штормовой непогоды. Изображался в виде фантастического животного, не похожего ни на одно реальное существо. В дальнейшем исторически олицетворяет черта и живет в сказках до наших дней.
Собек — местный бог нома Ком-Омбо. Изображался с головой крокодила и пышной сложной короной. Предполагалось, что египтяне поклонялись крокодилу как провозвестнику наводнений, так как это животное при первой прибыли воды начинало спускаться вниз по течению.
Тот — бог науки, законов и священных книг. Предсказывает королевским матерям рождение их божественных детей. Изображен человеком с головой птицы Ибиса (реже с головой Павиана). Присутствует при суде Осириса в загробном мире. Отождествляется греками с богом Гермесом.
Трерис — богиня родильных комнат. Защищает роженицу и ее младенца от всяких бед. Изображена в виде фантастического животного с головой крокодила, туловищем лошади и лапами льва. Опирается на иероглиф, обозначающий слово «охрана». Обычно изображалась вместе с богом Бесом.
Упуаут — бог открыватель дорог. Изображался в виде шакала, а не человека с головой шакала, как бог Анубис. В большинстве своем это статуя, а не настенное изображение.
Хатор — изображалась в облике женщины с коровьими рогами, а иногда и с ушами, или просто в образе коровы. Это богиня со многими обязанностями. Она являлась богиней любви, танцев и застольных пиршеств, она наделяла при рождении людей лучшими семью человеческими качествами. Кроме того, она выполняла «консульские» обязанности. Только ей можно было молиться, находясь по каким-либо делам за пределами своей страны. Ей посвящено много храмов (Луксор, Абу-Симбл, Дендеры и др.).
Хнум — один из главных богов Египта. Изображался в виде человека с баранье головой. Являлся покровителем Нильских вод. В Асуане (на острове Элефантин) был специально посвященный ему храм и некрополь баранов — священных животных этого бога, которым поклонялись. Кроме забот о Ниле, Хнум еще лепил людей на гончарном круге из глины и вдыхал в них жизнь (за этим занятием он и изображен).
Хонс — бог луны. Носит на голове полумесяц и лунный диск. Являлся сыном Амона и Мут. Изображался с головой сокола, который был его священной птицей. Ему посвящен ряд храмов в Луксоре и других местах. Считался советчиком при лечении больных (Амон, Мут и Хонс составляли фиванскую троицу).
Шепре — один из мало распространенных богов, относящихся к группе бога Амона. В нем воплощено представление о самозарождении. На голове — жук скарабей — символ самозарождения. Иногда вся голова этого бога рисовалась жуком-скарабеем (такой бог встречен в гробнице Нефертити).