-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Педагогическая_копилка полезные_игрушки О_детях
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рукодельницам_и_мастерицам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2014
Записей: 1541
Комментариев: 1034
Написано: 2685


Не откладывайте радость на потом! Общение с ребенком до года

Среда, 07 Января 2015 г. 03:53 + в цитатник
nata_tursha все записи автора

 Общение с ребенком до года

Не откладывайте радость на потом!

ryndinart

Когда мы еще только загадываем желание «хочу ребенка» (или «хочу детей»), наше воображение начинает рисовать полные ярких красок радостные картины, которые являются некими образами идеальной семьи:

Воскресное утро. Мама встала пораньше, испекла печенье, сварила какао. Все сидят под одеялом в кровати родителей, вкусно завтракают, смотрят мультфильм или кино из серии «для всей семьи».

Снежный морозный день. Намело пушистые сугробы, с неба опускаются медленные ленивые хлопья, нарядно рассаживаются на ветвях елок и сосен. Вы всей семьей играете в снежки, валяетесь в сугробах, играете в догонялки. Маленький румяный малыш весело смеется: это так радостно, когда взрослые умеют веселиться наравне с тобой!

Вечер того же дня. Вы возвращаетесь с мороза в теплый уютный дом, собираетесь за одним столом, а потом, после еды, принимаетесь за совместное творчество. Мастерить поделки всей семьей – весело, интересно и так сближает!

Суждено ли сбыться всем этим мечтам?

Нарисованные в мельчайших деталях воображаемые картинки могут никогда не стать реальностью, если ждать «идеального момента» или «идеального возраста» ребенка. Они просто-напросто могут никогда не наступить. Или ребенок может вырасти, а создание поделок будет казаться ему мукой. Или он не захочет валяться в снегу – может, ему и зима-то не очень будет нравиться. Ведь, во-первых, он – отдельная от нас, самостоятельная личность со своими представлениями, интересами, склонностями и картинами семейного счастья в воображении. А во-вторых, кто ему показал, как от этого всего получать удовольствие?

Когда начинать?

Начинайте как можно раньше! Не откладывайте счастье, пусть оно станет Вашей семейной традицией! А более подробно ответим на поставленный вопрос на примере рисования.

Когда начинать рисовать с ребенком?

Некоторые родители думают: «Вот подрастет мой ребенок, и мы с ним будем лепить, клеить, рисовать…». Не стоит ждать сознательного возраста! Приобщать малыша к творчеству можно уже с полугода. Почему? Да потому, что кроха уже умеет сидеть, а значит с ним будет легче управиться. Кроме того, именно сейчас ребенок жадно следит за тем, как взрослые взаимодействуют с миром. И учится у них общению с предметами, да и в целом отношению к окружающей действительности. Поэтому малышу важно показать не только то, как значимые взрослые взаимодействуют с компьютером и посудой (а именно с этими вещами мы проводим большую часть нашего времени), но и с материалами для творчества. Ребенок пока еще не понимает до конца, что происходит, но раз за разом, у него складывается представление о том, что заниматься творчеством, рукоделием НОРМАЛЬНО и привычно. Иногда взрослые жалуются: «Наш ребенок совсем не рисует!». А он видел когда-нибудь, чтобы рисовали его родители? Невозможно увлечь ребенка тем, что самому тебе представляется неинтересным и бесполезным. В вольдорфской педагогике (Из нашей статьи Что такое Вальдорфский детский сад Вы сможете узнать подробнее, о чем идет речь) педагог не собирает детей, не усаживает за столы, не выдает одинаковый набор материалов. Он садится за мольберт, когда детей еще нет в группе. Они приходят в детский сад, а там в самом разгаре творчество! Конечно же, они последуют примеру взрослого!

Пример того, как с самых первых месяцев приобщать ребенка к творчеству Вы найдете в статье Новогодняя открытка со снеговиком - рисуем с малышом до года

Итак, давайте не будем откладывать радость на потом! Малышу только два месяца? Отличный возраст! Положу его под бочок к сонному папе, сбегаю на кухню за какао и печеньем (ну, и не страшно, что сегодня оно покупное), вернусь под общее одеяло с угощением для мужа, самой себя и для малыша (это я не про печенье, а про грудное молоко).

Малышу четыре месяца? А за окном пушистый снег по колено? Срочно на прогулку! Вынимаю ребенка из коляски, падаю с ним вместе в сугроб! Он не понимает, что происходит, но для него все это – новые впечатления и хорошее настроение.

Начало положено, не так ли? А в следующем году все будет «по-настоящему»!

Текст: Рындина Анастасия

 

Рисунок: Рындина Анна (RyndinArt)

Носить ли ребенка на руках?

 

Развивающий коврик, развивающие многофункциональные игрушки, невероятных форм и цветов погремушки, развивающие мультфильмы (по поводу развивающих мультфильмов «для самых маленьких» хочется высказаться отдельно, но чуть позже) и карточки с рождения… Чего только не придумали для того, чтобы современные дети не отставали от современных темпов развития. А еще лучше – опережали их, поражая окружающих и заставляя гордиться родителей! Стоит только к ценнику с игрушкой подписать «развивающая», и ее будет намного легче продать. К слову, все игрушки обладают тем или иным развивающим потенциалом. Даже самые вредные «антиигрушки», даже самые простые пищалки и формочки. Но нужно ли это все для развития ребенка? Так ли это необходимо? Или важнее нечто другое?

Авторитетная литература (например, учебник по возрастной психологии*), а также личный опыт подсказывают: самый мощный источник развития для маленького ребенка – это его родители и братья-сестры. В первую очередь, малыш черпает силы и впечатления для развития во взаимодействии с мамой. Чем младше ребенок, тем теснее должен быть контакт. Самым полезным для развития ребенка до полугода будет простое ношение на руках, а также включение в деятельность взрослых (еще Мария Монтессори указывала на важность сенсорных стимулов для развития ребенка; пространство, в котором протекает деятельность мамы – это и будет та сенсорная, естественная развивающая среда для крохи!).

Месячный малыш будет просто рад находиться все время на руках у мамы – рядом с грудью, кожа к коже (мы помогаем его успешной адаптации к внеутробным условиям), двухмесячный – станет с любопытством оглядывать все вокруг, прислушиваться, принюхиваться, трехмесячные и четырехмесячные карапузы уже будут стремиться потрогать предметы, которые находятся близко к ним.

Нам нужно убрать посуду со стола? Берем малыша и совершаем все действия с ним на руках! Вот тарелка – дайте ребенку дотронуться до нее, она на ощупь гладкая, прохладная. Как замечательно звенит посуда! Вот пакет из-под хлеба. Шуршит! Его вообще можно отдать крохе на растерзание (под чутким нашим присмотром): шуршащие пакеты – особая страсть малышей.

Нужно положить что-то в холодильник? Можно и это сделать тоже вместе! Сколько там всего интересного, горит свет и немного прохладно! Это уже не просто сенсорное развитие, это даже и закаливание!

Гости на пороге? Малыша берем на руки (более удобный вариант – приматываем к себе с помощью слинга) и отправляемся печь пирожки! И совсем не страшно, если ребенок засунет пальчики в муку, а затем и в тесто. Это ведь новые тактильные ощущения! Настолько богатый сенсорный опыт не получит ни один младенец, даже если окружить его самыми дорогими и модными развивающими игрушками. Поскольку даже многофункциональная игрушка сочетает в себе всего на всего несколько фактур и мелодий. И прихватите с собой фотоаппарат – у Вас первый повод сделать хвастливое и смешное фото «Мой маленький помощник»!

Дарите малышу время, общайтесь с ним. Это не требует большого количества денег (опять-таки в отличие от игрушек), но дает намного больше!

А теперь по поводу развивающих мультфильмов «с пеленок». В сети можно найти подобные мультфильмы для детей от двух месяцев (спасибо, что не с рождения!). На занятиях со студентами я приводила их в качестве иллюстрации к понятию форсированное раннее развитие (искусственно ускоренное, не отвечающее внутренним потребностям ребенка). Тогда у меня еще не было своего ребенка. Спустя два месяца после его рождения я поняла, почему эти мультфильмы вообще существуют. Малыш уже отлично фокусирует взгляд, находит источник звука. И с огромным любопытством вглядывается в экран телевизора или в монитор компьютера. Какой огромный соблазн для уставших родителей положить кроху перед монитором развиваться (сидеть-то он еще не сидит)! Но электронная картинка задействует только зрение ребенка! И никак не заменяет ценность контакта с родителями!

*В любом учебнике по психологии можно найти теорию возрастной периодизации (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, согласно которой источником развития на протяжении всего первого года жизни ребенка является общение со взрослым, будь то общение в рамках какой-либо ситуации или просто эмоциональное общение).

Рындина А.Г.

В чем польза колыбельных?

В наше время, когда темпы жизни столь высоки, у молодых родителей вовсе не остается свободных минут на то, чтобы петь детям колыбельные. Да и в пользе подобной традиции сомневается все большее количество матерей: "Я совсем не умею петь, зачем мучать малыша?", "Я спешу уложить ребенка, включаю ему диск со сказкой - он слушает и засыпает". В век современных технологий очень сложно поверить в то, что мамин голос, а также незамысловатые рифмованные строчки могут творить чудеса, являясь намного более полезными, чем все сказки и мелодии, записанные профессионалами. В чем же польза колыбельных? Почему их обязательно следует петь малышам? Давайте разберемся!

Колыбельные следует обязательно петь, потому что они дают возможность укрепить эмоциональную связь ребенка с родителями. Малыш знает, что всегда занятые мама и папа обязательно найдут немного времени вечером, чтобы уложить его спать. Ребенок может не понимать слов колыбельной, но он подсознательно чувствует, что в мелодию мама вкладывает всю свою нежность и любовь к нему. На сегодняшний день все мы намного более озабочены интеллектуальным развитием ребенка, стремясь дать ему как можно больше знаний, сведений, иностранных слов с пеленок. Тем не менее, если не уделять внимания эмоциональному развитию ребенка, не пытаться показать ему столь простыми способами свою привязанность и любовь, то и ребенок вырастет "знатоком", которому чужды сочувствие, сопереживание, ласка.

Колыбельные следует обязательно петь, потому что они являются позитивными установками, которые, повторяясь, влияют на развитие малыша, а также его мировосприятие, на всю его судьбу. Когда мама ласково пропевает слова колыбельной, она должна понимать, что они несут определенные установки. Если через колыбельную малышу дают понять: "Мой дорогой, я люблю тебя! Спи, успокаивайся, ни о чем не переживай! Мама и папа о тебе позаботятся", это откладывается у ребенка на подсознательном уровне, позволяя сформироваться базовому доверию к миру.

Колыбельные следует обязательно петь, потому что становятся частью повторяющего ритуала, помогающего крохе настроиться на сон. Если родители хотят, чтобы малыша было легко уложить спать без слез и капризов, им нужно установить череду подготавливающих ребенка ко сну действий: например, после ужина он чистит зубы, моет ножки или принимает ванну, ему читают сказку, поют колыбельную.

Колыбельные следует обязательно петь, потому что они способствуют развитию речи ребенка, а также позволяют получить фоновое знание о своей культуре и народных традициях.

мама поет ребенку колыбельную

Это интересно: Исследователи провели такой эксперимент: они разделили новорожденных малышей на две группы. Дети из первой группы засыпали под спокойную музыку, записанную профессионально, а дети второй выборки отправлялись в кроватки под ласковые колыбельные матерей. Длительное наблюдение за малышами показало, что малыши второй группы были спокойнее, а также развивались более быстрыми темпами.

Это интересно: Маленьким детям особенное удовольствие приносят звуки низкого мужского голоса, поэтому пусть и папа поет колыбельные.

Читайте также: Как наладить сон ребенка

Какие игрушки нужны детям до года

Игрушки для малыша – это не просто предметы, ведь они стимулируют его развитие. Они помогают ребенку открыть свойства окружающего мира, попрактиковаться в новых навыках. Младенец обожает игрушки, на которые можно смотреть, которые издают звуки. Особенную ценность для малыша составляют игрушки, которые можно беспрепятственно сосать. Когда ребенок становится старше, его порадуют игрушки, которые можно хватать, бросать, и сжимать. Как только ребенок научается сидеть и ползать, ему необходимы игрушки, которые интересно исследовать – игрушки, состоящие из частей, которые можно открывать и закрывать, бросать и кусать. Что еще порадует ребенка? Ярко окрашенные, мягкие, удобные для захвата маленькой ручкой, проигрывающие музыку, звучащие игрушки – не только развлекут малыша, но и расскажут ему о действительности, в которую он пришел. Просмотрите галерею игрушек, которые стимулируют работу всех чувств ребенка.

Погремушки

Что можно делать с погремушкой? Как в нее играть? Возможности бесконечны. Во-первых, это будет один из тех предметов, которые помогут малышу впервые сфокусировать зрение и слух. Малыш будет поворачивать голову в сторону звука. Если погремушку перемещать, малыш будет пытаться следить за ней. Звучит слишком просто? Для младенца это огромная работа! Около пяти месяцев ребенок будет в состоянии держать погремушку и перекладывать ее из одной руки в другую (погремушка с двумя ручками сделает эту игру легче для крохи).

Носочки или браслеты с погремушками

Носочки или браслеты с погремушками помогут ребенку узнать свое тельце. Поначалу ребенок будет поражен звуками, а затем свяжет их появление с собственными движениями. И очень скоро ребенок обнаружит источник звука – собственные запястья и пяточки.

Мягкие игрушки

Чем больше материалов сочетает в себе игрушка, тем лучше! Она будут стимулировать осязание малыша, и множество текстур в этом деле только на руку – шершавые лапки, пушистые уши, игрушечная одежда из различных материалов. В шесть месяцев ребенок впервые  привязывается к одной из своих мягких игрушек, и это может помочь Вам, когда малыша нужно успокоить иуложить спать. Мягкая игрушка должна быть безопасной! Проверьте, нет ли плохо прикрепленных деталей (нос, глаза). Убедитесь, что все ярлыки срезаны.

Мобиль

Мобиль – незаменимая игрушка для малыша, который первые несколько месяцев проводит на спине. Маленькие дети предпочитают резкие контрасты и яркие цвета, ведь на них легче сосредоточиться. Хорошо, если мобиль проигрывает мелодию (еще лучше, если несколько). Прикреплять мобиль следует на расстоянии от 30 см. от личика крохи.

Развивающие коврики

Когда ваш ребенок становится немного более активным, поместите его на такой коврик. Игрушки подвешены таким образом, что малышу нужно протянуть руку, чтобы схватить их - и это будет способствовать развитию зрительно-моторной координации и мышц. Развивающие коврики – отлично способствуют развитию мелкой моторики крохи.

Мягкие кубики

Прежде чем Ваш малыш научится складывать их, они будут хороши и удобны для захвата, удержания и бросания. Самые лучшие кубики имеют красочные картинки, приятную текстуру и издают звуки при перемещении.

Мяч для малыша до года

Мячи нужны даже тем малышам, которые еще не умеют ползать. Именно мячи помогают замотивировать некоторых детей научиться передвигаться самостоятельно. Мячи должны быть разных размеров, текстур и материалов. Первые мячи – обязательно мягкие, яркие и звучащие.

Пирамидки и вкладыши

Понадобятся крохе, как только он научится сидеть! Отличный способ узнать о размерах и цветах!

Первая книга

Если Вашему ребенку не хватает терпения, чтобы сидеть и смотреть на книги, не волнуйтесь. Зато ему нравится играть с ними - и в процессе он узнает, что такое книга и как переворачивать страницы. Книги должны быть сделаны из крепких материалов (малыш будет сжимать, кусать, жевать их). Книги, которые лучше всего подходят для младенцев, содержат простые изображения бытовых предметов (как правило, по одному на странице).

Зеркала и игрушки с зеркалами

Просто необходимы для социального и эмоционального развития крохи! Любимое занятие малыша – рассматривать человеческое лицо. Что видит малыш в зеркале? Узнает ли себя? Читайте в статье Игры с зеркалом

Игрушки для купания

Помогут сделать процедуру купания веселой, а также дадут крохе возможность познать окружающий мир и свойства предметов. Как развлечь кроху в ванной? Ищите на нашем сайте игры для купания - Купание без слез.

Подробнее о том, какие игрушки нужны ребенку в разные месяцы развития, читайте в :

 - Подробный календарь развития ребенка по месяцам до года. Часть 1.
 - Подробный календарь развития ребенка по месяцам до года. Часть 2.

Источник: Сайт 2мира.рф  http://www.xn--2-8sbxpv.xn--p1ai/index.php/0-1-/2011-08-25-14-29-30/934-2014-12-29-22-51-47

Серия сообщений "от 0 до 1 года":
Часть 1 - Занятия с ребенком от 1 месяца до года
Часть 2 - 125 игр для детей от 6 до 24 месяцев
Часть 3 - Не откладывайте радость на потом! Общение с ребенком до года
Часть 4 - Подробный календарь развития ребенка по месяцам до года. Часть 1.
Часть 5 - Подробный календарь развития ребенка по месяцам до года. Часть 2.
...
Часть 18 - Работа по развитию речи ребенка до года. Доречевой
Часть 19 - Ребёнок развивается. Как? Нормы развития до года. Ч.1
Часть 20 - Ребёнок развивается. Как? Нормы развития до года. Ч.2

Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку