-Метки

1910s 1940s art deutsche deutschland english france la belle epoque memories norge retro lady retro-cocktail royalty saints united states of america азия алебастр амазонки американская живопись англия англосаксы античность аристократия армия артемида архитектура биография богини бухта афродиты валаам великобритания видео военная история воительницы германия города городской пейзаж греция дворец джайпур диана древнегреческая мифология древнеримская мифология древний египет древняя греция древняя русь европа египет егтпет животные забавное заграничные походы 1813-1815 годов зоопарк икона индия интересное интересный факт иордания ирландия испания история история в фотографиях история россии история руси канатная дорога карнакский храм кельтика кипр китай китайская живопись красота легенды лефкара ликвидаторы чаэс луксор любимые песни мадрид мальта мед поэзии мельница мифологическая живопись михаил поспелов модерн монархия монастырь москва н.новгород набережная наполеоновские войны нижний новгород нил норвегия обелиск образование общемировая история остров коневец отель памятник память парк пейзаж пекин плёс пляж подарок поэзия поэты православие природа прообраз таможенника верещагина путешествия романовы россия русская классика русская поэзия святые священное животное сервантес серебро скандинавия скульптура собор старая добрая англия старая ладога старая ладога. часть 4. старинные открытки сша текст песни тутанхамон фараон франция хатшепсут хелависа храмы христианство художники царская россия чернобыль чкалов шампольон швеция шри-ланка эллада

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в История_и_культура

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.01.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 2877


ШИВА, ВИШНУ, ПАН ... ВСЕВЫШНИЙ ... СИВА ... ВЕСНА ...

Вторник, 21 Июля 2015 г. 12:27 + в цитатник
Вячеслав_Косов все записи автора
Цитата сообщения Вячеслав_Косов ШИВА, ВИШНУ, ПАН ... ВСЕВЫШНИЙ ... СИВА ... ВЕСНА ...


 


Корни древнейшей истории - в том невообразимо далеком прошлом, когда прапредки современных народов были ещё не расчленены и не разъединены, а их языки, обычаи и верования во многом совпадали. Память о той невообразимо далекой эпохе запечатлена в современных живых языках (и прежде всего в корневых основах, общих для любых наречий), в мифологии и фольклоре, орнаменте и символике, обрядах и традициях. Носители этого бесценного культурного богатства вызрели и сформировались на территории современной России, впитав в себя её неисчерпаемый творческий потенциал. Русская земля стала и тем мостом, по которому двигались нерегулируемые миграционные потоки, когда обрушились на ничего не подозревавших людей глобальные климатические и геофизические катаклизмы.

 

5671928_119653949_5671928_drako144 (200x130, 20Kb)

 

Верховное божество индуистского пантеона, входящее вместе с Брахмой и Вишну в так называемую божественную триаду-тримурти,  Шива. Но лексема "шива" ("сива") существовала во времена как нерасчлененной индоевропейской этнолингвистической общности, так и после её дифференциации и распада на отдельные самостоятельные языки и этносы. Точно также и образ самого Шивы, его истоки уходят в доарийские времена, в том числе и в верования коренных народов Индостана, создавших цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен, которые поглотили культуру своих предшественников и заимствовали из неё множество образов и идей.

Пути топонимии в данном этимологическом процессе воистину неисповедимы.

 

5671928_119024199_5671928_animelinii902 (421x19, 1Kb)

 

Одна из колоритных достопримечательностей Москвы - так называемая Вшивая горка, расположенная над геоактивной излучиной Москвы-реки, при впадении в неё Яузы.

5671928_0_83d60_420a1255_XXL (700x525, 160Kb)

Даже уменьшительное "горка" слишком громко сказано. Холм, носивший такое гордое название, срыт и спрофилирован, на его месте давно уже отстроены современные здания, включая и знаменитую "высотку". Да и про "вшивость" вспоминают больше как этимологический курьез, причем не сообщая самого главного. Дело в том, что "Вшивая" в названии горки - результат позднейшего переиначивания, народного словотворчества, так сказать. В стародавние, дохристианские времена горка звалась не Вшивая, а Швивая. Археологи зафиксировали здесь древнее языческое святилище, связанное с каким-то древним культом.

Что это за культ? Вполне возможно (даже более чем вероятно), он связан с интересующими нас баснословно далекими временами арийских миграций. В таком случае ороним (название гор, возвышенностей) Швивая мог тогда звучать как Шивая. Сказанное вполне логично и обоснованно: только таким образом можно рационально объяснить, почему Швивая-Шивая в конце концов превратилась во Вшивую: не зная (точнее, намертво позабыв через десятки и сотни поколений), что такое Шивая, народ добавил к вычурному слову букву "в", и Шива "овшивел". Но тот Шива, имя которого поддается семантической реконструкции в московском топониме, не имеет ничего общего с многоруким Шивой. Он связан с ним, скорее всего, по смыслу и принадлежит женскому корреляту индуистского божества, известному как древнеславянская богиня Сива. Вот что сообщает о ней один из первых русских мифографов А.С.Кайсаров (1782 - 1813), досконально изучивший все доступные ему сведения:

"Сива была богиня плодов [славян], которые почитали её божеством плодородия и жизни. Изображали её в виде нагой девицы, у которой голова была украшено венком. Волосы её висели до колен; в правой руке она держала яблоко, а в левой - виноградную кисть..."


(В)шивой горкой следы времен арийских миграций в московской топонимике не исчерпываются. Знаменитый арбатский переулок Сивцев Вражек в обозримом прошлом также был "вшивым" и прозывался Вшивцевым (о)вражком.

5671928_pereuloksivcevvrazhekmoskva (500x375, 62Kb).5671928_istoriyasivcevvrazhka (500x375, 66Kb)

А всё потому, что давно исчезла с лица земли речушка Сивка (вот она - исходная корневая основа), вдоль которого он до XIV века располагался. Речка, зафиксированная в древнейших московских документах, исчезла, а переиначенный переулок (первоначально улица), названный по её имени, остался.

Нельзя не отметить, что от анализируемого древнеарийского слова "зiva" происходит и имя волшебного коня русских народных сказок - Сивка-Бурка.

 

5671928_119653949_5671928_drako144_1_ (200x130, 20Kb)

 

Многие слышали, наверняка, название реки Вишера. Корневая основа этого гидронима - "виш".

Но та же самая корневая основа просматривается в имени древнеиндийского божества Вишну.

Для понимания его глубинной этимологии и общеарийской значимости достаточно более внимательно приглядеться к некоторым словам русского языка. Вот, к примеру,  знакомое и всеми любимое слово "весна", - казалось бы, совершенно русское. Однако оно имеет общее основание с другими индоевропейскими языками и восходит к древним общеарийским корням. Достаточно взглянуть на производное от слова "весна" прилагательное "вешний", чтобы увидеть в нем индийского бога Вишну и более общее русское понятие (Все)вышний, обозначающее высшее безначальное Божество, олицетворяющее главного властелина Вселенной (на что указывает его местоположение - в "вышине"). По-болгарски и сербохорватски "высокий" звучит как "више" (ср. русскую сравнительную степень "выше"). Не случайно также в эпических песнях Эдды верховный Бог древнескандинавского пантеона Удин именуется Высоким.

Интересно также, что и того же происхождения наименование вишни - прежде всего дерева, а затем уже его ягод. Другими словами, вишня - это дерево Вишну. На юге России и на Украине вишня издавна почитаемое дерево - в одном ряду с дубом, березой, ясенем, липой. Существовал обычай вырезать посошки и палочки из вишневого дерева. Считалось, что вишневая палка наделена особой, волшебной силой, которая к тому же передается от деда к отцу и от отца к сыну.


Тождественность Вишну и Всевышнего однозначно проявляется и в смысловом (семантическом) плане. В переводе с древнеиндийского (ведийского) Вишну означает "проникающий во всё", "всеобъемлющий". По индуистским воззрениям, он символизирует энергию, упорядочивающую Космос, и считается "владыкой существования и творения Вселенной": "Мир возник от Вишну и пребывает в нем, (Вишну) - творец существования и предбытия мира, он - мир" (Вишну-Пурана).

Именно такой образ Держателя Вселенной, возникший ещё в пору индоевропейской общности, рисовался и протославянам. Каменное изваяние Прото-Вишну обнаружено археологами при раскопках курганов в Днепропетровской области. Оно представляет собой низкорослого, лысого, бородатого мужчину (одно из первоначальных воплощений классического Вишну - "лысый карлик"), испещренного со всех сторон петроглифами в виде следов (след - традиционный знак, божественное клеймо Вишну), фигурами людей в сексуальных позах, животных, смыслообразующих орнаментов и информационно насыщенных "черт и резов". В совокупности всё это олицетворяет Вселенную.

                     5671928_Kernosovskii_idol (200x336, 19Kb)               5671928_200pxKernosovskii_idol1_svg (200x480, 31Kb)   5671928_180pxKernosovskii_idol2_svg (180x460, 32Kb)

Керносовский идол

 

Между тем, у Керносовского идола имеются также хвост и звериные уши (или рога?). Данные "аксессуары" вполне подходят и древнегреческому Божеству стад, лесов и полей - Пану, имеющему доэллинское и, скорее всего, общеиндоевропейское происхождение. Кстати, и имя Пан родственно имени Вишну, означая "всё". Следовательно, Прото-Вишну тождествен Прото-Пану. Другое дело, что общеиндоевропейское Божество, олицетворяющее Вселенную, постепенно видоизменяло свои первоначальные функции - по мере расщепления первичной этнической общности и миграций праэтносов по всей территории Евразии. Если в индуизме Бог Вишну сохранил и приумножил верховные и властные функции в составе великой триады Тримурти (Брахма - Вишну - Шива), то в других исторических условиях и иной идеологической доминанте - Олимпийской религии, пришедшей на смену старым, доэллинским верованиям, - Бог Пан, ранее олицетворявший "всё", превратился во второстепенное лицо Олимпийского пантеона, хотя никто не отрицал его глубоких корней, уходящих в первозданную природу. Естественно, менялись изображения или названия божеств. Прото-Вишну так же мало походит на классические скульптуры вишнуистского канона, как Прото-Пан - на образ скотьего Бога со свирелью в руке на известной картине Михаила Врубеля "Пан".

5671928_Museum_fuer_Indische_Kunst_Dahlem_Berlin_Mai_2006_036_2 (547x700, 45Kb)

Вишну

 

5671928_640pxVrubel_pan (557x700, 95Kb)

М.Врубель Пан

 

Художественное воплощение нетождественно заложенному в него смыслу.


Нет сомнения, что понятие "(Все)вышний" перешло в христианскую традицию из глубокой древности. Этимологи выводят слово "весна" из древнеиндийского "vasantas" ("весна"); "vasar" ("рано"), откуда древнеисландское "var" ("весна"), латышское и литовское "vasara" ("лето"). Фонетические и лексические закономерности в их историческом развитии лишь частично перекрывают закономерность формирования и передачи во времени (от поколения к поколению) смысла понятий, имеющих словесно-знаковую оформленность, но развивающихся по совершенно иным закономерностям. Филолог может и не заметить цепочку взаимосвязанных слов "Вишну" - "вешний" - "весна". Но мимо этого не сможет пройти культуролог, который оперирует не фонетическими, а смысловыми закономерностями, имеющими происхождение более высокого порядка.

 


 
 
Рубрики:  Культура/Мифы и легенды
История/Топонимика и ономастика
Европа
Загадки истории
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

МосквичкаЛ_-_Марта   обратиться по имени Вторник, 21 Июля 2015 г. 12:47 (ссылка)
Благодарю!! Очень познавательно!!
Ответить С цитатой В цитатник
Вячеслав_Косов   обратиться по имени Вторник, 21 Июля 2015 г. 12:49 (ссылка)
МосквичкаЛ, Я стараюсь.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку