Светлуша_Славянская все записи автора
13 сеченя/января —Мара Зимняя — Святодень, когда Великая Тёмная Владычица, Хозяйка Зимних Стуж входит в Свою полную силу. Богиня дающая наставления умершему. Мара-Морена — Владычица Зимняя, Тёмный Лик Великой Богини-Матери — Та, Которая владычествует в Смерти.
Мара-Марица, снежная птица,
Лютая вьюга, белая пурга,
Серебряны крылья в убранстве инея,
Очи ясные, звёзды частые,
Кощная мати, стани во хладе,
Снегами облачися, во нощи величайся!
Гой! Чёрна мати! Гой-ма!
Мара-Марушка, хозяюшка-матушка,
Дозволь ныне тя величати,
Не расточати, но собирати,
Приди к нам, тя чтущим,
Приди к нам, день твой блюдущим,
Приди к нам во нощи радеющим,
Приди дорогами белыми,
Приди зелёными елями,
Приди с вьюгами морозными,
Приди со слугами грозными,
Приди, мати, да не с горями,
Приди, мати, да не с хворями,
Приди, мати, блага да лепа,
Приди, мати, мягка да добра,
Приди, укрой Землю шубою белою,
Приди, сбереги в полях семя до времени,
По рекам мосты мости ледяные,
По берегам крЕпи возводи крутые,
Отрини хлады да мороки,
Отрини напрочь изжившее,
Отрини сглазы-притороки,
Худое яко не бывшее,
Отрини, не возврати,
От стара к нову веди!
Гой! Черна мати! Гой-ма!
Считалось, что именно в этот день темная хозяйка зимнего холода начинает использовать всю свою мощь. Как таковым праздником, Мара Зимняя, в принципе, не являлась и информации по этому поводу мало.
Однако известно, что в давние времена 13 января был обозначен плохим днем, когда согласно древнему приданию выпускались в мир из потустороннего темного царства тринадцать дочерей Мары. Лихорадки, или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары олицетворяют собой различные болезни и обитают во мрачных подземельях мира Нави, числом 13: Огнея, Гнетея, Знобея, Ломея, Трясея, Хрипея, Глухея, Пухлея, Сухея, Желтея, Чернея, Хладея и Старея. Изображали ранее этих сестер, как правило, обнаженными женщинами с крыльями, символизирующими ночь, причём все изображались разными красками: белой, жёлтой, красной, синей и др.
В день Мары Зимней заговаривали от лихорадок-трясовиц часто болеющих деток. Ребенка садили на пороге, лицом к выходу, умывали немой водой и читали заговор:
Как было на Синем Море возмущенье Исходили из него дванадесять девиц, Шли по воде, Простоволосые, простопоясые. И вопросили их старцы старые, белобородые: «Кто сии к нам идоша?» И рече им дванадесять девиц:
«Есть мы Морены-Царевны дочери. Идём на весь Белый Свет Кости знобит, тело мучить!» И зломали старцы старые, белобородые Именем Велесовым по три прута, Тем стали их бити По три зори утренних, По три зори вечерних. Взмолишась двунадесять дев Ко старцам старым, белобородым. И не почто же их мольба бысть. И начаша их старцы старые, белобородые Бити, приговоривая:
«Ой вы еси, дванадесять девиц! По Велесову Слову, по нашему заговору Будьте вы тресуницы, водяницы, расслабленныя На воде студенице живите, На Белый Свет не ходите, Тела не мучите, Кости не знобите!» Побегоша дванадесять девиц К воде студенице Трясуницами, Водяницами, Расслабленными. Именем Велесовым Заговариваю я (имярек) От двунадесяти трясовиц. Сходиты вы, трясовицы, Отыдите от (имярек) За Море синее, Во леса темные, На дерева сухие! Крепко мое слово, А несть иного! Гой! (при словах бити ломались над головой 12 осиновых прутиков, которые потом обязательно сжигались во дворе, но не в коем случае не в печке)
Для изгнания Мары использовалась кочерга и опахивание поселения. С темной стороной богини связаны такие понятия, как мор, морок, море, как опасная среда, кошмар. Сама богиня - ипостась древнейшей Великой Матери - хозяйки жизни и смерти, и в этом случае является темной стороной Макоши или Яги в её темной ипостаси. Hе случайно и Макошь сравнивали с Гекатою. Марену чествуют на Сретение - Сречу, 15 февраля, ее задабривают, чтоб не задерживалась, и зовут весну. Кульминацией празднований дней Марены считается Масленица.