Славянский календарь Кола года - проект Бастилии, в котором мы восстановили правильные даты славянских праздников, чтобы они полностью соответствовали природным циклам, солнечному и в некоторых случаях - еще и лунному календарю.
В статьях рубрики "Праздники славян" этого блога - мы публикуем статьи авторов Бастилии на ближайшие даты.
Мы обновили рекомендации - и добавили туда новые ритуалы и формулы Бастилии, авторства практиков Бастилии и учеников нашей Школы!
30 января отмечался на Руси день Деда Мороза и Снегурочки. Понятное дело, что в славнстве не было таких персонажей как «Дед Мороз» и «Снегурочка», это персонажи сказки Островского «Снегурочка». Но основана сказка на реальной традиции. Последний день января, завтра – февраль, самый тяжелый, злобный зимний месяц – лютень, лютый: лютый мороз, лютый зверь, лютый волк, лютый месяц.
Навье время, время, когда людям комфортно в доме, а не на улице, когда прятались за дверьми и воротами, в защищенном пространстве, а на улице властвовали Мара-зима и Велес – карачун, не прощали они легкомысленного отношения к себе и защитам, на каждого находилась своя стезя, на кого забав, а на кого и управа. И сидели люди по домам, выходя за защитный круг, за предел селения только по сильной нужде.
В феврале начинался гон у волков. Еды – мало, на улице – морозы такие, что снег трещит, но Громница уже была и пылали костры на снегу зазывая солнце, рассказывая миру, как ждут весну и она скоро придет, последний зимний месяц на дворе. Последний месяц власти Мары и Велеса зимних, ох и отыграются они! Натешатся всласть, разукрасят леса снегами, заберут дороги льдом, вмиг выстудят живое тепло из всего, до чего дотянутся, что прикрыто небрежно или брошено даже на минуточку!
Но волки уже чуют весну и выходят искать пару себе, выходят выяснить, кто в стае будет главный, кто подрос и больше не щенок, кто отдаст власть в стае, кто продолжит род, а кто погибнет. Выходят искать добычу, чтобы показать свою удаль, силу и ловкость, выходит Велесов зверь на тропы людские, лютует, если заберется в овчарню. Кем ты, зверь, направляешься, как выбираешь чей скот резать? Как ты решаешь, какого путника пропустить, а кого на дерево загнать? Стоит Велес за стаями, улыбается, во всем есть смысл, даже если нам его не видно и каждый получит то, чего стоит, а не на что рассчитывает.
В этот день, 30 января, выбирали в селе девушку красивую, наряжали ее ярко да с дарами отправляли в лес, чтобы задобрила она Велеса, да силу Велесову получила в дар, вернулась с ней и влилась бы та сила в обереги людские, в обережные знаки на воротах, дверях да столбах. И отворотят, повернут, отвернут те знаки обережные напасть, отведут беду, пройдет мимо мороз лютый, не побьет зерно, не выморозит скот, не зацепит мор селение, не пройдут по селению волною крысы и мыши, уничтожая все запасы, вернутся из леса с добычей охотники целыми да невредимыми, не возьмут жертвы больше чем та, что отдана Велес-карачун да Мара-зима.
Отправляли именно девушку, женское начало – чтобы задобрить, а не мужчину, чтобы бросить вызов и на битву кликнуть, не победить, а оберечься. Селение из защищенной, внутренней территории, территории Макоши отдавало во вне самое дорогое, что олицетворяла добровольная жертва: молодость, росток, который должен в этом году начать плодоносить. Девушку, которая в этом году стала бы женой, зачала ребенка и продолжила род. Обязательно здоровую и красивую. Нет, ее никто не привязывал к сосне, чтобы она замерзла насмерть, это был добровольный шаг и значил он следующее: мы отдаем самое ценное, что у нас есть – молодую кровь, отдаем, чтобы сберечь большее, одну за многих. Еще раз повторю - добровольность в таком ритуале – очень важная составляющая. За принесение жертвы насильственно – могли здорово наказать все селение, например, мором или падежом скота, а может и крысами.
Девушку провожали до ворот всем селом, помогая ей нести требы для Мары и Велеса. До ворот, но проходила под воротами девушка одна и дальше шла в лес тоже одна, относя требы и отводила в лес молодое животное овцу или козу. Чтобы пролилась на белый снег теплая кровь, чтобы приняли жертву те, кому она предназначалась и не взяли сами больше, чем предложено. Выводили девушку в лес днем, в самый пик солнца, а возвращалась она, когда солнце начинало садиться, не село, а клонилось к закату.
Если же девушка не возвращалась из лесу, то для селения это был повод серьезно задуматься, что же не так, чем они так разозлили богов, за что с них взяли такую плату.
На закате девушка возвращалась в село, да бродить по лесу – не надо было и искать приключений на все свои точки. Этот интересный ритуал задабривания зимних сил красиво показан в сказке «Морозко». Весь фильм хорош, особенно история принесения 2-х треб: щедрой и скупой, и результат от таких действий. Сказка – ложь, да в ней намек :)