-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2005
Записей: 1944
Комментариев: 1121
Написано: 4382


Мать Мария

Понедельник, 31 Марта 2008 г. 11:51 + в цитатник
Leonsija все записи автора

Сегодня День памяти интересной поэтессы Серебряного века - Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой (20.12.1891, Рига - 1945).
Ее девичья фамилия Пиленко, по второму мужу - Скобцова. Она окончила женские Бестужевские курсы, в 1912 году выпустила в издательстве «Цех поэтов» первый сборник стихов «Скифские черепки», на который обратил внимание Александр Блок. Длительное время находилась под влиянием поэзии и личности Блока. Ей адресовано стихотворное обращение поэта: «Когда Вы стоите на моем пути,Такая живая, такая красивая...» Многие годы они состояли в переписке... В 1919 году Елизавета навсегда покидает Россию и поселяется в Париже. В 1932 году принимает монашеский постриг и новое имя - мать Мария, под которым и вошла в историю. Кузьмина-Караваева не уходит в монастырь, а несет служение в миру, организует приют для бездомных и продолжает писать стихотворения. Во время войны Матерь Мария принимает участие в движении Сопротивления. 9 февраля была арестована за укрывательство евреев и отправлена в концлагерь Равенсбрюк. Мать Мария погибла в газовой камере. 1 мая 2004 года Константинопольская Православная Церковь причислила к лику святых русскую монахиню Марию (Скобцову).

В 1947 году под именем матери Марии вышел посмертный сборник «Стихотворения, поэмы, мистерии. Воспоминания об аресте и лагере Равенсбрюк», изданный ее бывшим мужем Скобцовым... Главный мотив лирики - с Богом не страшны ни грядущая смерть, ни мучения... 

Увидишь ты не на войне,
Не в бранном, памятном восторге,
Как мчится в латах на коне
Великомученик Георгий.
Ты будешь видеть смерти лик,
Сомкнешь пред долгой ночью вежды,
И только в полночь громкий крик
Тебя разбудит - Знак Надежды.
И алый всадник даст копье,
Покажет, как идти к дракону;
И лишь желание твое
Одно - начать заутра оборону.
Пусть длится каждодневный ад -
Рассвет мучительный и скудный -
Нет славного пути назад
Тому, кто зван для битвы чудной.
И знай, мой царственный, не я
Тебе кую венец и латы:
Ты в древних книгах бытия
Отмечен, вольный и крылатый.
Смотреть в тумане - мой удел,
Вверяться тайнам бездорожья
И под напором вражьих стрел
Твердить простое слово: "Боже".
И Всадника вести к тебе,
И покорить надеждой новой,
Чтоб был ты к утренней борьбе
И в полночь - мудрый и готовый.

(Стихотворение посвящено Александру Блоку)
1916 год

«На Страшном Суде меня не спросят,
успешно ли я занималась аскетическими упражнениями
 и сколько я положила земных и поясных поклонов,
 а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого,
посетила ли больного и заключенного в тюрьме.»
 
Е.Ю.Кузьмина-Караваева

А.Блок - Е.Ю.Кузьминой-Караваевой

Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.

6 февраля 1908 года

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем не уважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух "Макбета".
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

6 февраля 1908 года

Сайт, посвященный жизни и творчеству этой замечательной женщины:Мать Мария 

Рубрики:  Блок
без раздела
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку