"Дорожные работы" Стивен Кинг |
Обычный человек. История обычного самоубийцы
Это - Стивен Кинг. Такой же как всегда: жестокий и бескомпромиссный, саркастичный и несдержанный, но все же другой. "Дорожные работы" - вещь, которая выбивается из основного ряда творений Маэстро: в ней нет ни ужасовизада, ни клоунов-убийц, ничего хоть сколько-нибудь мистического и ужасного вопреки мнению о том, что все его работы уж-жасные до уж-жушения. Зато в ней есть трагедия, и это, пожалуй, единственное, что в ней есть.
Сильной стороной Кинга всегда были филигранно прорисованные детали характеров и вообще прочие мелочи происходящего - их здесь имеется с лихвой. И вот пресловутой лихвы-то как раз и чересчур. Персонажи, без которых "Дорожные работы" и съезжающая крыша Барта Доуса, остались бы точь-в-точь такими, как если бы их и вовсе не было. События и действия, без которых - снова! - не пострадал бы никто, а роман был бы куда меньше в объеме и располагал бы к себе чуть больше.
Это детище великого и ужасного можно уподобить копилке какого-нибудь не слишком обеспеченного человека: в "Дорожных работах" буквально собраны все основные сквозные темы произведений Кинга. Тут тебе и психопат, и большой-тупой-босс, и тема смерти ребенка, и одиночество, и социально-политическая линия, и мафия, и репортеры, и даже аллюзии на самого Принца Датского. Так-то! Утонуть во всем этом достаточно просто.
Да, Земля круглая - и это горькая правда.
А Бартон Джордж Доусон - типичный не-любитель порефлексировать над своей жизнью и положением дел, у которого ко всему прочему, что называется, Брахман и Атман не в гармонии. Фабула, как видно из названия, такова, что упомянутого беднягу, у которого 4-мя годами ранее умер от рака второй сын, хотят выселить из дома, а на его месте провести огромное шоссе; то же самое касается и его места работы, что, очевидно, по замыслу Кинга и должно было вызвать цепь событий, приведших его к СПОЙЛЕРбездарной и никому не нужной смертиКОНЕЦ СПОЙЛЕРА
Хотя, признаться, спойлить здесь особо и не о чем - для более-менее способного жевать мозга что должно случиться в конечном итоге становится ясно уже с первых страниц: человек огорчен, разочарован, зол и он к тому же вдруг осознает, что его брак и любовь всей его жизни - плод случайности. А потому он, наверное, решает, что ему в общем и целом терять особо нечего: можно устроить фейер-бах-бах-верк всему, что было в его жизни, которую он и сам не успел увидеть за горой проблем и бутылок с пойлом.
Гэ гэ на протяжении всего романа вытворяет совершенно бессвязные вещи, в которых нет даже самой малой толики здравого смысла, а к концу повествовательной канвы не продвигается дальше ни на йоту; например, он бросает работу и кидает коллег, отталкивает жену и даже закидывается мескалином. И казалось бы - зачем ради такого нелепого и жалкого чуда-юда писать целый роман ажно на 351 страницу, когда можно ограничиться меньшими потерями? Ан нет, было ради чего: ради его маленького умершего от рака мозга сына Чарли-Фредди. Даже без луп, линз и микроскопов при ближайшем рассмотрении становится ясно, что же на самом деле послужило причиной бунта (о котором чуть позже): Бартон так и не смог смириться и отпустить свое дите с неоперабельной опухолью в недрах головного мозга, не смог отпустить то, чего больше нет; дом - слишком большая часть жизни, к которой он был привязан, а теперь из-под него хотят вырвать почву (или он сам ее вырывает). Дорожные работы - лишь катализатор, приведший к бурной химической реакции.
Бунт ради бунта
Вопросы поставлены, формулировка задачи тривиальна: устранить пробелы, найти ответы. И их Кинг щедро раскидывает на страницах "Дорожных работ", делая почти всю работу за читателя. Бартон Доус - не совсем настоящий бунтующий человек, скорее обозленный ребенок. Он показывает средний палец всему окружению, который можно рассматривать не иначе как жест бессилия. Абстрактный бунт должен своей целью иметь некое благополучное или не очень, но все же изменение реальности и разрешение коллизий; Бунт Бартона - бумажные камни в сторону корпораций и простая и ничем не подкрепленная деструктивная деятельность, направленная внутрь и вовне. Любой поступок героя - следствие отчаяния и все того же бессилия. Он выбирает самый геодезический для слетевшего с катушек путь: взорвать все к такой-то матери, но вот возникает вопрос. Кто же виноват? Обвиняемые: Они, он сам или... его мертвый сынок. Каждый делает для себя соответствующий выбор, а я присоединяюсь к когорте ратующих за второго и третьего. Кажется достаточно очевидным, что не будь той-самой-смерти, привязанности и нежелания отпустить наконец беднягу Фредди, не было бы и всей этой печальной истории.
А напоследок немного информации для вторичного переваривания. Назвал это творение копилкой я неспроста, хотя такое наименование в какой-то мере является анахронизмом. Все эти персонажи уже есть в других произведениях Кинга. Помните Луиса Крида и Гэджа из "Кладбища домашних животных"? А молоток для роке из "Сияния"? А девицу из "Сердец в Атлантиде"? Мальоре из "Дорожных работ" также вторит очередному персонажу Кинга - одному из одноклассников Чарльза Деккера из "Ярости", говоря, что его все равно раздавят. То то и оно.
6/10. Проходное, но для более близкого знакомства - можно.
Рубрики: | "Легкое" чтение Психоделика Зарубежная Проза |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |