Хлорциан все записи автора
Скальдические стихи и исландские королевские саги сохранили уникальную информацию о пребывании на Руси четырех норвежских конунгов: Олава Трюггвасона (в 977–986 гг.), Олава Харальдссона (в 1029 г.), Магнуса Олавссона (с 1029 по 1035 г.) и Харальда Сигурдарсона (в начале 1030-х и в 1043– 1044 гг.). Уникальность ее определяется тем, что русские источники, знающие скандинавов на Руси, не называют имен норвежских конунгов, находившихся здесь на службе, и не упоминают воспитывавшихся здесь сыновей конунгов.
Жизнь норвежских конунгов на Руси описывается в сагах предельно лаконично, одной-двумя общими фразами. Совершенно очевиден недостаток конкретной информации, равно как и тенденция авторов саг к преувеличению роли знатного скандинава на Руси. И все же факт их присутствия на Руси, вопреки молчанию русских источников, очевиден.
Основанием для такого утверждения служат скупые по содержанию, но несущие достоверную фактическую информацию стихи скальдов: Олав Трюггвасон, по свидетельству скальда, «обагрил свой острый меч... на востоке в Гардах (на Руси. – Т. Д.)» (сочинено в 996 г.); Олав Харальдссон «в Гардах избавил... от страданий (?) Вальдамара» (1014–1015 гг.); ему, сообщает скальд, «пришлось посетить Гарды» (ок. 1050 г.); Магнус Олавссон назван в одной из вис «юным конунгом с востока из Гардов» (1031–гг.); скальды рассказывают, как Кальв Арнасон «указал... рьяному в битве Магнусу путь из Гардов в его страну» (ок. 1050 г.) и как Магнус, которому «не сравнялось и одиннадцати лет... снарядил великолепный боевой корабль из Гардов» (ок. 1047 г.); Харальд Сигурдарсон, подтверждает скальд, «провел... год на востоке в Гардах» (XI в.), да и сам посвятил «Висы радости» (ок. 1040 г.) «девушке в Гардах» – дочери Ярослава Мудрого Елизавете, на которой он и женился («взял себе ту жену, какую он хотел», ок. 1067 г.); а корабль его, направлявшийся в Норвегию, «резал море с востока из Гардов» (ок. 1065 г.).
Один из четырех норвежских конунгов был женат на русской принцессе. Через год после битвы при Стикластадире (1030), в которой погиб Олав Харальдссон, его сводный брат Харальд Сигурдарсон отправился, как сообщает Снорри Стурлусон в «Круге земном», «на восток в Гардарики к конунгу Ярицлейву», т.е. на Русь к князю Ярославу Мудрому. Снорри далее рассказывает, что «конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей... Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу («Восточному пути». – Т. Д.). Затем отправился он в путь в Грикланд (Грецию. – Т. Д.), и было у него много войска. Держал он тогда путь в Миклагард (Константинополь. – Т. Д.)» (Snorri Sturluson: XXVIII. 69–70). Причина отъезда Харальда в Византию объясняется в своде саг «Гнилая кожа». Здесь говорится, что «у конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд была дочь, которая звалась Элисабет, норманны называют ее Эллисив. Тогда возникает у Харальда желание вступить с ней в брак, и сказал он им, что он известен им своими предками, прекрасными родичами, которые у него есть, а также своими поступками, которые могли им тогда быть известны, и сказал, что нет ничего невероятного в том, что его слава еще может увеличиться». Ярослав ответил, что не может отдать дочь чужеземцу, у которого нет государства и который недостаточно богат для выкупа невесты, но при этом не отверг его предложения (Morkinskinna: 58–59).
Именно после этого разговора Харальд отправился прочь, добрался до Константинополя и провел там примерно десять лет (ок. 1034–1043) на службе у византийского императора. Вернувшись на Русь, Харальд взял то золото, которое он посылал из Миклагарда на хранение к Ярицлейву. Кроме того, во всех сводах сообщается, что в ту зиму «Ярицлейв отдал Харальду в жены свою дочь» (Morkinskinna: 87). Эти слова саги подтверждаются ссылкой на строфу исландского скальда Стува Слепого. О том же браке говорит и Адам Бременский: «Харольд, вернувшись из Греции, взял в жены дочь короля Руции Герцлефа» (Adam: Lib. III. Cap. 13. Schol. 62). Весной, сообщают саги со ссылкой на скальда Вальгарда из Веллы, Харальд отправился из Хольмгарда через Альдейгьюборг в Швецию. В исландских анналах читаем: «1045. Харальд Сигурдарсон прибыл в Швецию» (Islandske annaler: 17, 58, 108, 317). На этом основании можем сделать вывод, что брачный союз Харальда и Елизаветы Ярославны был заключен около 1044 г.
Сведения древнескандинавских источников о матримониальных связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в XI – первой половине XII в. уникальны в том смысле, что ни один из них не упоминается в древнерусских источниках. Информация о браках 1) Ярослава Мудрого (Ярицлейва саг) и Ингигерд, дочери Олава Шведского (1019 г.), 2) их дочери Елизаветы (Эллисив) и норвежского конунга Харальда Сигурдарсона (ок. 1044 г.), 3) внука Ярослава Мудрого, Владимира Всеволодовича Мономаха, и Гиды, дочери Харальда Английского (ок. 1074–1075 гг.), 4) сына Мономаха, Мстислава (по сагам – Харальда), и Кристин (по Новгородской первой летописи – Крестины), дочери Инги Стейнкельссона, шведского конунга (ок. 1095 г.), 5–6) дочери Мстислава, Маль(м)фрид, и норвежского конунга Сигурда Крестоносца (ок. 1111 г.), а затем – датского конунга Эйрика Эймуна (1133 г.), 7) другой дочери Мстислава, Ингибьёрг (или Энгильборг), и датского конунга Кнута Лаварда (ок. 1117 г.), 8) их сына, Вальдемара Датского, и Софии, дочери минского князя Володаря Глебовича (1154 г.) содержится в целом ряде исландских королевских саг, а также в «Деяниях архиепископов гамбургской церкви» Адама Бременского и в нескольких средневековых датских источниках («Деяниях датчан» Саксона Грамматика, Датских Бартолианских анналах).
Автор: Татьяна Джаксон
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В
Ссылка