Корни древнейшей истории - в том невообразимо далеком прошлом, когда прапредки современных народов были ещё не расчленены и не разъединены, а их языки, обычаи и верования во многом совпадали. Память о той невообразимо далекой эпохе запечатлена в современных живых языках (и прежде всего в корневых основах, общих для любых наречий), в мифологии и фольклоре, орнаменте и символике, обрядах и традициях. Носители этого бесценного культурного богатства вызрели и сформировались на территории современной России, впитав в себя её неисчерпаемый творческий потенциал. Русская земля стала и тем мостом, по которому двигались нерегулируемые миграционные потоки, когда обрушились на ничего не подозревавших людей глобальные климатические и геофизические катаклизмы.
Верховное божество индуистского пантеона, входящее вместе с Брахмой и Вишну в так называемую божественную триаду-тримурти, — Шива. Но лексема "шива" ("сива") существовала во времена как нерасчлененной индоевропейской этнолингвистической общности, так и после её дифференциации и распада на отдельные самостоятельные языки и этносы. Точно также и образ самого Шивы, его истоки уходят в доарийские времена, в том числе и в верования коренных народов Индостана, создавших цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен, которые поглотили культуру своих предшественников и заимствовали из неё множество образов и идей.
Пути топонимии в данном этимологическом процессе воистину неисповедимы.
Одна из колоритных достопримечательностей Москвы - так называемая Вшивая горка, расположенная над геоактивной излучиной Москвы-реки, при впадении в неё Яузы.
Даже уменьшительное "горка" слишком громко сказано. Холм, носивший такое гордое название, срыт и спрофилирован, на его месте давно уже отстроены современные здания, включая и знаменитую "высотку". Да и про "вшивость" вспоминают больше как этимологический курьез, причем не сообщая самого главного. Дело в том, что "Вшивая" в названии горки - результат позднейшего переиначивания, народного словотворчества, так сказать. В стародавние, дохристианские времена горка звалась не Вшивая, а Швивая. Археологи зафиксировали здесь древнее языческое святилище, связанное с каким-то древним культом.
Что это за культ? Вполне возможно (даже более чем вероятно), он связан с интересующими нас баснословно далекими временами арийских миграций. В таком случае ороним (название гор, возвышенностей) Швивая мог тогда звучать как Шивая. Сказанное вполне логично и обоснованно: только таким образом можно рационально объяснить, почему Швивая-Шивая в конце концов превратилась во Вшивую: не зная (точнее, намертво позабыв через десятки и сотни поколений), что такое Шивая, народ добавил к вычурному слову букву "в", и Шива "овшивел". Но тот Шива, имя которого поддается семантической реконструкции в московском топониме, не имеет ничего общего с многоруким Шивой. Он связан с ним, скорее всего, по смыслу и принадлежит женскому корреляту индуистского божества, известному как древнеславянская богиня Сива. Вот что сообщает о ней один из первых русских мифографов А.С.Кайсаров (1782 - 1813), досконально изучивший все доступные ему сведения:
"Сива была богиня плодов [славян], которые почитали её божеством плодородия и жизни. Изображали её в виде нагой девицы, у которой голова была украшено венком. Волосы её висели до колен; в правой руке она держала яблоко, а в левой - виноградную кисть..."
(В)шивой горкой следы времен арийских миграций в московской топонимике не исчерпываются. Знаменитый арбатский переулок Сивцев Вражек в обозримом прошлом также был "вшивым" и прозывался Вшивцевым (о)вражком.
.
А всё потому, что давно исчезла с лица земли речушка Сивка (вот она - исходная корневая основа), вдоль которого он до XIV века располагался. Речка, зафиксированная в древнейших московских документах, исчезла, а переиначенный переулок (первоначально улица), названный по её имени, остался.
Нельзя не отметить, что от анализируемого древнеарийского слова "зiva" происходит и имя волшебного коня русских народных сказок - Сивка-Бурка.
Многие слышали, наверняка, название реки Вишера. Корневая основа этого гидронима - "виш".
Но та же самая корневая основа просматривается в имени древнеиндийского божества Вишну.
Для понимания его глубинной этимологии и общеарийской значимости достаточно более внимательно приглядеться к некоторым словам русского языка. Вот, к примеру, знакомое и всеми любимое слово "весна", - казалось бы, совершенно русское. Однако оно имеет общее основание с другими индоевропейскими языками и восходит к древним общеарийским корням. Достаточно взглянуть на производное от слова "весна" прилагательное "вешний", чтобы увидеть в нем индийского бога Вишну и более общее русское понятие (Все)вышний, обозначающее высшее безначальное Божество, олицетворяющее главного властелина Вселенной (на что указывает его местоположение - в "вышине"). По-болгарски и сербохорватски "высокий" звучит как "више" (ср. русскую сравнительную степень "выше"). Не случайно также в эпических песнях Эдды верховный Бог древнескандинавского пантеона Удин именуется Высоким.
Интересно также, что и того же происхождения наименование вишни - прежде всего дерева, а затем уже его ягод. Другими словами, вишня - это дерево Вишну. На юге России и на Украине вишня издавна почитаемое дерево - в одном ряду с дубом, березой, ясенем, липой. Существовал обычай вырезать посошки и палочки из вишневого дерева. Считалось, что вишневая палка наделена особой, волшебной силой, которая к тому же передается от деда к отцу и от отца к сыну.
Тождественность Вишну и Всевышнего однозначно проявляется и в смысловом (семантическом) плане. В переводе с древнеиндийского (ведийского) Вишну означает "проникающий во всё", "всеобъемлющий". По индуистским воззрениям, он символизирует энергию, упорядочивающую Космос, и считается "владыкой существования и творения Вселенной": "Мир возник от Вишну и пребывает в нем, (Вишну) - творец существования и предбытия мира, он - мир" (Вишну-Пурана).
Именно такой образ Держателя Вселенной, возникший ещё в пору индоевропейской общности, рисовался и протославянам. Каменное изваяние Прото-Вишну обнаружено археологами при раскопках курганов в Днепропетровской области. Оно представляет собой низкорослого, лысого, бородатого мужчину (одно из первоначальных воплощений классического Вишну - "лысый карлик"), испещренного со всех сторон петроглифами в виде следов (след - традиционный знак, божественное клеймо Вишну), фигурами людей в сексуальных позах, животных, смыслообразующих орнаментов и информационно насыщенных "черт и резов". В совокупности всё это олицетворяет Вселенную.
Керносовский идол
Между тем, у Керносовского идола имеются также хвост и звериные уши (или рога?). Данные "аксессуары" вполне подходят и древнегреческому Божеству стад, лесов и полей - Пану, имеющему доэллинское и, скорее всего, общеиндоевропейское происхождение. Кстати, и имя Пан родственно имени Вишну, означая "всё". Следовательно, Прото-Вишну тождествен Прото-Пану. Другое дело, что общеиндоевропейское Божество, олицетворяющее Вселенную, постепенно видоизменяло свои первоначальные функции - по мере расщепления первичной этнической общности и миграций праэтносов по всей территории Евразии. Если в индуизме Бог Вишну сохранил и приумножил верховные и властные функции в составе великой триады Тримурти (Брахма - Вишну - Шива), то в других исторических условиях и иной идеологической доминанте - Олимпийской религии, пришедшей на смену старым, доэллинским верованиям, - Бог Пан, ранее олицетворявший "всё", превратился во второстепенное лицо Олимпийского пантеона, хотя никто не отрицал его глубоких корней, уходящих в первозданную природу. Естественно, менялись изображения или названия божеств. Прото-Вишну так же мало походит на классические скульптуры вишнуистского канона, как Прото-Пан - на образ скотьего Бога со свирелью в руке на известной картине Михаила Врубеля "Пан".
Вишну
М.Врубель Пан
Художественное воплощение нетождественно заложенному в него смыслу.
Нет сомнения, что понятие "(Все)вышний" перешло в христианскую традицию из глубокой древности. Этимологи выводят слово "весна" из древнеиндийского "vasantas" ("весна"); "vasar" ("рано"), откуда древнеисландское "var" ("весна"), латышское и литовское "vasara" ("лето"). Фонетические и лексические закономерности в их историческом развитии лишь частично перекрывают закономерность формирования и передачи во времени (от поколения к поколению) смысла понятий, имеющих словесно-знаковую оформленность, но развивающихся по совершенно иным закономерностям. Филолог может и не заметить цепочку взаимосвязанных слов "Вишну" - "вешний" - "весна". Но мимо этого не сможет пройти культуролог, который оперирует не фонетическими, а смысловыми закономерностями, имеющими происхождение более высокого порядка.