-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в авто_и_мото

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 250


Без заголовка

Воскресенье, 11 Сентября 2005 г. 00:10 + в цитатник
Vinnie все записи автора Легенда: Ford Daytona Coupe
0995.jpg (500x375, 24Kb)

и всего лишь концепт Ford GR1

Shelby-GR1-Concept-046.jpg (700x525, 82Kb)

Кэррол Шелби(на фотке) — человек, имя которого стало эмблемой безрассудно скоростных автомобилей. Его питомцы — это целое отдельное направление в истории легендарных спортивных машин. Неплохо для бывшего военного летчика, который начинал свой бизнес с выращивания цыплят.

Это было начало 50-х прошлого века. Последствия «великой депрессии» забылись, но от них осталась пустая ниша на месте горячих спортивных машин. Американские “сухопутные дредноуты” не могли сравниться с европейскими конкурентами, даже будучи укомплектованными сверхмощными двигателями. В Америке тех лет было много солдат, побывавших в Европе и подцепивших там как соответствующее мировоззрение (“бунтарь без причины”), так и представление о том, каким должен быть спортивный автомобиль. Нельзя было представить, чтобы у них были деньги на дорогие “Ягуары” или MG, “Астон-Мартины” или “Мазерати”. И поэтому в их кругах зародилось характерное американское увлечение — хот-роды. Это были серийные и не слишком быстроходные машины нескольких моделей, выбранных за крепкое шасси и двигатель, который можно было бы форсировать. Они могли очень быстро стартовать с места и промчаться четверть мили с впечатляющей скоростью. Менее разогнанные экземпляры принимали участие в дорожных гонках. Именно хот-род был машиной, за рулем которой в январе 1952 Кэррол Шелби одержал свою первую победу.

Путь в Европу

В мае 1952 года Кэррол начал серию своих победных выступлений в американских дорожных гонках. За рулем MG модели TC он выиграл заезды у таких же MG, равно как и у Jaguar модели XK 120. В следующие два года он, меняя команды и машины, смог добиться еще нескольких побед и обратить на себя внимание охотников за гонщиками из команды Aston-Martin. В апреле 1954 Кэррол Шелби впервые участвовал в гонке на территории Европы. Преимущество спортивных европейских машин в то время в значительной степени проистекало из комплексного подхода к их проектированию. “Феррари” и “Мазерати”, а позже и “Порше”, имели более жесткий кузов и подвеску, что означало лучшую управляемость и большую скорость при прохождении поворотов. Их двигатели не просто доводились, а проектировались в расчете на конкретную модель. Американские спортивные машины изготавливались по компонентному принципу, когда готовый автомобиль собирался и доводился из серийных.

В результате американские “Корветы”, конкурирующие с “Феррари”, имели чуть ли не на тонну больший вес и, хотя не отставали в разгоне, не могли тягаться с ними на извилистых трассах. Даже внешний вид машин отличался – Cad Allard, который Кэррол водил на соревнованиях Sports Car Club of America, был похож на огромную и громоздкую старинную карету по сравнению с юркими и легкими английскими MG. Европейские годы Кэррола принесли ему несколько важных побед. Самой значительной из которых, безусловно, является победа в 1959 году в 24-часовой гонке в Ле-Мане (на английском Aston Martin модели DBR 1/300). Он принимал участие также в соревнованиях международного Гран-при, в которых в те годы лидировали такие легендарные пилоты, как Хуан Фанхио и Питер Коллинс.

В нескольких гонках он участвовал за рулем “Феррари” и привел эти машины первыми к финишу. За европейские победы в 1956 и 1957 годах американский спортивный журнал Sports Illustrated присваивал ему звание “Гонщик года”. Впрочем, в это же время Кэррол участвовал в заездах на территории Америки. Например, на специально доведенном Austin Healey он установил 70 рекордов в классе “D”, гоняясь на Бонневильских соляных пустошах. Но одна из американских гонок закончилась для него крупной аварией, что изменило судьбу. В конце 1954 года в гонках Carrera Pan Americana Mexico его “Остин Хили” на полном ходу налетел на большой камень и несколько раз перевернулся. Это случилось в малонаселенной местности, и только по счастливой случайности Кэррола вовремя обнаружили местные индейцы. Они оказали ему первую помощь (для того чтобы уменьшить боль, в частности, поили текилой), но многочисленные раны, контузии и раздробленное колено вывели гонщика из строя почти на полгода. Хотя Кэррол Шелби некоторое время еще продолжал участвовать в гонках, последствия катастрофы давали о себе знать, и в 1961 врачи настояли на прекращении его карьеры гонщика.

Рождение “Кобры”

Уйдя из спорта, Кэррол открыл собственную школу скоростного вождения автомобилей. Это его начинание пользовалось успехом, не в последнюю очередь из-за громкого имени основателя. Позже в 1961 году произошла цепь событий, географически друг от друга удаленных, но ставших причиной создания одного из самых ярких спортивных автомобилей века. Английская компания AC cars в то время производила один из достаточно типичных для этой страны небольших “горячих” родстеров. Для него вручную изготавливался легкий обтекаемый кузов, а в качестве двигателя использовался английского же производства 6-цилиндровый Bristol. Машина была удачно спроектирована и имела почти идеальную развесовку по осям. Классическая схема для извилистых загородных дорог Британии. Однако в тот год компания Bristol объявила о прекращении выпуска двигателя, и судьба автомобиля казалась предрешенной. Прослышав об этом, Кэррол Шелби направил письмо Чарльзу Харлоку, владельцу AC, с предложением о замене двигателя на только поставленный на конвейер американский small-block V8 объемом примерно в 4.2 л (260 кубических дюймов) производства Ford. Хотя и относительно тяжелый по европейским меркам, он был весьма прогрессивен, компактен и легко форсировался. Кстати, именно увеличенная масса двигателя стала причиной изменения характера управляемости машины. Она всегда имела знаменитый “бросок кобры” при резком ускорении, когда в течение пары секунд из-за разгрузки передней оси машина очень слабо управлялась рулем. Гоночные варианты специально модифицировались для того, чтобы улучшить управляемость, например, на выходе из поворотов, но все же эта фирменная черта прошла через всю историю “Кобры”.

Руководство AC с интересом приняло предложение Кэррола о замене двигателя, и 2 февраля 1962 года первый кузов уже прибыл в его мастерскую в Южной Калифорнии. Сам он так описывает это время: “Я постоянно держал на столике у кровати блокнот и однажды ночью проснулся, записал в нем “Кобра” и снова заснул. Утром я увидел слово на странице и понял — это то, что надо”. После прибытия кузова потребовалось всего восемь часов на то, чтобы смонтировать на нем двигатель и четырехскоростную коробку передач Borg-Warner. После этого Кэррол вывел машину на тестовый пробег. Он вспоминал потом, что очень хотел погонять с “Корветами”, но так и не встретил ни одного в тот день.

Учрежденная компания Shelby American начала свою деятельность в марте 1962 года, а в апреле перламутрово-желтый CSX 2000, первый выпущенный экземпляр, был представлен в павильоне компании “Форд” на автомобильной выставке в Нью-Йорке. Машину протестировали представители автомобильной прессы и получила очень положительные отзывы — на нее начали поступать заказы. Первый заказанный (и второй выпущенный) образец, CSX 2001, отправился в Англию, а следующий, CSX 2002, был переработан для участия в гонках. Производство на этом этапе было весьма неспешным, и для создания видимости активного процесса каждый раз, перед тем как отдать машину на тестирование очередному автомобильному изданию, CSX 2000 перекрашивали в другой цвет.

В этом же году Кэррол подал заявку на регистрацию “Кобры” в качестве гоночного автомобиля категории GT III с объемом двигателя более 2 л по классификации FIA. Первая гонка, которую прошла машина, состоялась 13 октября 1962 года в Лос-Анджелесе. Несмотря на то, что автомобиль был значительно легче и быстрее, чем именитый соперник, легендарный “Корвет Стингрей”, гонка закончилась еще до пересечения финишной линии из-за проблем с трансмиссией. Впрочем, месть “Стингреям” была близка — модифицированная пара “Кобр” принесла команде чистую двойную победу уже в январе следующего года. Эти автомобили стали претендовать на большее, чем могла им предложить Америка, а самые грозные соперники ждали их по другую сторону океана.

Битва за Ле-Ман

В то время сама мысль о том, что на европейских трассах автомобиль, произведенный в США, сможет побить “Феррари” и “Мазерати”, казалась столь утопической, что руководство корпорации “Форд” наотрез отказалось финансировать попытку выступить в 24-часовой гонке Ле-Мана. Оставшись без поддержки мощного концерна, Кэррол Шелби подготовил две машины практически вскладчину с AC cars и команда в 1962 году оказалась на 7 месте. К следующему сезону была произведена основательная модернизация машин, в ходе которой, кроме внутренних перемен, “Кобры” получили закрытый верх, улучшивший аэродинамику и позволивший переступить рубеж в 300 км/ч, развиваемый машинами на знаменитой сверхскоростной “прямой Мюльзан”. Эта модель получила название Daytona Coupe Cobra. Впоследствии было выпущено 170 автомобилей этой модификации — количество более чем значительное, если учесть ее экстремальный характер. Следующая модель, Cooper Monaco King Cobra, стала той машиной, на которой была одержана ключевая победа. Именно на ней в ходе 500-километровой гонки в Бриджхэмптоне американец Дэн Гурни выиграл ее — первый раз в Европе — на американской машине. В 1963 “Кобры” еще не могли тягаться с “Феррари” в международных состязаниях, но они уже уверенно оставили позади прежних американских лидеров, Chevrolet Corvette.

1964 год принес новый двигатель “Форд” объемом без малого 7 л (427 кубических дюймов). “Кобру” с номером 166, укомплектованную этим двигателем, “Шелби Америкэн” заявила для участия в классе прототипов для гонки в Ле-Мане. На гонках в Себринге в этом году команде удалось в первый раз побить чемпиона “Феррари” с их легендарной моделью GTO, а на ралли “Тарга Флорида” в Италии “Кобры” заняли третье место вслед за “Порше” 904 и “Феррари”. Поэтому не стало неожиданностью то, что в августе 1964 команда Кэррола Шелби взяла первое место в Ле-Мане. Кэррол покорил Ле-Ман уже дважды: первый раз в качестве гонщика и второй — как конструктор и владелец команды.

В 1965 увидела свет самая совершенная из классических — “Кобра 427”, с трубчатой пространственной рамой и легким алюминиевым кузовом. Ее дебют в Европе начался в апреле, но в тот год команда “Феррари” из-за трений с руководством FIA не выставила на соревнования свою новую модель LM. Лишенные главного соперника, гонщики на “Кобрах” с легкостью победили в “12 часах Себринга” и в итальянской Монце. В мае количество собранных машин этой модели перевалило за требуемую сотню экземпляров, и после получения сертификации в классе GT, они взяли также первое место в английском Оултон-парке и второе — в бельгийском Coupe de Spa. На гонку в Ле-Мане в 1965 году была выставлена целая армада из пяти Cobra Daytona Coupe, четырех Ford GT-40 Mark I и двух Ford GT-40 Mark II. Однако удача не была благосклонной к столь многочисленной армии — все GT-40 вышли из гонок, а из “Кобр” финишировала только одна машина. Впрочем, уже в июле того года, после соревнования 12 Heures De Reims, команда Кэррола Шелби по очкам опередила в зачете мирового чемпионата легендарных соперников, “Феррари” — которые более десяти лет удерживали первенство.

24 ЧАСА ЛЕ-МАНА

Фантастические по продолжительности заезда гонки во французском городе Ле-Ман зародились в 1922 году. Цель столь длительных состязаний была очень приземленной — выяснить надежность и дорожные качества машин в жесткой продолжительной эксплуатации. На самом деле гонка превратилась в одно из самых скоростных и напряженных событий, где средние скорости еще 50 лет назад перевалили за рубеж в 200 км/ч. В отличие от гонок Формулы-1, лидеры Ле-Мана определяются в долгих циклах доводки и завоевывают подиум часто на многие годы. За 80 лет в чемпионах здесь были английские “Бентли” и “Ягуары”, итальянские “Альфа-Ромео”, “Бугатти” и “Феррари”, немецкие “Порше”. Американские машины не были в числе признанных лидеров “24 часов”, но именно за ними победа в битве против казавшихся непобедимыми “Ferrari GTO”. Сейчас 24-часовая гонка в Ле-Мане входит в гоночную серию европейского чемпионата GT, но машины самой мощной категории, в соответствии с новым регламентом, не допускаются к заездам. Существуют близкие по формату к “24 часам Ле-Мана” соревнования, проходящие в Америке и Азии.

Успех вдохновил корпорацию “Форд” на выпуск новой модели “Мустангов”. Этот типичный для США muscle car, спортивный автомобиль в американском понимании, хотя и был популярным и культовым, но не шел в сравнение с плотно сбитыми европейцами, быстрыми и легко управляемыми. Для создания нового поколения “Мустангов” в 1964 году был приглашен Кэррол Шелби. Результатом пятилетнего сотрудничества, кроме массовой модели, стали также специально подготовленные Ford Shelby Mustang GT-350 и его старший брат GT-500 образцов 1967—1969 годов. Кроме того, программа производства гоночного GT-40 также попала в разработку Shelby American. А их команда была раскрашена в фирменные цвета Шелби — насыщенный синий с двумя параллельными продольными белыми полосами. Судьба этих машин в большом спорте была яркой, и ее пик пришелся на 1966 год, когда тройка GT-40, финишируя в Ле-Мане, взяла все три первых места (победы еще в двух сезонах, 1968 и 1969, также были за этими машинами).

Но еще более важно влияние “Мустангов” на рынок массовых спортивных машин. Самые простые модели серии продавались по весьма доступной цене, в то время как на вершине находились практически боевые Shelby Mustang GT-500. Те годы считаются золотыми для “Мустангов”. Они были многократно воспеты и вошли в классическую литературу и фильмы об американских дорогах. В 1967, через два года после начала выпуска лучшей из “Кобр”, серийный выпуск этой модели закончился. Кэррол начал работать как профессиональный консультант в части доводки скоростных машин для автомобильных концернов.

Перцовая настойка

Судьба Кэррола Шелби интересна еще одним уникальным фактом — он единственный, кто делал машины для всех трех крупнейших американских производителей автомобилей, корпораций Ford, General Motors и Chrysler. Обычно в круг его работ входило проектирование и изготовление спортивных прототипов или доводка гоночных или спортивных машин на базе выпускающихся моделей. В случае с “Мустангом GT-350” список изменений был очень велик, особенно, если учесть, что машина выпускалась в больших для своего класса количествах. Двигатель, “V”-образная “восьмерка” рабочим объемом чуть больше 4,7 л (289 кубических дюймов), был серьезно доведен. Машина получила высокопроизводительный карбюратор Holley, алюминиевые впускной коллектор большого сечения и масляный поддон, полностью синхронизированную 4-скоростную коробку передач и спортивные амортизаторы Koni. Была повышена жесткость кузова, а ради уменьшения веса крыша была сделана из фибергласа. И все же это был типичный американский muscle car, обладающий хорошей динамикой, но тяжелый для “кроссинга”, быстрого прохождения поворотов. Герой Николаса Кэйджа в фильме “Угнать за 60 секунд” особо отмечает, что у него никогда не складывались отношения с Shelby Mustang. “Мустанги”, приготовленные для съемок (их было 13, но экранный герой имел собственное имя Eleanor), прошли через длительную доводку, которая сделала их более маневренными в поворотах и стабильными на прямой. “В живых” после съемок осталось только 7 машин, из которых 3 до сих пор сохраняются в первозданном виде и иногда участвуют в автомобильных шоу. Кстати, внешний вид Shelby Mustang GT-500 для этого фильма был переработан в духе веяний XXI века дизайнером Стивом Стэнфордом, что вызвало раздражение у пуритански настроенных ценителей этой модели.

На базе “Мустанга” образца 1965 года был сделан пэйс-кар для гонок в Индианаполисе, специальная машина, следующая перед гоночными машинами и производящая старт с ходу. В последующие годы копии этой машины были произведены тысячными тиражами, а ажиотаж вокруг нее стал спадать только к концу 60-х. В 1970 году сотрудничество между корпорацией “Форд” и Кэрролом Шелби закончилось, а разразившийся вскоре нефтяной кризис 1973 года нанес сильный удар по рынку мощных спортивных машин. Американские muscle cars с многолитровыми двигателями начали уступать место экономичным моделям, и следующая модель Кэррола была представлена только через два десятилетия, в 1987 году. Это был спортивный прототип, изготовленный под маркой “Додж”, а модель, когда она пошла в серию несколькими годами позже, стала зваться Viper, “гадюка”. Агрессивный родстер поставлялся с 10-цилиндровым “V”-образным двигателем рабочим объемом без малого 8 л и мощностью в 400 сил. На ее базе производились гоночные автомобили, в том числе и для Ле-Мана (модификации закрытой модели GTS/R). Ограниченным тиражом были выпущены также Shelby Viper, к которым лично приложил руку Кэррол Шелби, о чем свидетельствуют таблички на кузове и его подпись на сертификате.

Машина не стала таким же прорывом, каким были “Кобры”, но продается вполне успешно и имеет заслуженную популярность. Тем временем на восьмом десятке лет Кэррол взялся за возрождение оригинальных “Кобр”. Сейчас в мире клоны и копии этой легендарной машины изготавливают не менее 30 компаний. С 1995 года завод, принадлежащий Кэрролу Шелби, снова выпускает обе версии оригинальной “Кобры”, как CSX 4000 с 4-литровым двигателем, так и CSX 7000 с 7-литровым. В 1997 году начато производство младшей сестры “Кобры”, модели Shelby Series 1, которая совмещает проверенные конструктивные решения с современным дизайном кузова. Заслуги Кэррола Шелби перед автомобильным спортом и промышленностью столь безусловны, что внесение его имени в списки Автомобильного зала славы было воспринято как естественное решение. В последнем году прошлого века журнал Motor Trend Magazine назвал “Кобру” модели CSX 2000 самым выдающимся автомобилем XX века. Человек и машина с одним именем получили свои лавровые венки
Рубрики:  Интересные факты
Из истории

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку