Светоявление: 25 декабря – 7 января
|
Известно, что Праздник явления Нового Света-Солнца, издревле отмечавшийся после зимнего солнцестояния, в религиозном сознании людей был связан с Богами, несущими людям Порядок и Свет.
Примерами тому могут служить: Думузи - у шумерийцев, Аполлон - у эллинов, Таммуз - у семитов, Митра - у арийских народов.
В этом смысле, празднование 25 декабря Рождения во плоти Иисуса Христа (на фото – икона этого Праздника), называвшего самого себя Светом Мира, есть лишь подтверждение этого древнего общего правила.
|
Но празднование православными русскими 7 января?
Это что за Традиция?
Вы можете сказать, что православное празднование 7 января в качестве даты Рождения Христа имеет в своей основе светско-религиозное смешение григорианского и юлианского методов счисления календарных дат, произошедшее в России после 24 января 1918 года?
Да, официально это так. Но неужели святая Русь отошла из-за этой чехарды календарей от своей исконной Традиции, установившей в предавние времена почитание именно явление Света, астрономически происходящее, как ни крути, не 7 января, а 25 декабря, то есть тогда, когда Земля начинает впервые приближаться к Солнцу, а световой день - прибавляться?
Вспомним, что Евангелия не называют строго определённой даты рождения Иисуса Христа. Скорее всего, по этой причине первые христиане какую-либо определённую дату в качестве Дня рождения своего Спасителя, как известно, не отмечали вовсе. Первыми же ночь с 6 на 7 января начали отмечать в качестве даты рождения Христа египтяне, а точнее, египетские копты, у которых задолго до принятия христианства вера в рождающегося, умирающего и воскресающего Бога была распространена на протяжении многих тысячелетий их истории. Именно от коптов - из города науки и знания Александрии обычай праздновать Рождество Христово 6-7 января распространился уже по всему христианскому миру.
Фреска XIII века Коптской церкви
Заметим, что сначала все христианские церкви справляли 6 - 7 января как совместный праздник Рождества Христова и начало явления Божественного Света в мире - Богоявления. Но в 354 году в Римской империи празднование Рождества Христова было перенесено с 6 января на 25 декабря, а январские праздничные дни остались за Праздником Богоявления. Здесь уместно вспомнить древнейшие названия этого праздника: «Просвещение» - потому, что Рождение Христа дало миру, согласно Тропарю Рождества Христова, Свет Разума, «праздник Светов», «Святые Светы» - потому что Бог есть Свет, а также древний церковный Тропарь - словесную икону праздника Богоявления, который не только воспевает, но и полностью раскрывает его подлинную сущность:
«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».
Считается, что сделанной в IV веке перестановкой праздников римская христианская церковь социально адаптировалась в праздничном смысле с очень любимыми народом Рима древними Сатурналиями – важнейшим декабрьским языческим праздником в честь Сатурна - Бога Золотого Века (Крона – эллинов), который был некогда заимствован римлянами ещё от этрусков. Но уже тогда не все христианские церкви согласились с римскими праздничными перестановками. Например, Армянская церковь осталась верной древней христианской Традиции, и поныне отмечая совместно Рождество Христово и Богоявление 6-7 января.
В России реальное - астрономическое явление нового Света-Солнца наблюдается в её северных районах не 25 декабря. И это астрономическое обстоятельство может примирить современную Россию с её исконной празднично-световой логикой.
Остаётся выяснить – где в России Солнце появляется 7 января?
Это явление наблюдается в областях за Полярным Кругом, расположенных между 67 и 68 градусами северной широты. Примечательно, что именно в этой северной части России по научному завету Жана Сильвена Байи учёные обнаружили следы праегипетского культа умирающе-воскресающего Бога Осириса.
|