-Метки

Взаимоотношения алкоголизм апатия болезнь боль брак вопрос вопросы воспитание выбор девушка дела любовные депрессия дети друг дружба друзья женщина жизнь зависимость законы семейной жизни здоровье знакомства знакомство измена интернет кризис ложь любовь мама метки мнение мудрость мужчина мужчины мысли настроение новая жизнь образование обучение общение общество одиночество отношения отношения мужчина и женщина парень подруга позитив помогите помощь притчи притчи о женщинах притчи о жизни притчи о любви проблема проблемы прошлое психолог психология психология отношений психотерапия работа развитие развод расставание ребенок ревность рисование родители родители и дети самоанализ самооценка самопознание саморазвитие секс семейные отношения семья сестра смерть смысл жизни совет современные притчи сон статья страх страхи стресс счастье творчество тест тренинг успех философия характер хочу высказаться цитаты чувства школа эгоизм эмоции

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Уголок_психолога

 -Подписка по e-mail

 


Как поставить на место и не испортить отношения?

Среда, 29 Июля 2009 г. 11:50 + в цитатник
daniling все записи автора

Как реагировать, если вам не нравится, как с вами обращаются? И как сделать так, чтобы с вами перестали так обращаться, но при этом не испортить отношения? Очень актуальная тема - лично меня про это чаще всего спрашивают. Универсальных рецептов, конечно, не бывает, но в данном случае есть все же рецепт, который может помочь, и вообще сильно оздоровить общение. Это техника конструктивной обратной связи. Вообще, я считаю, что этому должны учить в школе. И это должен знать каждый. Увы, не учат.

Обратная связь - это намеренное сообщение другому человеку о том, как его действия или слова воспринимаются или переживаются вами. Это когда вы говорите человеку о том, какие эмоции вызывает у вас его поведение. По отношению к вам, само собой, иначе это уже не обратная связь) Когда вы сообщаете человеку о своих эмоциях, то человек понимает, какую реакцию его действия у вас вызывают. Если вы озвучиваете эти эмоции ощутимо для него, то он может и задумается, стоит ли так себя с вами вести.

Скажем, кто-то вас постоянно и бесцеремонно критикует. Не конструктивно критикует, а язвительно и колко. Вам это крайне неприятно Можно, конечно, опровергать эту критику, человек будет опровергать ваши опровержения, и ничего вы ему не докажете - получится бодание. А можно сказать: “Знаете, я воспринимаю ваше замечание как критику, и мне это крайне неприятно. И мне даже при желании сложно услышать то, что вы хотите сказать, потому что мне НЕПРИЯТНО!». То есть увесисто так сказать, дать понять, КАК вам неприятно. Человек ведь какие-то свои цели преследует, критикуя вас, и тут он хотя бы поймет, что своих целей не достигнет, пока делает вам неприятно.

Вообще то, даже подумать бывает страшно, как отреагируют некоторые люди, если мы им свои эмоции озвучим. Тем более, что и эмоции бывают ого-го! Такие, что и озвучить, опять же, страшно. Так вот, чтобы не было страшно и взрывоопасно, а вполне себе конструктивно, обратная связь должна даваться по определенным правилам. Это что-то вроде техники безопасности. Соблюдая эти правила, вы сделаете свое общение более эффективным и сможете избежать конфликтов.       



1)Обратная связь должна быть описательной, а не оценочной. Вы описываете свои эмоции, а не оцениваете действия оппонента. Когда вы говорите, «ваши действия недопустимы, неправильны, отвратительны» - это оценки. Когда вы говорите, «ваше действие вызывают у меня раздражение, тревогу, дискомфорт и т.п.» - это описания. Наши оценки скорее всего вызовут несогласие, ведь сам то оппонент свои действия наверняка по-другому оценивает. Вот он уже недоволен, зацепилось, понеслось. А говоря только о своих эмоциях, вы не задеваете оппонента, по сути. Это ваше, и всё.


2)Обратная связь не должна содержать интерпретаций. Говорите только о своей реакции и не интерпретируйте действий оппонента. Если собеседник говорит чуть громковато, а вы ему скажете «Чо орешь», то это интерпретация. Потому что собеседник не считает, что он орет. И ему будет обидно. Тем более не стоит интерпретировать личность собеседника. Говорить ему, например: «Ты критикуешь меня, потому ты вообще критикан», «Ты грубишь, потому что хам», «Ты весь в маму». Это наверняка его заденет - ему сложно будет согласиться. И в ответ он вас тоже проинтерпретирует. Фразы типа «Ты достал» - это тоже интерпретация, потому что вы приписываете собеседнику действие, а не говорите о себе. Не он достал, а вы устали. Стоит говорить о своей реакции, не переходя на личность: «Это для меня слишком громко». «Мне обидно это слышать». «Меня расстраивают эти твои слова». Хотя, интерпретировать, конечно, интереснее, я согласен)


3)Обратная связь должна касаться конкретного действия, а не поведения человека в целом. И не того, как он вел себя раньше. Если вы говорите человеку: «Вот всегда ты так!», «Ну вот опять», «Вечно ты», «Да сколько можно», то скорее всего у него возникнет желание это опровергнуть. Потому что он то считает, что каждый раз ведет себя по-новому. Ну и вообще, кому приятно, когда ему напоминают про все его грехи сразу. Поэтому, никаких вообще, вечно, всегда - только здесь и сейчас. Лучше говорить: «именно эти твои слова меня задели», «именно этот тон показался повышенным».


4) Обратная связь не бывает отсроченной - либо сразу, либо никогда. Последнее правило лично у меня вызывает протест. Потому что оно неумолимо. Если именно сейчас эти слова вызвали у вас боль, то сразу же про это и нужно сказать. Человек ведь сказал, и забыл про это. А вы через час\неделю\год вываливаете на него свою обиду на то, что он забыл. Вряд ли он с готовностью это воспримет - наверняка будет сопротивляться и не примет ваше застарелое недовольство. Но! Тут можно обыграть, и все же высказать невысказанное вовремя - при помощи подкупающей искренности. То есть, для начала подготовить человека. Напомнить, нейтрально, про тот эпизод. И в форме признания рассказать, что всё это время не могли забыть, мучались и только сейчас решились. В такой форме ваша запоздалая обратная связь может быть принята. Если вы соблюли все вышеописанные правила, конечно.

Загрузил? На самом деле, если вы никогда не пользовались этой техникой, то поначалу не будет получаться. Точнее, будет что-то получаться, но не безупречно. Тут дело тренировки. А уж поводов для такой тренировки наше повседневное общение предоставляет достаточно.

P.S Есть еще похожая техника «Я-сообщений» - тоже рекомендую. Ее легко можно найти в интернете.

                                                                                                                                      (с) психолог Данила Гуляев  [\more]

Рубрики:  семья, брак
дела любовные
друзья и дружба
родители и дети
Прием психолога
Методики и тесты
Метки:  

Процитировано 36 раз

ir-ka   обратиться по имени Среда, 29 Июля 2009 г. 12:07 (ссылка)
...
 (97x99, 5Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Tanhi   обратиться по имени Среда, 29 Июля 2009 г. 12:34 (ссылка)
Спасибо большое! Как раз то, что мне нужно.
Ответить С цитатой В цитатник
wilin   обратиться по имени Среда, 29 Июля 2009 г. 13:11 (ссылка)
За похожие действия мне сказали "не строй из себя психолога, мне надоело" и то, что я пытаюсь манипулировать в свою пользу
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 29 Июля 2009 г. 13:24ссылка
А вы строили из себя психолога?
Winona28   обратиться по имени Среда, 29 Июля 2009 г. 15:28 (ссылка)
спасибо)я старалась так себя вести,но этих подробностей не знала,теперь будет гораздо легче))
Ответить С цитатой В цитатник
NadinaN   обратиться по имени Среда, 29 Июля 2009 г. 15:36 (ссылка)
Очень хорошая техника. Интересно, в общении с начальником это помогает???
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 29 Июля 2009 г. 16:03ссылка
Мне помогало) Если, конечно, с уважительной интонацией.
Queen_Lu   обратиться по имени Среда, 29 Июля 2009 г. 16:21 (ссылка)
Очень нужная информация, действительно, часто я веду себя неправильно. Эти правила надо запомнить и действовать автоматически.
Ответить С цитатой В цитатник
LORA_PAVLOVA   обратиться по имени Среда, 29 Июля 2009 г. 17:01 (ссылка)
Спасибо! Очень ценно... Но надо потренироваться...
Ответить С цитатой В цитатник
ArinaGo   обратиться по имени Среда, 29 Июля 2009 г. 19:10 (ссылка)
безумно полезно,как раз то в чем состоит главная моя проблема.Неустраивает что-то в поведении человека,а я сразу начинаю кричать,обвинять и тд.. оказывается нужно совсем по-другому..
Ещё раз спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Цветок_ненастья   обратиться по имени Среда, 29 Июля 2009 г. 23:11 (ссылка)
Спасибо!!Зачастую не знаешь как себя вести..
Ответить С цитатой В цитатник
NIKOR   обратиться по имени Четверг, 30 Июля 2009 г. 00:09 (ссылка)
интересный пост ... благодарю...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 30 Июля 2009 г. 02:57 (ссылка)
Да,если бы все привыкли таким вот образом общаться то конфликтов,обид и негатива между людьми стало бы меньше уж точно)
Ответить С цитатой В цитатник
RomAshka550   обратиться по имени Четверг, 30 Июля 2009 г. 09:13 (ссылка)
Огромнейшее спасибо))
Про Я-сообщения тоже почитала) Просто в точку то что надо) Будем пробовать)
Ответить С цитатой В цитатник
Serbelis_Tamara   обратиться по имени Четверг, 30 Июля 2009 г. 12:29 (ссылка)
Спасибо! Тоже задумалась о своем поведении - может,кого-то обидела язвительными замечаниями.К сожалению,так вот прямо и открыто реагировать мешает гордыня.Проще поругаться...
Ответить С цитатой В цитатник
пой__птичка   обратиться по имени Воскресенье, 02 Августа 2009 г. 09:39 (ссылка)
Да,я бы сказала что столь спокойное и уравновешанное поведение намного лучше может сохранить отношения людей...Я еще до прочтения пробовала такую,скажем,"методику" поведения,но мне не так уж сильно и помогало...и самое,что интересное,люди может и задумывались позже о своем поступке,поведении,решении проблемы,но вели себя также,как и до моего "эксперимента"....Не знаю,что могло на это повлиять...но хочу сказать,что это очень хороший пост,с удовольствием прочитала.Спасибо.С некоторыми людьми,более уравновешанными,эта методика действует.Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Я_солнечная   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2009 г. 00:37 (ссылка)
Благодарю за постик) читала с такой радостью в душе) вот только немного призадумалась) понимаете, ведь сколько людей - столько и реакций будет на подобное озвучивание своей конкретной эмоции, одни с героизмом в голосе приравняют вас к рядам простушек, вот так вот прямо говорящих о своих чувствах, другие же в вас начнут искать подпольного психолога, а третьи и вообще обидятся))) да и знаете, бывают такие люди, с которыми связывает что-то, которые тебе крайне не приятны, но понимаешь, что на определённом периоде жизни без их присутствия и их связей ты просто не обойдёшься, они начинают тобой манипулировать, взамен кидая тебе в качестве подачки всякие сублимады"", а бывает и хуже, - человек специально - таким образом пытается довести ваши отношения до конфликта, вследствии которого он вас вычеркнет из обозрения своего, вот и приходится терпеть все его так называемые замечания, а бывает что вообще человеку тупо не чем заняться и он пытается стать неким акимом, что видит в людях - то и говорит) терпеть не могу) но всё равно спасибо за статью, постараюсь некоторым людям тактично дать понять, надеюсь поможет)
Ответить С цитатой В цитатник
fufala   обратиться по имени Воскресенье, 27 Мая 2012 г. 01:11 (ссылка)
чем абсурдней и неожиданней наглые обвинения, тем спутанней мои мысли. я начинаю задыхаться от невозможности оправдаться и одновременно понимаю, что это незачем... невиновного очень сложно оправдать - кто-то мудрый сказал. в результате просто замыкаюсь и молчу. очень тяжело работать с ленивыми и наглыми.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку