Аркан V Иерофант |
Архетип Иерофанта является одним из ключевых в системе Таро. Это связано с тем, что Иерофант – первая карта, символизирующая самоидентификацию человека в мире, отделение «Я» от окружающих его, осознание различий и границ. Сам термин «иерофант» имеет греческое происхождение и переводится как «тот, кто обучает священным вещам» (hieros = священный, phantes = обучающий).
Шут – плод в утробе; ребенок, не рожденный. Маг – играющий младенец. Верховная Жрица и Императрица – два женских образа: идеализированная, далекая мать и мать кормящая, близкая. Император – мужской, отцовский образ – власть, контроль. Иерофант же не связан с каким-то внешним авторитетом. Это карта Логоса. Она проявляет и передает миг самосознания, самоидентификации. Это момент разделения, который был отражен во многих древних мифах. Это жертвоприношение, разделение мира на две части и т.п. Именно поэтому данный Аркан является одним из ключевых.
Как утверждает Т. Михельсен, в рамках развития человеческой личности этот Аркан означает период, когда ребенок узнает, что такое правильно и неправильно, знакомится с понятиями нравственности и моральных ценностей. Он идет в школу. Впервые сталкивается с тем, что помимо материального мира есть и другой мир – духовный. Он сталкивается с другими учителями (помимо своих родителей), начинает формировать собственную систему ценностей.
Если рассматривать Путь нашего мифического Героя, то Иерофант появляется здесь в качестве некоего наставника, учителя, который готовит Героя к путешествию, даже если тот (Герой) еще и не осознает своего предназначения. Этот наставник активно не вмешивается и не помогает Герою, а лишь обучает его или проявляется иногда в нужный момент. Таких примеров очень много в античных мифах (например, кентавр Хирон), а также в сказках, фэнтезийных произведениях (Мерлин, Гендальф и др.).
В самых первых колодах Аркан назывался Папа (Папа Римский). Это священник, жрец, наделенный высшей духовной властью. Это не только внешняя духовная власть, но, прежде всего, и внутренняя, в чем и заключается принципиальное отличие Иерофанта от ранее рассмотренного Императора. Если власть Императора распространяется на мир материальный, на определенную территорию, обозначенную границами, на определенный народ, проживающий на этой территории, то власть Иерофанта, в первую очередь, это власть над духовным миром его подопечных. И эта власть не знает территориальных границ. Она вне каких-либо материальных ограничений.
Колода Висконти-Сфорца изображает Иерофанта как умудренного опытом мужчину в годах. На его голове папский головной убор – так называемая тиара (аналогичная и у Верховной Жрицы). В левой руке он держит жезл, увенчанный крестом. Правая рука Папы приподнята и пальцы ее сложены в жесте благословения. Но этот жест также и указывает нам на небо, вверх, что говорит о том, от чьего имени действует Папа. Он воплощает в своем лице высшую, божественную власть и волю на этой земле. Помимо этого данный жест означает, что часть Тайны открыта, это видимое и очевидное (вытянутые пальцы); другая же часть скрыта, это невидимое, трансцендентное (сложенные пальцы). Под ногами Иерофанта трапециевидное основание (как и у рассматриваемых ранее Папессы, Императрицы и Императора, изображенных на этой колоде).
|
Висконти-Сфорца |
На первой мистической колоде – Марсельском Таро – Иерофант представляет собой экзотерическую догму, мораль. Две колонны (одного цвета) изображены за фигурой Иерофанта. То есть противоположности фактически вынесены за пределы внимания, в отличие от Аркана Верховная Жрица, на котором она изображена сидящей между двух разных колонн, являясь как бы проводником, чувственным и пассивным элементом. Аналогичную картину можно видеть и на Tarot Classic.
|
|
|
Классическое |
Tarot Classic |
Марсельское |
И на Марсельском Таро, и на Tarot Classic, и на так называемом Классическом Таро на Аркане Иерофанта помимо основной, крупной фигуры (собственно, Иерофанта) имеются и две второстепенные фигуры. Это служки или ученики, к которым обращается Иерофант, проповедует им через себя и через свой Логос Высшую Волю.
Головной убор Иерофанта на этих картах – опять-таки папская тиара, свидетельствующая о распространении его власти на три мира – небесный, земной, подземный, и на три компонента человеческой личности – тело, душу и дух. Кроме того, в его левой руке жезл с тройным крестом.
Надписи в левом поле на карте Классической колоды гласят: ISPIRAZIONE (итал.) – вдохновение; INSPIRATION (англ.) – вдохновение, воодушевление, озарение, богодухновенность; INSPIRATION (франц.) – вдохновение, озарение, воодушевленность; EINGEBUNG (нем.) – вдохновение.
На колоде Дюрера классическая символика Аркана сохраняется. Иерофант (или Папа) восседает на троне, в левой руке он держит жезл, увенчанный тройным крестом, но правая его рука держит мешочек. Две мини-колонны на сей раз выполнены как боковины спинки папского трона. Также за его правым плечом горят три свечи. У ног Иерофанта лежит собака. Девиз, начертанный на основании трона, в переводе с латинского означает: «Мудрость невозможно сымпровизировать: достоинство не может быть изобретено».
|
Дюрера |
На Аркане Иерофанта Уэйта и некоторых более поздних колодах (Логинова, Иллюминатов) наличествуют два ключа. Они символизируют первого Папу, святого Петра, которому Иисус, согласно евангельской традиции, сказал: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Из-за этих символических ключей Петр стал в народных преданиях привратником у врат рая, сами же ключи стали изображаться на папском гербе. Колонны же чуть приближены (по сравнению с рассмотренными картами Tarot Claasic и Марсельского Таро) к фигуре Иерофанта, но они все равно находятся позади него и одинаковы по внешнему виду. Это можно наблюдать также на рассматриваемом Аркане колоды Г.О.М. и Логинова.
|
|
|
Артура Эдварда Уэйта |
Г.О.М. |
Зеркало Судьбы |
|
|
|
Клюева |
Логинова |
Золотое (Gilded) |
|
|
|
Иллюминатов |
Русское (Магическое) |
Эра Водолея |
Сам Уэйт описывает Иерофанта своей колоды следующим образом: «Его голову венчает тройная корона, а сам он восседает меж двух колонн, однако это не колонны Храма, охраняемого Верховной Жрицей. В левой руке у него скипетр с вершиной в виде тройного креста, правая же воздета в широко известном благословляющем жесте, который еще называют эзотерическим знаком, проводящим различие между проявленной и сокрытой частью учения. (В этой связи весьма примечательно, что Верховная Жрица не делает никаких жестов.) У его ног сложены крест-накрест ключи и преклонили колена двое священнослужителей в стихарях. Обычно его именуют Папой, что является частным проявлением более общего символизируемого им понятия. Это власть внешней религии, в то время как Верховная Жрица (Папесса), прежде всего, представляет силу эзотерическую, сокрытую…
Это скорее summa totius theolоgiae [общая сумма теологии], перешедшая в крайне закоснелую форму. Впрочем, Иерофант также символизирует все, что праведно и священно с проявленной стороны. Как таковой, он является проводником благодати, принадлежащим, в отличие от мира Природы, миру человеческих установлений, а также проводником к спасению души всего человечества в целом. Это воплощение порядка и глава признанной иерархии, служащей отражением иного, высшего иерархического порядка. Но может случиться и так, что понтифик забудет о подлинной ценности своего символического статуса и начнет поступать так, словно ему по праву принадлежит все то, что означает его жест или представляет его символ. Это не философия, как ошибочно полагали, – разве что с теологической стороны. Это не вдохновение. И это не религия, хоть он и является одним из способов ее выражения».
Банцхаф говорит об Аркане Иерофант так: «Жрец олицетворяет мир веры и глубочайшего доверия, основывающегося на непоколебимости избранных ценностей. В древние времена он считался одним из трёх ангелов-хранителей в Таро, обеспечивавших благоприятный исход любому делу. В этом есть глубокий смысл, потому что доверие вообще и наше доверие к себе в особенности служат основой веры в жизнь, в будущее. Помимо того, эта карта символизирует путь этики и добродетели, то есть те моральные принципы, которыми определяются наши жизненные планы».
Архетипом данного Аркана, по Банцхафу, выступает святой; значение в общем – понимание, доверие, уверенность, добрый совет, ангел-хранитель; цель – внутренняя уверенность в себя, вера в высшее предназначение.
На языческих колодах Зеркало Судьбы и Эра Водолея данная карта на русском языке носит название Верховный Жрец. Причем, если на первой из них он изображен достаточно традиционно за исключением разве что жезла, который увенчан не крестом, а более напоминает кадуцей, то Верховный Жрец Таро Эра Водолея более походит на грозного повелителя стихий (Мага в традиционном понимании), а не носителя духовной власти.
На колоде Г.О.М. колонны, хоть изображены и не отличными друг от друга, вынесены авторами даже вперед фигуры Иерофанта, что также не совсем понятно с точки зрения отражения его архетипа.
Иерофант Логинова, Иллюминатов и Русского (Магического) Таро изображен в соответствии с уэйтовскими традициями, с сохранением основной символики колоды Артура Уэйта.
Психологу было бы интересно соотнести карту Иерофанта с супер-эго. Это субстанция, несущая некую догму, закон, не подвергающийся критике и сомнению.
Проблемы рода, крови, культуры и отношений между эго и супер-эго проходят неким лейтмотивом по данной карте. Этот аспект неплохо демонстрируется на эротическом Таро Манара, на котором применительно к Аркану Иерофанта изображен момент неловкости, пойманности.
|
Манара |
В отличие от Мага Иерофант руководствуется уже проверенными временем правилами и возвещает их другим людям. Поэтому он сам должен нести огромную моральную ответственность, несмотря на то, что провозглашает слова проповеди от имени Высшей Воли.
В Новом Эоне значение, смысл и атрибутика этого Аркана поменялись достаточно серьезно (в отличие, например, от карты Императора, о которой говорилось ранее), что нашло свое отражение в колоде Тота. Кроули меняет символику карты кардинальным образом. Это уже не Римский Папа Эона Осириса.
|
Тота (Кроули) |
На карте изображен Иерофант. Его трон поддерживают слоны, а сам он восседает на быке (Тельце). По другой версии это жертвенный бык – древнейший символ уничтожения в себе инстинктивности, бессознательности и животного начала. То есть – открытие в себе Логоса, приношение в жертву инстинкта ради обретения самосознания. Это, как говорилось выше, очень важный и ключевой момент. Знание слова, Имени в Магии равносильно обладанию властью над тем или иным духом, сущностью.
В правой руке Иерофанта – ключ или увенчанный тремя кольцами жезл (триединство; союз прошлого, настоящего и будущего; три эпохи, сменяющие друг друга, – прошедшая эпоха Исиды, завершающаяся эпоха Осириса, приходящая на смену эпоха Гора), левая же рука с трехкратным благословляющим жестом, также обозначающим часть доступного и часть сокрытого, направлена вниз и вперед. На карте изображены 2 пентаграммы, а также одна гексаграмма. Пентаграммы символизирует власть через познание, выход на другой уровень бытия. Гексаграмма олицетворяет такой основной принцип Священной Магии, как «что вверху, то и внизу» – двухстороннюю связь Архитектора и Жреца. На пентаграмме, в центре фигуры Иерофанта, мы видим танцующего младенца (Гора). Вместо двух смиренных служек на изображении Иерофанта Таро Тота можно наблюдать Багряную Леди с мечом, олицетворяющую небесную Венеру, которая управляет Тельцом. Это изображение имеет огромное значение. В главе 3, стихе 11 «Книги Закона» сказано: «Пусть женщина опояшется мечом передо мною». Эта женщина – Венера, и теперь она в Новом Зоне; она больше не является лишь сосудом для мужчины, но вооружена и воинственна. Меч – это, прежде всего, символ мысли и разделения (помните, в Евангелии «не мир я принес, но меч»). В одной ее руке – Луна, экзальтирующая в знаке Тельца. Инициатическая любовная связь воплощается также в идее окна, через которое освещается святилище. Эта символика развивается в декоре окна, где за фаллическим головным убором видна раскрывшаяся роза о пяти лепестках (по сути, третья пентаграмма). Змея искупления (энергия кундалини) образует нимб Иерофанта. Символический смысл змеи и голубя связан со следующим стихом из «Книги Закона»: «…есть любовь – и любовь. Есть голубь – и есть змей» (стих 57, глава 1)». Окно закреплено девятью гвоздями (9 – каббалистическое число Луны, сферы Йесод на Древе Жизни).
Пентаграмма в символизме архетипа Иерофанта имеет огромное значение. Неспроста «пятерка» здесь подчеркнута везде. Анализируя этот немаловажный момент Аркана Иерофант, крупнейший современный специалист в области Таро Олег «Атон» Телемский замечает следующее: «…Пять – это объединение двух и трех – правды земли и правды неба или, по иной версии, мужской триады и женской диады. Принцип пяти – краеугольный камень всех оккультных традиций и мировоззрений. А мотив пентаграммы столь устойчив, что проник как главный символ в такое абсолютно материалистическое государство, как Советский Союз.
Пентаграмма – это символ сознания, слова, логоса, воли. Пятый элемент пентаграммы – её верхний угол – есть разумный организующий принцип, который рождается в конфликте четырех слепых стихийных сил. Именно пентаграмма является символом власти над демонами и духами, то есть неорганизованной психической субстанцией».
Символизм Иерофанта дополнен у Кроули и четырьмя керубическими элементами или сторонами света, стихиями. Это орел (Вода, запад), ангел (Воздух, восток), бык (Земля, север) и лев (Огонь, юг), точнее, их маски. Во многих колодах Таро символы этих керубических элементов располагались в углах изображения определенных карт. Чаще всего это были Арканы X Колесо Фортуны и XXI Мир (Вселенная).
Расположение этих четырех животных в старых колодах практически единообразно: лев, символ Льва, помещается в правом нижнем углу; орел, символ Скорпиона, — в правом верхнем; человек или ангел, символ Водолея, — в левом верхнем, а бык, символ Тельца, — в правом нижнем. Такое распределение вполне логично, ибо оно отображает естественный порядок фиксированных знаков в зодиаке.
Однако Фрида Харрис (художница, технически изобразившая Арканы Таро Тота) нарушает эту традицию. На картах Иерофанта и Вселенной она располагает керубических животных иным образом. Бык и лев по-прежнему занимают свои традиционные углы, но ангел и орел меняются местами. Возможно ли, что леди Харрис не имела понятия о порядке следования знаков Зодиака и что Кроули не обратил бы внимания на подобную оплошность, когда речь шла о двух таких важных Арканах? Или, может быть, в Эоне Гора порядок зодиакальных знаков изменился? По мнению Лона Майло Дюкетта, телемита, Посвященного, крупного специалиста в Таро, автора собственной колоды в традициях Нового Эона, – ни то, и ни другое. В Новом Эоне изменился не порядок следования зодиакальных знаков, а соответствия символов Керубим.
|
|
Колесо Фортуны X Марсельское |
Мир XXI Марсельское |
|
|
Колесо Фортуны X Райдра-Уэйта |
Мир XXI Райдера-Уэйта |
|
|
Фортуна X Тота |
Вселенная XXI Тота |
На Аркане X Таро Тота, как мы видим из приведенного изображения, данная символика отсутствует. (О каждом из этих Арканов будет подробнее сказано далее в соответствующих главах – примечание автора.)
Однако, сам Великий Мастер Терион (Алистер Кроули) дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.
«Зверь и Багряная Жена соответствуют Льву и Скорпиону. Они – двуединые Верховные Служители Храма в Новом Эоне Херу-Ра-Ха. (Обратить внимание, что в 23-м Эфире Орел-Керуб – Водолей. Скорпион – Женщина-Змея. Это важно, поскольку в прошлом Орел соответствовал Скорпиону.)» («Видение и Голос»).
Дюкетт высказывается по этому поводу так: «Вся эта образность Нового Эона прекрасна, однако не следует упускать из виду прежде всего то, что Иерофант – это Вав из Йод-Хе-Вав-Хе Тетраграмматона. Он – шестерица божественного макрокосмического сознания, к которой мы должны «пригвоздить» пятерицу нашего земного, микрокосмического сознания. Он – Прекрасный Принц космической сказки, наш Священный Ангел-Хранитель. Степень посвящения, на которой достигается знание и собеседование со Священным Ангелом-Хранителем, на этой карте символически представлена союзом пентаграммы и гексаграммы. Наше микрокосмическое «я» – это танцующий ребенок, вписанный в пентаграмму на макрокосмической груди Иерофанта. Гексаграмма же охватывает собой всю фигуру Иерофанта целиком».
Согласно Кроули, соответствия данного Аркана таковы. Еврейская буква – вав (гвоздь); астрологический знак Зодиака – Телец; Путь Древа Жизни – 16-й, соединяющий Хокму (Мудрость) с Хесед (Милосердием); цвета – красный, оранжевый, темный индиго, теплый темно-оливковый, густой коричневый; Боги – Асар, Апис, Шива (как священный бык), Гера, Венера; драгоценные камни – топаз; растение – мальва; аромат – стиракс; магическое оружие – труд подготовки (к магической операции).
Есть еще один интересный момент, касаемый рассматриваемого Аркана в связи с колодой Таро Тота. Изображенный Ф. Харрис Иерофант в общем плане напоминает нам фаллическую структуру. Такой же символизм, еще более явно выраженный, можно наблюдать и на изображении Аркана XV Дьявол (о котором подробно будет рассказано в соответствующей главе).
|
Аркан XV Дьявол Тота (Кроули) |
В рамках данной главы все же необходимо отметить, что Иерофант и Дьявол – это противоположные друг другу Арканы. Дьявол выступает как бы темной стороной Иерофанта, дуально уравновешивая его.
Использованные источники
Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003. – Пер. с англ. А. Блейз. (http://thelema.ru/library/atu-v-ierofant-lon-maylo-dyukett)
Артур Эдвард Уэйт. Иллюстрированный ключ к Таро. Перевод с англ. И. Алексеевой. – К.: София, 2000. – 88 с. Стр. 17 – 18.
Банцхаф Т., Телер Б. Таро Тота Алистера Кроули. Ключевые слова. – СПб.: ИГ «Весь». – 2006, 256 с.: ил. – (Ваш спутник Таро). Стр. 86 – 87.
Банцхаф Х., Акрон. Энциклопедия Арканов Таро Кроули. Полная интерпретация карт. – СПб.: ИГ «Весь», 2006. – 240 с. с ил. – (Ваш спутник Таро). Стр. 47 – 52.
Исследования – Таро. Глава 5. Аркан Иерофант. // Клуб «Касталия» (http://castalia.ru/taro/160-arkan-5-ierofant.html)
Михельсен Т. Полное руководство по Таро / Тереза Михельсен. – Пер. с англ. А. Осипова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 320 с.: ил. Стр. 90; 92; 100; 106.
Учебник Таро: Традиции, колоды, практика гадания. / Алексей Клюев. – М.: Росткнига. – 416 с.: ил. – (Новые методики). Стр. 62 – 64; 234 – 236.
Фрагмент лекции О. Телемского «Ату V– Иерофант» // Клуб «Касталия»: Таро-Марафон, 30.11.2012. (http://www.youtube.com/watch?v=5v0wetQh5Gg)
Фрагмент лекции О. Телемского«Ату V– Иерофант» // Клуб «Касталия»: Арканы Таро, лекция № 9,24.01.2014 (http://www.youtube.com/watch?v=LQCUVJEjyDo)
Х. Банцхаф. Самоучитель по Таро. – Перевод с немецкого Е. Колесова. – Кишинев: ЧП «Старт», 2004. – 184 с. Стр. 26 – 28.
Х. Банцхаф. Таро и путешествие героя. – М.: КСП+, 2002. – 84 с. 17 – 18.
Х. Банцхаф. Таро: ключевые понятия (учебник и расклады). – М.: КСП+, 2003. – 288 с. Стр. 132 – 133.
19.05.2014 г.н.э.
(с) Frater D.
Рубрики: | Статьи о Таро |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |