Apophysis для новичков |
Приветствую всех любителей фракталов. Этот урок посвящён программе Apophysis. Урок предназначен для новичков, т.е. для тех, кто хочет сам научится создавать фракталы в этой замечательной программе, но не знает с чего начать. Я помню свой шок, когда первый раз открыла Apophysis, ничего не понятно, что делать не ясно. Если у вас возникли такие же сложности, то я постараюсь вам помочь. Итак, вы открыли программу и видите малопонятный рисунок.
Кстати, у вас рисунок, скорее всего совсем другой.
Что же нам сделать, что бы картинка приобрела какие-то более или менее приличные очертания? Начнём с того, откуда, вообще, берутся эти малопонятные картинки, когда мы открываем программу. Всё дело в том, что программа сама генерирует флеймы. Вы можете сами задавать вариации для генерации таких случайных флеймов. Но об это немного позже. Итак, открыв программу, мы видим большую картинку, которая занимает почти всё пространство – это окно просмотра изображения, сбоку мы видим маленькие картинки или же просто какие-то слова, которые нам не о чём не говоря. Что же это за картинки и слова такие? Это флеймы, которые сгенерировала программа при открытии, вы можете щёлкнуть мышкой на любую картинку или надпись (если нет картинок) и этот флейм появится в окне просмотра. С картинками большими и маленькими, надеюсь понятно. Теперь переходим к верхней части, где много кнопочек. Это панель управления программы Apophysis. Я остановлюсь на основных функциях, чтобы не перегружать вас информацией.
1. New. Кнопочка в виде белого листа с загнутым уголком – с помощью этой кнопочки можно создать новый флейм. При нажатии на неё у вас откроется окно Templates (шаблоны)
Вы можете выбрать один из имеющихся шаблонов и поэкспериментировать с ним или же выбрать Blank Flame (пустой флейм) и создавать ваш фрактал самостоятельно. Если вы выберете пустой флейм, важно помнить, что все настройки цвета у вас будут равны нулю, т.е. в окне просмотра вы не увидите свой фрактал до тех пор, пока не измените настройки градиента. На самом деле я никогда не создаю новый флейм таким образом. О том, как это удобнее делать я расскажу позже.
2. Open. Кнопочка в виде жёлтой папочки. С помощью этой кнопочки мы открываем файлы с расширением flame, т.е. с помощью этой кнопочки мы можем открыть готовые флеймы, которые либо сами создали, либо скачали из интернета.
3. Save parameters. Кнопочка в виде дискеты. Эта кнопочка служит для сохранения параметров, т.е. для сохранения наших флеймов. Т.е. если вы работаете с фракталом, но вам по каким-то причинам надо прерваться или нет времени на то, что бы сейчас отрендерить фрактал, или, же просто планируете ещё вернуться к этому фракталу, следует сохранить параметры. Я рекомендую всегда сохранять параметры, а вдруг пригодится, но это дело лично каждого.
4. Render flame. Кнопочка в виде шестерёнки. Собственно при помощи этой кнопочки запускается процесс рендренинга фрактала. Т.е. программа просчитывает наш фрактал и сохраняет как изображение в формате jpg, bmp или png.
5. Render All Flames просто берёт и рендерит все флеймы из левой панели в набор файлов. Хочу отметить, что за качество рендеренного фрактала мы платим временем, необходимым на то, чтобы просчитать весь фрактал во время рендеринга. Иногда на это нужен час, иногда десять, иногда двадцать, а иногда и сто, - в зависимости от сложности детализации фрактала и размера выходного файла. Поэтому, рекомендую пользоваться функцией Render All Frames лишь в случае острой необходимости или при рендеринге маленьких по размеру картинок.
6-7. Эти кнопочки отвечают за внешний вид левой панели, в которой расположены наши флеймы. При зажатой кнопке 7 мы видим название наших флеймов вместе с картинкой, а при зажатой кнопочке 6, вы будете видеть только список флеймов без картинок.
8-9. Это две стрелочки. При нажатии на кнопочку 8, вы можете отменить последнее действие. Кнопочка 9, наоборот, повторяет последнее действие.
10. Reset Location – показывает ваш флейм целиком. Пригодится в том случае, когда картинка выходит за рамки окна просмотра.
11. Full screen – показывает наш фрактал во весь экран. Что бы отменить эту функцию надо нажать на Esc на вашей клавиатуре.
12. Окошечко с циферкой (у меня на скриншоте в этом окошечке стоит 10). В этом окне вы можете задать качество вашего фрактала в просмотровом окне. Чем выше значение, тем выше качество, но следует помнить, что на, то чтобы показать вам фрактал в хорошем качестве программе может потребоваться время. Поэтому при работе в программе ставьте небольшие значения. Увеличивать качество просмотра лучше в самом конце работы, если вы захотите посмотреть, как будет выглядеть ваш фрактал без лишнего шума. Хочу отметить, что качество в окне просмотра никак не влияет на качество при рендеринге, т.е. если вы не хотите тратить время на просмотр фрактала в хорошем качестве, а хотите сразу перейти к рендерингу, то можете смело начинать рендеринг, даже если качество просмотра у вас очень низкое.
13. Editor – редактор треугольников, также его можно вызвать нажав на клавишу F4 на вашей клавиатуре. Собственно, в редакторе треугольников и проходит основная работа с фракталом.
14. Adjustment – в этом окне можно разворачивать, приближать, двигать, а также управлять настройками цвета вашего фрактала.
15. Gradient – собственно, открывается тоже самое окно Adjustment, только на вкладке с градиентом.
16. Mutation – открывает окно мутаций, т.е. изменений фрактала. Честно могу сказать, я этими мутациями не пользуюсь, но если вам интересно попробуйте самостоятельно поэкспериментировать.
17. Image size – опять таки открывается окно Adjustment, только теперь на вкладке Image size, где мы можем устанавливать размер фрактала.
18. Messages (сообщения) – не совсем понятная для меня функции, я ей не пользуюсь, т.к. открывающееся окно у меня не активно.
19. Settings – при помощи этой кнопочки вызывается окно настроек нашей программы. В этом окне несколько вкладок. Так на вкладке Variations вы можете задать вариации, на основе которых программа сама будет генерировать флеймы. Эти флеймы вы как раз и будете видеть при открытии программы. Комбинация клавиш Ctrl+B будет запускать случайную генерацию следующей пачки флеймов. Мне не хочется сейчас подробно останавливаться на окне настроек. Этот вопрос очень хорошо освещён здесь.
20. Show transparency – с помощью этой кнопочки мы можем убрать фон из нашего фрактала. Очень удобная функция для тех, кто хочет получить фрактал на прозрачном фоне. Единственное замечание, при рендеринге надо будет выбрать формат png.
21. Show guidelines – если вы нажмёте на эту кнопочку, то у вас появятся своебразные направляющие, они помогут вам расположить фрактал так вам хочется. Просто захватывайте картинку мышкой и перемещайте её в нужном направлении непосредственно в окне просмотра. Отключить эти направляющие можно, повторно нажав на ту же самую кнопочку.
22. Edit script – открывает редактор скриптов. Скрипт - это определение и управление трансформациями фрактала в терминах языка программирования. То есть существует набор команд, похожий на язык программирования высокого уровня типа Pascal, который используется для задания точной математической формулы фрактала. Так как это урок для новичков, то я не буду останавливаться на скриптах, когда вы освоитесь с программой, вы сами сможете найти необходимую информацию, если она вам будет нужна.
23. Запустить скрипт.
24. Остановить скрипт
25 – 28 – это кнопки управления камерой при просмотре фрактала. Так при помощи кнопки 26 вы можете повернуть фрактал непосредственно в окне просмотра. Кнопка 27 – приближение фрактала, а кнопка 28 – удаление фрактала. При зажатой кнопке 25 вы можете перемещать фрактал по осям X ,Y, Z т.е. двигать фрактал вверх, вниз, в разные стороны и даже по диагонали… На этом с панелью управления я закончу. Конечно, есть ещё основное меню, но я на нём останавливаться не буду, т.к. основные функции выведены на панель управления, которую я только что описала. Кому нужна подробная информация по меню, смотрим здесь. Теперь переходим непосредственно к созданию фрактала. Если вас не устраивает, то, что сгенерировано программой, то придётся немного потрудится. Итак, переходим в редактор треугольников – это кнопочка 13. Сразу хочу отметить, что не важно какой флейм у вас при этом открыт. Нажали кнопочку 13 и вот что видим.
На чёрном поле у нас находятся треугольники, у меня четыре, у вас может быть другое количество треугольников, сейчас это не важно. Я предлагаю вам покрутить эти треугольники. Вы можете перемещать треугольники по полю, захватив их мышкой, увеличивать или уменьшать сами треугольники, растягивать треугольники или же крутить вокруг своей оси. Что бы захватить треугольник, наведите на него мышкой и зажмите левую кнопку мышки, не отпуская левую кнопку, начинайте двигать мышкой, ваш треугольник должен сместиться. Смотрите, как при этом меняется фрактал. Если подвигав первый треугольник вы не увидите никаких изменений в фрактале, попробуйте подвигать следующий треугольник. Вот посмотрите, как изменилось расположение моих треугольников, и как изменился фрактал.
На что хочется обратить ваше внимание. В зависимости от того, за какую часть треугольника вы ухватитесь можно двигать, крутить, изменять размер или трансформировать треугольник.
На скриншоте показано какое действие будет выполняться в зависимости от того за какую часть треугольника вы ухватитесь.
Меню редактора треугольников. Я отметила основные функции, которые вам пригодятся в работе. По ходу выполнения различных уроков вы с ними познакомитесь более подробно.
Итак, мы с вами немного потренировались в перемещении треугольников, познакомились с меню редактора треугольников, теперь предлагаю сделать простой фрактал.
Для начала нам надо создать новый документ, для этого совсем не обязательно возвращаться в главное меню, достаточно в редакторе треугольников нажать на кнопочку «создать новый документ». Вы видите, что у вас пропали все треугольники кроме красного. Всё, теперь можно создавать свой фрактал, а не полагаться на милость программы.
Заходим в вкладку Variations, здесь находятся наши плагины, с помощью которых мы будем создавать фрактал. Хочу отметить, что значения Linear3D по умолчанию всегда равны единице. Очень важно при выполнении уроков, если не указано иное, обнулять Linear3D. В данном случае мы именно так и поступим, поставим вместо единицы ноль. Затем находим плагин с название julian и ставим против этого плагина единицу. На самом деле, когда вы сами начнёте работать в программе вы не будете ручками вводить значения, наведите курсор мышки на название плагина и зажмите левую кнопку мышки, теперь двигайте мышкой вправо, влево, видите, значения у вас меняются. Вот что у нас получилось
Также рекомендую заглянуть во вкладку Triangle и обратить внимание на координаты, которые я обвела, просто посмотрите на них. Следующее действие, хватаем наш треугольник и перетаскиваем примерно на 2/3 клетки, в любую сторону. Вот что получилось у меня
Теперь снова посмотрите на вкладку Triangle, видите, значения координат изменились. Это пригодится вам при выполнении различных уроков. Как правило, в уроках даются именно значения координат и новичкам сложно понять, откуда эти значения берутся, следовательно, сложно самим делать свой фрактал, даже сделать вариации по уроку. Да, часто возникает проблема при выполнении уроков, вы вбиваете значения координат точно по уроку, а они слетают. Всё дело в том, что эта программа воспринимает только точки, т.е. отделять целую часть от дробной (в том случае, когда вы вбиваете циферки ручками) надо именно точкой, а не запятой. Запомните это, пожалуйста! На скриншоте я обвела ещё одну группу кнопочек, с помощью этих кнопочек можно поворачивать, двигать и изменять размер фрактала. На сколько повернуть, сдвинуть, уменьшить/увеличить вы можете определить сами, задав соответствующие параметры в окошечках. Я забыла ещё про одну вкладку Variables. Эта вкладка активна не для всех плагинов, но в данном случае она нам пригодится
Обратите внимание, на скриншоте значения julian_power=5, если вы измените эти значения, то поменяется и сам фрактал. Конкретного рецепта, как лучше и как правильно, здесь нет, т.к. каждый фрактал индивидуален, но при выполнении уроков следует помнить про эту вкладку, т.к. её значения могут кардинальным образом изменить фрактал.
Идём дальше. Я вам предлагаю создать ещё один треугольник, нажав на соответствующую кнопочку. Опять обнуляем Linear3D. Находим плагин blur3D и подбираем к нему значения, я поставила 0.192, вы же можете поставить свои значения, только сильно не увлекайтесь, большие значения для этого плагина не нужны, смотрите по картинке, чтобы она вам нравилась.
Создаём третий треугольник, но на этот раз не обнуляем Linear3D, оставляем единицу. Попробуйте уменьшить третий треугольник . Смотрите как будет изменяться фрактал, когда результат вам понравится, можно остановится. Здесь самое главное, не делать резких движений. Вот что поучилось у меня
Хочу обратить ваше внимание на окошечко Weight – это вес наших треугольников, по умолчанию там всегда стоит 0.5. Чем выше вес треугольника, тем сильнее этот треугольник влияет на фрактал. Я предлагаю поэкспериментировать, возвращаемся во второй треугольник и ставим значения Weight примерно 0.067. Посмотрите, как изменился наш фрактал
В принципе, наш фрактал смотрится уже очень прилично, на мой взгляд. Но я предлагаю добавить финальный треугольник. Финальный треугольник добавляется специальной кнопочкой Fx, он служит для объединения всех остальных треугольников. Не для всех фракталов применяется финальный треугольник, но сюда хочу его добавить, что бы вы посмотрели, что из этого получится. Итак, добавили финальный треугольник, не забудьте обнулить Linear3D. И теперь идём к знакомому нам уже плагину julian, ставим значения для этого плагина равные единице. Вы можете выбрать любой другой плагин. Во вкладке Variables я ставлю значения julian_power=2, здесь я вас тоже ни сколько не ограничивая, вы можете выбрать любые значения, в том числе и отрицательные. Опускаю наш финальный треугольник вниз примерно на ¾ клетки.
Кстати, как в финальном, так и в других треугольниках можно сочетать несколько плагинов.
Посмотрите, как расположились мои треугольнички
На этом я заканчиваю работу в редакторе треугольников. Но прежде чем выйти хочу сказать, что по ходу написания урока увеличила вес первого и третьего треугольников, если хотите, то вы тоже можете это сделать. В редакторе треугольников существует вкладка Colors, в которой вы можете каждому треугольнику подобрать свой цвет, но я оставлю это на милость программы, пускай сама раскрашивает. Для этого выходим из редактора треугольников и обращаем свой взгляд на меню программы. Нам нужна вкладка Flame. В этой вкладке выбираем Calculate colors.
Даём программе время просчитать цвет. Под окном просмотра у вас есть строка Remaining, в ней будет отображаться время необходимое программе для выполнения того или иного действия. Ну вот, программа посчитала цвет. На самом деле программа для каждого треугольника подобрала свой цвет, то, что я поленилась сделать. Вот что у меня получилось
Теперь подберём другой градиент для нашего фрактала. Открываем окно Adjustment (кнопочка 14) и в нём открываем вкладку Gradient. Вы можете поиграть с тем градиентом, что у вас уже есть, подвигав ползунок под широкой разноцветной полосочкой (а это как раз и есть наш градиент) в разные стороны. Можете выбрать другой градиент
Из открывшегося списка выберете, то, что вам больше всего нравится. Не торопитесь, иногда на выбор градиента уходит достаточно много времени. Подберите то, что вам, действительно, нравится. В окне предпросмотра вы будете видеть, как меняется цвет вашего фрактала. Не забывайте двигать ползунок. С цветом разобрались, осталось совсем немножко.
Обратите внимание, я немного повернула картинку и у меня изменились значения Yaw. Также чтобы приблизить картинку, я изменила значения Scale. Конечно, можно приблизить картинку с помощью функции Zoom во вкладке Camera, но я не рекомендую этого делать без острой необходимости. Чем выше значения Zoom, тем дольше рендерится фрактал.
Да, вы можете перемщать фрактал непосредственно в окне предпростра, просто зажав его мышкой.
Заходим во вкладку Image size и меняем размер
Если вы хотите чтобы размеры менялись пропорционально, то у вас должна стоять галочка около надписи Maintain aspect ratio. Когда вы определитесь с размером нажмите кнопочку Apply. Всё. Как я уже говорила, советую сохранить флейм. Теперь переходим к рендерингу. Нажимаем на кнопочку в виде шестерёнки Render flame. У вас открывается вот такое окно
Что нам надо знать про параметры, которые здесь указаны? Первое – d поле Destination необходимо указать путь к папке и имя файла, куда будет сохраняться графическое изображение в JPG, BMP или PNG формате. Второе - группа параметров в области Quality отвечает за качество выходной картинки:
• Density (качество) - грубо говоря, это количество нарисованных точек на единицу площади. Не забывайте, что во фрактале прежде, чем рисовать какие-то точки, их нужно сначала рассчитать. Поэтому этот параметр можно также рассматривать, как точность расчета. Очевидно, что чем выше данный параметр, тем более аккуратная картинка на выходе получается. Значение можно выбрать из выпадающего списка, в котором максимум равен 4000. Но если вы недовольны результатом, можете вручную поставить большее значение и перерендерить.
• Filter Radius (радиус фильтра) - радиус блюрящего фильтра. Чем больше радиус, тем меньше шума, но и тем более размыты контуры. Значение в районе 1-1,5 даёт прекрасные результаты.
• Oversample (пересамплинг) - значение в данном поле показывает, во сколько раз относительно выбранных размеров будет увеличена картинка при рендеринге. На заключительном этапе рендеринга изображение будет уменьшено до выбранного размера. Этот трюк используется для того, чтобы убрать шум и слишком размытые контуры на изображении. Чем больше значение, тем презентабельнее результат. Однако, при больших значениях (уже при 3) памяти может не хватить. Стандартное значение равно 2. Resource Usage позволяет настроить использование физических ресурсов вашего компьютера, чтобы параллельные процессы выполнялись в комфортном режиме (не тормозили, не подвисали):
• Buffer depth (размер буффера) - количество битов для выполнения вычислений над дробными числами. Чем больше размер буффера, тем точнее вычисления, но тем больше памяти потребуется.
• Memory limit (ограничить использование памяти до) - количество памяти (в Кб), отведённое под вычисление фрактала. Если отключить эту опцию, то программа будет стремиться использовать всю доступную память, чтобы рассчитать фрактал как можно быстрее. При этом остальные программы могут начать тормозить. Если же ограничить память, то рендеринг не затронет производительность других программ, но может занять значительно больше времени. При ограничении памяти расчет фрактала разбивается на части, которые могут "поместиться" в отведённую память. Что ещё? Если вы поставите галочку около надписи Save Parameters, то программа будет автоматически сохранять ваши параметры, у меня, правда, бывали сбои, поэтому я сама сохраняю флеймы, не надеясь на программу. Также есть очень интересная функция Shutdown on complete, если вы её активируете, то по окончанию рендеринга компьютер сам выключится. Осталось запустить процесс рендеринга. Для этого нажмите на кнопку Start. Статус рендеринга будет отображаться на закладке Output
В строке Remaining будет отображаться время необходимое для рендеринга фракталов. Вот, собственно, и всё. Конечно, эта информация не полная, я рассказала вам только основы, кому интересно, более полную информацию можно посмотреть здесь.
Ну и взавершении урока я покажу то у меня получилось
Желаю вам успехов в освоении программы Apophysis!
Рубрики: | Создание_фракталов_(уроки,_руководства)/Apophysis |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |