"Исследуй внутренние миры Земли, путем очищения ты найдешь скрытый камень"
Аркан V Иерофант |
Архетип Иерофанта является одним из ключевых в системе Таро. Это связано с тем, что Иерофант – первая карта, символизирующая самоидентификацию человека в мире, отделение «Я» от окружающих его, осознание различий и границ. Сам термин «иерофант» имеет греческое происхождение и переводится как «тот, кто обучает священным вещам» (hieros = священный, phantes = обучающий).
Шут – плод в утробе; ребенок, не рожденный. Маг – играющий младенец. Верховная Жрица и Императрица – два женских образа: идеализированная, далекая мать и мать кормящая, близкая. Император – мужской, отцовский образ – власть, контроль. Иерофант же не связан с каким-то внешним авторитетом. Это карта Логоса. Она проявляет и передает миг самосознания, самоидентификации. Это момент разделения, который был отражен во многих древних мифах. Это жертвоприношение, разделение мира на две части и т.п. Именно поэтому данный Аркан является одним из ключевых.
Как утверждает Т. Михельсен, в рамках развития человеческой личности этот Аркан означает период, когда ребенок узнает, что такое правильно и неправильно, знакомится с понятиями нравственности и моральных ценностей. Он идет в школу. Впервые сталкивается с тем, что помимо материального мира есть и другой мир – духовный. Он сталкивается с другими учителями (помимо своих родителей), начинает формировать собственную систему ценностей.
Если рассматривать Путь нашего мифического Героя, то Иерофант появляется здесь в качестве некоего наставника, учителя, который готовит Героя к путешествию, даже если тот (Герой) еще и не осознает своего предназначения. Этот наставник активно не вмешивается и не помогает Герою, а лишь обучает его или проявляется иногда в нужный момент. Таких примеров очень много в античных мифах (например, кентавр Хирон), а также в сказках, фэнтезийных произведениях (Мерлин, Гендальф и др.).
В самых первых колодах Аркан назывался Папа (Папа Римский). Это священник, жрец, наделенный высшей духовной властью. Это не только внешняя духовная власть, но, прежде всего, и внутренняя, в чем и заключается принципиальное отличие Иерофанта от ранее рассмотренного Императора. Если власть Императора распространяется на мир материальный, на определенную территорию, обозначенную границами, на определенный народ, проживающий на этой территории, то власть Иерофанта, в первую очередь, это власть над духовным миром его подопечных. И эта власть не знает территориальных границ. Она вне каких-либо материальных ограничений.
Колода Висконти-Сфорца изображает Иерофанта как умудренного опытом мужчину в годах. На его голове папский головной убор – так называемая тиара (аналогичная и у Верховной Жрицы). В левой руке он держит жезл, увенчанный крестом. Правая рука Папы приподнята и пальцы ее сложены в жесте благословения. Но этот жест также и указывает нам на небо, вверх, что говорит о том, от чьего имени действует Папа. Он воплощает в своем лице высшую, божественную власть и волю на этой земле. Помимо этого данный жест означает, что часть Тайны открыта, это видимое и очевидное (вытянутые пальцы); другая же часть скрыта, это невидимое, трансцендентное (сложенные пальцы). Под ногами Иерофанта трапециевидное основание (как и у рассматриваемых ранее Папессы, Императрицы и Императора, изображенных на этой колоде).
|
Висконти-Сфорца |
На первой мистической колоде – Марсельском Таро – Иерофант представляет собой экзотерическую догму, мораль. Две колонны (одного цвета) изображены за фигурой Иерофанта. То есть противоположности фактически вынесены за пределы внимания, в отличие от Аркана Верховная Жрица, на котором она изображена сидящей между двух разных колонн, являясь как бы проводником, чувственным и пассивным элементом. Аналогичную картину можно видеть и на Tarot Classic.
|
|
|
Классическое |
Tarot Classic |
Марсельское |
И на Марсельском Таро, и на Tarot Classic, и на так называемом Классическом Таро на Аркане Иерофанта помимо основной, крупной фигуры (собственно, Иерофанта) имеются и две второстепенные фигуры. Это служки или ученики, к которым обращается Иерофант, проповедует им через себя и через свой Логос Высшую Волю.
Головной убор Иерофанта на этих картах – опять-таки папская тиара, свидетельствующая о распространении его власти на три мира – небесный, земной, подземный, и на три компонента человеческой личности – тело, душу и дух. Кроме того, в его левой руке жезл с тройным крестом.
Метки: Таро Аркан Иерофант Ату Иерофант описание Аркана Иерофант |
Арканы Таро, лекция №8. Ату IV - Император /демо/ (2014.01.10) |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Император Ату Император |
Таро-Марафон. Ату IV - Император (2012.11.16) :: ФРАГМЕНТ :: |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Император Ату Император |
Аркан IV Император |
Если рассматривать систему Старших Арканов Таро как Путь Героя, то, как уже говорилось ранее, Император представляет собой мужское начало земных родителей. Мать-Природа (она же Императрица) как источник всякой жизни приносит все новые плоды, а Хозяин (Император) собирает урожай. Природа лишь раскрывается во всей своей первозданности, Хозяин же разбивает сады на месте джунглей и строит убежища для защиты человека от буйства и капризов Природы, стремится обуздать ее, направить ее силы в нужное русло. Император – это тот, кто цивилизует Природу. Вносимые им изменения и есть то, что люди называют прогрессом.
Император – это структура, порядок, ясность и реальность. Как старейшина он не только обеспечивает безопасность и порядок, но и несет большую ответственность. Его сила – в умении настоять на своем, никогда не теряя красной нити.
Если говорить о месте Императора в развитии человека, то, согласно Т. Михельсен, существует такой подход: семя (I Маг), яйцо (II Жрица), плод в утробе (III Императрица) и момент появления ребенка на свет (IV Император).
Если взять процесс творчества, эти стадии означают: замысел (I), позитивный резонанс, то есть ту плодородную почву, без которой замысел не осуществится (II), разработку проекта (III) и, наконец, его воплощение в жизнь (IV).
Также Императора в рамках Пути человека по СА можно воспринять как такой этап развития ребенка, когда тот понимает, что есть правила и что нарушать их нельзя, хотя он не всегда понимает – почему. Он начинает задавать вопросы и сомневаться в авторитете родителей. Он начинает проверять свои границы, говоря «нет» и убегая, когда его позовут. Он изучает ограничения своего мира. Это момент появления отца, который обеспечивает ему сильную ролевую модель. В рамках многих мифов о путешествии Героя это царь, он же отец Героя, который и направил его в путешествие, на подвиги, поручил ему задание, за выполнение которого обещана награда.
Помимо того Император – это светская, земная, царская власть, простираемая на этот мир – на мир материальный, имеющий те или иные границы (территориальные, например).
В колоде Висконти-Сфорца Император – это мужчина в годах, изображенный вполуоборот к зрителю восседающим, очевидно, на троне. На его голове царский головной убор с рисунком гербовой птицы. В левой руке он держит скипетр, в правой – жезл (как символы императорской, царской власти). Под его ногами трапециевидное основание (как и у рассматриваемых ранее Папессы и Императрицы, изображенных на этой колоде).
|
Висконти-Сфорца |
Изображение Императора на классических колодах Таро также показывает нам мужчину-короля, царя, императора, главу светской власти, архетипического земного Отца. Следует отметить, что вообще Император это именно тот Аркан, который практически не изменялся на протяжении всей истории развития Таро как прорицательной системы от колоды к колоде.
|
|
|
Классическое |
Tarot Classic |
Марсельское |
На указанных выше колодах он изображен в профиль, левым боком к созерцающему. Император восседает на троне, держа в правой руке скипетр, который увенчан фигурой расправившей крылья птицы, трехлепестковой лилией и монаршим крестом на Арканах Классического Таро, Tarot Classic и Марсельского Таро соответственно. (См. аналогию с Арканом III Императрица выше). Его левая рука свободна и лежит на подлокотнике трона.
Метки: Ату Император Аркан Император Император Таро описание Аркана Император |
Арканы Таро, лекция №7. Ату III - Императрица /демо/ (2013.12.27) |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Императрица Ату Императрица |
Таро-Марафон. Ату III - Императрица (2012.11.02) :: ФРАГМЕНТ :: |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Императрица Ату Императрица |
Аркан III Императрица |
Арканы Императрица III и Император IV образуют земную пару родителей Героя. Если рассмотренная выше Верховная Жрица выступает в качестве духовной или небесной матери, далекой, идеальной, то в Аркане Императрица воплощается земная мать.
На колоде Висконти-Сфорца Императрица изображается как восседающая, скорее всего, на предполагаемом троне молодая женщина. В ее левой руке щит, который она держит, поставив его на колено. На этом щите в гербовом стиле изображена птица. На голове Императрицы – корона, как символ царской земной власти.
|
Висконти-Сфорца |
Классические колоды, такие как Марсельское Таро и различные ее вариации, по сути, изображают Императрицу практически так же с той лишь разницей, что в ее правую руку авторы и художники добавили еще один символ земной власти – жезл (скипетр).
|
|
|
Классическое |
TarotClassic |
Марсельское |
На данных колодах Императрица изображена сидящей на троне женщиной, облаченной в царские одеяния. Она держит в руках символы светской власти, а голова Императрицы увенчана короной. В данном случае в ее левой руке скипетр, в правой – герб-щит, на котором нарисована птица, расправившая в стороны свои крылья, голова птицы повернута в сторону Императрицы. Герб зачастую выполнен желтого или коричневого цвета, как на указанных Арканах, так и на Арканах других колод. Здесь мы, как уже говорилось выше, также видим различные скипетры. В частности, в TarotClassicна конце жезла древний мистический трехлепестковый наконечник, олицетворяющий собой триединство. Это троица: Отец-Сын-Святой Дух, Исида-Апофис-Озирис, Инь-Янь-Дао и т.п.
Метки: Ату Императрица Аркан Императрица Императрица Таро описание Аркана Императрица |
Арканы Таро, лекция №6. Ату II - Верховная Жрица /демо/ (2013.12.13) |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Жрица Ату Жрица |
Таро-Марафон. Ату II - Верховная Жрица (2012.10.19) :: ФРАГМЕНТ :: |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Жрица Ату Жрица |
Аркан II Жрица |
В противоположность выше рассмотренному Магу Жрица, как женское начало пары небесных родителей Героя (Шута), олицетворяет пассивность, восприятие. Она означает терпение и готовность предать себя высшему водительству, дождаться того единственного момента, когда придет необходимый импульс. Она знает, что «всему есть время свое», и поэтому не вмешивается в ход событий, позволяя всему идти своим чередом. Таким образом, эта карта выражает доверие ко внутреннему голосу, указывающему нам путь и всегда точно сообщающему, нужно ли нам что-то делать, и если да, то когда и как.
|
Висконти-Сфорца |
В гностицизме также есть очень важный женский образ – София, которая выступает связующим звеном между Богом и человеком. Это чрезвычайно значимый для гностиков архетип. В ортодоксальных системах данный образ, разумеется, был отрезан, вытеснен и демонизирован.
Метки: Ату Жрица Ату Верховная Жрица Аркан Жрица Аркан Верховная Жрица Жрица Таро описание Аркана Жрица |
Арканы Таро, лекция №5. Ату I - Маг /фрагмент/ (2013.11.29) |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Маг Ату Маг |
Таро-Марафон. Ату I - Маг (2012.10.05) :: ФРАГМЕНТ :: |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Маг Ату Маг |
Аркан I Маг |
У рассмотренного выше классического Героя (Шута) во многих мифах древности обычно имеются две пары архетипических родителей – родители земные и небесные. В Таро обе родительские пары представлены первыми четырьмя Арканами, пронумерованными от I до IV. Арканы Маг Iи Жрица IIсоставляют небесную пару, а Арканы Императрица IIIи Император IV– земную пару. Маг олицетворяет мужское начало на космическом уровне, в мире идей.
Как указывает известный и крупнейший специалист-таролог Х. Банцхаф, «Путь Мага – это путь Фауста, в поисках познания вмешивающийся в Природу, проникающий в ее тайны, чтобы понять ее, а потом и овладеть ею. Этим путем пошел человек Запада – и пришел к своему теперешнему уровню жизни со всеми плюсами и минусами технической цивилизации. Это – активный путь силы, преображающей внешний мир «всеми возможными способами», а когда что-то выходит не так или мешает, то от него теми же способами отделываются. Это – энергия Мага, предполагающая активное действие…»
То есть, говоря о сакральном смысле Мага, можно сказать, что это первое проявление, первое действие, в отличие от Шута, в котором был только непроявленный потенциал. В свою очередь, сам архетип Мага также достаточно дуален. Согласно английской мистической школе, а также Таблицам соответствий Алистера Кроули, которых мы придерживаемся, на Древе Жизни Маг расположен на 12-м Пути – от Кетер к Бине – и соответствует Меркурию и букве ב(бет). Это очень важный момент в понимании данного Аркана и самого архетипа Мага.
Бог Гермес, Меркурий – это трикстер, шутник, фокусник, игрок, в чем-то даже мошенник, аферист, авантюрист. Но он же имеет и другой аспект – созидательный, творящий, волевой. Герметизм – философская традиция первых веков прошлого эона, имевшая широкое распространение в римской империи, почитала Гермеса как логоса, сына бога – изначальное слово и подателя высшей мудрости.
Меркурий и ртуть имели и имеют огромное алхимическое значение. Так, ртуть всегда считалась веществом начала и завершения. Именно она, являясь металлом, также пребывает и в жидком состоянии, а ее пары (газообразное состояние) могут причинять вред.
На самых старых известных нам колодах Таро Маг предстает именно как игрок, фокусник, уличный торговец.
Так, в колоде Висконти-Сфорца, самой первой известной колоде, дошедшей до наших дней (и даже, по сути, еще не являющейся прорицательной и магической колодой, а носящей сугубо эстетический и художественный характер), Маг изображен как довольно недурно одетый мужчина средних лет, сидящий на сундуке за переносным столом. На голове у него шляпа (это очень немаловажный момент, на котором более подробно мы остановимся далее), в левой руке он держит палочку (жезлоподобный элемент). На его столе лежат и остальные предметы, соотносящиеся с элементами и стихиями. Это наперстки, монеты (шарики, диски) и нож или кинжал.
|
Висконти-Сфорца |
На указанном изображении (современная колода, изготовленная по рисункам Висконти-Сфорца) в левом поле мы можем увидеть как нумерацию Аркана, так и его названия. Стоит уточнить, что изначальные карты колод самого Висконти-Сфорца, дошедшие до наших дней и хранящиеся в частных коллекциях и музеях, не содержали ни нумерации, ни каких бы то ни было словесных описаний и названий.
Метки: Ату Маг Аркан Маг Маг Таро описание Аркана Маг |
Арканы Таро, лекция №4. Ату 0 - Дурак /фрагмент/ (2013.11.15) |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Шут Аркан Дурак |
Таро-Марафон. Ату 0 - Дурак (2012.09.21) :: ФРАГМЕНТ :: |
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро Аркан Шут Аркан Дурак |
Аркан 0 Шут |
Повесть о путешествии героя – самая старая из всех сказок на свете. Именно она образует канву множества мифов, сказок и легенд про то, как некто отправляется в путь, чтобы совершить свой подвиг. За всеми бесчисленными историями подобного рода, известными во всех народах и культурах и сегодня, кроется один и тот же сценарий. Этот сценарий не выдуман, он никем не изобретен и не сочинен. Он всего лишь отражает знание, приобретаемое душой по мере ее развития, – так сказать, «унаследованное» знание. Потому что эта старая-старая сказка есть не что иное, как образец, притча, напутствие герою, его «путевка в жизнь». Вот почему она всегда воспринимается так живо, и никому не наскучивает ее слушать: она напоминает нам, зачем мы пришли на эту Землю и что должны здесь совершить.
Данный Путь героя отображен не только практически во всех основных мифологиях разных народов мира, но и в атрибуции Старших Арканов Таро.
Именно этим героем, одолевающим трудный путь, в Таро оказывается Шут.
Современный герой в подавляющем большинстве случаев совсем иного рода: отважен, силен, никогда не ошибается, соображает быстрее других и окружен аурой неизменного победителя. Это отражено даже в продуктах массовой культуры настоящего времени. Он – некий славный супермен, бесстрашно разящий полчища врагов налево-направо, преодолевающий все препятствия. В итоге именно ему и достаются лавры победителя. (Хотя есть и исключения, когда авторы восходят к более древним традициям и изображают героя неловким, смешным, слабым, нелепым.) Если же обратиться к истории, то окажется, что такой герой-победитель – образ сравнительно поздний, его первые образцы (Гильгамеш, Геракл, Орион или Персей) насчитывают уже три или четыре тысячи лет. Показательно, что все эти герои – мужчины, так как они возникли в эпоху раннего патриархата и сильно отличаются от своих предшественников, тоже нам известных. Их образы (предшественников современного типажа героя) сохранились в устной традиции, в сказках и легендах. В них герой, по крайней мере, вначале, не отличается никаким особым мужеством, силой или сообразительностью. Наоборот, он всегда самый младший, самый неопытный, самый глупый. Однако, как ни странно, именно ему, этому «дурачку», удается совершить подвиг. Сценарий у всех этих легенд примерно одинаков (например, легенда о Парсифале и поиске Святого Грааля).
Если говорить о месте Шута в колоде Таро, то будет очень удобно привести следующую схему.
Место Аркана Шут в традиционной системе колоды Таро
Как мы видим, квадрат символизирует собой карты Младшего Аркана по мастям (здесь они расположены в соответствии со сторонами света, если за основу – верх – брать направление на восток согласно общепринятой мистической традиции). Треугольник это ни что иное как карты Старшего Аркана, распределенные по 7 Арканов на каждой из трех его сторон. Точка в центре и есть рассматриваемый нами Шут. Это то, с чего все начинается; изначальная точка – «из Начала».
Рассмотрим и сравним изображение и атрибуцию Аркана Шут в различных колодах Таро.
На одной из первых колод Таро – Таро Висконти-Сфорца – Шут изображен с дубиной, в его волосах перья, а его штаны спущены и оголяют ноги.
|
Висконти-Сфорца |
Метки: Таро Аркан Шут Аркан Дурак описание Аркана Шут |
Арканы Таро, лекция №1. Введение /фрагмент/ + презентация книг (2013.10.04) |
Метки: Интеллектуальный клуб "Касталия" Таро-Марафон введение в Таро лекции по Таро видеолекции по Таро |
Таро-Марафон. Введение (2012.09.14) :: ФРАГМЕНТ :: |
Открываем также подборку тематических видеолекций интеллектуального клуба "Касталия". Данные лекции читались с 2012 г.н.э. и продолжаются по сей день. Мы же здесь будем выкладывать их по мере написания и поступления собственных авторских статей и для лучшей иллюстрации данных статей в логическом порядке по мере освящения Арканов и начнем с введения и общих принципов Таро, обзора и генезиса колод, а также структуры колоды. Далее будут подробно рассмотрены карты Старшего Аркана, начиная с Шута (Дурака) и заканчивая Миром (Вселенной, Эоном). Лекции читает Профессионал-Практик, замечательный современный специалист в области Таро, Магии, оккультизма, философии Телемы, юнгианства и многих других интересных направлений Олег "Атон" Телемский. Это фрагменты лекций, выложенные для общего доступа на соответствующих ресурсах клуба "Касталия". То есть мы никоим образом НЕ нарушаем законных интересов правообладателя. Полные версии лекций Вы можете заказать, обратившись на имэйл адрес: polsck собака gmail.com (разумеется, без пробелов и собака это @ - просто защита от спама ).
Ресурсы интеллектуального клуба "Касталия", где Вы можете посмотреть эти и иные познавательные и интересные материалы:
Ютуб
Вконтактик
ЖеЖешечка
Официальный сайт
Метки: Интеллектуальный клуб «Касталия» видеолекции по Таро Таро-Марафон лекции по Таро введение в таро |
Введение в Таро |
Что такое Таро?
Таро – это колода карт, имеющая духовное содержание (отражающая этапы мистического пути к посвящению) и зарекомендовавшая себя как надежная система гадания. Колода появилась в Европе в XIV веке, а свою классическую форму обрела примерно в 1600 году. Одно из первых упоминаний о Таро содержится в трактате швейцарского монаха-доминиканца Иоанна, который в 1377 году опубликовал сочинение под названием «Tractatus demoribus et disciplina humanae conversationis» («Трактат об обычаях и о том, о чем люди говорят»). Запретительные указы, с помощью которых власти боролись с распространением карт, показывают схему их «путешествия» по Европе:
Год |
Город |
1377 |
Флоренция |
1377 |
Париж |
1377 |
Базель |
1377 |
Сиена |
1378 |
Регенсбург |
1379 |
Витербо |
1379 |
Брабант |
1379 |
Сент-Галлен |
1380 |
Препиньян |
1381 |
Марсель |
1382 |
Лилль |
1384 |
Валенсия |
1389 |
Цюрих |
1390 |
Венеция |
1390 |
Голландия |
1391 |
Сицилия |
1379 |
Берн |
1379 |
Констанца |
1380 |
Барселона |
1380 |
Нюрнберг |
1391 |
Аугсбург |
1392 |
Франкфурт |
1397 |
Ульм |
1397 |
Лейден |
По одной из версий, Таро занесли в Европу мусульмане (что объясняет неприятие христианских властей). По другой версии, колода была создана в Египте (кстати, «египтянами» считали и цыган, которые традиционно гадали на картах). Также высказывались предположения об индийском происхождении Таро. Ни одна версия не является убедительной и общепризнанной, остается констатировать, что точное происхождение карт неизвестно.
Хайо Банцхаф отмечает, что Таро «отражают глубинные шаблоны нашего поведения, то есть то, что К.Г. Юнг называл архетипами. Таким образом, вопрос о том, когда же именно появились первые карты, теряет смысл, так как заключенные в них образы сопровождают человечество с первых шагов его сознательного существования».
Также неизвестно, откуда происходит само слово «Таро». По одной версии, слово произошло от древнеегипетских «тар» (путь) и «рош» (царь). Другие авторы связывают название карт с древнееврейской Торой. Также предполагается, что карты были изобретены неподалеку от города Парма в Италии, где протекает река Таро. Другие исследователи полагают, что слово произошло от латинского rota (колесо): якобы слоги перепутались, так как их писали на колесе.
Метки: введение в Таро общие сведения о Таро Таро происхождение Таро |
Открыт Дневник-Сообщество "Все о Таро" |
Группа посвящена древнейшей и самой интересной прорицательной системе - картам Таро: происхождению карт, разновидностям и структуре колод, генезису Таро, анализу Арканов, раскладам и многому другому
Метки: Информация старт проекта все о Таро Таро |