-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Педагогическая_копилка полезные_игрушки О_детях
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рукодельницам_и_мастерицам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2014
Записей: 1541
Комментариев: 1034
Написано: 2685


Перечень игр для развития речи ребенка. Часть 2.

Понедельник, 09 Марта 2015 г. 11:16 + в цитатник
nata_tursha все записи автора

Перечень игр для развития  речи ребенка. Часть 2.

Любимцы

Эта игра в первую очередь способствует развитию умения детей самостоятельно анализировать, формулировать выводы, делать умозаключения. В игре обязательно учитываются привязанности и желания детей в отношении к их домашним питомцам. Материалом для игры являются фотографии любимцев — животных, живущих в семьях, или картинки с изображением того животного, которое бы ребенок хотел иметь дома.

Предложите детям рассказать о своих питомцах, дайте  ребенку возможность поделиться своими чувствами от общения с животными. Они могут описать внешний вид, размеры, привычки, характер, способы ухода, интересные случаи из жизни животных. Только после этого можно предложить ряд вопросов на осмысление и подвести итог, каких животных можно держать дома: «Дома можно держать самых разных животных. Попугаи, хомяки, кошки, собаки, свинки — все эти животные отличаются друг от друга, но их объединяет то, что они являются домашними любимцами.

Давайте попытаемся назвать все качества, которые делают их таковыми.

Можем ли мы определить, принадлежит животное к домашним или нет, если знаем, какую пищу оно употребляет? Можно ли по цвету определить принадлежность к домашним животным?

А если знаем, где спит животное? Теперь мы знакомы со многими признаками. Можете ли вы назвать такие из них, которые не относятся к домашним животным? Давайте попробуем дать определение, кого можно назвать домашними животными».
В дальнейшем по этому типу можно построить игры на формулировку самых различных определений, понятий. Благодаря им дети довольно быстро овладевают способами анализа различных исходных данных, учатся выстраивать цепь рассуждений и обосновывать свои выводы и заключения.

Объяснялки

Эта игра имеет несколько разновидностей, ход которых всегда сопровождает особое эмоциональное состояние детей — ребенок «вживается» в роль взрослого и сам разъясняет, уточняет, делится своими знаниями, а значит полон уверенности и чувства собственного достоинства. Но говорит он не «так, как надо», не по схеме, а так, как сам это понимает. Объяснять окружающим сущность предметного мира ребенку очень интересно, но вот активных слушателей из числа взрослых у него, как правило, бывает слишком мало. Да и удивить их достаточно сложно — ведь взрослые и знают, и умеют многое. Хотя нам стоит поучиться у малыша и внимательности, и точности, и образности.

Объяснять значение того или иного слова, понятия, назначение (функцию) предмета ребенок будет с удовольствием и более уверенно лишь в том случае, когда в этом возникает непосредственная потребность, создать которую не составляет большого труда, включив в деятельность реальный или игровой персонаж, заинтересованный в подробном объяснении.

Взрослый вполне может «временно» стать инопланетянином или Незнайкой, который хочет все знать и уметь, или лесным, сказочным жителем, которому многое в городе в диковинку, ведь он это видит впервые в жизни.

Вариант 1. «Прямая трактовка». Здесь предполагается полное объяснение понятий. Вот так дети объясняют значение некоторых:

Музей — это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.

Облако — это такой пушистый, мягкий воздух, похожий на подушку, которая часто меняет свою форму. Это часть неба, которую ночью трудно увидеть, если нет звезд и луны, но можно догадаться, что она есть наверху.
В дальнейшем детей привлекают к интерпретации различных поступков и их результатов. Такая практика не только расширяет речевой диапазон ребенка, но и позволяет ему осмысливать поведение окружающих и свое собственное, обогащает опыт социального взаимодействия, способствует формированию реалистической самооценки. В качестве аналитического материала сначала используют литературные произведения (М. Горький«Воробьишко»В. Осеева «Синие листья»«Волшебное слово» и др.), а затем переходят к объяснению качеств, эмоциональных состояний человека, его поступков, с которыми дети сталкиваются непосредственно в реальной жизни.

Вариант 2. «Скрытая трактовка». Это своеобразные загадки-рассуждения детей, которые бывают достаточно необычны, оригинальны, но, в любом случае, они, во-первых, служат показателем развития мышления ребенка (его смысловой стороны), а во-вторых, требуют от взрослого «перестройки» собственного мышления, чтобы понять логику рассуждений малыша и увидеть мир его глазами. Попробуйте вот по таким коротким репликам-рассуждениям детей сразу догадаться, «что бы это значило»:

—  у всех одна;

—  у каждого своя.

Затрудняетесь? Тогда попытайтесь увязать ваше предположение со следующими дополнениями:

—  это родитель детей;

—  у нее бывает по два сына или дочки.

Догадались?! Конечно же, это самый близкий и любимый человек на свете — мама.

А вот так дети объясняют, что такое «детский сад»:

—  туда ходят маленькие дети;

—  такой домик, где дети работают дольше, чем взрослые;

—  там можно играть, рисовать и обязательно слушаться, кушать и спать.
Вариант 3. «Воспроизведение». Детям называют слово и предлагают охарактеризовать его (т. е. рассказать, что они знают о нем). Например, солнце — теплое, садится, греет землю, лучистое; кошка — мягкая, пушистая, с коготками, усатая, разноцветная. Общее количество впервые предъявляемых слов — около 10, в дальнейшем их число возрастает постепенно (но не более 20). После того как каждое из них будет объяснено, раскрыто ребенком, ему предлагают вспомнить или нарисовать все названные взрослым слова. Исходный набор и детские характеристики, данные каждому слову, могут быть использованы и в качестве опоры для составления рассказов.


Вариант 4. «Немое кино». Дети делятся на две группы: одни -комментаторы, другие - судьи. Основная задача игры состоит в том, что дети-комментаторы объясняют значение каких-либо слов (например, утюг, цепь, бочонок, балалайка, винтовая лестница и пр.) используя при этом как можно меньше жестов; а дети-судьи оценивают их ответы, фиксируя ошибки и отступления от правил.

Книжки-малышки

Одна из важнейших задач воспитания — направить любознательность ребенка, пробудить его стремление к анализу и исследованию наблюдаемого. Впечатления от окружающего мира, от наблюдений за живой и неживой природой, ее объектами закладывают первые основы мироощущения ребенка. Развить в ребенке внимательное отношение к окружающему миру значит создать основу для живого восприятия прекрасного, произведений искусства и материальной культуры.

Однако самое интересное заключается в том, что знакомство с явлениями природы дает особые возможности познакомить ребенка с объективной причинностью. Ребенку часто бывает трудно сразу воспринять последовательность событий и понять причинную зависимость между всеми теми явлениями, которые он видит. Необходимо помочь ему соединить разрозненные впечатления в целостную картину. Например, вы с ним наблюдали за дождем, объясняли причину этого природного явления.

Но этого мало, сведения следует систематизировать. Идя от интереса ребенка к какому-либо природному явлению, нужно попытаться представить его достаточно целостно, в развитии и взаимозависимости с другими. Обогащая чувственный опыт ребенка, знакомя его с системой представлений о природных явлениях и предметах, мы развиваем его способность логически рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, закладываем основы диалектико-ма-териалистических представлений о природе.
Вариант 1. «Рассказ, записанный каракулями». В возрасте трех— четырех лет дети часто и с увлечением пишут каракули на бумаге, на досках, на стенах, отражая с их помощью свои впечатления об увиденном, услышанном. Поощряйте малыша в таком умении писать, но, в целях устранения недоразумений, предоставьте ему возможность свободного пользования карандашом и бумагой или досочкой и мелом. Как только ребенок закончит свои записи, попросите его рассказать, что за историю он написал. На этой стадии овладения письменной речью малыш может рисовать и картинки, иллюстрирующие каждый эпизод его истории.
Вариант 2. «Зарисовка наблюдений». Сразу после наблюдения возьмите бумагу, карандаши и рисуйте, сопровождая свои действия рассказом-рассуждением. «На улице было сухо, — говорите вы и заштриховываете черным карандашом землю, — небо было голубое (верх листа закрашивают синим цветом), светило солнце». Потом берете другой лист и рисуете ту же землю и небо, но там, где было солнце, появляется черная туча: «Пришла туча, закрыла солнце, а потом и все небо (постепенно закрашивается верх листа — небо). И тут из тучи пошел дождь (лист покрывается косыми прерывистыми линиями по направлению сверху вниз)». Берете третий лист и говорите: «Дождь прошел — вся вода из тучи вылилась (или туча ушла, в зависимости от того, что вы видели), небо снова стало голубое (рисуете голубое небо), и вышло солнышко. А на земле осталась вода — лужи (рисуете голубые овалы на черной земле)». Затем разложите рисунки по порядку — получится своеобразный фильм, кадры которого передают последовательность событий. Ребенку намного интереснее, если вы будете рисовать, чем просто рассказывать о происшедшем, да и слово получит зрительное, образное подкрепление, вызовет яркий, эмоциональный отклик, ведь воспринятое эмоционально лучше понимается и запоминается.

Если у ребенка уже есть опыт наблюдений и осознания простейших связей между наблюдаемыми явлениями, можно предложить ему самому изобразить последовательность событий. Такие книжки «про то, что было» он станет не только с удовольствием делать, но и читать друзьям, взрослым. Так постепенно малыш не только разовьет память, наблюдательность, художественные способности, но и обогатит свою речь, лексический запас. Кроме того, наблюдения не останутся разрозненными, а будут приведены в систему, связи и отношения между явлениями станут более зримыми для ребенка.
Вариант 3. «Перевод литературного образа в изобразительный». Это очень продуктивный прием, сочетающий в себе развитие воображения, изобразительную деятельность и художественную литературу. Ребенок как бы записывает художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка. Не каждое стихотворение подойдет для этой игры, поэтому, прежде чем предложить детям то или иное произведение, попробуйте его сами зарисовать. Начинать работу лучше со стихами, в которых образ знакомый, реальный, а уж затем с воображаемыми, нереальными, неизвестными предметами, объектами.

Почемучка

Ответить на все детские вопросы не только сложно, но и практически невозможно. Любопытство ребенка не может быть полностью удовлетворено, да и не всякую информацию он принимает, потому что живет в другом, наполовину фантастическом мире. Но из этого не следует, что вопросы детей надо игнорировать.

Попытайтесь направить детскую любознательность в исследовательское русло при помощи встречного вопроса: «А ты сам как думаешь, почему?» И тогда, возможно, он самостоятельно сможет найти ответ на многие свои вопросы, да и вы будете иметь возможность лучше узнать интересы малыша, понять его внутренний мир. «Почемучка» учит ребят не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулируя, развивает воображение.

Вопросы могут быть самыми разными, но они должны обязательно учитывать интересы ребенка: «Почему бывает дождь?», «Почему деревья большие, а кустарники маленькие?», «Почему солнце светит только днем, а луна ночью?», «Почему лето и зима никак не встретятся?», «Почему карандаш рисует, оставляя след на бумаге, а палочка нет?», «Почему резиновый мячик прыгает лучше деревянного?», «Для чего кошке мягкие лапки?», «Почему птичка летает, а собака нет?», «Почему не бывает мыльного дождя, под которым можно мыться?» и т. п.

Ассоциации

Вариант 1. «Найди пару». Детям называют около 10 различных слов: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, междометия. Их задача состоит в том, чтобы каждому слову подобрать пару на основе первой возникшей ассоциации — назвать «дополняющее» слово. Полученный набор фраз может быть использован в качестве опоры для придумывания связного рассказа, истории, сказки.

Вариант 2. «Пиктограммы». Детям дается бумага и простой карандаш и объясняются правила игры: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать».

Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для «спрятывания» предлагается 10—12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

Если первый же рисунок, к слову «грузовик», дети делают очень подробным, большим, то необходимо напомнить им: «Не надо делать настоящий рисунок. Надо только, чтобы он помог вам отыскать спрятанное слово. У нас будет еще много других слов, к ним ко всем будут нужны рисунки, и, желательно, чтобы они все поместились на одном листе». Если все же весь лист окажется у кого-то из детей занят одним—двумя рисунками, дайте этому ребенку еще бумаги. Каждое следующее слово (словосочетание) говорите только после того, как сделан рисунок к предыдущему. После того, как сделаны рисунки ко всем словам, они забираются у детей, им дается любое другое задание, или подводится другая игра. Воспроизводятся (ищутся) слова лишь через час-полтора. Показывая на каждый из сделанных ребенком рисунков по очереди, спрашивайте: «В этот рисунок вы какое слово спрятали? А в этот?» Не поправляйте детей, если они вспомнили какое-либо слово неверно, а побудите их самих вспомнить точнее: «Вспомните, тут мы прятали не «дети играют», а какое слово?»

Когда дети научатся кодировать слова и фразы, можно переходить к игре в прятки с целыми предложениями. Затем дети «читают» спрятанные рассказы и самостоятельно придумывают, прячут их в рисунки. Можно устраивать целые соревнования: одна группа придумывает рассказ и прячет его в рисунки, а другая — читает.

Пиктограммы помогают передать значение слова в абстрактном рисунке, используя разнообразные знаковые, условные обозначения, что облегчает впоследствии работу с буквами как знаками письма.

Наблюдатели

Эта игра является одновременно и логическим продолжением «объяснялок», и самостоятельной игрой, способствующей развитию основных каналов восприятия — слуха, зрения, обоняния, осязания, без которых не может быть осуществимо истинное познание. 

Вариант 1. «Я заметил». Правила игры нехитры: ребенок не только старается заметить объект или явление, но рассказать о нем так, чтобы привлечь к нему внимание окружающих (участников игры). Дети очень наблюдательны, они иногда замечают такие тонкости, которых мы не можем увидеть, даже специально обращая на них внимание. Играть в эту игру интересней с количеством участников больше трех. Например, вы говорите: «Давайте поиграем и посмотрим, кто из нас самый глазастый, кто заметит предметы, мимо которых мы проходим ежедневно».

Возможные ответы детей:

— Я заметил пожарный насос. С его помощью пожарники накачивают воду в шланги, чтобы тушить пожар.

—  Я заметил почтовый ящик. Он нужен, чтобы люди могли писать друг другу письма и поздравлять с праздниками.

— Я заметил разные постройки: жилые дома, гостиницу, палатки — там живет много людей.

После того как ребята усвоят правила игры, ее содержание можно несколько усложнить. Теперь предложите им не просто замечать что-либо вокруг, а нечто совершенно необычное. Внимание детей можно ориентировать с помощью вопросов, например: «Кто носит специальную форму, а кто нет? Сколько увидели новых домов?» и т. п. Не совсем обычными могут быть, например, коляска с близнецами, автомобиль новой марки, новая упаковка товара в магазине или птица, которую малыш раньше не видел. Так развивается еще одно качество — умение смотреть на разные предметы с разных позиций, видеть новое в старом и знакомое в измененном. 

Вариант 2. «Что я слышу». Умение не просто слушать, а слышать является едва ли не самым главным в общении людей. Научить ребенка слышать как раз и помогает эта игра. Слушать можно все: звуки, погоду, слова, журчание воды, тиканье часов, шипение сковороды, телефонные звонки, скрип стула и закрывающейся двери, стук капель по стеклу, завывание ветра, падение снега, детский смех и... даже тишину. Можно не только слушать, но и «оживлять» звуки, сравнивать, ассоциировать их, обосновывая свои ответы.

Прятки

Цель игры. Угадать слово, замаскированное во фразе, или в предложении. Игра имеет несколько вариантов.

Вариант 1. Тот, кому по жребию (или по желанию) досталось отгадывать, выходит из комнаты на время, пока остальные игроки договариваются, какое слово загадать. После возвращения он начинает задавать вопросы по очереди всем играющим. Вопросы могут быть самыми разнообразными, а о их количестве можно договориться заранее. Тот, кого спросили, отвечает, используя в ответе спрятанное слово. Понятно, что отвечающие должны постараться спрятать слово получше, так, чтобы оно не выделялось среди других. Успех отгадчика зависит от его внимательности и способности удержать в памяти сразу несколько ответов, сравнивая которые, он и определяет нужное слово — ведь оно повторяется всюду. Осваивая игру, можно загадывать самые простые слова, такие, которые могут прозвучать в любой фразе: да, нет, это, то, так, я, ты, мы, как и т. п. Постепенно задание усложняется — загадывать можно более длинные слова и даже целые фразы. Например, прячется слово  «это», и диалог может протекать следующим образом:

- Сложное вы мне задание придумали?

—  Это ты сам увидишь, если отгадаешь.

—  Ты любишь ходить в кино?

—  Да это все любят, не только я.

Когда слово угадано, тот, на ком остановился отгадчик, занимает его место. Если же слово не узнано, вы вправе придумать условия продолжения игры: либо снова бросить жребий, либо выбрать водящего по желанию, либо им остается прежний. 

Вариант 2. Отгадывают слова, одинаково звучащие, но имеющие различное значение — омонимы (коса, лук, лист и т. п.). При этом загадываемые слова должны быть обязательно знакомы детям. Вопросы в этой игре задаются в строгой последовательности: «Почему ты его любишь?», «Где ты его любишь?», «Когда ты его любишь?» Если задумано слово женского рода, то об этом сразу предупреждают, чтобы вопросы, которые будет задавать водящий, звучали соответственно. Отвечая на вопросы, каждый может иметь в виду любое значение слова. Ответы должны быть правдивыми и в то же время не слишком прозрачными. Например, задумано слово «лук». Беседа может протекать примерно так:

Водящий.   Почему ты его любишь?

1-й игрок. Потому, что он полезный.

2-й. Потому, что с ним интересно играть.

3-й. Потому, что он меткость развивает.

4-й. Потому, что он зеленый и сочный.

Водящий.  Где ты его любишь?

1-й. В жареных грибах.

2-й. В лесу, когда мы играем в индейцев.

3-й. На спортивной площадке.

4-й. На грядке.

Водящий.   Когда ты его любишь?

1-й. Круглый год.

2-й. А я летом.

3-й. Когда он гибкий.

4-й. Когда он кружочками нарезан

Имитации

По мнению ученых, основными механизмами становления личности в эпоху детства являются подражание и идентификация, благодаря которым происходит овладение и присвоение ребенком родного языка и культурных традиций своего народа, норм и правил поло-ролевого (мужчины и женщины) и социального поведения. Именно на достижение этих целей и направлены различные виды имитационных игр, позволяющие детям в интересной и занимательной форме более успешно осуществить акт идентификации с человеческим обществом.

Вариант 1. «Подарки». Детям предлагают проиллюстрировать рассказ ведущего соответствующими движениями. Например, ведущий рассказывает: «К нам в гости пришли друзья и подарили всем подарки. Папе — расческу (показ движений, имитирующих расчесывание); сыну — лыжи (имитация ходьбы на лыжах, но при этом не прекращая «причесывания». В дальнейшем к каждому новому движению добавляются все предыдущие в обратной последовательности, то есть от последнего к самому первому); дочке — куклу, которая хлопает ресницами и ест кашу; маме -- мясорубку; бабушке — китайского болванчика, который качает головой; дедушке — балалайку» и т. п. Побеждает тот, кто сумел, не сбиваясь, воспроизвести все заданные движения.

Вариант 2. «Иллюстрация». Основная игровая задача состоит в сопровождении стихотворного текста, прозы звуковыми имитациями (подражание) или имитационными движениями (все телом или отдельными его частями), воспроизводящими смысловое содержание или отражающими характер каких-либо слов, фраз. Ценность этого вида игр состоит в том, что дети легче запоминают и воспроизводят тексты именно в движении. Движения можно задавать изначально, а можно и придумывать вместе с детьми.

Эту и последующие игры — «Рассказ от первого лица», «Интервью», «Телевизор», «Магнитофон» — можно смело назвать психогимнастикой в действии, так как именно благодаря им дети через игровую форму осваивают все многообразие средств выразительности. Сюжеты многих произведений для детей изначально предполагают использование определенных выразительных движений (мимика, пластика, жест, походка, поза, интонация и т. п.) — сам текст как бы подсказывает, какое сопровождение будет наиболее уместным, а образная форма придаст ему особый колорит.

Интервью

Эта игра развивает у ребят умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям. Для начала брать интервью у ребенка может взрослый, в дальнейшем инициатива переходит к детям. Эмоциональным стимулятором в игре может служить микрофон или нечто, имитирующее его, — гимнастическая булава, цилиндр из детского строительного набора и т. п.

Брать интервью у ребенка можно не только как у определенного реального человека, но и как у артиста, музыканта, строителя, сказочного персонажа..., то есть задавая ему какую-либо роль, по которой он и будет отвечать. Выбор роли осуществляется каждым ребенком по желанию. Чтобы облегчить детям задачу выбора, можно подготовить специальные картинки с изображением объектов.

Характер задаваемых вопросов может быть самым разнообразным, но желательно, чтобы ход игры был более импровизированным, тогда деятельность детей будет «живой», непосредственной, эмоционально насыщенной и веселой. Герои могут поведать о своем прошлом и будущем, о своих впечатлениях и настроениях, о любимых занятиях и играх.

Для первых диалогов можно использовать игровые стихи, читая их по ролям или разыгрывая в действии. Поэзия для детей является уникальной сокровищницей нравственных представлений, резервы повышения действенности которых лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений, лаконично, но точно, емко и образно представленных в поэтическом произведении.

Поэтический слог развивает у ребенка особую слуховую чувствительность — он становится восприимчивым, отзывчивым на красоту и богатство русской речи. Игровая поэзия интересна, близка и понятна ребенку своей событийной динамикой, упорядоченностью, ритмичностью и музыкальностью. Она богата оттенками словесного обозначения чувств.

Участвуя в игровом действии, ребенок, вслед за автором, называет эмоции, совместно с героем проживает их, что усиливает эффект тренажа, совмещающего вербальную коммуникацию с различными видами неречевого общения. Чувственный опыт ребенка значительно обогащает, а его лексика пополняется разнообразием слов, отражающих характеристики и оценки личностных свойств, оценки-предвосхищения, оценки-состояния и т. п., без которых невозможно формирование самоосознания и становление личности.

Следовательно, детскую игровую поэзию с полным основанием можно считать универсальной школой психогимнастики и самопознания. Ведь персонажи литературных произведений — это обобщенные нравственные эталоны, освоение которых происходит благодаря действию механизма идентификации и осуществляется в привлекательной, значимой для ребенка деятельности — игре, где у него появляется возможность пополнить субъективный запасник идеального «Я» новыми (для него) объективными смыслами.

Оживление

Эта игра очень эффективна в работе с детьми, ведь им от природы свойствен аниматизм — одушевление всех предметов и явлений окружающей действительности. Именно этот прием лежит в основе сказки — литературного жанра, пользующегося у ребят особой любовью.  Предложите детям представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил — и тут же родится множество интересных историй.
СКАЗКА О МЕЛЕ
Жил-был в картонной коробке кусочек мела. За свою короткую жизнь он ни разу не сдвинулся с места, а только лежал и мечтал.
И вот "однажды его самое заветное желание начало сбываться.
Когда Алена помогала маме убирать в шкафу, она увидела коробочку, взяла ее, открыла, а мел и говорит:
—  Не мейхай мне мечтать, девочка.
—  Хватит лежать без дела, — говорит Алена, — давай-ка лучше поиграем.
— А я не умею играть, я умею только мечтать, — ответил ей мел.
—  Ничего, я тебя научу, — взяла Алена мел и начала рисовать. И мел сразу увидел, что он очень талантливый и больше не захотел жить в коробке.
«Оживлять» можно не только самые разнообразные предметы, объекты, явления, но и застывшие метафоры. Повседневная речь, бытовая лексика полным-полна метафор, которые того и ждут, чтобы их восприняли буквально и развернули в виде рассказа, тем более что для неискушенного слуха детей многие слова тоже звучат как метафоры, поддающиеся раскрытию (часы ходят минута в минуту, присядем на минутку, часы бьют, дождь идет, вода цветет, сахар-песок). Дети любую метафору воспринимают в прямом смысле. Тут все дело в том, что мы, взрослые, мыслим словами, словесными формулами, а дети — вещами, предметами, имеющимися в опыте. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами, благодаря которым и рождаются такие удивительные истории: «Гулял как-то Петушок по берегу реки, и вдруг увидел, что в реке вода зацвела. Набрал он цветочков разных: ромашек, колокольчиков, маков — и подарил их своей подружке Курочке. Она очень обрадовалась и поблагодарила Петушка за красивый букет».

Небылицы

Нелепицам, небылицам и перевертышам отводится особое место в детском творчестве — в них заключена необычайно притягательная для ребенка сила. «Эти произведения построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», — отмечал К. И. Чуковский. Дети действительно любят не только слушать, но сами сочинять небылицы, перевертыши и нелепицы. Существует несколько вариантов придумывания подобных произведений.

Вариант 1. «Ошибки». Простейшая возможность придумывать небылицы — это строить их на ошибках. Сначала такие истории будут больше двигательными, чем словесными. Например, надеть ботинки на руки, есть суп вилкой, баюкать машинку и т. п. Затем из ошибочных движений возникают интереснейшие истории с множеством «ошибочных персонажей», разновидностью которых служат объекты, носящие необычные, смешные имена. Например, «Синьора Поварешка», «Город Кастрюлька» и пр. В таких случаях уже само имя подсказывает сюжет истории-небылицы: «Синьора Поварешка жила в городе под названием Кастрюлька».

Вариант 2. «Так бывает или нет». Этот вариант используется преимущественно с самыми младшими детьми, так как позволяет освоить элементарные приемы придумывания небылиц. Ребенку предлагают простейшие ситуации, а он отвечает, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жарится на сковороде», «самокаты по небу летают», «кораблик плывет по волнам», «девочка рисует домик», «домик рисует мальчика».

Вместо предложений можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее. Например, ребенку предлагают рассмотреть картинку, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. (комплект может быть любым: мебель, одежда, животные, птицы, рыбы, быт людей, но на каждой картинке изображается абсолютно не свойственное предмету действие), и ответить, так бывает или нет и почему. Отвечают малыши в силу своих возможностей — словами, фразами, предложениями. Ни в коем случае не принуждайте их к ответу, не хочет говорить — пусть просто смотрит или слушает ответы других. Придет время, и малыш сам скажет все, что видит, слышит, наблюдает.

Дети постарше могут уже самостоятельно придумывать предложения, заключающие информацию о реальных или нереальных событиях. Игра может быть организована следующим образом: взрослый придумывает предложение, отражающее реальное событие, а ребенок, в ответ, -- предложение с таким же событием, или наоборот. Например:

—  Ночью ярко светит солнце.

—  Зимой в лесу все тропинки заросли травой.

—  Маяк освещает дорогу кораблям.

—  Весной прилетают перелетные птицы.

Вариант 3. «Странные рассказы». Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»; «У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница»К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

Вариант 4. «Вопросы и ответы». Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.

Вспомните, как когда-то собирались за столом несколько закадычных друзей-подростков, брали в руки бумагу и ручки и начиналось «круговое творчество»: писали ответ на один из игровых вопросов, прятали его, закручивая бумагу, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос... и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица. Такая же игра может быть с успехом организована и с дошколятами, даже если они не умеют писать. Вместо бумаги и ручек детям раздают по одной картинке с предметным или сюжетным содержанием. Задают игровые вопросы («Кто?», «С кем?», «Когда?», «Зачем?», «Куда?», «Что делать?», «Что из этого вышло?» и т. д.), а дети по очереди отвечают на них, опираясь на свои картинки. Взрослый может записывать детские ответы и затем зачитать все придуманные в ходе игры истории-небылицы.

Вариант 5. «Снежный ком». Правила игры таковы: водящий наугад называет два слова, например «сейф» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, «из открытого сейфа выкатывается огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «яйцо». Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации, скажем: «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т. д. Так обычно и возникают предложения, отражающие поочередно реальные и нереальные события, ситуации, действия.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им больше всего или рассмешило их.

Вариант 6. «Любопытный». Играющие образуют круг. Водящий — «любопытный» — называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и т. п. Задача играющих — отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква «Ш». Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, шашлык кушать. Победителем оказывается участник, оставшийся последним в игре.

Вариант 7. «Сказки дедушки Корнея». Любимый писатель детворы К. И. Чуковский, анализируя произведения устного народного творчества, вычленил и систематизировал приемы составления небылиц, нелепиц и перевертышей. Почти все из них построены на опрокидывании норм, на навязывании объектам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава. 

Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:

1.  Малому приписываются качества большого и наоборот.  («Комарище,  упавший  с  дубища».  Муха,   утопление  которой  описано,   как мировая  катастрофа.)

2.  Холодному приписываются качества горячего и наоборот. (Человек обжегся  холодной  похлебкой.   Знойным  летом  дети  скользят  на коньках по воде.)

3.  Съедобность несъедобных вещей и наоборот. («Пил-ел лапти, глотал  башмаки».   «Взял и стукнул  колбасой».)

4.  Перевертыши   одежды.   («Лыко  мужиком   подпоясано».   «Мужик подвязал  тулуп  топорищем».)

5.  Перевертыши  явлений  и  законов  природы.   (Море  горит;  в  поле корабль бежит;  в лесу рыба растет;  в море земляника поспела.)

6.  Перепутывание эпитетов. («Он на пегой на телеге, на дубовой лошади».  Конь скачет верхом на ездоке.)

7.  Изменение точки отсчета. («Ехала деревня мимо мужика». «Деревня в поля убегает».)

8.  Перевертыши телесных недостатков. (Слепые видят, немые кричат, глухие  подслушивают,  безногие  бегают.)

9.  Перевертыши   действующих   лиц.   (Ворота   лают   из-под   собаки. Мужик  собакой  бьет  палку.)

Про вредность

Особенность детского поведения — делать все наперекор взрослым — очень тонко была подмечена детскими писателями и легла в основу литературных творений для детей в форме разнообразных советов, как делать все наоборот, так называемых «вредных советов». Одним из первых стал давать такие советы герой Л. Кэрролла, когда предлагал Алисе средство от заноз. Затем эстафету принял замечательный детский поэт Г. Остер, предлагая самые разнообразные вредные советы на каждый день, на всякий случай.

Предоставляя малышу возможность противоречить хотя бы на словах, мы тем самым создаем ему оптимальные условия для самопознания и самовоспитания собственной личности. Ведь именно в спорах с самим собой человек познает истину, усваивает социальные и общечеловеческие нормы бытия. «Вредность» советов заключается в том, что предлагается вариант решения проблемы, ситуации любым противоречащим нормам и правилам способом. В этом как раз и заключается их особая ценность — они актуализируют нравственно-мыслительную, аналитическую работу ума.

 Предложите ребенку, например, придумать необычный способ чистки картофеля, прогулки по лужам, ухаживания за животными, пришивания пуговиц... Конечно же, в жизни он так не поступит — он знает границы «можно» и «нельзя», которые иногда так хочется нарушить (и не только ему).

Счастливые взрослые потому и имеют счастливых и хорошо воспитанных детей, что воспитывают их, опираясь на древнюю, психологически оправданную и верную мудрость: «Если нельзя, но очень хочется, то немножко можно». Истина, правда, вера, любовь познаются в сравнении, они не существуют отдельно от их обратных категорий. Как можно узнать красоту, если не сталкивался с безобразным? Как отличить правдивых людей, если не встречал лживых? Противоположные категории составляют сущность диалектики, без них невозможно достичь гармонии. Они как раз тем и ценны, что создают почву для самоопределения, адекватного нравственного выбора! Без познания, без сравнения, без понимания их сущности ребенок не обогащает свой индивидуально-личностный опыт, перед ним не встает вопрос о нравственном самоопределении, потому что он просто лишен возможности осуществить его.

Источник

Смотрите:  Перечень игр для развития речи ребенка. Часть 1.

Серия сообщений "Развитие Речи":
Часть 1 - Угадай сказки.
Часть 2 - Как мы учим стихи. Родительский опыт.
...
Часть 8 - Как помочь ребенку выучить легко и быстро даже самое трудное стихотворение?
Часть 9 - Перечень игр для развития речи ребенка. Часть 1.
Часть 10 - Перечень игр для развития речи ребенка. Часть 2.
Часть 11 - Как выучить стихотворение: легко, быстро, просто — разные способы
Часть 12 - Развитие речи. Игры со словами.
...
Часть 38 - С ПРАЗДНИКОМ 1 МАЯ. СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Часть 39 - ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ ЕСЛИ У РЕБЕНКА В 2 ГОДА НЕТ РЕЧИ
Часть 40 - Увидал малыш лягушку...стихи для заучивания

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

Наталя_Яценко   обратиться по имени Среда, 11 Марта 2015 г. 17:30 (ссылка)
Благодарю
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку