-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в СЕРЕБРЯНЫЙ_ВЕК

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2005
Записей: 1944
Комментариев: 1121
Написано: 4382


"ВЕЧНАЯ ЗАПОВЕДЬ"

Пятница, 14 Октября 2011 г. 10:17 + в цитатник
oslix все записи автора
Цитата сообщения Алевтина_Князева Есть одна только вечная заповедь - жить. В красоте, в красоте несмотря ни на что.

 

Земная жизнь лишь “сон”, ” тень”.

Реальности противопоставлен мир  мечты и творчества - мир, где личность обретает полную свободу:
Есть одна только  вечная  заповедь - жить.
В красоте, в красоте несмотря ни  на что.

Д.Мережковский


Зинаида Гиппиус Часы остановились. Исп.Павел Морозов




Мистические настроения, наиболее сильно проявившиеся в России на рубеже столетий, оказали огромное влияние на творчество многих замечательных поэтов Серебряного века.



Конец XIX - начало XX вв. в России - это время  перемен,  неизвестности и мрачных  предзнаменований,  это     время     разочарования  и    ощущения приближения гибели  существующего  общественно-политического строя. Все  это не  могло  не  коснуться   и  русской  поэзии.   Именно   с   этим   связано возникновение символизма.
Символизм  был  явлением  неоднородным,  объединившим  в  своих  рядах поэтов, придерживавшихся  самых разноречивых взглядов.

Максимилиан Волошин Гаснет свет. Исп. Boris Vetrov




Особенно их привлекает любовь, - эротика  во  всех  ее  проявлениях, начиная с чисто-земного сладострастия и кончая  романтическим  томлением   о Прекрасной  Даме,  Госпоже,  Вечной  Женственности,   Незнакомке...  Эротизм неизбежно переплетается  с мистическими переживаниями.  Любят  поэты-символисты и пейзаж, но не как таковой,  а  опять-таки  как  средство,  как  средство выявить свое настроение. Поэтому так часто в   их  стихотворениях   русская, томительно-грустная осень, когда нет солнца, а если есть,  то  с  печальными блеклыми лучами, тихо шуршат падающие листья, все окутано  дымкой  чуть-чуть колышущегося тумана.  Излюбленным  мотивом  «младших  символистов»  является город.  Город - живое существо с особой формой, особым характером,  зачастую это «город-Вампир», «Спрут», сатанинское  наваждение, место безумия,  ужаса; город - символ бездушия и  порока.  (Блок, Сологуб,  Белый,  С.Соловьев,  в значительной степени Брюсов).

Дмитрий Мережковский В сумерки. Исп. Boris Vetrov




«Поэзия заговоров и заклинаний»
Все тайники моей души полны
Безмолвных слов, и снов, и воздыханья,
и слышно мне, как будто трепетанья
Проносятся, на крыльях тишины...
Н. Арсеньев


Федор Сологуб Войди в меня побудь во мне.Исп. Boris Vetrov





Общая мистическая атмосфера серебряного века оказала влияние на творчество почти всех поэтов-символистов. Особенно А. Белого, К. Бальмонта и Ф. Сологуба.
На квартире у Сологуба, как вспоминают его современники, проходили очень интересные литературные вечера, так сказать, с мистическим уклоном. Хозяин читал там своего «Мелкого беса» и начало «Навьих чар». В «Навьих чарах» Сологуб предполагал вывести Христа как светского господина. Но до этого в романе дело не дошло. Видимо, автор одумался. Значит, несмотря на свою творческую раскованность, Сологуб все же не лишен был религиозного страха. Он иногда даже как бы заискивал перед Богом:
Я верю в творящего Бога, В святые завесы небес, Я верю, что явлено много Бездумному миру чудес. Но высшее чудо на свете, Великий источник утех - Блаженно-невинные дети, Их тихий и радостный смех.
Известно, что поэту вообще был приятен образ ребенка, полуотстоящего от реальной жизни. В одном из рассказов, как символ ужаса в хаосе жизни, некий мальчик ненавидит жизнь и смех, мечтает о звездах, где живут звери и никто никогда не смеется.

Гиппиус, Мережковский, Философов


После смерти своей сестры Сологуб ощутил вселенское одиночество, у него наступил перелом в творчестве. С этой поры его все стали считать колдуном, ворожеем, ставленником нечистой силы.
Публично он признавался, что полюбил ту, чье имя написано с большой буквы, - Смерть.
Друзья-поэты относились, в отличие от публики, к Сологубу сочувственно. Они считали, что он фокусничает:
Белей лилий лала Была бела ты и ала.
Или:
Бевей вивий, авее вава Быва бева ты и ава.
Но фокусами здесь и не пахло. Сам Сологуб очень серьезно относился к своим опытам. Он подыскивал нежные слова для обозначения смерти. Он рисовал сюжеты, в которых она приходила к нему под окно и просила, чтобы брат ее Сон открыл ей двери. Она устала: «Я косила целый день...» Она хотела накормить своих голодных смертены-шей...
Все это очень походит на заклинание Смерти.
Поэт Бальмонт в своем мистическом мироощущении был гораздо светлее. Ему нравилось иметь дело с фольклорной стороной этого поветрия тех лет. Вот его типичное стихотворение на эту тему:
«Домовой»
Неуловимым виденьем, неотрицаемым взором,
Он таится на плоскости стен,
Ночью в хозяйских строениях бродит дозором,
Тайною веет, и волю свевает,
Умы забирает
В домовитый свой плен...
Но концовка стихотворения Бальмонта все равно сводится к просьбе о защите от злых духов:
Между стен развивается дымное зрелище духа.
Что-то давит, - как будто мертвец,
на минуту живой,
Ухватился за горло живого и шепчет так глухо
О тяготах земных. Отойди, отойди, Домовой!

Константин Бальмонт
 


Мистический плащ настойчиво примерял и Андрей Белый.
Сердце вещее радостно чует Призрак близкой священной войны. Пусть холодная вьюга бунтует - Мы храним ваши белые сны... -  писал он в послании другу-поэту С. Соловьеву.
Черты ворожея и колдуна часто проступали на его лице во время публичных выступлений. Он, по воспоминаниям очевидцев, резко вскакивал со стула и начинал исступленно декламировать:
Золотому блеску верил, А умер от солнечных стрел, Думой века измерил, А жизнь прожить не сумел.
Если для Сологуба мистика была отдушиной в его вечном страхе перед жизнью и смертью (его герой висел где-то посередине), а для Бальмонта - заступницей, то Андрей Белый выражал в мистике незадачливость и одиночество своей жизни. Кстати, игра в мистику, особенно для талантливых поэтов, - опасная игра: Белый наворожил себе смерть от солнечного удара, Бальмонт - потрясающие муки совести перед смертью, Сологуб - дьявольски суровый и озлобленный последний бал жизни.
Но для читателей эта сторона творчества поэтов серебряного века - увлекательное чтение. А для литературных критиков - еще одна возможность обозначить духовное развитие этого русского ренессанса.


Андрей Белый


Александр Блок

  Боги дышат  человеческой любовью

 


Философия Серебряного века придавала вопросу пола вселенские масштабы. «Пол - космическая сила,- утверждал Н.Бердяев,- и лишь в космическом аспекте может быть постигнут. Пол есть... точка пересечения человека с космосом, микрокосма с макрокосмом. Не только в человеке, но и в космосе есть половое разделение мужского и женского и половое их соединение... В миропорядке мужское и есть по преимуществу антропологическое, человеческое начало, женское - начало природное, космическое... Ибо поистине не мужчина и не женщина есть образ и подобие Божье, а лишь андрогин, дева-юноша, целостный бисексуальный человек».
В своём восприятии Эроса Серебряный век был близок тантризму, в котором любовь - это космический акт, устанавливающий момент единения с Универсумом и достижения полного духовного освобождения от пут рассудка. Космическое восприятие телесной любви в эпоху Серебряного века проповедовал В.Розанов, и хотя его сподвижники по Религиозно-Философскому обществу были едины в мнении о необходимости реформирования христианства по вопросам пола, тем не менее, его предложение о предоставлении новобрачным права оставаться первое время там после венчания там, где они повенчались, вызвало недоумение и взрыв ярости.
«Мне представлялась ночь, и половина храма с открытым куполом, под звёздами, среди которого подымаются небольшие деревца и цветы, посаженные в почву по дорожкам, откуда вынуты половицы пола и насыпана чёрная земля. Вот тут-то, среди цветов и дерев и под звёздами, в природе и вместе с тем во храме, юные проводят неделю, две, три, четыре... (...) Они остаются здесь до ясно обозначившейся беременности. (...) Разве на богослужении нашем не возглашается: «Говорю вам, что Царствие Божие подобно Чертогу Брачному...» ...Ужели же то, с чем сравнена самая суть того, о чём учил Спаситель (Царствие Божие),- неужели это низко, грязно и недостойно того, чтобы мы часть церкви своей приспособили,- украсив деревьями, цветами и бассейном,- к этому образу в устах Спасителя?! Внести в нашу церковь Чертог Брачный - и была моя мысль»,- так объяснял свою позицию В.Розанов.

В тантризме подобные идеи не являются кощунством. Храмовый комплекс Кхаджурахо известен во всём мире своими каменными скульптурами, откровенно изображающими тантрические способы любви. «Христианство должно хотя бы отчасти стать фаллическим (дети, развод, т.е. упорядочение семьи и утолщение её пласта, увеличение множества семей)»,- считал В.Розанов.
Христианская культура наложила множество запретов на сексуальную сферу, что же касается Тантры, она открыто смотрит на естественное проявление инстинктов. Известный исследователь индийской культуры, автор «Энциклопедии йоги» Г.Фёрштайн отмечает, что тантризм пошёл дальше фрейдистской «сублимации» и предлагает свой термин - «суперлимация». Если сублимация - результат поведенческих стандартов общества, то суперлимация «базируется на просвещении сознания до уровня психосоматического процесса, который делает возможной саму сублимацию - результат процесса активизации праны и кундалини».
Несомненно одно - тантризм не был свободен от крайностей и упрощённого толкования, в нём всегда существовала тонкая грань между свободным волеизъявлением и распутством, возвышением над общественными нормами морали и истинным бессмертием, страстным поклонением богине в человеческом обличье и потаканиям своим слабостям.

 

 

Рубрики:  Блок
Бальмонт
Гиппиус
Волошин
Мережковский

Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку