-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Педагогическая_копилка полезные_игрушки О_детях
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рукодельницам_и_мастерицам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2014
Записей: 1541
Комментариев: 1038
Написано: 2689


Воспитание креативности в семье.

Вторник, 12 Января 2016 г. 21:30 + в цитатник
nata_tursha все записи автора

Воспитание креативности в семье

Автор: Светлана 

Дорогие друзья! Я всем-всем рекомендую прослушать курс А.Гина «Воспитание креативности в семье». Он доступен постоянно вот здесь. Я его прослушала и спешу поделиться краткой информацией о нем. Точнее даже так - конспектом. Основные моменты я законспектировала, чтобы не забыть и применять. Делюсь выжимками.

Курс состоит из семи лекций. Каждая лекция посвящена определенной теме, все темы взаимосвязаны.

Лекция 1. Страсть к новому – откуда она берется и как поддерживается

Настоящие чудеса

Никто не будет спорить о том, что человек с радостью изучает то, что ему интересно. Ребенок – не исключение. Интерес позволяет ребенку познавать, без интереса невозможно чему-то научиться. Откуда же возникает интерес? И почему с возрастом многие его теряют?

Интерес возникает из удивления. Важно научиться удивляться самим и находить удивительное вокруг нас. Попробуйте находить удивительное вокруг. Найдя удивительное, ребенок сам захочет узнать что-то еще по этой теме. Главное - зацепиться за этот интерес и развить его.

Вопрос - почему птиц не ударяет током, когда они сидят на проводах?

Сегодняшний мир очень изменился, это уже не тот мир, который был даже 20 лет назад, а традиции воспитания остались теми же. Поэтому на ведущие позиции сейчас должно войти воспитание и развитие креативности.

Наиболее важные аспекты для «встречи с чудом»:

- общение ребенка с природой, это богатые возможности для удивления и наблюдений.

Вопрос - куда исчезают лужи?

- не водить маленького ребенка в музей/выставку надолго. Скорее всего, стоит отвести в зоопарк и т.д., но только на что-то одно. Например, на одну картину, одно животное и т.д. Все сразу смотреть нельзя. Кроме того, к этому мероприятию следует подготовиться: что-то прочитать по теме, обсудить с ребенком, что вы будете смотреть и зачем, заинтересовать его, чтобы он ждал этого события.

- рассматривание фантастических картин для формирования чувства фантазийности. Хорошо, когда подобные картины встречаются в детской литературе. Иллюстрации должны быть разными: не только реальными, но и фантазийными.

Фантазийные миры Яцека Йерки

- обязательно говорить об авторах картины, книги и т.д., чтобы ребенок понимал, что за этими вещами стоят люди. Возможно, когда вырастет, ребенок тоже захочет сделать что-то для людей.

Создавайте ребенку условия для удивления. Подчеркивайте, акцентируйте удивительное вокруг него. Используйте такие «волшебные» фразы:
- ну разве не удивительно, что…
- ты только представь себе, что..
- меня удивляет…
- Ничего себе! Посмотри…

Лекция 2. Упражнения для развития мышления

Креативность, внимание, синкретичность – эти и другие качества сильного мышления можно и нужно развивать с помощью специальных упражнений. Приведем примеры таких упражнений из числа лучших.

Любой предмет может быть развивающим

Например, чашка. Из рук в руки передаем чашку, называя особенность чашки. Сначала называются поверхностные свойства (например, цвет, размер и т.д.). Когда заканчиваются привычные свойства, то начинается развитие. 
Такое упражнение можно проводить с любым предметом.

Шарики. Поиск причинно-следственных связей

Надуйте воздушный шарик. А теперь попросите ребенка объяснить, что изменилось в комнате, когда вы надули шарик. Важно найти как можно больше причинно-следственных связей. Данное упражнение формирует синкретичность мышления. Не обязательно надувать шарик. Можно искать такие связи между любыми явлениями.

Взятие снежного городка. Анализ художественного произведения

Это работа с картинами. Выберите для работы любую картину и попросите ребенка называть, что он на ней видит. Сначала будут названы очевидные вещи. Затем будут вещи не очевидные, то, что не бросается в глаза. Это и будет развитие. Например, картина «Взятие снежного городка» Суриков.

Из вещей, которые никогда бы не пришли мне в голову:
- лошадь на картинке выскакивает на снежное сооружение, при этом для разбега для лошади совершенно нет места, а прыгает она прямо на сани. Картина не реальна. 
- на картине только один ребенок.
- у девушки на первом плане горностаевая накидка, это мероприятие, на котором участвуют не только простые люди, но и богатые.
- возможно это не вся картина, она «обрублена».

Решение открытых задач.
Попросите ребенка объяснить, например, зачем ежу яблоки. Важно высказать как можно больше гипотез.

Затем варианты фильтруются на плохие и хорошие. 
Вопрос может быть любым (яблоки и еж как пример).

Лекция 3. Открытые задачи как инструмент развития креативности

Это лучший инструмент для развития креативности. Регулярное решение открытых задач дает:
- уход от шаблонов;
- видеть последствия своих решений;
- уметь находить оптимальные решения;
- умение выражать свои мысли;
- устойчивость к неудачам, негативным эмоциям, устойчивость к стрессу.

Для начала предлагайте детям сказочный сюжет, где требуется найти решение какой-то проблемы и помочь сказочным героям. 
Важно – прекращать занятие на пике интереса. Тогда ребенок захочет еще.

А.Гин рекомендует книгу «Сказки-изобреталки от кота Потряскина».

Книга выдержала издания во многих странах мира. От себя замечу, что эта книга у нас есть, она примерно на возраст от 5-6 лет. В книге много историй-задачек. Дается сказочная история, в которой есть какая-то проблемная ситуация. Это задача открытая, она имеет множество решений. Ребенку предлагается такие решения отыскать. Книгу хорошо прорешивать.

«Сценарии мини-спектаклей для начальной школы» Гин А. – книга создана на основании сказок-изобреталок. Это готовые уроки для детей.

Серия из четырех книг - сборники открытых задач. Задачи подобраны по разделам, они реальны и имеют место быть (имели место). Книги для детей старших классов и для взрослых. Книги сделаны как энциклопедии, по ним интересно изучать предмет.

    

Открытые задачи вокруг нас

Есть закрытые задачи (четкие условия, правильный ответ) и открытые задачи (размытые условия, несколько вариантов и способов решения). Школьное образование построено на закрытых задачах. А жизнь – это задачи открытые. При этом никогда не бывает, чтобы задача стояла правильно. 
Весь мир вокруг состоит из решения открытых задач. Стоит только научиться их видеть.

Лекция 4. Домашние эксперименты

Основной вид деятельности ребенка – экспериментирование. Если с ребенком целенаправленно заниматься этой деятельностью, то результаты могут быть блестящими.
Простейшие эксперименты приводят к решению исследовательских задач. Например, шариковая ручка оставляет след на бумаге. А на стекле? Нет. Почему?

Или вот опыт с яйцом и бутылкой. Для ребенка это настоящее чудо.

Важно проводить с ребенком фокусы, т.к. ребенок должен понимать, что его могут обманывать. Он должен уметь говорить «нет».

Простейшая исследовательская деятельность:

- научные опыты-загадки;
- совместные дела (например, приготовление пищи, ухаживать за растениями и т.д.);
- лепка, рисование и т.д. разными техниками. Важно изучать разные технологии.
- ручной труд, освоение инструментов.

Инструменты развития креативности

Используйте развивающие фразы:
- ух ты, это похоже на… Почему? (упражнение на фантазирование)
- смотри как удивительно..
- это такое, потому что…
- смотри какие….в… (например, смотри какие окна в самолете). 
Эти фразы нужно повторять регулярно. Чтобы словесной фразой натренировать свой мозг быть готовым к работе.

Важные слова:
- есть такое слово «надо»;
- какой у нас план на завтра.

Важно, чтобы ребенок как можно раньше начал получать самые первые творческие результаты – собственные загадки, сказки, рисунки. Можно даже устроить выставку работ вашего ребенка.

Лекция 5 и 6. Ребенок и риск. Родительство как решение открытых задач.

В традиционном мире дети с раннего детства участвовали в деятельности взрослых людей и несли определенную ответственность.

Маковский «Ночное»

В современном мире дети «выключены» из этой деятельности. Детский сад, школа – это своеобразные «камеры хранения для ребенка». Ребенок растет не самостоятельным, он искусственно огражден от риска.
Чего лишают ребенка,  в определенной степени ограждая его от риска:
- нет тренировки ответственности за себя - необдуманные решения (в т.ч. опасные), ребенок может стать «нахлебником», когда родители решают задачи за него;
- ребенок перестает понимать опасность, и излишняя боязливость как обратная сторона медали.
- расплывчатое понятие ответственности, неответственные взрослые как последствие.

«Ребенок имеет право на смерть» Януш Корчак. Иными словами право ребенка на риск – это его право быть человеком.

Ребенок должен уметь себя самоорганизовывать, а для этого ему нужна самостоятельность. А.Гин советует книгуЮ.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

В этой книге (кроме всего прочего) есть также очень много хороших слов о самостоятельности ребенка, что ребенку нужно дать опыт преодоления себя, дать определенную свободу и ответственность за эту свободу. Это задача для родителя, в определенном смысле творческая.

Лекция 7. Семья как среда воспитания

Массовая школа далека от идеала, не надейтесь на школу, она не научит вашего ребенка думать. Современная школа ориентирована на то, чтобы дать ребенку факты, а не развить мышление. Отсюда и некоторые проблемы школы. Например, учителя жалуются, что детям не интересно, что они не слушают и не хотят слушать то, что им рассказывают. Отчасти это связано со следующим. Сегодня стоимость факта упала по сравнению со временем 100 лет назад, даже 20 лет назад. Раньше человек нигде, кроме как в школе , не мог узнать что-то. Например, что Земля круглая. Сейчас есть интернет, в любой момент можно узнать любой факт из школьной программы. Психологически ребенок обесценивает знание, которое дает ему учитель, т.к. думает, что в любой момент может этот факт узнать через другие источники.

Поэтому сейчас нужно развивать мышление, а не давать факты. 
А.Гин – поклонник семейного образования. Даже если ребенок ходит в школу, семья может дать в разы больше (плюсом к школе).

Каждый ребенок ориентирован на активное познание. Так куда же это девается у взрослых людей? Система образования и СМИ делают свое «черное» дело. Человека с ранних лет учат рациональному мышлению. Доказано, что рациональное знание подавляет креативность . Но это соотношение можно изменить, если работать над развитием мышления, делать специальные упражнения. И в первую очередь, это следует делать родителям. Будьте примером для вашего ребенка.

Почему мой ребенок не читает? Читайте сами.

Почему мой ребенок не счастлив? Будьте счастливы сами.

Почему мой ребенок не обсуждает «умные» вещи? Разговаривайте сами, обсуждайте, а не только общайтесь в семье по бытовым вопросам. Обсуждайте книги, интересные вещи, спорьте. Тогда вы создаете среду, в которой вырастает как минимум человек умный.

Лучший способ получить некреативного человека – это просмотр телепередач и белые стены. Квартира, дом должны быть культурно насыщены. Это могут быть картины или коллекционирование каких-то вещей, которые создают определенную культурно насыщенную среду. В то же время важно ограничить телевидение и компьютер.

На этом все!

Серия сообщений "Почемучка":
Часть 1 - Занимательные вопросы. Животные-рекордсмены.
Часть 2 - Ответы на детские вопросы от сайта "Элементы большой науки"
...
Часть 5 - ДЕТСКОЕ ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ И КАК? ЧАСТЬ 3.
Часть 6 - ДЕТСКОЕ ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ И КАК? ЧАСТЬ 4.
Часть 7 - Воспитание креативности в семье.

Рубрики:  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку