Светлана_Юристик все записи автора
Длинные четырёхдневные ноябрьские праздники (4,5,6,7 ноября) так и напрашивались на поездку куда-либо из Москвы. Но в последнее время, домашние дела удерживают нас дома весьма надёжно. Однако 7-ого ноября нам предоставился шанс выбраться из дома в небольшую поездку.
Маршрут «Николо-Угрешский монастырь – шатровая церковь в Беседах – шатровая церковь в Острове» был заготовлен чуть ли не год назад и просто отложен до лучших времён. «Лучшие времена» - это сезон, когда можно было бы осуществить эту поездку на автомобиле, в противном случае, добираться до всех этих точек весьма неудобно, да и невозможно за один раз. А так – знай себе съезжай со МКАДа в нужную точку, возвращайся на МКАД и далее к следующей достопримечательности.
Таким образом, дорога от Ярославского шоссе до Николо-Угрешского монастыря в городе Дзержинском у нас заняла всего около 40 минут. Конечно, благодаря тому, что в воскресный праздничный день не было автомобильных пробок на МКАДе.
При входе, насторожило объявление на стене «фото и видео съёмка запрещена», но, по сути, никто за этим строго не следит и если не фотографировать на глазах у охраны при входе, никто тебе и слова не скажет.
Мы знали, что монастырь полностью восстановлен от разрушений советского времени, что он архитектурно богат и ухожен, но реальность превзошла наши ожидания. В голове вертелись сравнения с Троице-Сергиевой лаврой, но, пожалуй, они были бы всё-таки не уместными.
Ниже на фото вид крепостной стены монастыря с внешней стороны (эта фотография стоит у меня сейчас на работе в качестве фона рабочего стола, и один из сотрудников, увидев её, спросил: «Ярославль?». Гм, не был там с 1997-ого года, мало что там помню, что, и в правду похоже на Ярославль?»:
Одна из башен крепостной стены. Таких в ней несколько. Очень красива резьба по камню – этакая резная «беседка» прямо на сторожевой башне монастыря. На флюгере над шатром выбиты цифры: «1855».
Территория монастыря просторна, здесь есть место и храмам (в том числе совсем новым, но не выглядевшим здесь чуждо), и скиту, и большому пруду с многочисленными пернатыми, и монашеским кельям, есть даже поле для выпаса скота, на котором паслась одинокая корова… Много здесь и дорожек для прогулок. Кажется, дзержинцы этим пользуются, и гуляют по территории монастыря, как по городскому парку – с детьми, с колясками… Прямо не монастырь, а ВДНХ какое-то или парк Сокольники… эта семейная атмосфера в монастыре очень понравилась.
Помимо многочисленной пернатой живности на пруду и его берегах, внимание городских жителей и, конечно, детей, привлекала корова, мирно пасущаяся на обширном поле между храмами. Травы, несмотря, на ноябрь, у неё было вдоволь, и всё равно, еду из рук она считала вкуснее, с благодарностью принимая яблоко от служительницы монастыря, да и то, что подбрасывали дети.
Ну а мы, пожалев, что не взяли с собой нашего маленького ребёнка, пошли гулять дальше, вокруг монастырского пруда.
На его берегу можно увидеть, например, единственную деревянную церковь на территории монастыря. Петропавловская церковь построена в 1857-ом году как храм при ските, находящегося в этой части монастыря. Деревянные постройки скита были разобраны, а вот церковь в перестроенном виде сохранилась. Была отреставрирована и освящена заново в 1995-ом.
Впрочем, и сейчас рядом с ней наблюдаются какие-то деревянные дома грубого вида. Вновь организованный скит?
А вот новая часовня "Взыскания погибших иконы Божией Матери" над Святым источником у монастырского пруда:
Монастырский пруд:
Архитектурный ансамбль монастыря в основном является детищем 19-ого века, причём его второй половины, когда в русской архитектуре начал господствовать псевдорусский стиль. Потихонечку дополнять ансамбль начали и уже в наше время – на его территории вновь отстроены никогда не существовавшие ранее храм, храм-часовня и просто часовня до полного комплекта (см. фото выше). Это не считая восстановления уничтоженного в 1940-ом году древнейшего храма монастыря на прежнем месте рядом со стенами Спасо-Преображенского собора. Так что, можно сказать, созидательная жизнь в монастыре кипит.
На фото – ядро монастыря: высоченная колокольня, Никольский собор, Спасо-Преображенский собор.
Колокольня шестиярусная. В основном построена в 1761 году, два верхних яруса надстроены в 1859-ом году, благодаря чему высота колокольни достигла 79 метров (всего на четыре метра ниже, чем знаменитая колокольня Киево-Печорской лавры). Эти-то два яруса и снесли в советское время (по некоторым данным, в 1941-ом году, для маскировки), а в наше время вновь восстановили. Часы с боем устроены в 1903 году.
Такой высокой «свечки» мы ещё не видели ни в одном из посещённых нами монастыре. Возможно, оттого, что такие высокие колокольни в советское время сносили при первой же возможности, как яркие церковные доминанты. Из посещённого нами, вспоминая навскидку, к примеру, подобные по высоте колокольни были снесены в московском Спасо-Андрониковском монастыре (73 м) и пятиярусная барочная соборная колокольня в Костроме (впрочем, там вообще весь кремль был снесён).
Главный собор монастыря – Спасо-Преображенский собор 1894-ого года постройки. Это второй по площади храм после храма Христа Спасителя в московском регионе. Глядя на его белоснежные фасады и яркие купола мы задавались вопросом – а не построили ли его вновь, точно также как Никольский собор рядом с ним? Но, судя по имеющейся информации – нет, он настоящий. В советское время служил цехом, к 2000-ому году отреставрирован. Где-то внутри него хранятся мощи Пимена Угрешского, настоятеля монастыря в 1853-1880 годах, при котором в основном и шло строительство и реконструкция в монастыре в то время и складывался его нынешний облик.
Для сравнения, фотография с сайта sobory.ru, состояние на 1 октября 1982 года:
Внутри храм очень светлый, просторный, ярко и щедро расписанный явно свежими фресками. Привлекла внимание огромная фреска на стене, повествующая о явлении Дмитрию Донскому с войском иконы. Жаль, забыл фреску отдельно сфотографировать, небольшая часть её видна в правом верхнем углу на этом фото:
Главный иконостас собора:
Над иконостасом можно приметить фреску "Тайная вечеря":
Рядом с главным собором – храм поменьше, в стиле древнерусской архитектуры. Это памятник самому себе, оригиналу 16-ого века, разрушенному в советское время. 2006 год. Никольский храм очень тёмный (как и положено храму того времени), стены его не расписаны. Глядя на него, становится очень жаль трагически утраченного оригинала.
Алтарная часть Никольского собора:
Спасо-Преображенский собор обязан своим строительством малой вместительности Никольского собора. Никольский и Спасо-Преображенский соборы в тандеме:
Ещё одна новая постройка монастыря - храм-часовня в честь Страстей Господних. Построена в стиле русских средневековых шатровых храмов со всеми полагающимися атрибутами: высокий шатёр, ряд кокошников под ним и широкий восьмиугольный барабан на четвёрике стен храма. Поставили его в 2004-ом году на пустовавшем ранее месте с запада от главного собора на насыпном каменном основании, тем самым удачно дополнив монастырский архитектурный ансамбль.
Монастырские корпуса:
Над больничными кельями высится пятикупольная Скорбященская церковь (1860 год), живописная благодаря необычным формам венчания.
Ещё одна церковь «в углу» монастыря построена при монастырской богадельне на десять лет позже Скорбященской. Это также пятиглавая, и также с необычным венчанием Казанская церковь.
Одна из позднейших построек 19-ого века – часовня в память явления образа Николая Чудотворца Димитрию Донскому. Выстроена над местом, где по преданию Димитрию Донскому явилась икона святого Николая. В честь чего, в свою очередь, и был заложен монастырь.
Государевы, патриаршие и игуменские палаты – самые древние сохранившиеся части монастыря (в своей основе – 17-ый век). Всё это, правда, сохранилось с переделками 19-ого века.
Соответственно, сама древняя (после разрушенного Никольского храма) церковь в монастыре – барочная Успенская церковь в Государевых и Патриарших палатах (1763 год).
В эту церковь мы зашли, поднялись на второй этаж – там сохранились действительно старые росписи, потемневшие от времени. Кроме того, была открыта небольшая комната – ризница, где можно было посмотреть на церковные сокровища – в основном, частички мощей, помнится.
К церкви пристроена очень маленькая церковь Апостола Матфея и Параскевы Пятницы.
Где-то в монастыре есть ещё музей, посвящённый Николаю II, который мы, вообще-то, хотели бы осмотреть, но, к сожалению, нам он не попался на глаза.
На этом наш осмотр территории монастыря был закончен. Купив в монастырской палатке у входа пару горячих пирожков и чай, и отдохнув на одной из его лавочек с видом на исполинскую монастырскую колокольню, мы двинулись на выход.
Уникальную достопримечательность монастыря – часть его стены в виде условного изображения святого города Иерусалима (как его принято было изображать в древнерусской иконографии), мы осмотрели уже на обратном пути к автомобилю.
Следующим пунктом нашего путешествия выходного дня было село Беседы, а точнее, Рождественская церковь в нём. Церковь старинная, 1590-ого года, поставлена на средства боярина Дмитрия Годунова, приближенного Ивана Грозного, дяди царя Бориса Годунова. К сожалению, сейчас церковь скрыта поздними пристройками: трапезной и колокольней псевдоготического вида. Причём, ради трапезной была разобрана оригинальная паперть вокруг церкви и стёсаны порталы. В глубине этой трапезной и скрытая колокольней, само здание церкви благополучно и теряется.
Чтобы посмотреть на неё со стороны пришлось влезть на противоположный холм, благо это было возможно сделать.
Апсиды. Вблизи, так как дальше отойти не было возможности – сразу начинается ограда и обрыв вниз.
Ещё у церкви симпатичные деревянные крылечки:
Храм в советское время был закрыт совсем недолго, и внутри церкви сохранились два старых иконостаса. Церкви с глухими шатрами всегда были тёмными, так что эта церковь не стала исключением – внутри всё теряется в полумраке. Но для отрешения от внешнего мира это самое оно.
И ещё с холма, где стоит церковь, на другой стороне Москва-реки, можно увидеть Николо-Угрешский монастырь. Правда, антураж будет не очень.
Уже темнело (хотя было всего около 16-00), солнце показываться больше не обещало, до церкви в Острове было не менее 20 км дороги большим крюком через МКАД и Каширское шоссе (есть вроде бы согласно спутниковой съёмке и прямой и короткий путь по просёлочным дорогам прямо от церкви в Беседах, но на нашей маленькой машинке, не зная точного пути, вечером по потенциально труднопроходимым грунтовым дорогам мы поехать, конечно, не рискнули. Поэтому шатровый шедевр в селе Остров оставили «на сладкое», до лучших времён.