Примерные развивающие игры с кубиками и конструктором
Для начала предлагаем почитать, как правильно подобрать кубики и конструктор под возраст Вашего ребенка.
С самыми маленькими детками - начать игры с кубиками можно с пряток. Поскольку для годовалого малыша выбираются кубики звучащие, их можно прятать, например, под платок, и привлекать внимание ребенка звуком, немного потряхивая игрушку. Когда малыш обнаружит новую игрушку и достаточно изучит ее, покажите, как можно строить башню из кубиков. Такое строительство у большинства детей вызывает живой интерес и становится одной из любимых игр на долгое время.
После полутора лет с увеличением количества кубиков от строительства башни можно перейти к строительству домика с окошками: два кубика нужно поставить на небольшом расстоянии друг от друга, а третий – сверху. Чем более разнообразные формы строительных материалов представлены в наборе, тем больше интересных объектов Вы с малышом сможете построить: дорожки, заборы вокруг дома. Покажите юному строителю, как можно играть с готовыми постройками: по дорожке едет машинка, из окна домика выглядывает игрушка и т. п. На этом этапе в игры можно вводить сюжет, это еще больше увлечет ребенка.
В два года дети уже могут осваивать конструктор. Для начала изучите с ребенком «волшебные кубики», которые могут склеиваться, покажите, как скреплять блоки. Когда малыш поймет принцип действия блочного конструктора, можно приступать к строительству больших домов, конструированию машинок, строительству большой стенки для игры в прятки. Возможности такого конструктора быстро увлекают малыша, ведь с его помощью можно построить все, что угодно.
Игры для физического развития ребенка от 1 до 3 лет
Примеры игр для физического развития
Особое внимание в спортивных играх уделяется играм с игрушками для физического развития (статья, "как правильно выбрать игрушку для физического развития"): например мячами. Мяч позволяет получить наиболее разнообразные действия и впечатления. Даже самые простые игры с мячом оказываются очень полезны для малышей, они развивают наблюдательность, координацию движений, концентрацию внимания, процессы мышления.
Знакомство с мячом
Перед тем, как Ваш малыш начнет действовать с мячом самостоятельно, продемонстрируйте ему правильные действия, которые проводятся с этим предметом. Например, покажите, как нужно бросать мяч. Важно сопровождать свои действия комментариями с описанием этих действий: «Сейчас я брошу мячик, и он улетит далеко-далеко. Смотри, я беру мяч двумя руками, поднимаю его вверх, какой красивый у нас мячик! А сейчас я его спрячу (убирая мяч за голову). А теперь бросаю, очень сильно бросаю, смотри, как далеко улетел мяч!»
В начале знакомства с мячом можно учить малыша таким простым действиям, как перекатывание и подбрасывание. После того, как эти действия будут освоены, катать мяч ребенок сможет уже целенаправленно – через туннель, в воротца, в ямку. Можно оборудовать мини-баскетбол на полу и учить малыша забрасывать мяч в корзину.
Игра «Скати с горочки»
Оборудование для игры:
1. Самые разнообразные мячи и шары диаметром от 3 до 8 см.
2. Широкая доска, закрепленная одним концом на стуле (можно использовать гладильную доску)
В этой игре может участвовать от двух человек. Первый участник встает около высокого конца горки, рядом с ним – коробка с несколькими мячиками или шариками. Второй участник становится в двух шагах от другого конца горки, в руках второй участник держит пустую коробочку. Первый участник скатывает шарики, второй их ловит и складывает в коробочку. Когда все они будут пойманы, второй участник становится на место первого и игра продолжается.
Все действия хорошо сопровождать рифмованными комментариями:
Мячик с горочки скатился,
И в коробке очутился,
Снова мы его возьмем
И на горку принесем.
Чтобы показать малышу игру в первый раз, Вы можете привлечь к ней другого взрослого, например папу.
Игра «Мячики в корзине»
Оборудование для игры:
1. Несколько маленьких мячей (можно использовать теннисные мячи, различные мягкие мячи)
2. Корзина большого диаметра (большая коробка, высокий таз)
Поставьте корзину на пол и вокруг нее на расстоянии 60-150 см обозначьте круг, с помощью небольших предметов или длинного шнура. Встав у границы этого круга, покажите малышу, как закидывать мяч в корзину: «Смотри, как я умею! Хочешь тоже попробовать так поиграть?». Ребенку нужно встать в другом месте у круга, так, чтобы он стоял напротив Вас и наблюдал Ваши движения. Сопровождать действия можно такими словами:
Мячик мы рукой возьмем,
Вверх его поднимем,
На корзинку поглядим,
Мяч в корзинку кинем.
Малыш сначала забрасывает мячи в корзину одной рукой, затем другой. После этого соберите все мячи и можно повторять игру, пока она будет интересна ребенку.
Когда Вы только начинаете играть с ребенком в эту игру, расстояние до корзины рекомендуется устанавливать не более 60 см, а потом уже постепенно его увеличивать. Чтобы малыш не потеряли интерес к игре, можно менять высоту корзины. Вариант игры на улице – бросать мячик в тазик с водой, если, конечно, погода позволяет игры с водой. Помимо этого, можно и заменить мячики другими предметами – мягкими кубиками, мешочками с различными наполнителями.
Игра «Солнышко»
«Солнышко» - это игра-общение. С полуторагодовалым малышом лучше играть взрослому, дети после двух лет могут играть уже друг с другом. Задача этой игры – обучение целенаправленному катанию мяча. Ребенок учится принимать и передавать мячик, получает опыт общения в игре, взаимодействия, развивает координацию движений. В случае игры в группе в нее вносится элемент ожидания, направление движения в групповой игре более сложное.
Для игры нужен мяч диаметром от 15 до 18 см.
Сядьте с малышом напротив друг друга, разведя в стороны ноги, чтобы ограничить движение мяча. Возьмите мяч в руки и покачивая его начните напевать:
Солнышко по небу ходит,
В домики заходит,
И к Маше заходит (мячик катится к ребенку),
И к маме заходит (мячик катится обратно к маме)…
Такое повторение не ограничивается, пока игра интересна ребенку.
Игра «Солнышко» подходит и для компании мам с детьми. Мама с ребенком делают «домик»: малыш садится к маме спиной и оба разводят ноги, делая «дверцы», куда заходит солнышко. Мячик катается от «домика» к «домику».
Игры с музыкальными игрушками
Зачем ребенку нужны игры с музыкальными игрушками?
Игры с музыкальными игрушками (подробнее о них здесь) не только интересны детям и доставляют им радость, но и очень полезны. Такие игрушки отражают действия самого ребенка, как своего рода зеркало, способствуя тем самым развитию самосознания. При этом ребенок еще и учится слушать и слышать, находить связь между своими действиями и их результатом, и в целом такие занятия способствуют развитию координации и общему развитию...
Игры с музыкальными игрушками и возраст ребенка
Простое экспериментирование со звуком у малышей от полутора лет можно дополнить небольшими стишками, которые акцентируют внимание на извлекаемых звуках, наподобие: «барабан, бум-бум, барабан бум-бум», или «колокольчик динь-динь-динь». Такое повторение полезно и для развития речи Вашего ребенка.
Для детей от 2 лет можно устроить игру в группе. Игра может проходить с колокольчиком или звучащим мячом. Пример игры с мячом – ниже.
Участники игры (не менее трех человек) рассаживаются в круг, ведущий показывает детям мячик, сопровождая показ песенкой:
Это кто к нам пришел?
Это мячик пришел,
К нам мячик пришел,
Яркий, звонкий пришел.
Я мячик покачала и Васе (имя ребенка) дала,
Вася мячик покачал и Маше отдал
После каждого покачивания ведущему нужно прокомментировать звук, который издает мячик. Таким образом, все малыши покачают мячик и услышат звук, издаваемый им. Аналогично можно провести игру с колокольчиком, передавая его по кругу.
Ребенку около трех лет можно предложить более сложную игру – подобрать пары по звучанию. Можно использовать для этого наборы звучащих шаров или бубенчики.
Ксилофон может продемонстрировать, например, как ходят животные, как идет дождь и пр.
Помимо этого можно в сюжетной игре с куклами устроить с помощью музыкальных игрушек концерт или веселые танцы.
Сюжетные (процессуальные) игры с образными игрушками: куклами, игрушками-животными
Этапы становления процессуальной сюжетной игры у детей разного возраста:
Малыши до года воспринимают образные игрушки так же, как и любой другой предмет, они могут их перекладывать, стучать ими, грызть и т. д. Если же Вы покажете ребенку, как можно такими игрушками играть, то скорее всего к году он уже усвоит назначение кукол и будет их кормить, гулять с ними, укладывать в кроватку, купать.
Дети второго года жизни проявляют уже гораздо больший интерес к сюжетной игре, причем количество сюжетов увеличивается. В этом возрасте малыш уже играет не только тогда, когда Вы ему это предлагаете, но и самостоятельно, по своей инициативе. Преимущественно дети второго года жизни используют в игре только реалистичные предметы, которые есть у него в наличии, то есть напоить куклу из игрушечной чашки у ребенка получится, но он не сможет накормить ее конфетой, если игрушечной конфеты у него нет. Самостоятельная игра хоть и появляется в это время, но пока она кратковременна, да и зачастую переплетается с простыми манипуляциями. Но если Вы достаточное время уделите организации игровых действий, то концу второго года хаотичные действия могут полностью исчезнуть и малыш начнет играть, используя разнообразие сюжетов, персонажей. Развивается и воображение и скорее всего к завершению этого этапа ребенок сможет манипулировать воображаемыми предметами. В любом случае именно на этом этапе участие взрослого нельзя переоценить, поскольку без Вашей организации все эти навыки могут быть крайне неустойчивыми, и постепенно игра может вновь вернуться к простым манипуляциям.
Третий год жизни ребенка – этап расцвета процессуальной сюжетной игры. Продолжительность игры, ее эмоциональность, самостоятельность – все это в полной мере проявляется именно сейчас. Участие взрослого уже не столь необходимо, сами игрушки начинают побуждать ребенка к игре. Разрозненные и хаотичные действия исчезают, малыш уже может сам проработать выбранный им же самим сюжет, реализовать его во всевозможных вариациях, используя для игры самые разные предметы.
В этом возрасте бурно развивается воображение на столь благоприятной почве, как игра. Малыш способен замещать предметы уже не столько подражая, сколько изобретая и творя. Например, один и тот же кубик может силой воображения Вашего малыша стать и конфетой, и стульчиком, и кухонной плитой. Словом, игра стала абсолютно творческим процессом. Роль взрослого на этом этапе важна в плане речи, то есть построение диалога-обсуждения игры, планирования дальнейших действий, осмысление действий – для всего этого нужно Ваше участие.
Сюжетная игра с куклами: как помочь ее возникновению?
Говоря об образных игрушках, нельзя не сказать о таком понятии, как сюжетная игра, для которой, собственно, они и предназначены.
Процессуальная игра, конечно же, не может возникнуть сама по себе, без каких-либо условий. Прежде всего, для ее появления необходим определенный жизненный опыт, накопленный ребенком.
Как помочь ребенку накопить этот опыт? Возможности есть следующие:
1. В первую очередь накапливать жизненный опыт малыш может наблюдая за поведением как взрослых людей, так и сверстников. Замечательно, если мама или другой взрослый комментирует происходящее вокруг малыша, привлекает его внимание к действиям и поступкам окружающих.
2. Участие в жизни семьи – точно такой же опыт. Если малыш посильно помогает маме на кухне, во время уборки или другим членам семьи в общих делах, это помогает ему понимать особенности взаимодействия окружающих и воспринимать их действия.
3. Читая ребенку детские книжки, разглядывая картинки в них, обсуждая персонажей и их поступки,Вы способствуете обогащению опыта малыша, который впоследствии непременно отразится в игре.
Как играть с малышом в сюжетные игры:
При игре с малышом важно понимать, что это занятие формальным быть не может, и по сути своей должно доставлять удовольствие. Поэтому, выбор поучающего тона для общения с ребенком в данном случае является ошибкой. То есть, давать команды вроде «Покорми лялю», или «искупай куклу» не стоит, гораздо лучше косвенно побуждать малыша к действию: «Кукла хочет кушать, давай ее накормим?».
- Начальный этап возникновения процессуальной игры в основном проходит по инициативе взрослого. Вы показываете малышу игрушки, знакомите его с ними, рассказываете и показываете, какие действия можно с ними производить. Если изначально малыш и не стремится играть сам, Вы можете привлечь его в свою игру в качестве помощника, либо для завершения начатого Вами действия, либо распределив между Вами и малышом некоторое количество действий («Давай я покормлю зайчика, а ты его положишь спать?»)
- Обращая внимания на речь во время игры, не обязательно, чтобы речевое сопровождение исходило именно от малыша, это можете сделать и Вы, ведь игра в первую очередь носит действенный характер, особенно в раннем возрасте, когда ребенок может еще не уметь говорить. Тем не менее, обогащение игры за счет ее речевого сопровождения очень важно для дальнейшего развития процесса.
- Еще один способ обогащения игры – введение большего количества игрушек. Но при этом лучше соблюдать меру, ведь при слишком большом их количестве малыш может просто начать действовать хаотично, не зная за что взяться в первую очередь, если же игрушек слишком мало, одна-две, то у ребенка не будет свободы творчества. Лучше всего наблюдать за игрой ребенка и предлагать ему постепенно расширить используемый ассортимент, логично вводя в сюжет новые предметы.
- Предметы-заместители делают игру более яркой и интересной для ребенка. Если в игре отсутствуют нужные для нее предметы, их можно заменить другими, которые не имеют четких функций, стимулируя фантазию малыша, развитие его воображения. Если Вы научите ребенка играть, используя предметы-заместители, то к завершению раннего возраста Ваш малыш сможет самостоятельно придумывать игры, воплощать сюжеты даже без опоры на игрушки реалистические.
Возможна и такая ситуация, когда малыш использует предмет-заместитель, но сам еще четко не понимает его назначения. В этом случае Ваша подсказка поможет ему четко определить роль предмета. Например, если ребенок подносит ко рту куклы шарик, а на вопрос, что кушает кукла, не может ответить, Вы можете спросить у него: «Может быть это яблоко?». Малыш согласится с Вами, и в дальнейшем он уже сам будет соотносить конкретный образ с предметом-заместителем.