-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Педагогическая_копилка полезные_игрушки О_детях
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рукодельницам_и_мастерицам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2014
Записей: 1541
Комментариев: 1034
Написано: 2685


Мария Монтессори. Путь свободного развития.

Среда, 07 Мая 2014 г. 16:07 + в цитатник
nata_tursha все записи автора

Мария Монтессори. Путь свободного развития.



Наверное, любая мама в определенный момент задумывается о том, чтобы начать со своим ребенком заниматься по одной из развивающих методик. Встает вопрос, какая же авторская методика лучше, и какую выбрать? Наверное, я не открою секрета, сказав, что лучшей методики не существует, в каждой из них один родитель найдет плюсы, другой минусы, ведь все зависит от того, чего хочет добиться мама, водя ребенка на развивающие занятия, и какого стиля воспитания она придерживается.


Методика Монтессори понравится, в первую очередь, тем родителям, которые видят в своем малыше буквально с самого рождения личность, уникальную, неповторимую, которые не сверяют его развитие с графиками, которые считают, что у него свой собственный путь развития. Тем родителям, которые считаются с проявлениями свободной воли малыша, пытаясь понять его, предоставляя ему выбор действий, ничего не навязывая и не заставляя.


Именно этот путь воспитания выбрала Мария Монтессори, создавая свою уникальную систему развития. Центральное место в ней занимают не пособия, не материалы, не воспитатель, а РЕБЕНОК – индивидуальность, личность, который в процессе воспитания не должен потерять свою природную свободу и независимость. Ещё одна главная цель – научить ребенка самодисциплине, научить его самому принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Всему этому способствует созданная Монтессори специальная развивающая среда (Монтессори-среда) и специальные дидактические материалы, называемые Монтессори-материалами.

Монтессори-среда и Монтессори-материалы


Монтессори-материалы
Классическая Монтессори-среда включает в себя пять различных зон, в каждой из которых расположен свой дидактический Монтессори-материал. Особенность Монтессори-среды в том, что она позволяет ребенку заниматься совершенно самостоятельно, без помощи взрослого: материалы расположены на полках на уровне роста ребенка, а вместо тяжелых столов, стоящих в помещении только в одном, определенном месте, используются низкие легкие столики, которые дети сами при желании могут переставить туда, где им в данный момент комфортнее работать. Также существуют специальные коврики для работы на полу. Постелив такой коврик на пол, и работая на нем, ребенок создает свое личное пространство, в которое без разрешения никто не имеет права вторгнуться.


Дидактический материал имеет так называемый «автоматический контроль ошибок», что позволяет ребенку самому выявлять и устранять ошибки. Пример – башенка, которую собрать неправильно просто невозможно. Или же специальные метки на составных частях материала, сигнализирующие ребенку о том, правильно он выполнил задание или нет. О том, как пользоваться материалом, как им правильно играть и как выявлять ошибки, рассказывает родителям и ребенку Монтессори-педагог (это называется презентацией).
Принцип работы в Монтессори-среде – самостоятельной выбор ребенком зоны, материала в ней и самостоятельная работа с материалом. Этот принцип позволяет ребенку проявить свои индивидуальные потребности, выбрать то, с чем он хочет и может работать в данный момент времени.



Как уже упоминалось, зон в классической Монтессори-среде пять. Они включают в себя:


Пять зон развития





  1. Зону практической жизни. Мария Монтессори считала очень важным обучить ребенка навыкам самообслуживания, так как это развивает его самостоятельность и уверенность в себе. В практической зоне находятся предметы быта, здесь ребенок сможет по-настоящему постирать белье и даже погладить его настоящим утюгом. Он может сервировать стол или нарезать пищу настоящим ножом. Пользование реальными предметами домашнего обихода позволяет осуществлять тот самый контроль над ошибками: только по-настоящему разбив чашку или разлив чай, ребенок наглядно видит свои ошибки и осознает их.


  2. Монтессори-материалы
    Зону сенсорного развития. Сенсорному развитию Мария Монтессори придает наибольшее значение. Большинство «золотых материалов Монтессори» как раз расположены в этой зоне. Здесь малыш развивает все свои органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Особый навык, который вырабатывается у детей в этой зоне – так называемое «стереогностическое чувство» - способность различать предметы по форме, фактуре, весу, без участия органов зрения, что может оказаться довольно важным в последующей жизни. В этой зоне находятся такие Монтессори-материалы как рамки со всевозможными видами застежек, начиная от пуговиц и заканчивая молнией, розовая башня, красные штанги, различные блоки цилиндров. Все эти материалы знакомят ребенка с понятием величины, учат сравнивать предметы (больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже и пр.)



  3. Математическую зону. В ней находятся такие материалы, как красно-синие штанги, золотые бусины, различные геометрические тела. Все эти материалы помогают малышу познакомиться с понятием количества, знакомят с основами счета и простейшими математическими операциями.


  4. Языковую зону. Здесь расположены материалы, способствующие развитию речи, письменные принадлежности (ручки, карандаши, кисточки). Для обучения основам письма используются штриховки и прописи. Для знакомства с буквами существует наборный алфавит, а также карточки с буквами с неровной поверхностью: шероховатые, рельефные, песчаные. Характерной особенностью развития ребенка в языковой зоне является появление так называемого спонтанного письма, а затем - спонтанного чтения, без какого-либо воздействия извне.


  5. Последняя зона может называться по-разному, но чаще всего её называют «космической». В этой зоне ребенок получает общие представления об окружающем мире, знакомится с основами биологии и географии, с культурой различных народов.


Особенность Монтессори-пособий в том, что они изготавливаются исключительно из натуральных материалов. В основном это дерево. В группе каждый из Монтессори-материалов находится в единственном экземпляре, такова особенность Монтессори-методики: благодаря этому дети учатся порядку, учатся считаться с другими.


«Помоги мне сделать это самому»


Монтессори-материалы
Учитель по Марии Монтессори – это не учитель в общепринятом понятии этого слова. Монтессори-учитель не учит чему-либо по своей собственной инициативе, навязывая ребенку не нужные ему сейчас или не актуальные для него знания. Роль учителя в Монтессори-группе сведена к наблюдению за ребенком, однако это не пассивное наблюдение, как может показаться на первый взгляд.


Монтессори-учитель должен подмечать, в каких зонах работает ребенок, как ему дается работа с тем или иным материалом. Помогать ребенку нужно лишь в том случае, если он сам этого попросит, или же в случае, если работа с материалом слишком сложна для него. Монтессори-учитель никогда не критикует ребенка, он только находится возле него, поддерживает его в его индивидуальном и естественном развитии. Монтессори-учитель не ведет за собой, а сам следует за ребенком.


В системе Монтессори существует, на мой взгляд, очень правильная система поощрений и разрешения конфликтов. Поощряя ребенка, Монтессори-учитель не употребляет слов «молодец», «умница» или иных слов, характеризующих ребенка как личность.

Разрешение конфликтов


Учитель употребляет слова, характеризующие отношение к проделанной работе, например «у тебя хорошо получилось собрать эту башню», «как быстро ты застегнул пуговицы». Это делается не напрасно. Приобретая зависимость от похвалы, ребенок начинает выполнять работу не ради результата, а ради награды. Система поощрений Монтессори исключает возникновение такой зависимости.



Разрешая конфликт, Монтессори-учитель не взывает к совести, не заставляет ребенка проявлять альтруизм или уступать, ведь для малыша пока это все пустой звук и он, хоть и уступив, не поймет, почему это было сделано. Нет, Монтессори-учитель постарается показать ребенку, что его понимают и слышат, в то же время, объясняя, почему считает его действия неправильными.


При таком подходе малыш гораздо легче воспримет существование каких-то норм и границ. Наказаний здесь и вовсе нет, ведь ребенок в буквальном смысле слова учится на собственных ошибках.


В заключение...


Строить башню
Итак, если вы хотите воспитать из своего ребенка самостоятельную, не зависящую от чьего-либо мнения личность, развивающуюся в соответствии со своими внутренними потребностями – группа развития по Марии Монтессори, несомненно, придется вам по душе. Здесь ваш ребенок сможет развить память, речь, все органы чувств, логическое мышление и моторику. Кроме того, он научится слушаться старших и помогать младшим, ведь Монтессори-группы разновозрастные.


Благодаря особенностям методики, малыш научится терпению, самодисциплине, научится считаться с другими. Развитие ребенка будет проходить в ненавязчивой игровой форме (так как Монтессори-материал это не только дидактический материал, но и интересные развивающие игрушки), не отбивая, а наоборот, прививая тягу к познанию и обучению. В конце концов, именно эта авторская методика закладывает в ребенка основы самодостаточности, позволяя ему жить в гармонии с самим собой.


Именно поэтому методика существует уже более ста лет, а число её приверженцев растет с каждым годом.


Автор статьи: Валентина Бакуменко

Для интернет-магазина Ученый Кот

Серия сообщений "Методика Монтессори":
Часть 1 - Мария Монтессори. Путь свободного развития.
Часть 2 - Почему Монтессори? Опыт детского психолога Елены Ленной
Часть 3 - 11 РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ
Часть 4 - Заповеди Марии Монтессори для родителей
Часть 5 - КНИГИ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Часть 6 - Монтессори-игры для детей от 2 до 3 лет.

Метки:  

Процитировано 5 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку