-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рукодельницам_и_мастерицам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2014
Записей: 1541
Комментариев: 1036
Написано: 2687


С какими проблемами речи идти к логопеду

Суббота, 22 Ноября 2014 г. 03:52 + в цитатник
nata_tursha все записи автора

С какими проблемами речи идти к логопеду.

Проблемы с речью

Здравствуйте, друзья!

Сегодня поговорим о том, что такое речь, о механизмах порождения речи и нарушениях речи у детей. Статья написана логопедом-дефектологом Еленой Барышевой.

Очень часто, когда разговариваешь с родителями о проблемах речи их ребенка, приходишь к выводу, что родители, как правило, не в полном смысле понимают, что такое РЕЧЬ. Прежде чем читать дальше, подумайте и ответьте для себя и вы, что такое РЕЧЬ, какой она бывает?

«Ребенок плохо говорит», взрослые обращаются за помощью к логопеду, что бы тот поставил «букву ЭР», тогда все проблемы будут решены. Одна мама (учитель начальных классов) при том, что ее ребенок в свои 4 года очень плохо говорит, считает, что основной проблемой являются – слабые руки, «руки укрепить и ребенок заговорит». У одной мамы ребенок, в свои 5 лет, говорил на уровне лепетных слов, это было обусловлено поражением ЦНС. Ребенок плохо понимал обращенную к нему речь. Как бы я не объясняла маме, что сначала нужно научить ребенка понимать обращенную речь, накопить активный словарь на уровне аморфных слов (типа би-би, ляля и т.п.), мама, как только видела меня, начинала активно говорить с ребенком «Скажи РРРРР, ну, давай, как ты умеешь РРРРРР».  РРРР и все остальные звуки он может и будет произносить, но речь у ребенка от этого не появится.

Как правило, родители видят лишь малую толику внешних речевых проблем. Тем не менее речевые проблемы встречаются все чаще и чаще, очень маленький процент детей имеют нормальное речевое развитие. Более того, на мой взгляд, сама речевая норма на современном этапе занижена: дети, поступающие в школу, не могут в полной мере, красочно, без речевых ошибок и слов-паразитов выразить свою мысль. А чтобы увидеть истинную проблему развития речи, надо понять, что такое речь.

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

То есть мы воспроизводим речь (устно и письменно) и понимаем обращенную к нам речь (устную и письменную).

Каким же образом мы воспроизводим речевое высказывание? Обратимся к науке Психолингвистике.

Механизм порождения речи по А.А. Леонтьеву

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).

1. Мотив (намерение), т. е. потребность выразить, передать определенную информацию»

2. Замысел, т. е. определяется – о чем надо сказать и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности). На данной фазе порождения речи эти два компонента высказывания «существуют» (и соответственно осознаются говорящим) «глобально», в нерасчлененном виде.

3. Этап внутреннего программирования, т.е. процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.

4. Этап лексико-грамматического развертывания высказывания. Лексическое структурирование схематически можно представить следующим образом:

5. Этап реализации речевого высказывания «во внешнем плане» (во внешней речи). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций:

— процесс фонации, звукообразования – фонетика и фонематика;

— воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов) – слоговая структура слова;

— операций продуцирования целых слов – лексика;

-операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи.

Таким образом, мы видим, чтобы произнести или написать что-либо, происходит огромная работа во внутреннем плане. И нарушение в каком-либо звене (на каком-либо этапе), может привести к нарушениям речи и это не только нарушение звукопроизношения, а и таких сторон как лексика, грамматика, слоговая структура слова, мотив, внутреннее программирование, интонационная сторона речи и т.д.

Проблемы речи

В чем выражаются эти нарушения:

— отсутствия мотива. Особенно у маленьких детей речь не появляется, потому что нет необходимости говорить. Но встречается и у детей постарше (у меня в практике были дети 5-7 лет, которые отказывались говорить, они могли говорить, но «не хотели»), это явление называется «Мутизм» — отказ от речевого общения. Не бойтесь, если в каких-либо заключениях вы увидели это название, ничего общего с «мутацией» оно не имеет, это лишь значит, что ребенок отказывается, именно отказывается от речи, не хочет говорить.

— отсутствие замысла высказывания. Например, ребенок знает, что ему нужно рассказать о зиме, а о чем конкретно, что нужно рассказать не знает.

— отсутствие внутреннего программирования. Например, ребенок знает, что рассказать о зиме, но с чего начать и чем закончить – затрудняется, перескакивает с одного описываемого предмета на другой.

— малый словарный запас. Здесь может быть два варианта. Либо словарь вообще бедный, либо у ребенка пассивный (т.е. понимание слов) словарь большой, а активный (т.е. употребление слов) бедный, возникают трудности актуализации слов (т.е. трудно найти нужное, подходящее слово). Здесь же можно выделить употребление слов-паразитов, длинных пауз, неточное употребление слов, например, любой головной убор дети часто называют шапками.

— нарушение грамматического строя речи. Здесь примеров речевых ошибок у детей множество, я в начале своей практики даже записывала «словотворчество» детей, например, клёновый лист, нет лева (вместо льва), у пеня (вместо пня) много грибов, соскалкивал (вместо соскочил), детеныш белки – белёнок и много-много других нарушений, например, часто дети путают рода слов, неправильно используют предложно-падежные конструкции, приставочные глаголы. Но более подробно об этих нарушениях и как с ними бороться я расскажу в других статьях.

— нарушение связной речи. Здесь имеются ввиду нарушения как на уровне предложения (неправильно построенное предложение, как правило, простое, очень редко употребляют сложные предложения), так и на уровне длинного речевого высказывания в монологической речи, когда, например, описывая какое-либо событие, ребенок не выдерживает четкую структуру: начало — середина (событие) – конец, перескакивает с одной мысли на другую и т.п. Это касается и письменной речи.

— нарушение звукопроизношения (фонетики). Другими словами нарушение ЗВУКОВ, т.е. то, что мы произносим, а не БУКВ (графическое начертание звука), как часто слышишь от родителей. Например, буква ЭС, дает два звука [С],[С'] — твердый и мягкий.

— нарушение слоговой структуры слова. Например, ребенок переставляет слоги в словах, опускает отдельные слоги и т.п.

— нарушение фонематических процессов (фонематики). Именно фонематические процессы обеспечивают умение слышать, правильно употребил слово, звук или нет. Имеется ввиду не физический слух, а именно фонематический. Пример нарушенного фонематического слуха: хорошо слышащий ребенок может не различать слова, схожие по звучанию, типа мышка – мишка или для ребенка одинаково звучат твердые и мягкие звуки, он не может их различить, поэтому на просьбу повторить слоги па-пя-па, он отвечает па-па-па или пя-пя-пя.

— нарушение интонационной выразительности речи. Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной. К нарушениям также можно отнести гнусавость, монотонность речи, невыразительность.

-нарушение темпо-ритмической организации речи. Это заикание, патологически убыстренный темп речи (тахилалия), патологически замедленный темп речи (брадилалия).

— нарушение письменной речи. Как правило, они переносятся из устной речи, именно поэтому необходима кропотливая и грамотная работа логопеда в дошкольном периоде, до того, как у ребенка начинает формироваться письменная речь, т.е. как ребенок говорит, так и пишет, особенно это будет заметно в сочинениях: и нарушения связной речи и проблемы в лексико-грамматическом строе речи, иногда, нарушаемые звуки, отражаются на письме. Но в письменной речи есть также и специфические только для письменной речи нарушения. Это может быть связано с грубым нарушением мелкой моторки, когда не понятно, мне иногда кажется, что многие врачи страдают этим видом дисграфии. Это может быть связано с нарушением зрительного восприятия, когда ребенок пишет буквы в зеркальном отражении, путает расположение тех или иных элементов (например, в письменном варианте прописных букв В и Д); опускает или приписывает лишние элементы букв.

Механизм восприятия речи (по Л.С. Цветковой)

По Л. С. Цветковой, процесс восприятия речи имеет три взаимодействующих уровня его структурной организации.

1. Акустическое восприятие звучащей речи.

2. Лингвистический (по-другому – лексико-грамматический) уровень обеспечивает понимание предметного содержания на уровне значения.

3. Психологический уровень включает: восприятие и анализ интонационного и стилистического построения высказывания, сопоставление его (в процессе живого речевого общения) с жестами и мимическими реакциями говорящего, анализ смыслового значения высказывания в «контексте» предшествующей речи.

Итак, если вы задумываетесь, над тем, а правильно ли развивается речь вашего ребенка, анализируйте не отдельные компоненты, а все компоненты речевой системы:

— фонетика (звукопроизношение);

— фонематика (фонематические процессы, в том числе звуковой и звуко-буквенный анализ);

— лексика (словарь ребенка);

— грамматика (грамматический строй речи);

— связная речь.

Не забывайте, что эти компоненты присущи как для воспроизведения речи (говорения), так и для ее восприятия (слушания).

И запомните, к 5-5,5 года устная речь у ребенка в норме должна быть сформирована полностью: он может в полной мере эмоционально и интонационно верно выразить свою мысль, используя различные средства выразительности и употребляя все виды предложений. В дальнейшем лишь качественно накапливается словарь ребенка.

Письменная речь в норме начинает появляться к шести-семи годам. Поэтому, пожалуйста, не гоняйтесь за ранним обучением чтения и письма: центры в коре головного мозга, отвечающие за письменную речь, как правило, до этого возраста еще не созревают. Не надо прыгать выше природы.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, проанализировав речь своего ребенка, не обнаружили у него никаких недостатков. Ну а если все-таки вам приходится обращаться к специалисту, которому порой за 15 минут приходится диагностировать, то помогите ему, обозначив проблемы более глобально, чем просто «не говорит звук Р».

В следующей статье мы поговорим о причинах нарушений речи. Чтобы не пропустить статью подпишитесь на обновления!

Елена Барышева

Источник: http://deti-burg.ru/razvitie-i-korrektsiya-rechi/s...oblemami-rechi-idti-k-logopedu

 

Серия сообщений " Развитие и коррекция речи":
Часть 1 - Причины нарушений речи
Часть 2 - С какими проблемами речи идти к логопеду
Часть 3 - Развитие речи у детей. А вы допускаете эти ошибки?
Часть 4 - Речевое развитие детей 1,5-2 лет
...
Часть 19 - ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ ЕСЛИ У РЕБЕНКА В 2 ГОДА НЕТ РЕЧИ
Часть 20 - АЗБУКА ЗА АЗБУКОЙ.Подборка: Логопедическая азбука
Часть 21 - Домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. ФРУКТЫ

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку