Аркан VI Влюбленные |
Аркан Влюбленные VI на колоде Висконти-Сфорца выглядит следующим образом. На нем изображены держащиеся за руку или пожимающие друг другу руки в приветственном жесте мужчина и женщина. Над ними возвышается ангел, изображенный в виде крылатого златоволосого мальчика, стоящий на некоем пьедестале или возвышении. В его правой руке занесенное для поражения цели копье, в левой – он держит жезл. Глаза ангела завязаны, то есть он слепо поражает цель, непредвзято. (Это вызывает некую аналогию с Арканом Правосудие VIII (или Справедливость), о котором подробно будет говориться далее в соответствующей главе. На нем часто изображается женщина с мечом и весами, у которой тоже завязаны глаза, – слепое правосудие.)
|
Висконти-Сфорца |
Классические колоды, такие как Марсельское Таро и различные ее вариации, добавляют принципиально важную символику и атрибутику в изображение данного Аркана.
|
|
|
Классическое |
Tarot Classic |
Марсельское |
Здесь мы видим юношу или молодого человека, стоящего между двух женщин. То есть на классических колодах изображен именно выбор, который Герой должен совершить. Это выбор между матерью и возлюбленной, между известным (знакомым) и неизвестным (неизведанным), между открытой и закрытой системой, между родовым и индивидуационным либидо. Над ними изображен метящий из лука ангел (Амур, Купидон и т.п. или даже ангел возмездия). Образ лука и стрелы некоторые тарологи трактуют как символ либидо. Некоторые рассматривают его как карающую стрелу (особенно последователи французской школы). На той стадии развития, которую олицетворяет данный Аркан, юноша должен совершить выход из привычного, эндогамного мира. Неспроста здесь стоящая справа от Героя женщина изображена не только как старшая (мать), но и как Императрица, о чем свидетельствует корона на ее голове и соответствующее одеяние. Это аллюзия к ранее рассмотренному Аркану III Императрица – архетипу земной матери.
Надписи на левом поле карты на Классическом Таро следующие: SCELTA (итал.), CHOICE (англ.), CHOIX (франц.), WAHL (нем.), что означает выбор. На этой колоде ангел на VI Аркане тоже изображается с завязанными глазами.
Следует отметить, что на Марсельском Таро и на Tarot Classic Герой находится в готовности пойти с возлюбленной, но голова его обращена в сторону матери. На Классическом Таро он стоит в полуоборот к своей предполагаемой избраннице, а мать пытается сдержать его, как бы предлагает все хорошенько взвесить, подумать.
На VI Аркане Таро Вирта Герой, изображенный между двух женщин, стоящий перед выбором, судя по его позе и закрытому, защитному жесту скрещенных на груди рук, в запечатленный момент вообще не решился, какой именно выбор предпочтительнее. Здесь ситуация показана и передана художником, на наш взгляд, как нельзя лучше.
|
Вирта |
На колоде Дюрера мы видим иной сюжет – соблазнение сатиром молодой женщины. Автор данной колоды несколько отходит от традиционного изображения выбора и больше отражает все-таки искушение, страсть.
|
Дюрера |
Девиз, написанный в нижней части карты, в переводе с латинского означает: «Не существует трудностей для тех, кто любит».
В последующих колодах Аркан Влюбленные претерпел определенные изменения.Например, на первый взгляд, Уэйт и многие другие авторы (Г.О.М., Логинов, Таро Иллюминатов) уходят от изначальной образности Марсельского Таро – выбора и показывают нам библейский сюжет. Но если рассматривать такой вариант Аркана VIвнимательнее, то мы видим момент, предшествующий изгнанию из Эдема.
|
|
|
Артура Эдварда Уэйта |
Г.О.М. |
Зеркало Судьбы |
|
|
|
Клюева |
Логинова |
Золотое (Gilded) |
|
|
|
Иллюминатов |
Русское (Магическое) |
Эра Водолея |
Известный специалист в области Таро Хайо Банцхаф, пишет об атрибутике Аркана Влюбленные так.
«В Таро Артура-Эдварда Уэйта и во многих современных колодах эта карта выражает тему «любви в чистом виде». На ней изображены Адам и Ева до грехопадения: обнаженные и невинные, они пребывают в раю, благословляемые Рафаилом, архангелом любящих. Позади Адама и Евы растут Древо Жизни и украшенное спелыми яблоками Древо Познания, вокруг которого обвивается змей. Гора на заднем плане символизирует здесь, как и в других Арканах, пики человеческих переживаний, кульминации страстей, вершины счастья. Сравнив Путь Героя с дневным путем Солнца, мы убедимся, что Аркан Влюбленных соответствует высшей точке солнечного пути, полудню, то есть вершине счастья на пути самопознания.
Как и «полуночный» антипод Влюбленных, карта Диавола, этот Аркан тоже оказался сильно изменен по сравнению с его образом на старинных колодах, и нам теперь предстоит выяснить, стоило ли это делать. Чтобы лучше понять смысл данного этапа Пути Героя, давайте вспомним, как эту карту изображали в старину: юноша, стоящий посередине между матерью и возлюбленной. Над ним парит Купидон с луком в руках, стрела которого готова поразить, юношу. Этот «выстрел, воспламеняющий сердце», символизирует выбор по велению сердца, в данном случае – выбор между родительским домом (мать) и своим собственным путем (возлюбленная). Хотя и этого тоже не следует понимать буквально, ведь сердце возлюбленной-то еще не завоевано. Возможно, он видел ее всего лишь раз, или вообще только слышал о ней, и ему предстоит теперь найти ее, завоевать, освободить или что там еще.
В «Волшебной флейте» Моцарта это сцена, когда Царица Ночи впервые сообщает главному герою Тамино, что ее прекрасная дочь находится в плену у злого (как кажется поначалу) волшебника Зарастро, и тот всей душой клянется освободить ее. Этот решительный выбор, сделанный по велению сердца, служит типичным примером кульминации страсти, вершины счастья на пути самопознания. Таким образом, зов сердца и бесповоротная решимость составляют не только сюжет этой карты, но и необходимое условие любого «путешествия героя», потому что без решимости покинуть родительский дом оно вообще не может состояться. Этот сюжет старинного Таро пользовался большой популярностью у художников создавших множество картин под названием «Выбор Такого-то» или «Решение Такого-то», в христианстве он стал выбором между добродетелью и грехом. Примером такой интерпретации может служить известный холст Лукаса Кранаха, один из первых в его цикле картин о Геракле».
Также из мировых шедевров живописи с Арканом Влюбленные можно ассоциировать такие картины, как «Паломничество на остров Киферу» Антуанна Ватто и чувственную грацию картины Жана Оноре Фрагонара «Качели».
Антуанн Ватто «Паломничество на остров Киферу», 1717 – 1718 г.г.
Артур Эдвард Уэйт в своем «Иллюстрированном ключе к Таро» описывает Аркан Влюбленные следующим образом.
«В лучах сияющего в зените солнца распростерло руки огромное крылатое существо (архангел Рафаил, являющийся в том числе и покровителем влюбленных – примеч. автора), ниспосылая на землю свои энергии. На переднем плане две фигуры – мужская и женская, – не стыдящиеся своей наготы, подобно Адаму и Еве, обитавшим в земном раю земной плоти. За спиной мужчины возвышается Древо Жизни с двенадцатью плодами. Древо познания добра и зла с обвившим его змеем растет за спиной женщины. Эти фигуры говорят о юности, непорочности, невинности и любви, не затронутой грубым плотским желанием. Это карта человеческой любви во всей ее простоте, каковая представлена здесь как составная часть пути, и истины, и жизни. В самом высоком смысле эта карта символизирует таинство Завета.
Что касается женской фигуры, то она означает влечение к чувственной жизни, в котором заложена идея Грехопадения, однако женщина скорее выступает орудием Тайного Закона Провидения, нежели добровольной, осознающей свои действия искусительницей. Именно через вмененный ей грех человек в конечном счете восстанет из греха, и только с ее помощью он сможет реализовать себя. Таким образом, эта карта является еще одним откровением великой тайны женского начала. От старых значений этой карты вкупе со старыми изображениями не остается камня на камне, но даже в истолковании последних эти значения либо грешили банальностью, либо заблуждались в символизме».
То есть, как мы можем видеть, Уэйт все же отошел именно от архетипа выбора, больше обратив внимание на проблематику поиска своей целостности во второй половине, на типологию и образность мифа о грехопадении (и дальнейшего обретения потерянного рая).
Итак, общая атрибутика этого Аркана в колоде Уэйта такова. Змея и яблоко на древе познания – состояние до грехопадения; Адам и Ева – полярности, которые притягивают друг друга; гора – весшее переживание, вершина, кульминация, апогей; Солнце, находящееся в зените, – свет и счастье; архангел Рафаил – покровитель влюбленных. Также некоторые современные авторы (например, П. Скотт Голландер) отмечают, что в колодах с двумя молодыми влюбленными сверхъестественная сила над ними – крылатый ангел, простирающий руки в благословении. На ряде колод (в том числе, на колоде Райдера-Уэйта) выбор показан путем изображения Адама и Евы, стоящих у Древа познания и Древа жизни. И все-таки архетипически, как считает Банцхаф, это не просто любовь, но и иное решение, которое принимается сердцем, выбор сердцем, а не просто союз противоположностей. Аналогично считает и отечественный специалист А. Клюев в своем понимании Аркана Влюбленные, который рассматривает и сторону партнерских взаимоотношений, и выбор, который предстоит сделать, руководствуясь велением сердца. Известный крупный современный специалист в Таро, юнгианстве, философии и Магии – Олег Телемский заявляет, что нет более далекого от любви Аркана Таро, как Ату VI Влюбленные или Любовники, как это ни парадоксально звучит. По его мнению, которое разделяют и атворы данной статьи, основное значение данного Аркана – выбор, необходимость выбора.
Достаточно интересно и необычно изображены Влюбленные на колоде Зеркало Судьбы (изображение приведено выше). На переднем плане молодой человек и девушка идут, держась за руки, обращенные спиной к наблюдателю, по одной из дорог Х-образного перекрестка. Вдоль дороги, по которой они идут, слева, растут крупные цветы, похожие на розы по своему внешнему виду, но цвет лепестков пепельно-серый. Мужчина идет слева, девушка – справа от него.
На молодом человеке наряд красного цвета, сам он явно не бедного сословия. Слева и чуть сзади за поясом висит короткий меч или кинжал в красных ножнах, украшенных камешками, либо орнаментом подстать ремню. Мужчина раскрыт, у него черные короткие кудрявые волосы.
Светловолосая девушка – его подруга – одета в серо-зеленое платье, тоже явно небедного покроя и фасона.
Перед собой они видят перекресток, а на дорогах, отходящих от него далее, стоят также молодой мужчина и молодая женщина. Они одеты в красные одежды; тоже видно, что это обеспеченные люди, молодая знать или, как минимум, среднее сословие. На мужчине надет длинный красный плащ, на поясе слева – длинный меч или шпага в ножнах (причем, левая рука находится наготове – близко к рукояти), на голове его красный берет с пером.
На женщине красное длинное платье. Ее руки сложены в жесте закрытости или смущения внизу живота, скрещены.
Между их фигурами, чуть выше разветвления верхних дорог перекрестка, можно видеть старое крепкое, но невысокое дерево, имеющее Т-образную структуру. Две ветви отходят от вершины кроны в стороны.
По всем позам, жестам, позициям фигур можно заметить, что каждый из них не ожидал увидеть там другую пару. Очевидно, двое взявшихся за руки людей, идущих вперед, к центру перекрестка, как бы от наблюдателя, не предвидели и не желали быть увиденными тут кем-то, хотели уединиться. Так же как и молодой человек и девушка, подходящие к тому же перекрестку сверху (очевидно, что они шли, чтобы встретиться друг с другом) никак не хотели и не ожидали увидеть там кого-то еще.
В эротическом Таро Манара на Аркане VI Влюбленные изображен художник, который работает в своей мастерской.
|
Таро Манара |
Художник выполняет, казалось бы, обычную для себя работу – он рисует. Но он рисует именно обнаженную женскую натуру. Именно она вдохновляет его на творчество, является его музой. Кроме того, внимательно присмотревшись к изображению на данной карте, мы увидим, что на теле натурщицы видны следы от ударов кнута или розг, то есть работе художника явно предшествовала бдсм-игра. То есть здесь карта отображает насыщенные эмоциями отношения, переходящие даже некие общепринятые рамки дозволенного (что, в сущности, опять же выступает символикой грехопадения, ухода из Эдема).
В Таро Тота – колоде Нового Эона, телемитской колоде Алистера Кроули – Аркан Влюбленные претерпел значительные изменения по сравнению с предшествующими как классическими колодами, так и колодами школы Уэйта.
|
Тота (Кроули) |
«Каждый символ сам по себе двойной, так что смысл ветвится, и объединить его можно только при помощи разного рода свадеб», – пишет сам Кроули про Аркан VIВлюбленные. Даже название у этой карты двойное: с одной стороны, Влюбленные, а с другой – Братья; с одной – любовь, с другой – ненависть. Влюбленные на карте – это Король и Королева, а братья – Каин и Авель. Это становится понятно, если вспомнить слова Юнга, сказанные в самом начале его ключевого исследования по алхимии: «Алхимия – это объединение элементов, противостоящих друг другу в силу своей враждебности и притягивающих друг друга в силу своей взаимной влюблённости».
Шестой аркан и правда изобилует алхимической символикой: его центральным мотивом является свадьба короля и королевы, причем Король изображен темнокожим, мавром. Его голова увенчана золотой короной. Его одеяние расшито змеями, как и одежды Императора IV Таро Тота. Королева изображена светлой, европейского типа. Одежды ее, подобно облачениям Императрицы III и Императора IV, украшены пчелами. Их союз говорит о стремлении противоположностей достичь целостности Вселенной, вновь обрести тот самый потерянный райский сад.
Зооморфная вариация этой свадьбы – брак белого грифа и красного льва, а в верхней части карты, как высшее символическое противостояние, представлены два ключевых женских архетипа – Ева и Лилит. Король изливает в чашу королевы из своей руки пламенеющий поток своей души, что означает взаимодействие водного (чаша) и огненного принципа.
Такой упор на алхимию в изображении и символике Аркана Влюбленные Таро Тота оправдан. Ату VI, Влюбленные, — это четвертый из алхимических арканов. Известная алхимическая максима гласит: «Solve et coagula» — «Растворяй и сгущай». Процесс solve представлен в Таро картой Влюбленных, процесс coagula — картой Искусства (Аркан XIV, в классических колодах он носит название Умеренность – примеч. атвора). На то имеются астрологические причины, поскольку в зодиаке Близнецы (Влюбленные) располагаются точно напротив Стрельца (Искусство). На пути между двумя этими арканами — шестым и четырнадцатым — нам встретятся и другие алхимические карты, соответствующие различным промежуточным стадиям, отделяющим solve от coagula.
Solve et coagula — это история женитьбы и беременности. Главное действующее лицо этой алхимической истории любви — не жених и не невеста, а ребенок, рождающийся от их союза. В Таро Тота символом этого ребенка выступает орфическое яйцо, которое, как напоминает нам Кроули, «символизирует сущность всей жизни, подпадающей под формулу мужского и женского». Это яйцо мы можем разглядеть в нижней части карты, между фигурами близнецов. Оно, будто бы перекочевало сюда с карту Маг (Ату I). На этом начальном этапе операции оно — всего лишь дремлющее семя жизни. Оно расположено между белым орлом и красным львом, символизирующими женский и мужской компоненты нашей формулы — белую и красную тинктуры Императрицы и Императора. Позднее, в карте Искусства, мы увидим следующую стадию этой операции: красный лев станет белым, а белый орел — красным.
|
Аркан Маг I Тота (Кроули) |
Подобно событиям, сопутствующим рождению любого ребенка, наш алхимический сценарий разворачивается поэтапно. Ату VI Влюбленные — это свадебная церемония; Ату XIV Искусство — медовый месяц; в Ату IX Отшельник оплодотворяет яйцо; Ату XIII Смерть хранит его в тепле и покое на последней стадии созревания.
На карте Влюбленных изображена сцена, описанная в одном из самых знаменитых алхимических трактатов всех времен, «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца».
Дети, сопровождающие жениха и невесту, — ни кто иные, как Каин и Авель. Своим присутствием на этой карте они (так же как Ева и Лилит, расположенные в верхних углах) обязаны видению Второго эфира из «Видения и Голоса». Темный ребенок, стоящий за невестой, одной руке поддерживает копье отца, в другой держит булаву. Светлый, стоящий за женихом-королем, – поддерживает материнскую чашу (символ Святого Духа).
Священник, сочетающий браком Короля и Королеву, — это никто иной, как Отшельник из Ату IX. Он совершает магический Знак Входящего, простирая руки вперед над головами жениха и невесты. Руки его обвиты символом слова, свитком (эдакое космическое свидетельство о браке), который перекручен петлей и образует бесконечную ленту Мебиуса. Он практически полностью скрыт мантией, что говорит о недосягаемости для сугубо интеллектуального понимания происходящего Таинства. Священник благословляет Влюбленных.
Над головами Короля, Королевы и над капюшоном Мудреца парит крылатый Купидон или Эрот с завязанными глазами и целится из лука – но за участников церемонии можно не опасаться: стрела его направлена мимо всех фигур. Также он символизирует инстинктивное желание, пробуждающее в человеке потребности, которые являются физическим выражением стремления к Богу.
Вся церемония совершается под аркой из стальных мечей (Зайин, еврейская буква соответствующая Влюбленным, означает «меч»). Дойдя до Ату XIV Искусство, мы увидим как все эти символы превращаются в свои противоположности и смешиваются между собой.
До этого антиномии, с которыми мы встречались при анализе символики больших арканов, были двух видов: либо различные ценностные истолкования одного и того же архетипа (например, Верховная Жрица может быть освободительницей от оков материи и путем через пропасть, а может – слепой силой, оскопляющей недостаточно развитую личность), либо полярность разных Арканов (например, духовность Жрицы уравновешивает материальность Императрицы, а эрос и принцип природной естественности Императрицы уравновешиваются волей к власти и принципом цивилизации Императора). В Аркане VIВлюбленные мы впервые сталкиваемся с третьим вариантом – противоположности оказываются не в различных смыслах одного символа, а в парных символических сизигиях: Каин – Авель, Ева – Лилит, король – королева, грифон – лев. Более того, каждый символ изначально двоится и в зависимости от контекста может иметь знак плюс или минус.
Итак, соответствия согласно английской мистической школе и, в первую очередь, согласно телемитской традиции, представленные в «Книге 777» Алистера Кроули для Ату VI Влюбленные таковы.
Буква иврита: Зайн – меч. Вспоминается фраза из Библии: «Не мир я принес, но меч». То есть это разделение, а также меч – символ стихии Воздуха, стороны света восток (стороны, куда обращен Алтарь). Числовое значение буквы зайн равно семи.
Путь на Древе Жизни: 17-тый Путь, соединяющий Бину (Понимание) и Тиферет (Красоту).
Номер Аркана Влюбленные (6) – символ взаимопроникновения и нерушимого единства противоположностей (шестиконечная звезда или гексаграмма). Этот Аркан реализует один из основных магических Законов мироздания – Закон аналогии (что вверху, то и внизу). Как говорил Элифас Леви, «аналогия есть последнее слово науки и первое – веры».
Астрологическое соответствие Аркана Влюбленные – Близнецы. Они еще раз подчеркивают двойственность, единство и борьбу, вражду и любовь, если угодно. В этом смысле уместна мифологическая аналогия образов братьев Кастора и Полидевка (Поллукса), один из которых смертен, а второй бессмертный.
Фигура И-Цзин: 31 Сянь – Влияние.
Руны: Кеназ (Кан) и Вуньо.
Божества: в контексте названия – Афродита, Инанна, Венера; их мужские спутники – Эрос, Амур, Купидон; в контексте символики двоякости – Кастор и Поллукс; Янус, Аполлон в аспекте оракула; египетские Боги-близнецы Рехт и Мерти.
Магическое оружие: треножник.
Цвета: оранжевый; бледно-лиловый; желтая свежевыделанная кожа; красновато-серый, склоняющийся к лиловому.
Аромат: мускус, сандал, полынь горькая.
Драгоценные камни: александрит, турмалин, исландский шпат.
Животные: сорока.
Растения: орхидеи.
С точки зрения этапа развития человека данный Аркан, согласно Т. Михельсен, означает время, когда подросток начинает жить своим умом и постепенно отделяется от родителей. Он проходит проверки на правильное и неправильное, на хорошее и плохое и учится делать свой собственный выбор. Он отвергает воззрения своих родителей, не понимая при этом, что они уже прочно укоренились в его внутреннем мире.
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить следующее.
С Ату VI связано больше всего непонимания, прежде всего, непонимания его эзотерической сути. Многие тарологи идут на поводу у ожиданий публики, трактуя его как обещающий романтическое приключение. Но на самом деле, с точки зрения каббалистической, согласно логике символического ряда эта карта не имеет непосредственного отношения к любви и страсти. Здесь нет слияния, а наоборот есть коллизия, выбор, разделение (возможно, и подразумевающие дальнейшее слияние, которое будет реализовано уже в других СА), хотя представлены обе противоположности.
При работе с Арканом Влюбленные надо четко для себя представлять: это карта выбора. Она указывает на развилку, на состояние выбора. В данной карте воплощена идея точки бифуркации.
Встает вопрос о наличии свободы выбора как таковой. Существует несколько точек зрения на этот счет. Посвященному известно, что любая крайность в понимании данного вопроса ведет к неверному, еретическому пониманию и профанации. Если бы человек был детерминирован тотально, он не смог бы создавать ничего нового. В «Книге Закона» Кроули этот фактор выделяется как неизвестный. Но при этом существуют и наиболее вероятные варианты развития в каждой отдельно взятой точке, ситуации и т.д. Юнг говорит о том, что если у эго имеется необходимая энергия, оно способно сделать выбор. Если же нет, то оно становится детерминированным.
Правильный выбор – это такой выбор, который совершается согласно своей истинной Воле, служит в итоге выполнению высшего предназначения и реализации Воли Всевышнего.
Использованные источники
Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003. – Пер. сангл. А. Блейз. (http://thelema.ru/library/atu-vi-vlyublennye-lon-maylo-dyukett)
Артур Эдвард Уэйт. Иллюстрированный ключ к Таро. Перевод с англ. И. Алексеевой. – К.: София, 2000. – 88 с. Стр. 19 – 20.
Банцхаф Х. Книга Таро Райдера-Уэйта. Все карты в раскладах «Компас», «Слепое пятно» и «Оракул любви». – Спб.: ИГ «Весь», 2014. – 282 с.: ил. – (Такое разное Таро). Стр. 42 – 43.
Банцхаф Х. Универсальное Таро Уэйта. – СПб.: ИГ «Весь», 2014. – 224 с. – (Таро. Иное знание). Стр. 68 – 69.
Банцхаф Х., Акрон. Энциклопедия Арканов Таро Кроули. Полная интерпретация карт. – СПб.: ИГ «Весь», 2014. – 384 с. с ил. – (Такое разное Таро). Стр. 80 – 88.
Банцхаф Х., Телер Б. Таро Тота Алистера Кроули. Ключевые слова. – СПб.: ИГ «Весь». – 2006, 256 с.: ил. – (Ваш спутник Таро). Стр. 88 – 89.
Голландер П. Скотт. Таро для начинающих / П. Скотт Голландер. – Пер. с анл. А. Кудряшова. – М.: «Издательство ФАИР», 2014. – 400 с.: ил. – (Для начинающих). Стр. 52 – 57.
Исследования – Таро. Глава 6. Аркан Влюбленные. // Клуб «Касталия» (http://castalia.ru/taro/1701-glava-6-arkan-vlyublennyie.html)
Михельсен Т. Полное руководство по Таро / Тереза Михельсен. – Пер. с англ. А. Осипова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 320 с.: ил. Стр. 90; 92; 106.
Склярова В. Золотое Таро / Вера Склярова. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008. – 384 с. Стр. 93 – 97.
Учебник Таро: Традиции, колоды, практика гадания. / Алексей Клюев. – М.: Росткнига. – 416 с.: ил. – (Новые методики). Стр. 41; 64 – 66; 210 – 213; 236 – 238.
Фрагмент лекции О. Телемского «Ату VI – Влюбленные» // Клуб «Касталия»: Таро-Марафон, 28.12.2012. (http://www.youtube.com/watch?v=9vjy5i8SeMM)
Фрагмент лекции О. Телемского«Ату VI – Влюбленные» // Клуб «Касталия»: Арканы Таро, лекция № 10,07.02.2014 (http://www.youtube.com/watch?v=6cvp5pRLciE)
Х. Банцхаф. Самоучитель по Таро. – Перевод с немецкого Е. Колесова. – Кишинев: ЧП «Старт», 2004. – 184 с. Стр. 28 – 29.
Х. Банцхаф. Таро и путешествие героя. – М.: КСП+, 2002. – 84 с. Стр. 18 – 19.
Х. Банцхаф. Таро: ключевые понятия (учебник и расклады). – М.: КСП+, 2003. – 288 с. Стр. 134 – 135.
22.06.2014 г.н.э.
(с) Frater D.
Рубрики: | Статьи о Таро |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |