В мудрости наших предков неизменно убеждаешься, глядя на Андреевскую церковь. На необыкновенном по рельефу месте поставлена она так, что откуда ты ни смотришь на нее - от подножия ли высокого стилобата, с Андреевского ли спуска, когда уходишь от церкви, да все тянет на нее оглянуться, с любого ли места на Подоле - всегда видишь ее как бы парящей в небе...
Пятиглавый силуэт церкви находится на кромке холма Верхнего города и создает впечатление белого лебедя, возвышающегося над Киевом.
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье Днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал над горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: «Видите ли горы сии? На этих горах засияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей. И сходя на горы те, благословил их и поставил крест и помолился Богу и сошел с горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру...»
Из этого фрагмента из «Повести временных лет», написанной летописцем Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века, и начинается знакомство с изысканной барочной архитектурной жемчужиной Киева − Андреевской церковью.
По легенде, она была построена на месте, где святой Андрей Первозванный установил крест − это лишь одна из многих легенд, которыми окутана Андреевская церковь...
Большая часть легенд и преданий, которые вызывают у людей живой интерес, сложно проверить. Однако это не уменьшает нашей к ним любви, ведь ценим мы их скорее всего не за долю исторической истины в процентном отношении, а за красоту, таинственность, которые вдохновляют на фантазии и романтические мысли.
Согласно легенде, когда-то это место под горой было полностью покрыто водой. Согласно летописи Нестора Летописца, в те далекие времена пришел в Киев Апостол Андрей Первозванный. Поднялся на гору, и предсказал, что здесь, на горах Киевских «воссияет благодать Божья, вырастет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И поставил на горе, в ознаменование своих слов, крест.
И свершилось чудо, море отступило. Но часть моря осталась и спряталась под Андреевской горой. Как говорится в легенде, море заснуло.
Возможно, о легенде и забыли бы, но…
Через много веков, на горе, началось строительство Андреевской церкви. О легенде вспомнили, когда под престолом открылся колодец с подземными водами.
Каким-то образом колодец удалось законсервировать, но пусть только ударит первый колокол на церкви - бездонная кладезь сразу откроется и затопит не только Подол, но и все Левобережье...
Сейчас уже сложно сказать, что повлияло на то, что у Андреевской церкви нет колоколов. Возможно, излишнее суеверие киевлян. А возможно, архитектор просто не учел эту деталь в проекте. Но, так или иначе, гуляя по Андреевскому спуску, вы не услышите колокольного звона.
Образ Андреевской церкви зафиксировался в моей памяти после просмотра искрометной советской комедии, созданной по мотивам произведения, не менее скандального, чем история самой церкви, - "За двумя зайцами" (хотя о скандальности пьесы, откровенно отобранной Старицким у Нечуя-Левицкого, возможно мало кто знает). Помните, как герой Олега Борисова Голохвастов, поднимается, закрывая цилиндром растерзанную штанину, по лестницам Андреевской церкви ("... в церкви ждет поп..."), а над макушками храма возвышается облако грачей после громкого звона? Все выглядит довольно правдоподобно, как для художественного фильма, но колоколов в Андреевской церкви никогда не было...
На Андреевской горе, начиная с 13 века, стояло немало церквей. В древние времена на возвышенности правобережного Днепра в районе Андреевской горы было языческое капище главного славянского бога Перуна. Его Владимир Креститель приказал уничтожить сразу после крещения киевлян. На этом месте установили деревянную церковь, которую назвали в честь Андрея Первозванного. В XIX веке на горе возник Андреевский монастырь (его еще называли Янкиным, в честь Янки − дочери князя Всеволода Ярославовича). Вообще, в народе этот холм всегда именовали Андреевским, и церкви, что на нем строились, также назывались Андреевскими или Крестовоздвиженскими − в знак того, что Андрей установил на киевских горах свой крест.
В 1744 году Киев посетила Елизавета Петровна. Поговаривали, что императрица хотела устроить в Киеве свою резиденцию, или даже, по установкам своего мужа (Алексея Разумовского), перенести столицу в Киев. Но не случилось ни того ни другого. Хотя Киев императрице понравился. Понравились легенды об этом древнем городе, а особенно легенда об апостоле Андрее. Возможно, поэтому Елизавета приказала соорудить на Андреевской горе церковь и даже приняла участие в закладке краеугольного камня будущего храма.
Императрица Елизавета Петровна
Проектирование сооружений она поручила своему любимому придворному архитектору, итальянцу по происхождению, Бартоломео Растрелли, который создал по заказу императрицы немало сооружений в Петербурге. А в Киеве по его чертежам была построена Андреевская церковь, которую, кстати, часто называют «лебединой песней» выдающегося итальянца, а также царский дворец, который позднее стал называться Мариинским.
Архитектор Бартоломео Карло Растрелли
Интересно, что в Киеве Растрелли никогда не бывал, поэтому, наверное, и не подозревал, что его церковь будет стоять на горе, которой угрожают постоянные опасности оползней. Поэтому архитектору Ивану Мичурину, приехавшему в Киев из Москвы для строительства по чертежам Растрелли Андреевской церкви, пришлось приложить немалые усилия, чтобы осуществить приказ Елизаветы Петровны.
Выяснилось, что церковь нужно строить не на естественном холме, а на искусственном, который был частью земляного бастиона старокиевской крепости. Именно Мичурин придумал, как укрепить церковь на холме и отвести подземные грунтовые воды. Вместо обычного фундамента зодчий построил двухэтажный дом − - стилобат высотой 14 метров, примыкающий к срезу кручи. Он и стал основой для относительно легкой верхней церкви, которая вместе с крестом имеет высоту 46 метров. Позже в этом доме к 150-летию Елизаветы Петровны построили алтарь в честь ее небесной покровительницы − великомученицы Елизаветы. А еще Мичурин предложил сделать лестницу на паперть, которая добавили еще большего величия церкви: сначала она была деревянной и только в XIX веке во время очередного ремонта церкви ее заменили на чугунную.
Вокруг самой церкви обустроена пятиугольная терраса, с которой открывается вид на Андреевский спуск, Подол и Днепр.
Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, сверху которых установлены декоративные главки.
В связи со сложными гидрогеологическими условиями (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), фундаменты были заложены разной глубины.
Здесь всегда были проблемы с дренажными системами и отводом грунтовых вод: время от времени подземная и дождевая вода приводили к оползням склонов горы. Поэтому Андреевская церковь всегда требовала больших средств на реставрацию и дренажные работы, чем другие церковные сооружения.
Самым известным меценатом, который буквально спас Андреевскую церковь от разрушения во второй половине XIX века, был Андрей Николаевич Муравьев. О нем сейчас мало кто знает, а он был чрезвычайно интересным, образованным человеком, историком церкви, собирателем древностей и знатоком старины, а еще одним из первых защитников и исследователей исторического Киева. Даже посвятил киевским достопримечательностям книгу под названием «Киев и его святыни», которая затем неоднократно переиздавалась. В 1850-х годах Муравьев навсегда переехал в Киев и вскоре приобрел усадьбу прямо напротив Андреевской церкви. Он признавал, что был москвичом по рождению, но стал киевлянином в душе. Именно поэтому так много сделал и для Киева вообще и для Андреевской церкви в частности.
Андрей Муравьев – историк, писатель, коллекционер, меценат
Андреевская церковь построена в стиле барокко, который возник в середине XVI века в Италии и в течение двух веков был популярен во многих европейских странах. В Украине и России этот стиль господствовал в архитектуре, живописи , литературе и музыке с конца XVII до середины XVIII века.
И действительно: Андреевская церковь поражает богатством и эффектностью внешней отделки.
Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского и ионического ордеров. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.
Живописность фасадов усиливает яркая раскраска. Архитектурные детали церкви прекрасны...
Хочется отметить тот факт, что при Елизавете Петровне служба в церкви так и не проводилась. Прежде всего потому, что в церкви не было своего прихода, ведь она строилась как царская. В ней даже нет колокольни, чтобы созвать прихожан на службу. Но на это мало кто обращает сейчас внимание.
Церкви в определенной степени повезло − оригинальные чертежи Растрелли долго считались утраченными. Они были найдены лишь в 60-х годах прошлого века в Венском музее Альбертина. Поэтому последнюю реконструкцию храма в 1978-1979 годах киевские реставраторы проводили по оригинальным чертежам итальянского архитектора. Была выполнена огромная работа − в частности, восстановлен первозданный внешний вид куполов.
Андреевская церковь производит не менее сильное впечатление внутри, чем снаружи. Необычный интерьер, роскошный иконостас...
Этот стиль не совсем свойствен Киеву. Интерьер церкви поражает богатством и великолепием декора.
Искусствоведы определяют его, как барокко. Но интерьер создавался Растрелли ближе к стилю рококо, который был популярным при императорском дворе в середине ХVIII века.
Он прекрасно воспринимается с экстерьером единым архитектурным ансамблем: оригинальная форма куполов, изысканная позолоченная лепнина, обрамляющая французские окна-люкарны и балконы, роскошные рамы для икон и живопись в сводах.
Но главный акцент, безусловно, делается на иконостасе. Его также спроектировал Растрелли.
К счастью он сохранился в первозданном виде, точно таким, как на чертежах итальянского мастера. Да и все остальные детали интерьера, включая резьбу, лепку, надпрестольную сень-ротонду, проповедническую кафедру и т.д.
Это очень редкая вещь.
Иконостас действительно уникален: в нем удивительно гармоничное сочетание торжественной помпезности с мягкими, плавными очертаниями. К тому же, он имеет удивительно насыщенный пурпурный цвет, на фоне которого эффектно выглядят позолоченные пилястры, карнизы и пышно декорированные обрамления икон.
А вся поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы, в декоре которого проступают изящные головки херувимов, фигуры ангелов и трехфигурная группа «Распятие», завершающая иконостас.
Орнаментные работы и резьбу выполняли наши киевские мастера Иосиф Домаш, Христофор Орейдах, Андрей Карловский, Матвей Мантуров, Григорий Левицкий.
А картины для иконостаса писали русские художники Иван Вишняков (он возглавлял художественную бригаду) и Алексей Антропов.
Его кисти принадлежат самые впечатляющие работы: «Сошествие святого духа на апостолов» и «Нагорные проповеди Христа», а также композиция «Тайная вечеря», расположенная в алтаре.
Архитектура, живопись, лепнина и резьба гармонично объединены и создают целостный ансамбль интерьеров Андреевской церкви.
Следует отметить, что интерьер Андреевской церкви отличается необычайной роскошью и больше напоминает убранство дворца, чем храма.
Освящение церкви состоялось 19 августа 1767. Вследствие возникновения серьезных проблем во внешней и внутренней политике империи, царский двор охладел к Андреевской церкви, и она была вычеркнута из списков дворцовых сооружений. У 1768 году церковь была передана Киевскому магистрату, а с 1785 года ею занималась Киевская городская дума .
После освящения церковь работала как обычная действующая до 1932 года, пока по решению советского правительства в ней было прекращено богослужение. В 1941-45 годах богослужения возобновляются, а в 1961 году она снова закрывается. С 1968 г. церковь является музеем (филиал Национального заповедника "София Киевская").
Уже 10 лет здесь правит службу Украинская Автокефальная Православная церковь, а в стилобате расположено семинарское общежитие. Правда, надо отдать им должное: они исправно выполняют все обязательства договора, который заключил с ними заповедник «София Киевская». Но проблемы существуют: сначала служить должны были лишь на крупнейшие религиозные праздники и в большие поминальные дни. Однако, впоследствии эти служения стали ежедневными, также проводятся венчания, крестины. Все это вместе доставляет определенных хлопот, ведь в музее нужно поддерживать соответствующий температурный режим, влажность воздуха. Между тем копоть от свечей оседает на старинной живописи, некоторые картины уже начали трескаться от избыточного тепла. В уникальный иконостас забиваются гвозди для навешивания новых икон... Реставраторы в отчаянии...
Андреевская церковь наряду с Лаврой и Софией является одной из визитных карточек Киева и знаменита во всем мире.
И наш долг доказать и себе, и всем, кто приходит в музей, что Андреевская церковь − это памятник мирового значения. Если наши предшественники сохранили ее, то наш долг − передать Андреевскую церковь, этот уникальный памятник, в таком же состоянии следующим поколениям.