-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Педагогическая_копилка полезные_игрушки О_детях
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рукодельницам_и_мастерицам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2014
Записей: 1541
Комментариев: 1031
Написано: 2682


Перечень игр для развития речи ребенка. Часть 1.

Суббота, 07 Марта 2015 г. 11:30 + в цитатник
nata_tursha все записи автора

Перечень игр для развития  речи ребенка. Часть 1.

Организуя ту или иную игру или занятие, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы вашего ребенка полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в упражнениях. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений.

Основная ваша задача  состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», — а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Разные слова

Эта игра на развитие речи детей дошкольного возраста,  позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию речи, наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Вариант 1. «Подбор прилагательных»

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Вариант 2. «Что бывает?»

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл  слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

Вариант 3. «Узнавание»

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Вариант 4. «Цепочка слов»

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».

    Кошка бывает какая?

    Пушистая, ласковая, разноцветная...

    Что еще бывает разноцветным?

    Радуга, платье, телевизор...

    Каким еще может быть платье?

    Шелковым, новым, прямым...

    Что еще может быть прямым?

    Линия, дорога, взгляд... и т. д.

Вариант 5. «Кто что делает»

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами). В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

          а) Для игры необходим набор предметных карточек.  Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»

Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»

          б)  Со старшими дошкольниками и школьниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

        в) Игру можно усложнить за счет жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

         г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку.

Вариант 6. «Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Добавление

Это игровое упражнение на развитие речи в дошкольном возрасте имеет несколько вариантов разной степени сложности. Дети младшего возраста привлекаются к договариванию слов во фразах и предложениях, а старшие — самостоятельно осуществляют лексический отбор.

Вариант 1. «Пропущенные слова». Вы произносите предложение, а ребенок  вставляет пропущенное слово. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала ...»; «Кошка поймала в саду ...»; «Шерсть у кошки ..., коготки ...»; «Дождик прошел, и из-за туч показалось ...»; «Дворник взял метлу, он будет ...»; «Пришел почтальон, он принес ...». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.

Вариант 2«Распространение предложений». Детям предлагают закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут ... (куда? зачем?)», «Садовник поливает ... (что? где? когда? зачем?) и т. п. В дальнейшем распространение осуществляется детьми самостоятельно, без помощи ориентирующих вопросов.

Вариант 3. «Добавление придаточных предложений». Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям. Например, взрослый говорит: «Сегодня надо затопить печь, потому что ...»; «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что ...»; «Мама сказала дочке, что ...»; «Мы завтра пойдем в лес, если ...». 

Вариант 4. «Синонимические ряды». Перед тем как начать игру, вместе с детьми выясните значение, сходство и отличие по содержанию слов, которые предполагается использовать. Например, что обозначают, чем похожи и отличаются следующие слова: «бор — лес — роща»; «дом — терем — дворец»; «большой — огромный — громадный» и т. п. После этого вместе придумайте и назовите слова, обозначающие разные названия леса, жилищ, величины, и объясните их содержание. Так в словарный запас ребят войдут слова, имеющие тонкие оттенки значений.

В следующий раз попытайтесь охарактеризовать более сложные слова, например «шорох — лепет — шелест — шум», и предложите детям подумать, каким словом лучше передать тревогу человека, вслушивающегося в тишину ночного леса. (Скорее всего, ребята выберут слово «шорох».) Какое слово, «лепет» или «шелест», точнее передает разговор листьев утром, в первых лучах ласкового солнца? А для тихого, печального вечера подойдет «шорох» или «шелест»? Перед близкой грозой, под бурным ветром листья «шумят» или «шелестят»? Тут важное значение имеет не только различие в смысловых оттенках слов, но и в их звучании. Например, слово «шорох» таит в себе возможность передавать состояние тревоги (столкновение шипящего «ш» и глухого «х» с резким «р»), а слово «лепет» — что-то нежное, мягкое, ласковое, заключенное в звучании мягких «л» и «п» перед гласным «е».

Подобным образом можно помочь детям осознать и то, как выражают отношение различные суффиксы и приставки (не называя детям этих терминов). Например, словесный ряд: борода — бородушка — бородка — бородища. Как назвать бороду Деда Мороза, который приносит новогодние подарки? А бороду нечесаного и страшноватого Лешего? А как лучше сказать про нарядного петуха? А про доктора Айболита? В дальнейшем, когда подобные задания не будут вызывать у детей затруднений, можно варьировать содержание заданий.

Вариант 5«Иносказание». Игроки загадывают слово, к которому можно подобрать несколько синонимов. Каждый игрок предлагает водящему свой вариант предложения, в котором вместо задуманного слова используется его синоним. По этим предложениям нужно догадаться, какое слово загадано. Например, задумано слово «холодный». Варианты предложений, придуманных детьми, могут быть такими: «Сегодня прохладный день»; «В стакане ледяной сок» и т. п. Если водящий затрудняется назвать исходное слово, оно либо называется, и совместно обсуждаются причины, приведшие к неудаче, либо слово меняется и загадывается другое.

Фильм

Это занятие по развитию речи детей позволяет им осмыслить и закрепить в опыте последовательность действий. 

Содержание занятия состоит в следующем: называется какая-либо ситуация, а ребенок пытается вычленить последовательность действий, из которых она состоит. Например, ситуация «мальчик удит рыбу» — приготовил удилище, леску, крючок, поплавок; накопал червей; пришел на берег; надел червяка на крючок; забросил удочку; смотрел на поплавок и т. д. С малышами эта игра может проводиться с использованием картинок, отражающих процессуальную последовательность действий, количество которых постепенно увеличивается. 

Дети старшего возраста могут не только называть последовательность действий, но и передавать их с помощью движений и мимики.

Ситуации, процессы могут быть самыми разнообразными: жарим яичницу, варим борщ, гуляем с собакой, садим лук, смотрим телевизор.

Сложность предлагаемых детям для расчленения на чередующиеся этапы процессов и ситуаций зависит от возраста.

У малышей количество последовательных действий не должно превышать 2—3, у старших — не более 8—10.

Что от чего

В этой игре на развитие речи ребенок отыскивает и называет предмет, сначала на основе нескольких, предъявляемых им частей, а затем по одной из них. Например, циферблат, стрелки, маятник — часы; ствол, ветви, сучья, листья — дерево. Постепенно переходят к словесному варианту игры: по названию одной из частей дети отыскивают предметы, находящиеся в непосредственном окружении, а в дальнейшем и вне его, то есть опираясь на предшествующий опыт. В итоге ребятишки приходят к выводу о том, что один элемент может быть частью различных объектов. Например, листок — у книги, дерева, тетрадки; ручка — у бокала, кувшина, двери, человека и пр.

С возрастом усложняются и правила игры. Теперь детям можно предлагать пары слов (например, дом — крыша; лес — магазин; воспитатель — мама; ложка — вилка; хлеб — крошка; шуба — шапка; лиса — нора; роза — шипы; дерево — земля и т. п.), а они устанавливают между ними связь — является ли один из названных объектов частью другого, или нет? Дети могут просто отвечать «да» и «нет» или полностью аргументировать свой ответ.

Интересно проходит эта игра, если детей несколько, они  делятся на пары и придумывают название какого-либо предмета. Если в образовавшейся паре один из объектов будет «независимым», то есть не являющимся частью предмета, придуманного партнером, то дети имеют возможность разбить свою пару и образовать новую, присоединившись к тому ребенку, название предмета которого будет для него зависимым, значимым. Когда взаимосвязь найдена, дети могут взяться за руки — это и будет сигналом к завершению задания.

В дальнейшем можно использовать и такой вариант: называется какой-либо предмет, а дети, аргументируя свой ответ, предлагают возможные для него взаимосвязи. Например, куда (во что) может входить (частью чего может быть) ботинок — в лужу (когда в нее ступишь), в шкаф (когда он стоит там и ждет, что его наденут), в ногу (когда его обувают), в магазин (там его продают); карандаш, конверт, шуруп, клетка, мыло, врач, лестница и т. п. Эту игру полезно использовать на уроках для развития речи младших школьников.

Классификация

Это упражнение для развития речи называется классификация, или группировка предметов по признакам. Оно лежит в основе формирования у ребенка обобщенных понятий, развития элементов логического мышления. 

Обучение детей различным видам классификации  начинается с выбора по образцу, который производится на основе выделения  ребенком свойств предметов — цвета, формы или величины. 

В предметной классификации (посуда — одежда, транспорт — животные, одежда — обувь, мебель — посуда и т. д.) внешний вид предмета не поможет малышу отнести его к той или иной группе. Ребенок уже должен мысленно, выделить другое основание для объединения предметов в группу, а именно их назначение,  которое они выполняют в жизни человека. Результаты группировки обязательно закрепляются обобщающим словом: животные, транспорт, мебель, посуда, одежда, птицы, цвет, форма, величина, материал и т. п. 

Здесь вы найдете карточки для занятий

 Если малышам для классификации предлагают 1—2 признака и небольшие наборы (до 10) картинок, то дети более старшего возраста способны работать с большим количеством исходного набора карточек (до 50) и на основе самых разнообразных отличительных признаков, которые, кстати, ребенок может и самостоятельно предлагать. Всякий раз, когда группировка выполнена, необходимо сделать вывод о том, по какому признаку объединялись предметы, то есть выделять основание классификации.

Задания на классификацию очень важны. Они воспитывают речевую активность, самостоятельность мышления, его гибкость, подвижность — качества, необходимые в любой деятельности. Используя различные виды классификации, мы показываем детям всю многогранность, неоднозначность каждого предмета, его связей и отношений с другими. Один и тот же предмет может оказаться в самых разнообразных группах, в зависимости от того, какой признак является определяющим.

И это очень важно, ведь дети очень склонны к стереотипным, неизменным представлениям об окружающем. Малыши твердо уверены, что наверху — это на небе, а внизу — на земле, что папа всегда большой, а мальчик — маленький, что небо — голубое, а снег — белый. Необходимо показать им непостоянство свойств, изменчивость отношений. Это не только развивает мышление и речь, но и закладывает элементарные основы диалектического подхода к явлениям окружающего мира.

На что похоже

Эта игра во всем ее видовом разнообразии является великолепным средством развития речи детей 3 лет и старше, а так же развивает  воображение ребенка

Правила игры очень просты и доступны детям любого возраста. На начальном этапе ознакомления детей с содержанием этой игры необходим наглядный игровой материал: разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, апельсин, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т. п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте. Правила игры достаточно просты — нужно ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).

Вариант 1. «Угадай-ка». В качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры и диаметра), зерна или сухие плоды растений, ниточки (длиной 2— 5 см), мелкие камешки. Организация игры: 10—12 предметов из исходного игрового набора кучкой бросают с небольшой высоты на стол или лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» и назвать получившееся изображение.

Вариант 2. «Буквы и цифры». Правила игры заключаются в следующем: детям предлагают рассмотреть цифры или буквы, изображенные во весь альбомный лист, и назвать предметы, образы, явления, на которые они похожи. Численность детских ассоциаций на одно изображение возрастает от занятия к занятию. Количество предлагаемых знаков нужно увеличивать постепенно. Можно предлагать детям не только называть возникающие по сходству образы, но и зарисовывать их. Дети с удовольствием придумывают рассказы и истории, опираясь на образные изображения знаков. Подобные игры служат великолепным и вполне доступным каждому ребенку средством освоения различных видов речи.

Вариант 3. «Дорисуй». Ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом. В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий и их переплетений.

Вариант 4. «Аргументация». Этот вариант уже для школьников. Один из играющих выбирает из набора (не менее 20 шт.) предметных карточеклюбую. Внимательно, никому не показывая, рассматривает ее, переворачивает изображением вниз и задает участникам игры вопрос: «На что это похоже?» Каждый играющий предлагает свой вариант ответа. После того как будут заслушаны все ответы, водящий показывает картинку и предлагает защитить свои предположения. Допустим, один ребенок сказал, что изображенный на картинке предмет похож на огурец; второй — что он похож на дверь; третий предположил сходство с луной и т. п. Предъявляется картинка с изображением, например, книги. В качестве доказательств может выступать следующая аргументация: «Как в огурце много зернышек, так и в книге много страниц», «Дверь можно открыть и книгу тоже», «Луна освещает ночью путь, а книга — путь к познанию» и т. п.

Благодаря таким играм  обыденные, привычные вещи, предметы,  и явления обретают лирическое, художественное обрамление, одухотворенность.

Сравнение

Это упражнение для развития детской речи способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание (часто дети замечают даже случайные и несущественные мелочи: царапину, пятно на предмете, и все это служит поводом к высказыванию), формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.

Вариант 1. «Летает — не летает». Эта игра хорошо знакома как взрослым, так и детям. Она проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку), сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает — не плавает», «рисует — не рисует», «движется — не движется», «тянется — не растягивается», «растет — не растет» и т. п.

Лучше всего это игру проводить в движении — поднимать руки или ловить мяч. Если дети при ответах допускают много ошибок, то игру нужно организовать как практический эксперимент по выявлению тех или иных свойств, качеств предметов — опускать разные предметы в воду, пробовать ими рисовать, растягивать их и т. п.

Вариант 2. «Общее и особенное». Детям предъявляют два объекта (или предметные карточки) и предлагают объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывает тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

В дальнейшем количество сравниваемых предметов постепенно увеличивается. Реальные предметы могут быть заменены словесным обозначением, особенно в тех случаях, когда сравниваемые объекты не имеют материальной формы. Сравнивать между собой можно и однотипные действия, выполняемые различными объектами, явления и процессы.

Кто откуда

Цель этой игры по развитию речи — научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами. Например, знакомя детей с животным миром, обратите их внимание на то, что сфера обитания накладывает определенный отпечаток на внешний вид животного: у птиц — крылья, у рыб — плавники и т. д. Поскольку условия обитания задаются и внешней средой, то и животные, обитающие в различных географических, климатических условиях, по-разному приспосабливаются к ним.

Попытайтесь представить, что случится с тем или иным животным, как изменится его внешний вид, если ему придется сменить сферу обитания.

Играть можно и так: детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен, например, лес, а на другом — море) и картинки с изображением животных, живущих в разных сферах обитания (медведь, лиса, синица, сорока,  белый медведь, разные виды рыб), которые необходимо отнести к каждому из рисунков, аргументировав свой ответ.

В последующем правила игры усложняются. Детям показывают какую-либо часть животного (например, лапки, хвосты), по которым нужно попытаться определить и обосновать, какому животному они принадлежат и где оно живет.

После того как дети обоснуют свои ответы, им показывают картинки с целостным изображением животных, на основе которых ребята делают вывод о правильности своих заключений и рассуждений. Усложнение заключается и в том, что для сравнения можно брать «близкие» условия обитания, например «лес — степь», «море — океан». Для такого варианта игр у детей, конечно же, должно быть достаточное количество представлений об отличительных особенностях животных, накладываемых сферой обитания.

Все наоборот

Игры подобного типа развивают воображение, активизируют мыслительную деятельность, экспериментирование, способствуютразвитию устной речи. Дело в том, что объединение противоположно заданных функций или свойств в одном предмете является ни чем иным как проблемной ситуацией, в основе которой всегда лежит противоречие. С противоречиями каждый из нас сталкивается практически каждый день, но не всегда мы можем и умеем принять правильное решение и от этого достаточно страдаем — ведь проблемы имеют свойство накапливаться и оказывать разрушительное действие на человеческий организм.

С детьми дело обстоит несколько проще — они, в силу своей психологической природы, не боятся противоречий, так как не всегда видят, чувствуют их. С возрастом эта особенность проходит, но, однако, пользы от этого мало.

Научить ребенка разрешать противоречия — значит помочь ему стать творческой личностью, приучить не пасовать перед трудностями, обогатить его жизненный и познавательный опыт. Суть противоречия состоит в том, что для решения не всегда имеются готовые образцы и, следовательно, необходимы некоторая смекалка, сообразительность, простор воображения для того, чтобы справиться с проблемной ситуацией. Издавна известно, что в творчестве нет канонов, норм и стандартов, поэтому ответы и действия ребенка ни в коем случае не могут оцениваться с точки зрения правильности и соответствия исходной заданности конечного результата. Каждая проблемная ситуация всегда по-своему уникальна, и ее разрешение происходит только на основе творческого преобразования собственного, индивидуально-неповторимого опыта. 

Вариант 1. «Антонимы»

Детям называют любое слово, а они говорят совершенно противоположное (мокрый — сухой, умный — глупый, жадный — щедрый, вязать — распускать, ходить — стоять и т. п.).

Задания и правила игры постепенно усложняются. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойство, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: карандаш (оставляет след) — резинка(стирает); ножницы (разъединяют) — клей(соединяет); стена (не пропускает свет) — окно(прозрачное); Гулливер (ходит большими шагами) — Мальчик-с-пальчик(маленькими шажочками); вода (мочит) — ветер (сушит); Буратино (веселый) — Пьеро (грустный), или Мальвина (послушная), или Тортилла (мудрая); Баба-Яга(злая) — Василиса (добрая); белая бумага — черная доска; гладкий лед — каменистая тропа; шумная толпа — тихая музыка; мягкая вата — твердый кирпич и т. д.

Интересным бывает предложить детям не только подобрать антоним, но и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам, как мама, сын, собака, гром, праздник, дождь, ветер, страх, радуга, землетрясение и т. п.

Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие снизу, из-под земли? От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом. А как укрыться от дождя наоборот? А может быть, это твердый дождь?

Вариант 2. «Антонимы-синонимы»

Отличие от первого варианта состоит в том, что к названному слову одновременно подбирают и антоним, и синоним. Например, исходное слово «беда».

—  Радость (это  антоним к  слову  «беда»).

—  Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним исходному).

—  Счастье (антоним для предыдущего и синоним для слова «радость»),

—  Печаль (антоним предыдущего,  синоним  1-го и  3-го слова).

—  Удача  (антоним  предыдущего  и  синоним  2-го,   4-го)  и  т. д.   (Не забывайте,  что  первое слово  —   «беда».)

Вариант 3. «Небоскреб»

Здесь для анализа используется какой-либо многоэлементный объект — лес, детский сад, семья, магазин и пр., а цепь рассуждений детей развертывается вширь и вглубь, как этажи небоскреба, дополняя друг друга и составляя единое целое — монолит. Вычленение составляющих исходного объекта, освоение и усвоение закономерности связей и зависимостей способствует формированию у детей основ естественно-научного мышления.

Дети, обозначив как можно больше составляющих исходного объекта,придумывают объект,противоположный ему. Например, в качестве основы рассматривается лес, который состоит из растений, животных, птиц, насекомых, которым, в свою очередь, соответствует определенный образ жизни (способ питания, передвижения и т. п.) и предназначение (роль, функция). Тогда «лес наоборот» может выглядеть следующим образом: деревья могут расти вверх корнями, листвой питаться травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы; или: низкие деревья прячутся в высокой траве, птицы переползают с травинки на травинку и ловят пролетающих мимо гусениц. В последующем дети характеризуют обратные действия различных процессов: снег тает наоборот, ветер дует наоборот, человек растет не вверх, а наоборот (чем хорошо? чем плохо?) и т. п. 

Вариант 4. «Задом наперед»

Для игры подбирают несколько пар изображений: гриб маленький — гриб большой; бабушка вяжет носки — носки связаны; девочка спит — девочка играет в куклы и т. п. Игровая задача состоит в придумывании двух рассказов, историй по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке (при этом второй рассказ ребенка должен быть действительно обратным первому, а не его повторением или продолжением).

Например, у ребенка две картинки, на одной из которых изображено гнездо с яйцом, на другой — летящая птица. В этой последовательности мини-рассказ будет звучать приблизительно так: «В гнезде лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать». Если картинки поменять местами, то и рассказ, соответственно, несколько изменится: «Летела птичка, увидела на дереве удобное место для домика. Свила она гнездо, снесла яичко и стала своих деток высиживать».

Вариант 5. «История, рассказанная с окончания»

Это более сложный вариант игры, и,следовательно, первые рассказы будут составлены вами с участием ребенка, с постепенным переходом к самостоятельному  повествованию. Для того чтобы рассказывание истории в обратной последовательности не вызвало у ребенка слишком больших затруднений, можно использовать вопросы-опору, отражающие повествование прямого рассказа, по которым рассказывание новой истории осуществляется, начиная с последнего. Например:

1  (4). Что подарили Варе?

2  (3). Каким был подарок?

3  (2). Что с ним сделала Варя, как играла?

4  (1). Что сказала мама?

Рассказ будет звучать примерно так:

«Убирай свои карандаши, — сказала мама, — пора спать». Варя раскрасила траву, дерево и крышу дома. Стала Варя рисовать новыми карандашами. Карандаши были яркими и красивыми. Варе подарили коробку цветных карандашей.

Вариант 6. «Отрицание»

Эта игра стимулирует речевую свободу ребенка, учит его исследовать возможности слов, овладевать ими, осваивать и применять неизвестные ранее склонения, смыслы и оттенки слов. Если к слову добавить частицу "нет" или приставку "анти", то предмет обыденный, не заслуживающий особого внимания, вдруг превращается в фантастический. Например, нож — ненож, антинож. Если рассмотреть основную функцию ножа — резать, разделять, то ненож или антинож — это нечто такое, что соединяет, то есть выполняет обратную функцию. Как пользоваться таким ножом? Где и как его можно применить?

С помощью отрицательных частиц можно придумать целую страну наоборот, где все будет жить и действовать совершенно иначе.

Вариант 7. «Объединение»

Ребенку предлагают называть не только противоположные свойства, но и придумывать такие предметы, объекты или явления, которые бы одновременно совмещали в себе выявленные свойства. Для начала объединяют как минимум два прямо противоположные качества, а затем их исходное количество постепенно увеличивается.

Например, что может быть одновременно: холодным и горячим (ребенок, солнце, термос, печь, холодильник, чашка с чаем); черным и белым (тельняшка, телевизор, зебра); быстрым и медленным; хрупким и прочным; большим и маленьким; узким и широким; богатым и бедным; острым и тупым; высоким и низким; выше стола, но ниже шкафа; горячее батареи, но холоднее солнца; шире лопаты, но уже стола и т. д.

Пары противоположных свойств (большой — маленький, быстрый — медленный, громкий — тихий, сильный — слабый, добрый — злой) ребенок может использовать и применительно к себе. Таким образом происходит воображаемая реализация собственных желаний, которые ребенок не всегда имеет возможность осуществить в действительности.

Предложите ребенку выбрать из названных или придумать свою пару противоположных качеств и составить предложение, рассказ, мотивируя свой выбор характером выполняемых при этом действий, поступков. Например, ребенок объясняет: «Я хочу быть большим, чтобы уметь делать все, что делают взрослые, и хочу быть маленьким, чтобы играть с моими друзьями» и т. п. 

Вариант 8. «Хорошо — плохо»

Дети выявляют положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления, ситуации, поступка и пр. Например, карандаш, что в нем нравится и что нет (что хотели бы оставить в нем без изменения и что изменить)?

Нравится: длинный, можно пользоваться, как линейкой, указкой; деревянный — легкий, легко точится; красный — можно рисовать салют, цветы, помидор; острый — можно тонкие линии рисовать, точки.

Не нравится: деревянный — легко ломается, теряется, чтобы его изготовить надо много деревьев срубить; длинный — не помещается в пенал, мешает в кармане; острый - можно уколоться, пораниться или нечаянно сделать дырку на бумаге; красный — рисует только одним цветом, нельзя нарисовать небо, траву.

После того как дети научатся без затруднений выявлять противоречивые свойства, функции предмета, можно предложить им разрешить выявленное противоречие: карандаш должен быть острым, когда рисует, и не должен быть острым, когда рисование закончено. Как быть? Что можно придумать?

Вариант 9. «Маятник»

В этом варианте игры для каждого выявленного свойства предмета, явления называется противоположное. Например:

—  Сегодня идет дождь, это хорошо, почему?

—  Деревья поливает, можно по лужам босиком бегать.

—  Деревья поливаются — это плохо, почему?

—  Они могут погибнуть, когда много воды.

—  Деревья погибнут - - это хорошо, почему?

—  Из бревен можно будет дом построить.

—  Строить дом — это плохо, почему?

—  Там может Баба-Яга поселиться. И т. д.

Вариант 10.«Чересчур»

Этот вариант игры знакомит детей с диалектическим законом перехода количества в качество. Например:

—  Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. А если много?

—  Испортятся зубы, их надо будет лечить. Может живот заболеть.

—  Одна таблетка (в соответствии с рецептом врача) — хорошо, помогает снять боль. А когда сразу много таблеток съешь?

—  Можно стать еще больней, даже отравиться и умереть.

—  Один лист бумаги легко рвется. А когда много -- целая пачка?

—  Ее трудно порвать или совсем невозможно.

Анализировать можно и так: например, сугробы в зимнем лесу.

—  Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему?

—  Весной снег растает, будет много воды, деревья смогут впитывать влагу и быстро расти.

—  А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу?

—  Он весной может захлебнуться от воды, ведь ее будет очень много. Снег будет медленно таять, и деревья могут погибнуть.

—  Это страшно для настоящего леса,  а если лес необычный — фантастический?

—  Тогда он превратится в подводный.

—  А если снега мало?

—  Лесу будет холодно, деревья могут замерзнуть и погибнуть. Весной будет мало воды,будет засуха.

—  А если лес — одно дерево?

—  Хорошо, когда из одного дерева целый лес вырастает. У него сильные, мощные корни — им надо много веток-стволов прокормить. Вот они и растут — силы набираются. Это могут быть и разные деревья на одном могучем стволе — получается целый цветущий дерево-сад.

—  А что плохого в таком лесу? и т.д.

Лавина слов

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша ...»

БЕСКОНЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:

светило  солнце;

ярко  светило  солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

ПРЕДСТАВЬ:

 Эта игра разработана группой американских психологов во главе с Майклом Ла Броссом и представляет собой серию игровых заданий, позволяющих детям познать свою индивидуальность, особенность, отличие от других. Детям предлагают представить какую-либо ситуацию, ощущение и описать их словами или изобразить на бумаге. Задания могут быть следующего содержания:
1.  Представь, что ты можешь записать свои любимые звуки на магнитофон.  Опиши,  как они  звучат.
2.  Представь,   как  звучит  мягкое,  пушистое  облако.
3.  Представь  и  изобрази  звук  соленого  огурчика.
4.  Придумай  свой  собственный  звук.
5.  Представь, как выглядит смех, доброта, печаль, острая боль, красота,  ложь,  счастье.
6.  Представь обед из своих любимых блюд.
7.  Каков вкус у солнечного света?
8.  Как пахнет лунный свет? А твоя любимая телепередача? Придумай запах,  который,  кроме тебя,  никто не знает.
9.  Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги, до друга, до счастья, до мамы?
Подобные задания помогут взрослым познать и по достоинству оценить каждого ребенка. Дети как бы открывают для других и для себя новые, непознанные ранее грани своей индивидуальности. Обязательно обратите внимание на то, что все по-разному выполнили единое задание и каждый результат по-своему интересен, необычен, не похож на остальные.

МИР БЕЗ ТЕБЯ:   

Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Проводится оно таким образом: дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок — ему и будут предназначаться слова-комплименты. Если ребенок стесняется находиться в центре пристального внимания играющих, то нет необходимости настаивать на этом — он может оставаться в общем кругу, но «комплименты» все равно должны быть ему адресованы. Дети могут говорить самостоятельно, а могут и продолжить фразу, начатую взрослым: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты ... (хорошо танцуешь, у тебя красивая улыбка, ты много знаешь разных игр и т. п.)». Именно так можно показать ребенку его значимость и самоценность в этом мире, в этой группе.

САМЫЙ-САМЫЙ:   

Дети называют имя того ребенка, у которого наиболее выражено то или иное позитивное (хорошее) качество, названное взрослым. Например: самый умный, самый ловкий,
самый вежливый, самый любознательный, самый трудолюбивый, самый веселый, самый дружный и т. п. Положительная характеристика (она должна быть реалистической, объективной, а не надуманной) обязательна для каждого ребенка, так как помогает ему обратить на себя внимание и преумножить свои достоинства.

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ ЗА ТО...   

 Этот вариант игры позволяет ребенку осмыслить свои положительные и отрицательные качества, поступки и наметить пути самосовершенствования (конечно же, в доступных ему средствах и формах).

Суть игры заключается в том, что ребенок называет качества, которые ему нравятся в себе, которыми он доволен; поступки, за которые его поощряют и от которых он испытывает удовлетворение.

В последующем дети могут анализировать и те качества, черты характера, поступки, которые доставляют им беспокойство, неудобство, вызывают недовольство у окружающих, а также предлагают варианты преобразования этих качеств в положительные, одобряемые. Например, ребенок говорит: «Я недоволен собой, если нагрубил маме. Нужно попросить у мамы прощения и постараться никогда не грубить ей. Я обязательно попробую так поступить».

РАССУЖДАЛКИ:   

Детям предлагают подумать и рассказать, например, какой должна быть дружба,чтобы она радовала друзей (взаимной, радостной, интересной, бескорыстной и пр.); или игра, в которую можно играть долго; или подарок, которому очень обрадуется друг и т. п.
КТО МЫ?    

Мир, познаваемый малышом, сложен и многогранен. Цельэтой игры как раз и состоит в том, чтобы показать неоднозначность всего, что окружает ребенка. Спросите ребят: «А вы знаете, кто вы? Как вас дома называют мама и папа? В детском саду вы кто? А в больнице? А в школе кем будете? Когда по улице идете — кто? А если в транспорте едете? В магазине как вас называют? А если я буду работать в магазине, отпускать товар, кем я буду? Кто я для своих детей? Для моих мамы и папы?» После того, как дети ответят на вопросы, подведите итог: «Оказывается, один и тот же человек в разных местах называется по-разному».
ЛАСКОВОЕ ИМЯ:   

Каждому ребенку придумывают новое имя на основе использования первой буквы настоящего имени. Например: Надя — нежная, надежная, неунывающая; Саша — смелый, сильный, стойкий; Лена — ласковая, любознательная. Имя можно придумывать и на основе ассоциации с каким-либо растением, животным, явлением. Например: Зина — зорька красная; Раиса — радуга; Надя — незабудка; Катя — кошечка (она ходит тихо-тихо, ее совсем не слышно, как кошку, у которой на лапках мягкие подушечки); Коля — колокольчик; Саша — солнышко и т. п.

ХОЧУ БЫТЬ...   

Эта игра позволяет ребятам осмыслить присущие человеку качества, свойства, черты характера, их необходимость, содержание, направленность. Детям предлагают различные свойства, характеристики, качества, например: сильный, красивый, быстрый, невидимый, толстый, высокий, железный, крикливый, спо-койный, везучий и т. п. Из этих качеств ребенок выбирает любое, понравившееся ему, и объясняет, почему он хотел бы стать таким и где это свойство может пригодиться. Например, ребенок говорит: «Я хочу быть большим, чтобы дотянуться до тучки и посмотреть на дождик сверху»; или: «Я хочу быть невидимым, чтобы дикие звери в лесу не увидели меня, а я мог за ними спокойно наблюдать» и т. п. Вполне может быть объяснимо и желание детей иметь прямо противоположные качества. Например, ребенок хочет одновременно быть большим (чтобы делать все, что могут делать взрослые) и оставаться маленьким (чтобы играть с друзьями).

КЕМ Я БУДУ И КАКИМ?   

Эта игра-беседа посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте. Детям можно предложить следующие вопросы: «Кем вы станете, когда вырастете? Сколько профессий может освоить человек? От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему?»
«А может случиться так, что человек называет себя, например, художником, а рисовать не умеет? Может ли быть и почему, что дворник не умеет подметать, продавец — считать, взвешивать?»

Обязательно запишите все высказывания ребенка в тетрадь или в небольшой блокнот, будет очень интересно пролистать его , когда ребенок  станет взрослым.

СТРАННОЕ ДЕЛО
Странное дело,
А может быть, нет —
Жил-был
На свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
Сорок пять лет.
Но про него говорили:
«Художник!»
(Почему?)
Странное дело,
А может быть, нет —
Жил-был
На свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет.
Но про него говорили:
«Сапожник!»
(Почему?)
Странное дело!?
А может быть, нет?
                       Р. Сеф

Это стихотворение позволяет детям подойти к пониманию переносного смысла многих выражений, имеющих отношение к характеристикам человеческих качеств, таких, как «железные нервы», «стальной характер», «медвежья услуга», «дикий нрав» и т. п.

Настроение

УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ:    Сначала детей знакомят с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т. п.), анализируют средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их. Затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «заблудились в лесу» — какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т. п.).

В этой игре можно задействовать любые средства выразительности речи(мимика, жесты, пантомимика и т. п.). Например, предложите ребятам отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Этого нельзя делать», «Идем со мной!», «Здравствуй!», «До скорой встречи», «Кто это сделал?», «Давай помиримся», «Я боюсь» и т. д.) и подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Или показать частями тела (плечами, корпусом, руками, головой, носом, ушами, глазами) определенные состояния: «Я горжусь», «Я старый и больной человек», «Я самый сильный», «Нет», «Я очень люблю эти конфеты», «Мне это не нравится», «Я вижу в небе радугу», «Я слышу, где-то ручеек журчит», «Я спрятался», «Где же вы?», «Сейчас я перепрыгну эту лужу» и пр.
Спектр человеческих чувств, эмоций достаточно обширен, и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах заключается, как считал К. С. Станиславский, мощный творческий импульс. Предложите ребятам следующие задания:

а) подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это — королевский трон, неизвестный, но очень красивый цветок, стог сена, аквариум с рыбками, костер, огромное дерево, новый цветной телевизор и т. п.;

б) передать друг другу книгу, как будто это — бомба, кирпич, кусок вкусного пирога, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;

в) взять со стола нитку, как будто это — змея, бисерные бусы, горячая печеная картошка, пироженое-бизе, непоседа-кузнечик;

г)  пройти по нарисованной мелом линии, как будто это - - канат, широкая дорога, узкая тропинка в горах или узкий мост через реку;

д) прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как очень старый человек, как  «задавака», как балерина, как манекенщица, как человек, которому очень жмут ботинки или как будто он несет тяжелую ношу.

После выполнения любого из заданий-показов дети (по желанию) могут поделиться своими чувствами, ощущениями.

Если бы...

Джанни Родари считал, что «фантастические гипотезы» и «фантастическое вычитание» имеют важное значение в развитии высших форм мышления: синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования. Помимо развивающей направленности этот  вариант игры имеет особое диагностическое значение. Дети, как никто другой, моментально включаются «в предлагаемые обстоятельства»  и действуют в них активно, правдоподобно и самозабвенно. 

Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы:

«Если бы я был волшебником» (каким? зачем? что делал бы? и т. п.);

«Если бы вдруг исчезло время» (что в этом хорошего? что плохого?);

«Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать?);

«Если бы у меня было много денег» (на что бы их потратил?);

«Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?);

«Если бы вдруг ученые вывели новый-вид семени, из которого может вырасти растение до неба» (как семя будет выглядеть? какие условия ему будут нужны для роста?);

«Если весна не наступит совсем» (что произойдет с растениями, животными, людьми? каким будет лето?);

«Если бы я стал выше дома» (что нового бы увидел вокруг? какую и кому мог бы оказать помощь?);

«Если бы я был размером с муравья» (как все вокруг бы изменилось, почему?);

«Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (что они могут рассказать?);

«Что произойдет, если люди перестанут ссориться и начнут дружить» (что для этого могут сделать дети?) и т. д.
Иногда фантастические гипотезы в устах ребенка звучат, как утверждение. В этом случае нет необходимости разубеждать его в своем мнении. Этого не стоит делать, ведь  во первых, жизненный опыт малыша недостаточно велик для того, чтобы выстраивать правильные логические связи и зависимости между явлениями, предметами, фактами, событиями; во-вторых, в науке известно множество фактов, когда то, что считалось невозможным, нереальным, фантастическим, на определенном этапе исторического развития становилось явью (вспомните капитана Немо Ж. Верна и его подводный корабль, ставший прообразом подводной лодки, батискафа). Во все времена у детей были популярными фантастические игрушки, например такие как лего звездные войны.   

Несмотря на то, что словесно-логическому мышлению ребенка предстоит еще долгий путь развития, он довольно рано начинает улавливать и устанавливать элементарные связи между бытием и небытием. Задача взрослого, не навязывая своего мнения как единственно верного, помочь малышу осмыслить существующие в окружающем мире связи и закономерности. На реализацию и достижение таких целей как раз и направлены приемы «фантастическое вычитание» и «фантастическое увеличение», предполагающие в игровой форме освоение диалектического закона о переходе количества в качество.

Предложите ребятам пофантазировать, что было бы, если вдруг исчезло солнце? бумага? взрослые? дети? животные? часы (вспомните «Сказку о потерянном времени»)? автомобили? телевизоры? посуда? и т. п. Вычитание нужно начинать с единичного предмета, постепенно увеличивая количество «изымаемых» объектов, вплоть до полного их исчезновения. После того как освоено «вычитание», можно приступать к «увеличению». Исходные объекты могут быть те же: солнце, деревья, автомобили и т. п.

Давай поговорим

Этот вариант игры не требует никакой специальной подготовки. Дети любят беседовать со взрослыми «по душам» — ведь можно так много узнать и друг о друге, и об окружающем. К тому же у нас очень часто не хватает времени просто поговорить с ребенком, а эта игра как раз и предоставляет такую возможность. Играть в нее можно парами, группами. Начиная игру, взрослый говорит, например: «Я бы хотел быть вороном». И, обращаясь к ребенку, спрашивает его: «Как ты думаешь, почему?»

—  Чтобы жить сто лет.

—  Какая от этого польза?

—  Можно много узнать интересного, много хороших дел сделать.

После этого ребенок может поделиться своими желаниями, но сильно настаивать на этом нельзя — он должен сам захотеть рассказать, кем бы хотел быть и для чего.

Ценность таких игр заключается в том, что они всегда дают взрослым пищу для размышления. На основе детских ответов взрослый имеет возможность выявить уровень общего развития ребенка.
Например, если ребенок предпочитает быть злым волшебником и вершить плохие дела, или желает стать невидимкой, чтобы незаметно брать продукты или игрушки в магазинах, — это самый верный признак неблагополучного (в морально-нравственном отношении) окружения ребенка, и над этим стоит основательно задуматься!
Если вы обнаружили какие-либо негативные тенденции в развитии ребенка или вас просто что-то насторожило (хотя вы и не совсем поняли что именно), не отчаивайтесь, у вас есть шанс помочь ребенку — проанализируйте собственную воспитательную тактику, обратитесь за помощью к специалистам (психологу, психоневрологу, невропатологуи т. п.), главное - не паникуйте, но и не теряйте времени, ведь все поправимо только в определенный срок.

Да-нетка

Автор этой игры Лучо Ломбарде Родиче называл ее «Отгадайкой». Он писал о ней так: «Это одна из самых плодотворных и полезных игр с точки зрения интеллекта и накопления культурного багажа». Действительно, эта игра являет собой нечто большее, чем просто способ отгадывания. Это — основной метод интеллектуальной деятельности человека, способность к классификации и объединению данных опыта в понятие.В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащают речевую практику. Атмосфера игры всегда наполнена таинственностью и юмором.

Правила игры достаточно просты: один из игроков задумывает что-то или кого-то, а другие участники игры с помощью вопросов, на которые разрешается отвечать либо «Да», либо «Нет», пытаются определить задуманное. Иллюстрировать игру можно с помощью стихотворения, которое взрослые читают по ролям:
—  Загадала я предмет.
—  Это лейка?
—  Нет!
—  Не линейка?
—  Нет!
—  Это кошка?
—  Нет!
—  Это мошка?
—  Нет!
—  Может, кнопка?
—  Нет!
—  Значит, пробка!
—  Нет!
—  Не могу найти ответ.
После прочтения можно спросить детей: «Ребята, как вы думаете, почему предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы, не гадая и не перебирая разные названия, угадать то, что загадано?» — и разобрать с ними примеры правильной формулировки вопросов. Например, загадано слово «бабушка».
—  Предмет живой? — Да.
—  Это животное? — Нет.
—  Это растение? — Нет.
—  Это человек? — Да.
—  Мужчина?— Нет.
—  Живет в нашем городе? — Да.
—  Живет вместе с тобой?— Да.
—  Это твоя сестра?— Нет.
—  Мама? — Нет.
—  Бабушка?  — Да.
Правила игры усложняются постепенно: оговаривается количество вопросов для получения конечного ответа; наглядные формы игры заменяются словесными; усложняется содержание — загадываемые предметы, ситуации могут наделяться противоречивыми характеристиками; «Да-нетки» придумывают сами дети.

Источник

Серия сообщений "Развитие Речи":
Часть 1 - Угадай сказки.
Часть 2 - Как мы учим стихи. Родительский опыт.
...
Часть 7 - КАК РАЗВИТЬ У РЕБЕНКА НАВЫК РАССКАЗЧИКА.
Часть 8 - Как помочь ребенку выучить легко и быстро даже самое трудное стихотворение?
Часть 9 - Перечень игр для развития речи ребенка. Часть 1.
Часть 10 - Перечень игр для развития речи ребенка. Часть 2.
Часть 11 - Как выучить стихотворение: легко, быстро, просто — разные способы
...
Часть 38 - С ПРАЗДНИКОМ 1 МАЯ. СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Часть 39 - ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ ЕСЛИ У РЕБЕНКА В 2 ГОДА НЕТ РЕЧИ
Часть 40 - Увидал малыш лягушку...стихи для заучивания

Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 2 пользователям

Наталя_Яценко   обратиться по имени Среда, 11 Марта 2015 г. 19:21 (ссылка)
Спасибо)))
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку